Определение №05-06-2/2018 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБ ОТЛОЖЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА №05-06-2/2018 от 3 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОБ ОТЛОЖЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА №05-06-2/2018

 

01 октября 2018 года                                                                                  г.Ханты-Мансийск

 

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

-

Члены Комиссии:

-

-

-

-

рассмотрев дело №05-06-2/2018 по признакам нарушения Департаментом государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (Мира ул., д.14А, г.Ханты-Мансийск, 628011) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии на заседании представителя заявителя от Прокуратуры           Ханты-Мансийского автономного округа-Югры -

  в присутствии на заседании представителей ответчика по делу от Департамента государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа-Югры -

в присутствии на заседании представителя заинтересованного лица по делу от Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Управление автомобильных дорог» -

в присутствии на заседании представителя заинтересованного лица по делу от Акционерного общества «Комплексный технический центр «Металлоконструкция», -

в присутствии на заседании представителя заинтересованного лица по делу от Общества с ограниченной ответственностью Предприятие «ПИК» -

 

УСТАНОВИЛА:

 

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что 27.07.2017 в единой информационной системе для размещения заказов www.zakupki.gov.ru уполномоченный орган – Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее – Департамент) опубликовал извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме №0187200001717000738 на право заключения контракта по ремонту объекта: Обустройство опасных участков улично-дорожной сети дорожными ограждениями и замена ограждений, не отвечающих требованиям нормативов на автомобильных дорогах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в Ханты-Мансийском, Октябрьском, Кондинском, Советском и Белоярском районах  (далее - аукцион).

Согласно документации об аукционе аукцион проводится в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Заказчиком по указанному аукциону выступает Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Управление автомобильных дорог» (далее – КУ ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог»).

Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 87 637 430,00 руб. Размер обеспечения исполнения контракта составляет 30% от начальной (максимальной) цены контракта.

Как следует из аукционной документации в состав одного лота были объединены работы в разных, удаленных друг от друга районах автономного округа: Ханты-Мансийский район, Октябрьский район, Кондинский район, Советский район, Белоярский район.

Законом о защите конкуренции определены организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.

Целями вышеуказанного закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с положениями статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах (часть 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции).

В силу части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

С учетом изложенного, из содержания частей 1, 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции следует, что изложенные в них требования распространяются и на отношения, возникающие при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

С учетом изложенного, взаимозаменяемость – это критерий, применяемый в большей степени для экономического обоснования отнесения товаров к одному товарному рынку. При определении технологической и функциональной взаимосвязи товаров необходимо исходить из совокупности следующих критериев: техническая однородность; потребительское назначение; взаимозаменяемость.

Таким образом, при объединении товаров в один лот необходимо учитывать не только технологическую и функциональную взаимосвязь, но и способность потенциальных участников закупки выполнить тот или иной объем работ и принять участие в аукционе.

Как указывалось выше, оказание услуг требуется на различных объектах, расположенных в различных муниципальных районах автономного округа, а именно: Ханты-Мансийский район, Октябрьский район, Кондинский район, Советский район, Белоярский район, что следует из документации об аукционе.

Однако оказание услуг на каждом из объектов технологически и функционально не связано с оказанием указанных услуг на иных объектах, поскольку выполнение работ необходимо осуществить в различных муниципальных районах автономного округа.

Объединение в единый лот выполнение работ по ремонту дорог, расположенных  в различных муниципальных районах автономного округа негативно влияет на конкуренцию, что влечет в себе ограничение состава участников размещения заказа поскольку фактически создает дополнительные требования к участникам о необходимости наличия большего объема технических, кадровых и финансовых ресурсов, и приводит к вытеснению малых хозяйствующих субъектов, не способных либо освоить такой крупный лот, либо выполнить требование об обеспечении исполнения контракта.

Таким образом, объединение в единый лот выполнение работ по ремонту дорог, расположенных в различных муниципальных районах автономного округа противоречит частям 1, 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции и способно привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Департаменте государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, утвержденного Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30.06.2010 №114 (далее – Положение) Департамент является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по регулированию контрактной системы в сфере закупок, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере закупок для обеспечения нужд автономного округа, а также по методологическому сопровождению деятельности заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд автономного округа.

Пунктом 5.6.4 Положения определено, что Департамент осуществляет экспертизу документов, представленных заказчиками автономного округа для осуществления закупок, на соответствие требованиям действующего законодательства.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06.12.2013 №530 утвержден Порядок взаимодействия органов государственной власти, государственных казённых учреждений, бюджетных учреждений, автономных учреждений, государственных унитарных предприятий Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и иных юридических лиц, не являющихся государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, с уполномоченным органом по определению для них поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в условиях централизации закупок (далее – Порядок).

Пунктом 21 Порядка определено, что уполномоченный орган автономного округа в течение пятнадцати рабочих дней осуществляет проверку представленных заказчиком автономного округа документов и в случае выявления и них несоответствий Закону о контрактной системе и (или) иным нормативным правовым актам в сфере закупок вносит заказчику автономного округа предложения об их корректировке.

Кроме того, Департамент как организатор аукциона в целях проведения аукциона, утверждает аукционную документацию в связи, с чем именно Департамент как организатор аукциона несет ответственность за соблюдение действующего законодательства при проведении торгов.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2018 по делу №А75-763/2017.

При таких обстоятельствах решения и действия Департамента при проведении (организации) аукциона, представляют собой реализацию полномочий организатора аукциона и в таком качестве должны оцениваться на соответствие закону и иным правовым актам.

Таким образом, в действиях Департамента усматриваются признаки нарушения частей 1, 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении аукциона.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 47 Закона о защите конкуренции комиссия вправе отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

В соответствии с частями 1, 5 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006   №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Отложить рассмотрение дела №05-06-2/2018.

2. Назначить рассмотрение дела №05-06-2/2018 на 06 ноября 2018 года в 15 час. 00 мин. по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Мира, д.27, зал заседаний.

3. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Департаменту государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, представить в срок до 23 октября 2018 года следующие документы (информацию):

  •  письменные объяснения по признакам нарушения частей 1, 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

4. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Управление автомобильных дорог» представить в срок до 23 октября 2018 года следующие документы (информацию):

  •  акты выполненных работ, журналы работ и иные документы, содержащие сведения об объемах и видах выполненных работ по государственному контракту №08/17/371 на выполнение работ по ремонту объекта: обустройство опасных участков улично-дорожной сети дорожными ограждениями и замена ограждений, не отвечающих требованиям нормативов на автомобильных дорогах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в Ханты-Мансийском, Октябрьском, Кондинском, Советском и Белоярском районах. Информацию представить отдельно по каждому району (объекту), где проводились работы.

5. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО Предприятие «ПИК» представить в срок до 23 октября 2018 года следующие документы (информацию):

  •  письменные пояснения о том, повлияло ли (могло повлиять) на участие в аукционе (извещение №0187200001717000738) ООО Предприятие «ПИК» установление требования в аукционной документации о необходимости выполнении работ одновременно в различных муниципальных районах автономного округа: Ханты-Мансийский район, Октябрьский район, Кондинский район, Советский район, Белоярский район.

Непредставление или несвоевременное представление документов (информации) в антимонопольный орган влечет за собой административную ответственность, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.

В случае невозможности представления какого-либо из перечисленных документов, необходимо представить письменные объяснения о причинах его отсутствия.

Явка лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, и (или) их представителей с надлежаще оформленной доверенностью для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации обязательна. В случае неявки указанных лиц, дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации будет рассмотрено в их отсутствие.

В целях обеспечения прохода на территорию Ханты-Мансийского УФАС России, а равно допуска к рассмотрению дела, представителям лиц, участвующих в деле, при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий полномочия лица на представление интересов органа власти, хозяйствующего субъекта либо физического лица, а также копию настоящего определения (уведомления) по делу.

 

 

Председатель Комиссии                                                                  -

 

Члены Комиссии                                                                         -

            

                                                                                                          -

 

                                                                                                          -

 

                                                                                                          -

Связанные организации

Связанные организации не указаны