Заключение об обстоятельствах дела №05-06-4/2018

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
19.06.2018
Управление:
Ханты-Мансийское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - контроль распределения государственного и муниципального имущества
Номер дела:

Заключение об обстоятельствах дела

 №05-06-4/2018

 

14 июня 2018 года                                                                                                   г.Ханты-Мансийск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

Председателя Комиссии:

– «…»;

Членов Комиссии:

– «…»;

«…»,

рассмотрев дело №05-06-4/2018 по признакам нарушения муниципальным учреждением «Администрация сельского поселения Салым» (далее – Администрация с.п. Салым) (ул. Центральная, д.1, Нефтеюганский район, пос. Салым, 628327) части 1 статьи 17.1  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

в присутствии представителя заявителя от АО «Тюменьэнерго» «…», действующего по доверенности от 21.04.2016 №20908,

в присутствии представителя ответчика по делу от Администрации с.п. Салым «…», действующей по доверенности от 08.06.2018 №15, «…», действующей по доверенности от 08.06.2018 №14,

в присутствии представителя заинтересованного лица по делу от АО «Горэлектросеть» «…», действующей по доверенности от 13.06.2018 №01-34, «…», действующей по доверенности от 13.06.2018 №01-36,

руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В Ханты-Мансийское УФАС России поступило обращение АО «Тюменьэнерго» на действия Администрации с.п. Салым при передаче муниципального имущества АО «Городские электрические сети».

По результатам рассмотрения заявления и материалов, Ханты-Мансийским УФАС России, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, принято решение о возбуждении дела №05-06-4/2018 по признакам нарушения Администрацией с.п. Салым части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, что подтверждается Приказом о возбуждении дела и создании Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 21.05.2018 №39.

Определением о назначении дела к рассмотрению (исх.№05-06/ОТ-2576
от 22.05.2018), рассмотрение дела назначено на 14.06.2018, у Администрации с.п. Салым, запрошены необходимые документы (информация).

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.

Между Администрацией с.п. Салым и АО «Городские электрические сети» заключен договор аренды муниципального имущества №289 от 29.12.2017. Предметом договора, является временное пользование за плату муниципальным имуществом, предназначенное для использования с целью передачи электрической энергии ко всем категориям потребителей и для его эксплуатации.

Согласно пункту 1 договора, настоящий договор заключен на основании пункта 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции. Срок действия договора 30 календарных дней с 01.01.2018 по 30.01.2018.

30.01.2018 Администрация с.п. Салым и АО «Городские электрические сети» заключили дополнительное  соглашение №1 к договору аренды №289 от 29.12.2017, по условиям которого, пункт 1.2 договора был изложен в следующей редакции: «Срок действия договора установить с 31.01.2018 до заключения муниципального контракта на право предоставления во временное пользование за плату муниципальное имущество, находящееся в муниципальной собственности муниципального образования сельское поселение Салым, предназначенное для использования с целью передачи электрической энергии».

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества установлены статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предусмотренных данной нормой случаев.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Согласно части 3 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.

Договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному.

Таким образом, договоры передачи прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, заключенные в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, не могут быть продлены на основании пункта 2 статьи 621 ГК РФ, а также части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Следовательно, указанным договором установлен срок аренды имущества, превышающий тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев. В связи с этим оснований для внесения изменений в договор, увеличивающих срок действия договора аренды №289 от 29.12.2017 без проведения торгов в порядке исключения, предусмотренного пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, не имелось.

Таким образом, действия Администрации с.п. Салым, выразившиеся в заключение дополнительного соглашения №1 к договору аренды №289 от 29.12.2017, которым продлен срок действия договора, нарушают требования части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела представитель Администрации с.п. Салым пояснила, что дополнительное соглашение №1 к договору аренды №289 от 29.12.2017 было заключено во избежание чрезвычайной ситуации, а именно чтобы не допустить прекращение подачи электроэнергии потребителям в зимнее время.

Однако, довод Администрации с.п. Салым о том, что дополнительное соглашение №1 к договору аренды №289 от 29.12.2017 было заключено во избежание чрезвычайной ситуации, подлежит отклонению как несостоятельный в правовом отношении, поскольку доказательств, свидетельствующих о наступлении негативных последствий вследствие не заключения указанного соглашения, Администрацией с.п. Салым представлено не было.

Кроме того, у Администрации с.п. Салым имелась возможность заключить договор аренды электросетевого хозяйства на срок не превышающий 30 календарных дней с иным хозяйствующим субъектом. Однако, Администрация с.п. Салым таким правом не воспользовалась.

Также, Администрацией с.п. Салым не были совершены действия по направлению заявления в адрес антимонопольного органа о получении согласия на предоставление муниципальной преференции АО «Городские электрические сети» в порядке, предусмотренном главой 5 Закона о защите конкуренции.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции в соответствии с пунктом 10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», при передаче муниципального имущества в аренду АО «Городские электрические сети», установлено следующее:

1. Временной интервал исследования определен периодом с 29.12.2017 (дата заключения договора аренды муниципального имущества №289) по 31.03.2018 (дата передачи муниципального имущества в казну).

2. Предмет договора, заключаемого в отношении муниципального имущества: временное пользование за плату муниципальным имуществом, предназначенное для использования с целью передачи электрической энергии ко всем категориям потребителей и для его эксплуатации.

Учитывая совокупность имеющихся доказательств, в частности договор аренды №289, акт приема-передачи от 01.01.2018, дополнительного соглашения №1 к договору аренды №289, акт приема-передачи от 31.03.2018, письменные объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия Администрации с.п. Салым по части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.