Решение б/н Решение по по делу 02-06-325/2014 от 20 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре поступило заявление ОАО «Сибнефтепровод» (вх. №2328-о от 13.10.2014г.) о нарушении ОАО «Тюменьэнерго» антимонопольного законодательства. Нарушение, по мнению заявителя, выразилось в необоснованном отказе в восстановлении технических условий и документов о технологическом присоединении энергопринимающих устройств ОАО «Сибнефтепровод».

ОАО «Тюменьэнерго» с доводами жалобы не согласно и поясняет, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств ОАО «Сибнефтепровод» к электрической сети ОАО «Тюменьэнерго» было произведено до вступления в силу Правил об осуществлении технологического присоединения, договор об осуществлении технологического присоединения между ОАО «Тюменьэнерго» и ОАО «Сибнефтепровод» не заключался, технические условия ОАО «Сибнефтепровод» не выдавались, и следовательно, не могут быть восстановлены, пункт 27 Правил не подлежит применению. Также указывает, что между ОАО «Сибнефтепровод» и ОАО «Тюменьэнерго» по точкам присоединения энергопринимающих устройств ОАО «Сибнефтепровод» к электрической сети ОАО «Тюменьэнерго» подписаны и действуют акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.

Исследовав материалы дела и выслушав представителей сторон по делу о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия установила следующее.

ОАО «Тюменьэнерго» является сетевой организацией к электрическим сетям которой присоединены объекты ОАО «Сибнефтепровод».

В связи с отсутствием у ОАО «Сибнефтепровод» документов на технологическое присоединение в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств в соответствии с пунктом 27 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004г. №861 (в редакции действующей на тот момент) (далее — Правила) письмами (исх.№02-01-11/2310, №02-01-11/2311, №02-01-11/2312 от 17.10.2013, №02-01-11/3069 от 30.12.2013 направило в адрес ОАО «Тюменьэнерго» заявления на восстановление технических условий и документов о технологическом присоединении в отношении энергопринимающих устройств  объектов НПС «Холмогоры», НПС «Пур-Пе», ЛПДС «Салым», ЛДПС «Мамонтово», НПС «Сатарино», НПС-1 «Муген», ЛПДС «Бачкун», ЛПДС «Торгилино», ЛПДС «Исетское, НПС «Кума».

Письмом от 30.10.2013 №ПД-7201 ОАО «Тюменьэнрего» направило предложение о рассмотрении акта фиксации величин максимальной мощности для переоформления акта разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности.

Письмом от 16.12.2013 №ПД-8419 ОАО «Тюменьэнерго» направило в адрес заявителя отказ в восстановлении технических условий и документов об осуществлении технологического присоединения в связи с тем, что указанная норма Правил распространяется на правоотношения возникшие с 27.12.2004г.

Заявитель дополнительно направил письмами от 19.12.2013 №02-01-11/2954, от 20.02.2014г. №02-01-11/561, от 22.05.2014г. №02-01-11/1901 заявления на восстановление документов о технологическом присоединении в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств: НПС «Вагай», НПС «Уват-1», НПС «Уват-2,3», НПС «Сетово-1, 2», НПС-3,4 «Урьевская», НПС-2 «Юган», НПС «Южный Балык-1», НПС «Ягодное», НПС «Березовое-1», НПС «Березовое-2», НПС «Ново-Петрово», НПС «Шаим-2, 3», НПС «Красноленинская», НПС «Вознесенка», НПС «Аремзяны-2,3», НПС-1 «Аремзяны», НПС «Абатская, ЛПДС «Апрельская».

Также, заявитель повторно направил письма от 24.12.2013 №02-01-11/3017, от 06.03.2014г. №02-01-11/780 с требованием о восстановлении технических условий и документов о технологическом присоединении в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств ОАО «Сибнефтепровод» к электрическим сетям ОАО «Тюменьэнерго». Указанные письма оставлены без ответа.

 В соответствии с пунктом 27 Правил сетевая организация не позднее 7 дней со дня получения заявления о восстановлении ранее выданных технических условий выдает дубликаты ранее выданных технических условий с указанием величины максимальной мощности энергопринимающих устройств заявителя. При невозможности восстановления ранее выданных технических условий выдаются новые технические условия не позднее 45 дней со дня обращения заявителя в сетевую организацию. При восстановлении технических условий в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств заявителю выдается акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и акт о разграничении эксплуатационной ответственности сторон.

Возможность продления сроков предоставления сетевой организацией документов о технологическом присоединении Правилами не предусмотрена.

Для подготовки и выдачи дубликатов технических условий или новых технических условий сетевая организация не вправе запрашивать у лица, обратившегося с заявлением материалы, подготовка и предоставление которых потребует от такого лица осуществление действий, которые невозможно осуществить в сроки, установленные для выдачи сетевой организацией дубликатов технических условий или новых технических условий.

Доводы ОАО «Тюменьэнерго» о невозможности восстановления документов о технологическом присоединении в отношении энергопринимающих устройств заявителя на основании пункта 27 Правил в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2014г. №130 Комиссия отклоняет как необоснованные, ввиду следующего.

ОАО «Тюменьэнерго» указывает, что подключение энергопринимающих устройств заявителя к электрической сети ОАО «Тюменьэнерго» было произведено на основании Правил пользования электрической и тепловой энергией, утв. Приказом Минэнерго СССР от 25.04.1977 №63, Правил пользования электрической и тепловой энергией, утв. Приказом Минэнерго СССР  от 06.12.1981 №310.

Необходимость заключения договора об осуществлении технологического присоединения не исключает факта выдачи технических условий на технологическое присоединение, так как это было предусмотрено Правилами пользования электрической и тепловой энергией, утв. Приказом Министра энергетики и электрификации СССР от 13.01.1969 №10, Правил пользования электрической и тепловой энергией, утв. Приказом Минэнерго СССР от 25.04.1977 №63, Правил пользования электрической и тепловой энергией, утв. Приказом Минэнерго СССР  от 06.12.1981 №310.

В соответствии с Правилами  пользования электрической и тепловой энергией процедура присоединения к электрическим сетям предусматривала выдачу технических условий, что было документально подтверждено заявителем путем представления копий технических условий по объектам НПС «Холмогоры», НПС «Пур-пе», ЛПДС «Мамонтово».

По мнению Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России требования к содержанию технических условий, содержащиеся в Правилах пользования, позволяют идентифицировать вышеуказанные документы как технические условия.

В соответствии с пунктом 59 Правил технологического присоединения потребитель вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов, в том числе с целью восстановления утраченных документов о технологическом присоединении.

Согласно пункту 71 действующей редакции Правил при получении заявления о переоформлении документов в связи с необходимостью восстановления утраченных технических условий, если к заявлению о переоформлении документов приложены документы, указанные в подпунктах «г» или «е» пункта 62 Правил, или такие документы имеются в наличии у сетевой организации, сетевая организация осуществляет подготовку и выдачу лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, новых технических условий.

Довод ОАО «Тюменьэнерго» относительно увеличения максимальной мощности объектов заявителя, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России считает необоснованными ввиду следующего.

ОАО «Сибнефтепровод», обращалось в сетевую организацию ОАО «Тюменьэнерго» с заявлениями о восстановлении документов о технологическом присоединении, а не об увеличении максимальной мощности объектов.

Заявитель указывает, что необходимость получения восстанавливаемых документов обусловлена подтверждением технологического присоединения, в целях осуществления своей деятельности, например в целях последующего перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (раздел IV Правил).

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства заявителем представлены документы об изменении полного фирменного наименования с ОАО «Сибнефтепровод» на Акционерное общество «Транснефть-Сибирь», что в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации не влечет за собой изменение самого юридического лица.

Согласно статье  4  Федерального закона от 17.08.2014г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к естественно монопольному виду деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим, признается положение субъекта естественной монополии.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»:

- запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции);

- в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

В соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 08.09.2009 N 6057/09 по делу №А49-3724/2008-120а/21-АК передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение. Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.

Таким образом, ОАО «Тюменьэнерго» оказывая услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на товарном рынке (передача электрической энергии в границах присоединенных электрических сетей).

Учитывая изложенное обстоятельства, ОАО «Тюменьэнерго» злоупотребило доминирующим положением (отказало в восстановлении технических условий заявителю),  что квалифицируется как нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» и влечёт последствия, предусмотренные антимонопольным законодательством.

Таким образом, в действиях (бездействии) ОАО «Тюменьэнерго», результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в части необоснованного отказа в восстановлении технических условий заявителю, выявлены признаки нарушения части 1 статья 10  Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Вина ОАО «Тюменьэнерго» состоит в том, что оно нарушило установленные Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запреты на  злоупотребление доминирующим положением и не предприняло всех зависящих от него мер по их соблюдению. Объективные обстоятельства, делающие невозможным соблюдение установленных законом запретов, при рассмотрении дела не установлены.

Имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют принять Комиссии антимонопольного органа решение по делу.

На основании вышеизложенного, руководствуясь  статьей 23,  частями 1-4 статьи 41, статьей 45, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ОАО «Тюменьэнерго», выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением, путем отказа в восстановлении технический условий и документов о технологическое присоединении Акционерному обществу «Транснефть-Сибирь» (до изменения официального фирменного наименования ОАО «Сибнефтепровод») нарушение части  1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ.

Связанные организации

Связанные организации не указаны