Заключение об обстоятельствах дела №05-06-6/2018

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
19.06.2018
Управление:
Ханты-Мансийское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - контроль распределения государственного и муниципального имущества
Номер дела:

Заключение об обстоятельствах дела

 №05-06-6/2018

 

18 июня 2018 года                                                                                                   г.Ханты-Мансийск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

Председателя Комиссии:

– «…»;

Членов Комиссии:

– «…»;

«…»,

рассмотрев дело №05-06-6/2018 по признакам нарушения муниципальным учреждением «Администрация сельского поселения Сентябрьский» (далее – Администрация с.п. Сентябрьский) (Нефтеюганский район, пос. Сентябрьский, д. 10, 628330) части 1 статьи 17.1  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

в отсутствии представителя заявителя по делу АО «Тюменьэнерго», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрении дела,

в отсутствии представителя ответчика по делу Администрации с.п. Сентябрьский, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрении дела,

в присутствии представителя заинтересованного лица по делу от АО «Горэлектросеть» «…», действующей по доверенности от 05.06.2018 №11,

руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В Ханты-Мансийское УФАС России поступило обращение АО «Тюменьэнерго» на действия Администрации с.п. Сентябрьский при передаче муниципального имущества АО «Городские электрические сети».

По результатам рассмотрения заявления и материалов, Ханты-Мансийским УФАС России, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, принято решение о возбуждении дела №05-06-6/2018 по признакам нарушения Администрацией с.п. Сентябрьский части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, что подтверждается Приказом о возбуждении дела и создании Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 21.05.2018 №41.

Определением о назначении дела к рассмотрению (исх.№05-06/ОТ-2578
от 22.05.2018), рассмотрение дела назначено на 18.06.2018, у Администрации с.п. Сентябрьский, запрошены необходимые документы (информация).

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.

Между Администрацией с.п. Сентябрьский и АО «Городские электрические сети» заключен договор аренды муниципального имущества №65004/А-17 от 29.12.2017. Предметом договора, является временное пользование за плату муниципальным имуществом, предназначенное для использования с целью передачи электрической энергии ко всем категориям потребителей и для его эксплуатации.

Согласно пункту 1 договора №65004/А-17, настоящий договор заключен на основании пункта 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции. Срок действия договора 30 календарных дней с 01.01.2018 по 30.01.2018.

15.02.2018 Администрация с.п. Сентябрьский и АО «Городские электрические сети» заключили дополнительное  соглашение №01 к договору аренды №65004/А-17 от 29.12.2017, по условиям которого, срок договора аренды муниципального имущества №65004/А-17 от 29.12.2017 продлен на 28 календарных дней с 01.02.2018 по 28.02.2018.

15.02.2018 Администрация с.п. Сентябрьский и АО «Городские электрические сети» заключили дополнительное  соглашение №02 к договору аренды №65004/А-17 от 29.12.2017, по условиям которого, срок договора аренды муниципального имущества №65004/А-17 от 29.12.2017 продлен на 31 календарных дней с 01.03.2018 по 31.03.2018.

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества установлены статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предусмотренных данной нормой случаев.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Согласно части 3 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.

Договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному.

Таким образом, договоры передачи прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, заключенные в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, не могут быть продлены на основании пункта 2 статьи 621 ГК РФ, а также части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Следовательно, указанным договором установлен срок аренды имущества, превышающий тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев. В связи с этим оснований для внесения изменений в договор, увеличивающих срок действия договора аренды №65004/А-17 от 29.12.2017 без проведения торгов в порядке исключения, предусмотренного пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, не имелось.

Таким образом, действия Администрации с.п. Сентябрьский, выразившиеся в заключение дополнительных соглашений №01, №02 к договору аренды №65004/А-17 от 29.12.2017, которыми продлен срок действия договора, нарушают требования части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

В своих письменных объяснениях Администрация с.п. Сентябрьский указывает, что дополнительные соглашения №01, №02 к договору аренды №65004/А-17 от 29.12.2017 было заключено во избежание чрезвычайной ситуации, а именно чтобы не допустить прекращение подачи электроэнергии потребителям в зимнее время.

Однако, довод Администрации с.п. Сентябрьский о том, что дополнительные соглашения №01, №02 к договору аренды №65004/А-17 от 29.12.2017 были заключены во избежание чрезвычайной ситуации, подлежит отклонению как несостоятельный в правовом отношении, поскольку доказательств, свидетельствующих о наступлении негативных последствий вследствие не заключения указанного соглашения, Администрацией с.п. Сентябрьский представлено не было.

Кроме того, у Администрации с.п. Сентябрьский имелась возможность заключить договор аренды электросетевого хозяйства на срок не превышающий 30 календарных дней с иным хозяйствующим субъектом. Однако, Администрация с.п. Сентябрьский таким правом не воспользовалась.

Также, Администрацией с.п. Сентябрьский не были совершены действия по направлению заявления в адрес антимонопольного органа о получении согласия на предоставление муниципальной преференции АО «Городские электрические сети» в порядке, предусмотренном главой 5 Закона о защите конкуренции.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции в соответствии с пунктом 10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», при передаче муниципального имущества в аренду АО «Городские электрические сети», установлено следующее:

1. Временной интервал исследования определен периодом с 29.12.2017 (дата заключения договора аренды муниципального имущества №65004/А-17) по 31.03.2018 (дата окончания действия договора аренды муниципального имущества №65004/А-17).

2. Предмет договора, заключаемого в отношении муниципального имущества: временное пользование за плату муниципальным имуществом, предназначенное для использования с целью передачи электрической энергии ко всем категориям потребителей и для его эксплуатации.

Учитывая совокупность имеющихся доказательств, в частности договор аренды №65004/А-17, акт приема-передачи от 01.01.2018, дополнительные соглашения №01, №02 к договору аренды №65004/А-17, письменные объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия Администрации с.п. Сентябрьский по части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.