Решение №05-06-11/2017 Решение по делу №05-06-11/2017 от 27 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №05-06-11/2017

 

резолютивная часть решения оглашена «13» декабря 2017 года

решение в полном объеме изготовлено «26» декабря 2017 года                                                               г. Ханты-Мансийск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

Членов Комиссии:

рассмотрев дело №05-06-11/2017, возбужденное по признакам нарушения Администрацией Кондинского района (ул.Титова, д.21, п.г.т.Междуреченский, 628200) части 1, 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

в отсутствии представителя заявителя по делу от Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,

в отсутствии представителя ответчика по делу от Администрация Кондинского района, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,

в отсутствии представителя заинтересованного лица по делу от Муниципального учреждения «Управление капитального строительства Кондинского района», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,

в отсутствии представителя заинтересованного лица по делу от ООО «Мастер», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре поступило заявление Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее – Депстрой Югры) от 11.08.2017 №1271-О, направленное Службой контроля Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, содержащее сведения о признаках нарушения законодательства в действиях Администрации Кондинского района при проведении аукциона на право заключения контракта на выполнение целевой программы: «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на 2016-2020 годы» на территории Кондинского района.

По результатам рассмотрения заявления и материалов, Ханты-Мансийским УФАС России, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, принято решение о возбуждении дела №05-06-11/2017 по признакам нарушения Администрацией Кондинского района частей 1, 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, что подтверждается Приказом о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 11.09.2017 №49.

Определением о назначении дела к рассмотрению (исх.№05-06/ИТ-5867 от 28.09.2017), рассмотрение дела назначено на 20.10.2017, у лиц, участвующих в деле запрошены необходимые документы (информация).

Определением об отложении рассмотрения дела (исх.№05-06/ИТ-6402 от 23.10.2017) рассмотрение назначено на 17.11.2017, у Администрации Кондинского района запрошены необходимые документы (информация).

В связи с принятием заключения об обстоятельствах дела, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России вынесено определение об отложении рассмотрения дела (исх.№05-06/ИТ-7087 от 17.11.2017), в соответствии с которым рассмотрение дела назначено на 13.12.2017.

Кроме того, в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции в адрес Администрации Кондинского района направлено заключение об обстоятельствах дела (исх.№05-06/ИТ-7826 от 24.11.2017).

Изучив материалы дела, письменные пояснения ответчика по делу, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09.10.2013 №411-п утверждена государственная программа «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на 2016-2020 годы» (далее – Государственная программа).

Пунктом 4 Государственной программы органам местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа-Югры рекомендовано разработать и принять муниципальные программы, направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Указанной Государственной программой определен перечень объектов капитального строительства, который включает в себя объекты Кондинского района согласно которому по каждому из указанных объектов необходимо произвести строительство пожарных водоемов, а именно:

- с.Алтай – 3 шт./100 куб.м;

- с.Болчары – 12 шт./100 куб.м;

- пгт.Кондинское – 18 шт./100 куб.м;

- пгт.Куминский – 12 шт./100 куб.м;

- пгт.Луговой – 10 шт./100 куб.м;

- п.Назарово – 6 шт./100 куб.м;

- д.Ушья – 5 шт./100 куб.м;

- с.Чантырья – 5 шт./100 куб.м.

Постановлением Администрации Кондинского района от 25.12.2013 №2810 «О муниципальной программе Кондинского района «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности в Кондинском районе на 2014-2016 годы и на период до 2020 года» также определено строительство пожарных водоемов на указанных объектах (в указанных поселениях).

Согласно представленной информации следует, что в соответствии с Государственной программой Муниципальному учреждению «Управление капитального строительства Кондинского района» (далее – МУ УКС Кондинского района) были доведены технические задания (проектно-сметные документы) для строительства пожарных водоемов на территории Кондинского района отдельно по каждому населенному пункту: с.Алтай, с.Болчары, пгт.Куминский, пгт.Кондинское, пгт.Луговой, п.Назарово, д.Ушья, с.Чантырья.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Постановлением Администрации Кондинского района от 01.02.2016 №202 «Об уполномоченном органе» уполномоченным органом на осуществление функций по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Кондинского района является Администрация Кондинского района.

27.01.2017 в единой информационной системе для размещения заказов было опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме №0187300003517000020 на право заключения контракта на выполнение целевой программы: «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на 2016-2020 годы» на территории Кондинского района (далее – аукцион).

Согласно конкурсной документации, конкурс проводится в соответствии Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Заказчиком в аукционе в электронной форме является МУ УКС Кондинского района.

В соответствии с протоколом №0187300003517000020-1 рассмотрения единственной заявки участника в аукционе, аукцион признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе, в связи с тем, что по окончанию срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка – ООО «Мастер».

По итогам проведенного аукциона с единственным участником ООО «Мастер» заключен муниципальный контракт №0187300003517000020-0059955-01 на выполнение целевой программы: «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на 2016-2020 годы» на территории Кондинского района.

Согласно документации аукциона в состав лота объединены работы в разных, удаленных друг от друга населенных пунктах Кондинского района, а именно: с.Алтай, с.Болчары, пгт.Куминский, пгт.Кондинское, пгт.Луговой, п.Назарово, д.Ушья, с.Чантырья.

Кроме того, проектно-сметной документацией определены объемы и виды работ по каждому населенному пункту Кондинского района: с.Алтай, с.Болчары, пгт.Куминский, пгт.Кондинское, пгт.Луговой, п.Назарово, д.Ушья, с.Чантырья, которые значительно отличаются.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что оказание услуг требуется на различных объектах, расположенных в различных поселениях Кондинского района: с.Алтай, с.Болчары, пгт.Куминский, пгт.Кондинское, пгт.Луговой, п.Назарово, д.Ушья, с.Чантырья, что следует из документации об аукционе.

Кроме того, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что объем и виды работ и услуг по каждому из объектов различаются, то есть требуется выполнение различных работ и услуг, с различными объемами работ, а именно:

- с.Алтай включает объемы работ на пожарный водоем 24 вида работ в том числе, земляные и специальные работы в грунтах (19 наименований видов работ), монтаж водоема (1 наименование видов работ), изоляционные работы (1 наименование видов работ), отмостка (3 наименования видов работ); объемы работ на благоустройство территории 8 видов работ. Кроме того, указанные работы необходимо провести по ул.Лесная, 1а, ул.Ленина, 40п,  ул.Нюркойская, 1в;

- с.Болчары включает объемы работ на пожарный водоем 16 видов работ в том числе, отмостка (3 наименования видов работ); объемы работ на благоустройство территории 7 видов работ. Кроме того, указанные работы необходимо провести по ул.Пионерская, 12П, ул.Чехова, 1П, ул.Калинина, 18П, ул.Калинина, 32П, ул.Октябрьская, 1П, ул.Октябрьская, 5П, ул.Молодежная, 12, ул.Молодежная, 40, ул.Комсомольская, 35П, ул.Гагарина, 10А, ул.Заречная, 12П, ул.Новая, 4;

- пгт.Куминский включает объемы работ на пожарный водоем 16 видов работ в том числе, земляные и специальные работы в грунтах (11 наименований видов работ), монтаж водоема (1 наименование видов работ), изоляционные работы (1 наименование видов работ), отмостка (3 наименования видов работ); объемы работ на благоустройство территории 8 видов работ. Кроме того, указанные работы необходимо провести по ул.Майоровская, 22а, ул.Парковая, 13б, ул.Центральная, 3а, ул.Гагарина, 3б, ул.Станционная, 13а, ул.Горького, 1а, ул.Некрасова, 35а, ул.Некрасова, 23а, ул.Гагарина, 15а, ул.Горького, 48б, ул.Горького, 39а, ул.Почтовая, 33а;

- пгт.Кондинское включает объемы работ на пожарный водоем 16 видов работ в том числе, монтаж водоема (1 наименование видов работ), изоляционные работы (1 наименование видов работ), отмостка (3 наименования видов работ); объемы работ на благоустройство территории 7 видов работ. Кроме того, указанные работы необходимо провести по ул.Таежная, 5б, ул.Некрасова, 16б, ул.Титова, 10б, ул.Связистов, 2, ул.40 лет Победы, 19б, ул.40 лет Победы, 1б, ул.Набережная, 43б, ул.Рыбников, 33б, ул.Гастелло, 12б, ул.Октябрьская, 2г, ул.Набережная, 2в, ул.Солнечная, 7б, ул.Крупская, 26б, ул.Ленина, 1г, ул.Ленина, 37в, ул.Связистов, 42в, ул.Калинина, 5, ул.Энгельса, 15б.

- п.Луговой включает объемы работ на пожарный водоем 16 видов работ в том числе, отмостка (2 наименования видов работ), прочие работы (1 наименование видов работ); объемы работ на благоустройство территории 11 видов работ. Кроме того, указанные работы необходимо провести по ул.Касымская, 11а, ул.Береговая, 22а, ул.Некрасова, 40а, ул.Некрасова, 9а, ул.Лесников, 2а, ул.Куйбышева, 37а, ул.Авиаторов, 11б, ул.Кирова, 87а, ул.Новая, 2а, ул.Горького, 52а;

- п.Назарово включает объемы работ на пожарный водоем 16 видов работ в том числе, отмостка (2 наименования видов работ), прочие работы (1 наименование видов работ); объемы работ на благоустройство территории 7 видов работ. Кроме того, указанные работы необходимо провести по ул.Заречная, 1-п, ул.Заречная, 18-п, Гагарина, 2-п, ул.Центральная, 6-п, ул.Волгоградская, 16-п, ул.Новая, 9-п;

- д.Ушья включает объемы работ на пожарный водоем 16 видов работ в том числе, отмостка (2 наименования видов работ), прочие работы (1 наименование видов работ); объемы работ на благоустройство территории 7 видов работ. Кроме того, указанные работы необходимо провести по ул.Заречная, 1-п, ул.Заречная, 18-п, ул.Гагарина, 2-п, ул.Центральная, 6-п, ул.Волгоградская, 16-п, ул.Новая, 9-п;

- с.Чантырья включает объемы работ на пожарный водоем 16 видов работ в том числе, отмостка (2 наименования видов работ), прочие работы (1 наименование видов работ); объемы работ на благоустройство территории 7 видов работ. Кроме того, указанные работы необходимо провести по ул.Сибирская, 5-п, ул.Шаимская, 1-п, ул.Гагарина, 21-п, ул.Советская, 8-п, ул.Советская, 26-п.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции определено, что наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Объединение в один лот услуг, оказываемых в разных населенных пунктах Кондинского района способно повлечь за собой ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, отказа хозяйствующих субъектов от участия в торгах, в том числе по причине недостаточности трудовых и финансовых ресурсов, невозможности обеспечения оказания услуг в разных населенных пунктах Кондинского района.

При объединении в один лот необходимо учитывать не только технологическую и функциональную взаимосвязь указанных видов работ, но и способность потенциальных участников закупки выполнить тот или иной объем работ и принять участие в аукционе.

Целями осуществления закупок путем проведения торгов является обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации при осуществлении закупок, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечение гласности и прозрачности закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в закупках, заключение контракта по наиболее выгодной для заказчика цене.

Как было указанно выше, по результатам проведения открытого аукциона с единственным участником ООО «Мастер» заключен муниципальный контракт №0187300003517000020-0059955-01 на выполнение целевой программы: «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на 2016-2020 годы» на территории Кондинского района.

Причиной подачи единственной заявки ООО «Мастер» могло послужить, в том числе объединение в один лот различных по видам и объемам услуг и работ оказываемых на нескольких территориях, удаленных друг от друга.

Таким образом, в действиях Администрации Кондинского района усматриваются признаки нарушения части 1, 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении аукциона.

При рассмотрении настоящего дела антимонопольным органом проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения, в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции и Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

Рассматриваемые действия Администрации Кондинского района привели к нарушению законодательства на рынке деятельности по строительству (43.99.90.190 – работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки) (Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 №14-ст).

Как установлено материалами дела предметом контракта является проведение работ по целевой программе «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016 – 2020 года» - строительство пожарных водоемов на территории Кондинского района в населенных пунктах: с.Алтай, с.Болчары, пгт.Куминский, пгт.Кондинское, пгт.Луговой, п.Назарово, д.Ушья, с.Чантырья.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции в соответствии с пунктом 10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», установлено следующее.

Временной интервал исследования товарного рынка – 2017 год.

На рынке оказания услуг деятельности по строительству имеет место конкуренция, поскольку данный рынок является открытым для вхождения любых хозяйствующих субъектов расположенных как на территории Кондинского района, так и хозяйствующих субъектов других районов, то есть имеет неограниченный круг хозяйствующих субъектов.

Анализ состояния конкуренции показывает, что рынок услуг по строительству на территории Кондинского района является конкурентным.

Указанное свидетельствует о том, что Администрацией Кондинского района при проведении аукциона были совершены действия, которые привели, а также могли привести к  недопущению, ограничению, устранению конкуренции на определенном товарном рынке.

Таким образом, действия Администрации Кондинского района, выразившиеся во включении в состав одного лота при проведении аукциона на право заключения контракта на выполнение целевой программы: «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на 2016-2020 годы» на территории Кондинского района, услуг и работ оказываемых в различных населенных пунктах Кондинского района, удаленных друг от друга, а также работ и услуг, отличающихся как по виду, так и объему, нарушают требования частей 1, 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием заключенного по результатам проведения открытого аукциона муниципального контракта, в силу положений статьи 23 Закона о защите конкуренции у Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России отсутствуют основания для выдачи предписания об устранении нарушений.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Администрации Кондинского района, выразившихся во включении в состав одного лота при проведении аукциона на право заключения контракта на выполнение целевой программы: «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на 2016-2020 годы» на территории Кондинского района, услуг и работ оказываемых в различных населенных пунктах Кондинского района, удаленных друг от друга, а также работ и услуг, отличающихся как по виду, так и объему, нарушение частей 1, 3 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Основания для прекращения рассмотрения дела, в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствуют.

3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать, в связи с заключенным по результатам проведения открытого аукциона муниципального контракта.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                    -

Члены Комиссии                                                                                                  -

                                                                                                                                 -

-

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны