Определение №05-06-16/2018 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА №05-06-16/2018 О НАРУШЕНИИ АНТ... от 28 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА №05-06-16/2018 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

28 августа 2018 года                                                                           г.Ханты-Мансийск

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступило заявление и материалы из Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры от 16.07.2018 вх.№02-4597 на действия Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации Октябрьского района (далее – Комитет) по согласованию передачи в субаренду муниципального имущества – полигона утилизации бытовых отходов, общей площадью 2 800 м2, расположенный по адресу: Тюменская область, Октябрьский район, пгт.Андра, кадастровый номер <...> :07:0103007:1367, для эксплуатации по назначению в соответствии с природоохранными требованиями.

Как следует из материалов, 14.07.2017 на официальном сайте www.torgi.gov.ru Комитет разместил извещение и аукционную документацию о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества – полигон утилизации бытовых отходов, общей площадью 2 800 м2, расположенный по адресу: ХМАО-Югра, Октябрьский район, пгт.Андра, извещение №140717/0048892/01 (далее – аукцион).

Согласно информации, размещенной на официальном сайте www.torgi.gov.ru аукцион признан несостоявшимся в связи с признанием единственным участником аукциона ООО «Альянс».

24.08.2016 между Комитетом и ООО «Альянс» заключен договор аренды муниципального имущества №38/17 сроком по 23.08.2022 (далее – Договор №38/17).

Предметом указанного договора является временное владение и пользование полигона утилизации бытовых отходов, общей площадью 2 800 м2, расположенный по адресу: Тюменская область, Октябрьский район, пгт.Андра, кадастровый номер <...> :07:0103007:1367, для эксплуатации по назначению в соответствии с природоохранными требованиями.

Пунктом 1.9 Договора №38/17 определено, что арендатор не вправе сдавать вышеуказанное имущество в субаренду (поднаем), передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем).

16.11.2017 между Комитетом и ООО «Альянс» заключено дополнительное соглашение №1 к договору аренды муниципального имущества №38/17 (далее – Дополнительное соглашение №1).

Согласно пункту 1 Дополнительного соглашения №1, пункт 1.9 Договора изложен в новой редакции «1.9. Арендуемое имущество может сдаваться в субаренду арендатором только с письменного согласия арендодателя».

21.11.2017 Комитетом на основании письма от 21.11.2017 исх.№01-09-001263/17-О дано согласие ООО «Альянс» на сдачу в субаренду АО «Югра-Экология» муниципального имущества переданного Обществу по Договору №38/17.

01.12.2017 между ООО «Альянс» и ООО «Югра-Экология» заключен договор субаренды муниципального имущества №2дс/17.

Указанный аукцион проводился в соответствии с Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 №67 (далее – Правила).

Согласно пункту 98 Правил договор заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается договор, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации.

В соответствии с подпунктом 16 пункта 114 Правил, документация об аукционе, помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении аукциона, должна содержать указание на то, что при заключении и исполнении договора изменение условий договора, указанных в документации об аукционе, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается.

Пунктом 115 Правил определено, что к документации об аукционе должен быть приложен проект договора, который является неотъемлемой частью документации об аукционе.

Из системного толкования указанных норм следует, что договоры на передачу права владения и пользования, то есть, в том числе права аренды муниципального имущества, заключаются на условиях, изложенных в заявке на участие в аукционе и в аукционной документации, при этом последующее изменение данных условий не допускается.

Из представленных Комитетом документов, установлено, что ни конкурсной документацией, ни проектом договора аренды муниципального имущества не было предусмотрено право арендатора передавать имущество, полученное по итогам проведенного открытого конкурса в субаренду.

Кроме того, пунктом 1.9 Договора №38/17 предусмотрен прямой запрет на заключение договоров субаренды.

Таким образом, если в соответствии с аукционной документацией и условиями заключенного с арендатором договора аренды последнему права на передачу в субаренду не передавались, арендатор не мог в силу указанного ограничения заключить сделку по передаче этого права даже с согласия собственника, для которого существовал такой же запрет по распоряжению имуществом.

Из указанного выше следует, что правом аренды муниципального имущества, указанного в Договоре №38/17, полученного ООО «Альянс» по итогам проведенных конкурсов, обладает исключительно ООО «Альянс».

Следовательно, условия Договора №38/17 не могут быть изменены по соглашению сторон, путем заключения дополнительного соглашения, передача в субаренду невозможна, в том числе даже при наличии согласия собственника имущества.

Более того, Федеральным законом от 08.03.2015 №42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» (вступившим в силу с 01.06.2015) статья 448 ГК РФ изложена в новой редакции.

В соответствии с частью 7 статьи 448 ГК РФ, если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено в соответствии с законом.

Вместе с тем, как подтверждается представленными документами, заключению договора субаренды муниципального имущества №2дс/17 от 01.12.2017 между ООО «Альянс» и АО «Югра-Экология» послужило заключение Дополнительного соглашения №1, а также письмо Комитета от 21.11.2017, которым Комитетом дано согласие ООО «Альянс» на передачу в субаренду муниципального имущества АО «Югра-Экология».

При этом документами подтверждается, что ООО «Альянс» как арендатор перестало фактически использовать муниципальное имущество для осуществления хозяйственной деятельности, то есть использовать его по прямому назначению (письмо ООО «Альянс» №52 от 06.07.2018).

В этой ситуации, договор аренды, заключенный между Комитетом и ООО «Альянс» подлежал расторжению, а последующее предоставление имущества должно было быть осуществлено в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции, в том числе путем проведения торгов.

Однако, Комитет, заключив Дополнительное соглашение №1 к Договору №38/17 с ООО «Альянс», а также дав согласие ООО «Альянс» на передачу муниципального имущества АО «Югра-Экология» в субаренду, предоставил последнему преимущественные условия в осуществлении хозяйственной деятельности.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

В части 1 статьи 3 названного Закона указано, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 названной нормы.

Соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, для квалификации действий хозяйствующего субъекта и органа власти, как не соответствующих статье 16 Закона о защите конкуренции, необходимо установить наличие соглашения между указанными лицами или их согласованных действий и наступление (возможность наступления) в результате этих действий (соглашения) последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции.

Действия Комитета и ООО «Альянс» по заключению дополнительного соглашения №1 к Договору №38/17 и последующая передача в субаренду АО «Югра-Экология» муниципального имущества фактически совершены с целью обхода процедуры, установленной действующим законодательством, а именно в обход проведения торгов.

Таким образом, материалами подтверждается наличие между Комитетом и ООО «Альянс» соглашения, которое приводит, а также может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Следовательно, в действиях Комитета и ООО «Альянс» усматриваются признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении между ними Дополнительного соглашения №1 к Договору №38/17 о передаче муниципального имущества в субаренду без проведения торгов.

На основании изложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 16.08.2018 №71 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Комитетом по управлению муниципальной собственности администрации Октябрьского района (628100, Октябрьский район, пгт.Октябрьское, ул.Ленина, д.42) и ООО «Альянс» (628100, Октябрьский район, пгт.Октябрьское, ул.Больничная, д.16а/1) статьи 16 Закон о защите конкуренции, выразившихся в заключении Дополнительного соглашения №1 от 16.11.2017 о передаче муниципального имущества в субаренду без проведения аукциона, руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело №05-06-16/2018 к рассмотрению на 03 октября 2018 года в 12 час. 30 мин. по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Мира, д.27, зал заседаний.     

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя:                  Ханты-Мансийскую межрайонную природоохранную прокуратуру (ул.Дзержинского, д.7/2, г.Сургут, 628416).

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика: Комитет по управлению муниципальной собственности администрации Октябрьского района (628100, Октябрьский район, пгт.Октябрьское, ул.Ленина, д.42)

4. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика: Общество с органиченной ответственностью «Альянс» (628100, Октябрьский район, пгт.Октябрьское, ул.Больничная, д.16а/1).

5. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица: Акционерное общество «Югра-Экология» (628012, г.Ханты-Мансийск, ул.Энгельса, д.60, секция 3, офис 1).

6. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комитету по управлению муниципальной собственности администрации Октябрьского района, представить в срок до 24 сентября 2018 года следующие документы (информацию):

  •  копию положения о Комитете по управлению муниципальной собственности администрации Октябрьского района;
  •  копию извещения о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества – полигон утилизации бытовых отходов, общей площадью 2800 кв.м., расположенный по адресу: ХМАО-Югра, Октябрьский район, пгт.Андра, извещение №140717/0048892/01;
  •  копию аукционной документации (в том числе изменения, вносимые в документацию – при наличии);
  •  копии документов, регламентирующих деятельность аукционной комиссии;
  •  копии всех заявок, поступивших на участие в открытом аукционе, с приложением всех документов в составе заявок;
  •  копию журнала учета поступления заявок;
  •  копии всех протоколов, составленных в ходе проведения открытого аукциона;
  •  копию договора заключенного по результатам проведенного аукциона;
  •  всю имеющуюся переписку между Комитетом по управлению муниципальной собственности администрации Октябрьского района и ООО «Альянс» по вопросу заключения Дополнительного соглашения №1 от 16.11.2017 к Договору аренды муниципального имущества №38/17 от 24.08.2017, а также передачи муниципального имущества в субаренду;
  •  письменные объяснения по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

7. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» обществу с ограниченной ответственностью «Альянс», представить в срок до 24 сентября 2018 года следующие документы (информацию):

  •  копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц;
  •  копию устава ООО «Альянс»;
  •  всю имеющуюся переписку между Комитетом по управлению муниципальной собственности администрации Октябрьского района и ООО «Альянс» по вопросу заключения Дополнительного соглашения №1 от 16.11.2017 к Договору аренды муниципального имущества №38/17 от 24.08.2017, а также передачи муниципального имущества в субаренду;
  •  всю имеющуюся переписку между ООО «Альянс» и АО «Югра-Экология» по вопросу передачи муниципального имущества в субаренду, являющегося предметом Договора аренды муниципального имущества №38/17 от 24.08.2017;
  •  письменные, нормативные объяснения по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

8. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Акционерному обществу «Югра-Экология», представить в срок до 24 сентября 2018 года следующие документы (информацию):

  •  копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц;
  •  копию устава АО «Югра-Экология»;
  •  всю имеющуюся переписку между АО «Югра-Экология» и ООО «Альянс» по вопросу передачи муниципального имущества в субаренду и заключения договора субаренды муниципального имущества №2дс/17 от 01.12.2017;  
  •  всю имеющуюся переписку между АО «Югра-Экология» и Комитетом по управлению муниципальной собственности администрации Октябрьского района по вопросу передачи муниципального имущества в субаренду, являющегося предметом Договора аренды муниципального имущества №38/17 от 24.08.2017.

Непредставление или несвоевременное представление документов (информации) в антимонопольный орган влечет за собой административную ответственность, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.

Явка лиц, участвующих в деле или их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела №05-06-16/2018) обязательна.

Связанные организации

Связанные организации не указаны