Постановление №02-09-103/2017 ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 11 о наложении штрафа по делу об администра... от 12 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 11

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

02-09-103/2017

 

12 января 2018 года г. Ханты-Мансийск

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее — Ханты-Мансийское УФАС России) – Иванов Василий Петрович, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 02-09-103/2017 и протокол об административном правонарушении № 148 от 30.11.2017, составленный в отношении муниципального унитарного предприятия «Управление тепловодоснабжения и водоотведения «Сибиряк» муниципального образования с.п. Нижнесортымский (далее по тексту — МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский) (ОГРН: 1098617000866; ИНН: 8617028226; КПП: 861701001; адрес местонахождения: Таежный пер., д. 4, с.п. Нижнесортымский, Сургутский район, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, 628447) по факту нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования,

в присутствии представителей МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский - <...>, действующая на основании доверенности <...>; <...>, действующий на основании доверенности <...>,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Ханты-Мансийское УФАС России поступило обращение ОАО «Сургутнефтегаз» (вх. от 23.11.2015 № 1705 – о), указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский, выразившихся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, в части необоснованного применения расчетного метода, вместо учетного метода (на основании показаний приборов учета тепловой энергии), при определении количества потребленной тепловой энергии по договору на теплоснабжение от 01.12.2013 № 163/Т в период с 20.10.2015 по 23.12.2015.

Из содержания обращения следовало, что МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский необоснованно определяет количество поставленной тепловой энергии, применяя расчетный метод вместо учетного (на основании показаний приборов учета тепловой энергии). В результате необоснованных действий МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский, ОАО «Сургутнефтегаз» причинен (мог быть причинен) материальный ущерб, в виде излишней суммы оплаты тепловой энергии, значительно превышающей сумму оплаты, рассчитанную с учетом показаний приборов учета, составляющую 1 166 384 руб. 04 коп.

Данное обстоятельство послужило основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 02-06-032/2016, в процессе рассмотрения которого установлено следующее.

Между МУП УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский (теплоснабжающая организация) и ОАО «Сургутнефтегаз» (абонент) заключен договор на теплоснабжение от 01.12.2013 N 163/Т (далее -договор), по условиям которого теплоснабжающая организация обязауется отпускать абоненту тепловую энергию с максимумом тепловой нагрузки, указанной в приложении № 1, а абонент обязуется принимать и оплачивать потребленную тепловую энергию в сроки и на условиях, предусмотренных договором, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии (пункт 1.1 договора).

В соответствии с пунктом 2.3.9 договора, при установке приборов учета тепловой энергии абонент обязан направить в теплоснабжающую организацию уведомление об их установке, подготовить соответствующие документы на узел учета и сообщить день встречи с работниками технической инспекции для принятия прибора учета в эксплуатацию.

Факт принятия прибора учета в эксплуатацию подтверждается актом приемки. При отсутствии акта оплата производится по расчету.

Пунктом 3.4 договора установлено, что при временном отсутствии приборов учета, выходе из строя, неверной их работе, или непредставлении данных, количество тепловой энергии, отпущенное абоненту, рассчитывается в соответствии Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 (далее — Правила № 1034).

Перед каждым отопительным сезоном абонент и теплоснабжающая организация осуществляют проверку готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации с составлением акта (пункт 3.6 договора).

Оплата за фактически потребленную тепловую энергию производится абонентом в течение 10 банковских дней с момента получения оригинала счета-фактуры и акта приемки-передачи выполненных работ (услуг), предъявленных абоненту теплоснабжающей организацией в соответствии с требованиями нормативных документов до 5 числа месяца, следующего за отчетным (пункт 4.2 договора).

В период с 14.09.2015 (дата начала отопительного сезона согласно постановлению Администрации сельского поселения Нижнесортымский Сургутского района от 14.09.2015 № 280) по 31.10.2015 МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский осуществляло подачу тепловой энергии на объекты ОАО «Сургутнефтегаз», указанные в договоре.

Направленные ОАО «Сургутнефтегаз» акты приемки-передачи выполненных работ (услуг) от 30.09.2015, от 31.10.2015 подписаны МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский с разногласиями со ссылкой на пункт 3.1 договора, Правила № 1034 об определении количества тепловой энергии по показаниям приборов учета, а также с указанием объема потребления по приборам.

Объем тепловой энергии, потребленной ОАО «Сургутнефтегаз» за указанный период, МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский определяло расчетным способом - по тепловым нагрузкам на основании пунктов 31, 73 Правил № 1034.

Согласно пункту 1 статьи 548 ГК РФ, к отношениям сторон по договору на теплоснабжение от 01.12.2013 N 163/Т подлежат применению, в том числе нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) об энергоснабжении.

Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию .

Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (статья 541 ГК РФ).

Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее по тексту - Закон № 190-ФЗ) количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения подлежит коммерческому учету, который осуществляется путем их измерения приборами учета.

В пунктах 5, 111 Правил № 1034 предусмотрено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за расчетный период.

Таким образом, действующее законодательство о теплоснабжении предусматривает оплату фактически поставленного и потребленного объема тепловой энергии.

Определение этого объема по приборам учета, то есть учетным способом, является приоритетным и наиболее достоверным способом.

Таким образом, действующее законодательство и условия заключенного сторонами договора допускают применение расчетного способа определения поставленного и потребленного абонентом объема тепловой энергии.

В соответствии с Правилами № 1034 смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию, при этом ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в составе представителя теплоснабжающей организации, представителя потребителя, а также представителя организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.

Согласно пунктам 66 - 68 Правил № 1034, при приемке узла учета в эксплуатацию комиссией проверяется: а) соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и данным Правилам; б) наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм; в) соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета; г) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения. При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя. Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.

В соответствии с пунктом 6 Правил № 1034, узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета.

На основании пункта 3 статьи 19 Закона № 190-ФЗ, пункта 31 Правил № 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: а) отсутствие в точках учета приборов учета; б) неисправность приборов учета; в) нарушение установленных договором сроков предоставления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.

В соответствии с пунктом 73 Правил № 1034, перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета.

Согласно пункту 65 Правил № 1034, документы для ввода узла учета в эксплуатацию представляются в теплоснабжающую организацию для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию.

Согласно пункту 87 Правил № 1034, владелец узла учета обязан обеспечить: беспрепятственный доступ к узлу учета стороне договора; сохранность установленных узлов учета; сохранность пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета.

Исходя из пункта 3 Правил № 1034, неисправность средств измерений узла учета - это состояние средств измерений, при котором узел учета не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (в том числе в связи с истечением сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета, нарушением установленных пломб, а также с работой в нештатных ситуациях).

В силу пунктов 75, 76 Правил № 1034 узел учета считается вышедшим из строя в следующих случаях: а) отсутствие результатов измерений; б) несанкционированное вмешательство в работу узла учета; в) нарушение установленных пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета, а также повреждение линий электрических связей; г) механическое повреждение средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета; д) наличие врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учета; е) истечение срока поверки любого из приборов (датчиков); ж) работа с превышением нормированных пределов в течение большей части расчетного периода.

Согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26.05.2016 16039-ОД/04, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Правил № 1034, узлы учета могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии до истечения срока службы основных приборов учета (расходомера, тепловычеслителя).

Средний срок службы расходомера или тепловычеслителя составляет 12 лет.

При этом, законодательством Российской Федерации в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности запрета на установку приборов учета энергетических ресурсов для таких объектов в инициативном порядке не предусмотрено.

На основании изложенного, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации отмечает, что законодательством Российской Федерации в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, прямо предусмотрено преимущество приборного учета потребления энергетических ресурсов.

В ходе рассмотрения дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила, что в связи вступлением в действие Правил № 1034, между МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский и ОАО «Сургутнефтегаз» в 2014 году составлены и подписаны акты повторного допуска узлов учета расхода тепловой энергии на коммерческий расчет.

Кроме того, МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский согласованы рабочие проекты узлов учета.

Таким образом, подписав акты допуска, МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский, тем самым признал отсутствие замечаний к узлам учета, препятствующих использованию приборов учета в качестве расчетных.

Вместе с тем, по смыслу Правил № 1034 при наличии на объектах ОАО «Сургутнефтегаз» приборов учета, допущенных к эксплуатации в установленном законодательством порядке, не составление актов о проверке готовности узлов учета к эксплуатации перед отопительным сезоном, при отсутствии доказательств неисправности приборов учета, истечения срока поверки приборов, не является основанием, исключающим возможность использовать показания таких приборов учета в расчетах сторон.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела, представитель ОАО «Сургутнефтегаз» пояснил, что документы, необходимые для проверки готовности приборов учета к эксплуатации в отопительном сезоне 2015-2016 гг. представлялись ресурсоснабжающей организации заблаговременно, а именно: ОАО «Сургутнефтегаз» направлено письмо исх. от 22.09.2015 № 76-01-29-2987, в соответствии с которым ОАО «Сургутнефтегаз» просило МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский направить его представителя 23.09.2015 для участия в комиссии приемки и оформления актов ввода в эксплуатацию УУТЭ, приложив паспорта и проекты на узлы.

В адрес ОАО «Сургутнефтегаз» поступило письмо от МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский исх. от 23.09.2015 № 958, согласно которому, МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский не может принять участие в комиссии 23.09.2015 и предложил свой график проверок, предусматривающий проверку не более 4 объектов в день, начиная с 28.09.2015, со ссылкой на пункт 65 Правил № 1034.

Согласно этому же письму, МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский указало, что в силу пункта 98 Правил № 1034, в актах учета (распечатках) необходимо исключить показания температуры падающего и обратного теплоносителя, текущие показания тепловой энергии, рассчитанные с использованием не надлежаще измеренными значениями температур.

Кроме того, письмом исх. от 07.10.2015 № 1035 МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский сообщило ОАО «Сургутнефтегаз», что для продолжения работы комиссии необходимо представить паспорта УУТЭ, отвечающих требованиям Правил № 1034.

Этим же письмом ОАО «Сургутнефтегаз» возвращены паспорта тепловых пунктов и рабочие проекты по объектам абонента.

В актах проведения обследований за октябрь 2015 года МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский указывало и иные замечания, неустранение которых, по мнению МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский, влекло отказ в допуске узлов учета в эксплуатацию и составлении актов периодической проверки.

Обозначенные МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский замечания в отсутствие доказательств несоответствия приборов учета требованиям нормативных правовых актов, нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (пункту 3 Правил № 1034) их неисправность, некорректную работу не подтверждают.

Нарушение установленных при приемке в 2014 году приборов учета и вводе их в эксплуатацию пломб из материалов дела не усматривается.

Стоимость услуг теплоснабжения определяется в зависимости от объема поставленной тепловой энергии и тарифа, установленного уполномоченным органом.

Таким образом, МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский незаконно применяет расчетный метод при определении объема поставленной Заявителю тепловой энергии, учитывая что приборы учета тепловой энергии Заявителя исправны.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу, что МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский, используя доминирующее положение, нарушает установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования, при определении объема поставленной ОАО «Сургутнефтегаз» тепловой энергии по договору расчетным способом, при наличии исправных Узлов учета, что приводит к необоснованному увеличению стоимости за услуги тепловой энергии, потребленные ОАО «Сургутнефтегаз» и нарушает его права и интересы.

Таким образом, в действиях МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский выявлено нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации (пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Учитывая указанные обстоятельства 12.05.2017 Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было принято решение по делу № 02-06-032/2016:

1. Признать муниципальное унитарное предприятие «Управление теплоснабжения и водоотведения «Сибиряк» муниципального образования с.п. Нижнесортымский хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче пара и горячей воды (тепловой энергии).

2. Признать в действиях муниципального унитарного предприятия «Управление теплоснабжения и водоотведения «Сибиряк» муниципального образования с.п. Нижнесортымский, нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в определении объема поставленной ОАО «Сургутнефтегаз» тепловой энергии по договору расчетным способом, при наличии исправных Узлов учета, что приводит к необоснованному увеличению стоимости за услуги тепловой энергии, потребленные ОАО «Сургутнефтегаз».

3. Выдать муниципальному унитарному предприятию «Управление теплоснабжения и водоотведения «Сибиряк» муниципального образования с.п. Нижнесортымский обязательное для исполнения предписание, а именно:

при определении стоимости услуг поставки ОАО «Сургутнефтегаз» тепловой энергии на объекты, находящиеся в границах территории муниципального образования с.п. Нижнесортымский МО Сургутский район (за исключением объектов: «Здание РУС», расположенное по ул. Энтузиастов, 3; «АБК НГДУ № 2», расположенный по ул. Энтузиастов, 12; «АБК НГДУ» с переходом, расположенный по ул. Энтузиастов, 12; «Здание гостиницы», расположенное по ул. Энтузиастов, 12; «Теплая стоянка», расположенная ул. Энтузиастов, 12) осуществлять расчет стоимости оказанных услуг поставки тепловой энергии, в соответствии с требованиями законодательства, с использованием для расчета тарифа на услугу поставки тепловой энергии, установленного уполномоченным государственным органом, с определением объема поставленной тепловой энергии, в соответствии с показаниями приборов учета тепловой энергии, установленных на объектах ОАО «Сургутнефтегаз», находящихся в границах территории муниципального образования сельское поселение Нижнесортымский МО Сургутский район.

4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Ответственность за нарушение требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Согласно части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса,

- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

На основании изложенного, лицом, совершившим правонарушение, является муниципальное унитарное предприятие «Управление тепловодоснабжения и водоотведения «Сибиряк» муниципального образования с.п. Нижнесортымский.

Место совершения административного правонарушения – 628447, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Сургутский район, с.п. Нижнесортымский пер. Таежный д. 4.

Время совершения административного правонарушения, установленное материалами делапериод с 20.10.2015 по 23.12.2015.

Таким образом, действия муниципального унитарного предприятия «Управление тепловодоснабжения и водоотведения «Сибиряк» муниципального образования с.п. Нижнесортымский образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.31 настоящего Кодекса.

Событие административного правонарушения - нарушение МУП УТВиВ «Сибиряк», установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, при определении объема поставленной ОАО «Сургутнефтегаз» тепловой энергии по договору расчетным способом, при наличии исправных Узлов учета, что приводит к необоснованному увеличению стоимости за услуги тепловой энергии, потребленные ОАО «Сургутнефтегаз» и нарушает его права и интересы.

Субъект правонарушения — муниципальное унитарное предприятие «Управление тепловодоснабжения и водоотведения «Сибиряк» муниципального образования с.п. Нижнесортымский.

Субъективной стороной данного административного правонарушения является противоправные действия.

Объект правонарушения: охраняемые Законом общественные отношения в сфере теплоснабжения.

Объективной стороной данного административного правонарушения является нарушение МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский, установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, при определении объема поставленной ОАО «Сургутнефтегаз» тепловой энергии по договору расчетным способом, при наличии исправных Узлов учета, что приводит к необоснованному увеличению стоимости за услуги тепловой энергии, потребленные ОАО «Сургутнефтегаз» и нарушает его права и интересы.

Таким образом, действия МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

У МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский имелась возможность для соблюдении правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но не были приняты все меры по их соблюдению.

Определением от 30.11.2017 (исх. от 30.11.2017 № 02/МО-7827) дело об административном правонарушении № 02-09-103/2017 назначено на 14.12.2017 в 14 часов 30 минут.

Этим же определением, МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский надлежало представить в Ханты-Мансийское УФАС России до даты рассмотрения дела об административном правонарушении № 02-09-103/2017:

- Сведения (справка) о сумме выручки от реализации услуги по передаче пара и горячей воды (тепловой энергии), за 2015-2016 гг. на территории с.п. Нижнесортымский МО Сургутский район;

- Сведения (справка) о совокупном размере суммы выручки МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский от реализации всех товаров (работ, услуг), за 2015-2016 гг.;

- Бухгалтерский баланс за 2015-2016 гг.

Вместе с тем, истребованные определением от 30.11.2017 (исх. от 30.11.2017 № 02/МО-7827) документы на дату рассмотрения дела об административном правонарушении № 02-09-103/2017 МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский представлены не были.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, определением от 14.12.2017 (исх. от 14.12.2017 № 02/МО-8390) дело об административном правонарушении № 02-09-103/2017 отложено на 12 января 2018 года в 14 часов 30 минут.

Этим же определением, МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский повторно запрошены документы, указанные в определении от 30.11.2017 (исх. от 30.11.2017 № 02/МО-7827).

Документы, истребованные определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 30.11.2017 (исх. от 30.11.2017 № 02/МО-7827) представлены в Ханты-Мансийское УФАС России 11.01.2018 (вх. от 11.01.2018 № 02-124)

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 5 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, предусмотренными статьей 4.2 КоАП РФ, не установлено.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, не установлено.

Дело об административном правонарушении № 02-09-103/2017 рассмотрено Ханты-Мансийским УФАС России, то есть по месту совершения административного правонарушения (часть 1 статьи 29.5 КоАП РФ).

Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела должностным лицом (статья 29.2 КоАП РФ) – не установлены.

Рассмотрение дела состоялось 12 января 2018 года, в установленные статьей 29.6 КоАП РФ сроки.

Решением Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России от 12.05.2017 (исх. от 12.05.2017 № 02/МО-2886) по делу № 02-06-032/2016 муниципальное унитарное предприятие «Управление тепловодоснабжения и водоотведения «Сибиряк» муниципального образования с.п. Нижнесортымский признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Данным решением Комиссии антимонопольного органа установлен факт нарушения антимонопольного законодательства вышеуказанным субъектом.

В силу пункта 1.2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ, является вступление в силу решения Комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации (решение по делу № 02-06-032/2016 вступило в силу 12.05.2017).

Срок давности привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ составляет 1 год и начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.

Таким образом, срок давности привлечения МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский к административной ответственности не истек.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1. КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с пунктом 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ, за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Сумма выручки МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский от реализации товара (работы, услуги), на рынке услуг по передаче пара и горячей воды (тепловой энергии) в границах муниципального образования с.п. Нижнесортымский за 2015 г. составляет 137 216 519 (сто тридцать семь миллионов двести шестнадцать тысяч пятьсот девятнадцать) рублей 81 копейка.

Минимальный размер административного штрафа составляет три тысячные размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение (137 216 519 рублей 81 копейка х 0.003 = 411 649 (четыреста одиннадцать тысяч шестьсот сорок девять рублей 55 копеек).

Максимальный размер административного штрафа составляет три сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение ( 137 216 519 рублей 81 копейка х 0,03 = 4 116 495 (четыре миллиона сто шестнадцать тысяч четыреста девяносто пять) рублей 59 копеек).

Таким образом, размер административного штрафа за совершенное МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский правонарушение составляет (4 116 495 рублей 59 копеек411 649 рублей 55 копеек) /2 + 411 649 рублей 55 копеек = 2 264 072 (два миллиона двести шестьдесят четыре тысячи семьдесят два) рубля 57 копеек.

Согласно части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса,

- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Совокупная сумма выручки МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2015 г. составляет 229 969 063 (двести двадцать девять миллионов девятьсот шестьдесят девять тысяч шестьдесят три) рубля 17 копеек.

229 969 063(двести двадцать девять миллионов девятьсот шестьдесят девять тысяч шестьдесят три) рубля 17 копеек/50 = 4 599 381 (четыре миллиона пятьсот девяносто девять тысяч триста восемьдесят один) рубль 26 копеек.

Таким образом, административный штраф, не превышает одну пятидесятую совокупного размера суммы выручки МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2015 год.

С учетом вышеизложенного, должностное лицо приходит к выводу о возможности применения к МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский меры административной ответственности в виде административного штрафа в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, что составляет 2 264 072 (два миллиона двести шестьдесят четыре тысячи семьдесят два) рубля 57 копеек.

Основания для освобождения МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский от административной ответственности в силу статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют, ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24.03.2005 № 5, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Характер совершенного административного правонарушения не свидетельствует о его малозначительности. Нарушение антимонопольного законодательства, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, не может быть рассмотрено как малозначительное, поскольку действия МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский, выразившимися в злоупотреблении доминирующим положением —нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услугу теплоснабжения, нарушило интересы ОАО «Сургутнефтегаз».

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ.

Согласно пункту 1 раздела I Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службы» Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Таким образом, антимонопольный орган уполномочен рассматривать дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Материалы дела собраны в полном объеме, позволяют принять объективное решение.

Рассмотрев материалы дела, должностное лицо считает факт указанного правонарушения установленным, вину МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский, доказанной.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 2.9, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3, 4.6, 23.48, 29.1, 29.2, 29.5, 29.6, 29.9, 14.31, 29.10, 29.11 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать муниципальное унитарное предприятие «Управление тепловодоснабжения и водоотведения «Сибиряк» муниципального образования с.п. Нижнесортымский (ОГРН: 1098617000866; ИНН: 8617028226; КПП: 861701001; адрес местонахождения: Таежный пер., д. 4, с.п. Нижнесортымский, Сургутский район, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, 628447) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, при определении объема поставленной ОАО «Сургутнефтегаз» тепловой энергии по договору расчетным способом, при наличии исправных узлов учета. 2. Применить к муниципальному унитарному предприятию «Управление тепловодоснабжения и водоотведения «Сибиряк» муниципального образования с.п. Нижнесортымский (ОГРН: 1098617000866; ИНН: 8617028226; КПП: 861701001; адрес местонахождения: Таежный пер., д. 4, с.п. Нижнесортымский, Сургутский район, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, 628447) меру ответственности в виде административного штрафа в размере 2 264 072 (два миллиона двести шестьдесят четыре тысячи семьдесят два) рубля 57 копеек

  1.  

Примечание:

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Штраф подлежит зачислению в федеральный бюджет (получатель – УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (Ханты-Мансийское УФАС России) в полном объеме по следующим реквизитам: ИНН – 8601009316, КПП – 860101001, ОКТМО – 71871000001, р/с – 40101810900000010001, Банк – РКЦ Ханты-Мансийск г. Ханты-Мансийск, БИК – 047162000, КБК –16111602010016000140 – денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства. УИН 16130011500001081896.

Заполнение платежных документов на перечисление сумм штрафов осуществляется в порядке, установленном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 ноября 2004 года № 106н «Об утверждении правил указания информации в полях расчетных документов на перечисления налогов, сборов и иных платежей в бюджетные системы Российской Федерации (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 14 декабря 2004 года, регистрационный номер <...> ).

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.В соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течении десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

 

 

 

Заместитель руководителя <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны