Решение №02-06-033/2016 Решение по делу № 02-06-033/2016 от 18 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 28 апреля 2017 года г. Ханты-Мансийск

В полном объеме решение изготовлено 16 мая 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее по тексту — Ханты-Мансийское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<...> — <...>

Члены Комиссии:

<...> — <...>

<...> — <...>

в присутствии представителей Муниципального унитарного предприятия «Управление тепловодоснабжения и водоотведения «Сибиряк» муниципального образования с.п. Нижнесортымский (далее по тексту — МУП «УТВиВ «Сибиряк», Ответчик), по доверенности <...> — <...>, по доверенности <...> — <...>

в присутствии представителя Администрации Сургутского района, по доверенности <...> — <...>;

в присутствии представителя ООО «Югра-Сервис», по доверенности<...> — <...>;

в присутствии представителя МКУ «Служба единого заказчика по эксплуатации объектов социальной сферы» Сургутского района, по доверенности <...> — <...>

в отсутствие представителя МБОУ «Нижнесортымская средняя общеобразовательная школа», уведомленного надлежащим образом, о чем свидетельствуют материалы дела;

в отсутствие представителя МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Снежинка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей,уведомленного надлежащим образом, о чем свидетельствуют материалы дела;

в отсутствие представителя МБДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно- речевому развитию детей «Северное Сияние», уведомленного надлежащим образом, о чем свидетельствуют материалы дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Ханты-Мансийское УФАС России поступило обращение Администрации Сургутского района (вх. от 24.08.2016 № 1361 – о), указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях МУП «Управление тепловодоснабжения и водоотведения «Сибиряк» муниципального образования с.п.Нижнесортымский (далее - МУП «УТВиВ «Сибиряк»), выразившихся в злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением, в части необоснованного отказа в согласовании проектов узла учета тепловой энергии Учреждений.

Из материалов обращения следует, что с 2015 года оплата за коммунальные услуги тепловодоснабжения проводится непосредственно Учреждениями.

25.09.2015 Учреждениями были получены от МУП «УТВиВ «Сибиряк» новые технические условия на проектирование узлов учета тепловодоснабжения, на основании которых специализированной организацией были разработаны новые проекты узлов учета тепловодоснабжения, с учетом технических условий, выданных МУП «УТВиВ «Сибиряк».

После проверки новых проектов, МУП «УТВиВ «Сибиряк» вернуло проекты с замечаниями. Данные замечания были устранены специализированной организацией.

Несмотря на то, что все замечания, указанные МУП «УТВиВ «Сибиряк», Учреждениями устранены, новые проекты узлов учета до настоящего времени не согласовываются.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, для признания в действиях хозяйствующего субъекта нарушения антимонопольного законодательства, необходимо установить доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта на рассматриваемом товарном рынке, и установить недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности МУП «УТВиВ «Сибиряк» является передача пара и горячей воды (тепловой энергии).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно статье 5 Закон о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с пунктом 12.5 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок), без проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно пункту 1.3 Порядка, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, обзор состояния конкурентной среды на товарном рынке должен включать следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

в) определение географических границ товарного рынка.

Определение временного интервала исследования товарного рынка

Согласно пунктам 2.1, 2.2 Порядка, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

В случае если для целей исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, то проводится ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке.

В случае если для целей исследования необходим учет условий, которые сложатся на рассматриваемом товарном рынке после совершения действий, за которыми осуществляется государственный антимонопольный контроль, то проводится перспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке.

В данном случае проводится ретроспективный анализ, в связи с чем, временной интервал рассматриваемого товарного рынка определяется периодом времени с 01.01.2015 года до 31.12.2015 года.

Определение продуктовых границ товарного рынка

Процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее - определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях);

товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с ГОСТ Р 51303-2013. «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения»,

- группа товаров - совокупность товаров определенного класса, обладающих сходными потребительскими свойствами и показателями, а также общим назначением.

Товары не относятся к взаимозаменяемым, если для замены товара другим товаром в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой приобретатель товара несет значительные издержки (превышающие, как правило, 10 процентов от цены товара), и если при этом антимонопольный орган не располагает информацией о том, что такая замена имела или имеет место, а также, если такая информация не представлена хозяйствующим субъектом.

Учитывая, что товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), следует вывод, что услуги по передаче пара и горячей воды (тепловой энергии), в границах с.п. Нижнесортымский, не являются взаимозаменяемым товаром.

Таким образом, в качестве товара следует рассматривать услуги по передаче пара и горячей воды (тепловой энергии), ОКВЭД 40.30.2.

Целесообразность такого формирования продуктовых границ рынка обоснована тем, что вид деятельности «Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)» (ОКВЭД 40.30) включает, в том числе экономическую деятельность:

- Передача пара и горячей воды (тепловой энергии), ОКВЭД 40.30.2.

Определение географических границ товарного рынка

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка Процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

В соответствии с пунктом 4.2 Порядка, определение географических границ товарного рынка проводилось на основе информации о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, а также ценообразовании на рынке рассматриваемого товара.

Таким образом, рынок услуг по передаче пара и горячей воды (тепловой энергии), рассматривается в географических границах с.п. Нижнесортымский, является локальным рынком (не выходит за границы муниципального образования).

Приказом Администрации сельского поселения Нижнесортымский от 17 июля 2009 года создано муниципальное унитарное предприятие «Управление тепловодоснабжения и водоотведения «Сибиряк» муниципального образования сельское поселение Нижнесортымский.

Таким образом, в географических границах с.п. Нижнесортымский, МУП «УТВиВ «Сибиряк» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче пара и горячей воды (тепловой энергии).

Приказом от 20.12.2016 № 130, в отношении МУП «Управление тепловодоснабжения и водоотведения «Сибиряк» муниципального образования с.п. Нижнесортымский (Таежный пер., д. 4, с.п. Нижнесортымский, Сургутский район, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, 628447) возбуждено дело № 02-06-033/2016 по признакам нарушения части 1 статьи10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите к онкуренции».

Определением от 20.12.2016 (исх. от 20.12.2016 № 02/АП — 7047), рассмотрение дела назначено на 31 января 2017 года в 15 часов 00 минут.

Рассмотрение дела состоялось в назначенное время и дату.

В ходе заседания Комиссией антимонопольного органа были заслушаны доводы лиц, участвующих в деле.

Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу о необходимости получения дополнительных доказательств.

Определением от 31.01.2017 (исх. от 03.02.2017 № 02/МО-698) рассмотрение дела отложено, в связи с необходимостью получения дополнительной информации (доказательств) на 28 февраля 2017 года.

Определением от 28.02.2017 (исх. от 28.02.2017 № 02/МО-1145), в связи с отсутствием кворума комиссии, рассмотрение дела отложено на 22 марта 2017 года.

Определением от 22.03.2017 (исх. от 24.03.2017 № 02/МО-1816), в связи с отсутствием кворума комиссии, рассмотрение дела отложено на 31 марта 2017 г.

Определением от 31.03.2017 (исх. от 03.04.2017 № 02/МО-1984) рассмотрение дела отложено на 28.04.2017.

Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.

В ходе рассмотрения дела, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России заслушаны устные и оглашены письменные пояснения по делу.

Пояснения Ответчика заключаются в следующем.

Новые проекты не согласованы МУП УТВиВ «Сибиряк», поскольку они не соответствовали требованиям к составу документации и приборам учета, установленными техническими условиями и ГОСТами.

После направления замечаний в адрес Учреждений, данные замечания были исполнены частично.

В связи с тем, что потребители не устранили замечания в полном объеме, МУП УТВиВ «Сибиряк» повторно направило в адрес Учреждений письмо о необходимости устранения выявленных недостатков.

Однако, после направления повторного письма о необходимости устранения выявленных недостатков, проекты узлов учета тепловой энергии от Учреждений не поступали.

Таким образом, МУП УТВиВ «Сибиряк» не отказывало в согласовании проектов, а в соответствии действующим законодательством, предложило Учреждениям устранить выявленные замечания и, после чего представить проекты на согласование.

Комиссией антимонопольного органа на основании представленных документов, являющихся доказательствами по делу, письменных пояснений сторон по делу установлено следующее.

В соответствии с частью 7 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 (далее — Правила № 1034).

В соответствии с пунктом 5 Правил № 1034, коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (далее - договор) не определена иная точка учета.

В соответствии с пунктом 8 Правил № 1034, теплоснабжающие организации или иные лица не вправе требовать от потребителя тепловой энергии установки на узле учета приборов или дополнительных устройств, не предусмотренных настоящими Правилами.

В соответствии с пунктом 16 Правил № 1034, коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых потребителям тепловой энергии, теплоносителя, может быть организован как теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, так и потребителями тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 38 Правил № 1034, для источника тепловой энергии проект измерительной системы узла учета разрабатывается на основании технического задания, подготовленного владельцем источника тепловой энергии и согласованного со смежной теплоснабжающей (теплосетевой) организацией в части соблюдения требований настоящих Правил, условий договора и условий подключения источника тепловой энергии к системе теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 39 Правил № 1034, проект узла учета для иных объектов помимо источников тепловой энергии разрабатывается на основании: а) технических условий, выдаваемых теплоснабжающей организацией по запросу потребителя; б) требований настоящих Правил; в) технической документации на приборы учета и средства измерений.

В соответствии с пунктом 44 Правил № 1034, проект узла учета содержит: а) копию договора теплоснабжения с приложением актов разграничения балансовой принадлежности и сведения о расчетных нагрузках для действующих объектов. Для вновь вводимых в эксплуатацию объектов прилагаются сведения о проектных нагрузках или условиях подключения; б) план подключения потребителя к тепловой сети; в) принципиальную схему теплового пункта с узлом учета; г) план теплового пункта с указанием мест установки датчиков, размещения приборов учета и схемы кабельных проводок; д) электрические и монтажные схемы подключения приборов учета; е) настроечную базу данных, вводимую в тепловычислитель (в том числе при переходе на летний и зимний режимы работы); ж) схему пломбирования средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета, в соответствии с пунктом 71 настоящих Правил; з) формулы расчета тепловой энергии, теплоносителя; и) расход теплоносителя по теплопотребляющим установкам по часам суток в зимний и летний периоды; к) для узлов учета в зданиях (дополнительно) - таблицу суточных и месячных расходов тепловой энергии по теплопотребляющим установкам; л) формы отчетных ведомостей показаний приборов учета; м) монтажные схемы установки расходомеров, датчиков температуры и датчиков давления; н) спецификацию применяемого оборудования и материалов.

Таким образом, установленные пунктом 44 Правил № 1034 требования к проекту узла учета, являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат.

В ходе рассмотрения дела, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что, проект узла учета содержит требования, отраженные в пункте 44 Правил № 1034.

В соответствии с пунктом 49 Правил № 1034, проект узла учета, устанавливаемого у потребителя тепловой энергии, подлежит согласованию с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией, выдавшей технические условия на установку приборов учета.

В соответствии с пунктом 50 Правил № 1034, потребитель направляет на согласование в теплоснабжающую (теплосетевую) организацию копию проекта узла учета. В случае несоответствия проекта узла учета положениям пункта 44 настоящих Правил теплоснабжающая (теплосетевая) организация обязана в течение 5 рабочих дней со дня получения копии проекта узла учета направить потребителю уведомление о представлении недостающих документов (сведений). В этом случае срок поступления проекта узла учета на согласование определяется с даты представления доработанного проекта.

Письмами исх. от 25.05.2016 № 1096 исх. от 25.05.2016 № 1097, от 25.05.2016 № 1098 МУП УТВиВ «Сибиряк» направило в адрес Учреждений замечания, выявленные по результатам проверки проектов узла учета тепловой энергии.

Учреждениями, письмами исх. от 06.06.2016 № 734, исх. от 06.06.2016 № 151, исх. от 06.06.2016 № 254 в адрес МУП УТВиВ «Сибиряк» направлено уведомление об устранении выявленных замечаний.

Вместе с тем, замечания, направленные МУП УТВиВ «Сибиряк» в адрес Учреждений не содержали замечаний по требованиям, предусмотренным пунктом 44 Правил.

В соответствии с пунктом 51 Правил № 1034, теплоснабжающая (теплосетевая) организация не вправе отказаться от согласования проекта узла учета в случае его соответствия пункту 44 настоящих Правил. В случае непредоставления сведений о согласовании или замечаний к проекту узла учета в течение 15 рабочих дней со дня получения копии проекта узла учета проект считается согласованным.

Таким образом, учитывая, что выданные МУП «УТВиВ «Сибиряк» замечания о не соответствии проектов узла учета тепловой энергии ГОСТам, об отсутствии в проектах узла учета надстроечной базы данных, а также о неправильном выполнении расчетов выбора диаметров расходометров не содержат замечаний по требованиям, установленным пунктом 44 Правил, соответственно такие замечания не являются основанием для признания представленных Учреждениями проектов несоответствующими требованиям, установленным пунктом 44 Правил № 1034.

С учетом вышеизложенного, в связи с отражением в проектах узла учета тепловой энергии требований, установленных пунктом 44 Правил № 1034, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что повторного согласования проектов не требовалось, Учреждения должны были руководствоваться пунктом 51 Правил № 1034.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать муниципальное унитарное предприятие «Управление тепловодоснабжения и водоотведения «Сибиряк» муниципального образования с.п. Нижнесортымский (Таежный пер., д. 4, с.п. Нижнесортымский,Сургутский район, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, 628447) хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче пара и горячей воды (тепловой энергии).

2. Рассмотрение дела прекратить, в связи с отсутствием в действиях муниципального унитарного предприятия «Управление тепловодоснабжения и водоотведения «Сибиряк» муниципального образования с.п. Нижнесортымский, нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Разместить настоящее решение на официальном сайте антимонопольного органа.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Председатель Комиссии <...>

 

 

Члены Комиссии: <...>

 

 

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны