Решение б/н Решение и предписание по жалобе от 19.12.2016 № 2161-ж от 12 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена «28» декабря 2016 года     г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено «09» января 2017 года       

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07. 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании  Приказа от 24.10.2016 № 114 в составе:

Председатель комиссии:

<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

в присутствии представителей Заказчика –  Муниципальное унитарное предприятие «Управление тепловодоснабжения и водоотведения «Сибиряк» Муниципального образования сельское поселение Нижнесортымский (далее – Заказчик), по доверенности <…>

в отсутствие представителя Заявителя - ООО «Юридическая компания «Сфера права» (далее – Заявитель), уведомленного надлежащим образом о чем свидетельствуют материалы жалобы,

рассмотрев жалобу ООО «Юридическая компания «Сфера права» (вх. от 19.12.2016 № 2161-ж),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, при проведении запроса котировок на право заключения договора на оказание юридических услуг в рамках правового сопровождения деятельности предприятия МУП «УТВиВ» «Сибиряк», извещение №31604472334.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки до рассмотрения жалобы по существу (исх. от 22.12.2016 № 02/ТТ-7123). Рассмотрение жалобы назначено на 28.12.2016 г.

Как следует из содержания жалобы, Заказчиком в документации о закупке установлено требование о регистрации юридического лица Исполнителя на территории города Сургута или Сургутского района.

На основании изложенного, Заявитель просит:

1)Приостановить проведение запроса котировок в электронной форме на оказание юридических услуг в рамках правового сопровождения деятельности предприятие МУП «УТВиВ» «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский на 2017г.

2»Признать действия заказчика – МУП «УТВиВ» «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский неправомерным, внести изменения в котировочную документация.

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителей, Комиссия пришла к следующим выводам.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением «О порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский утвержденного директором МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский от 18.12.2013 (далее — Положение о закупках), разработанного в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

12.12.2016 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 31604472334 о проведении запроса котировок на право заключения договора на оказание юридических услуг в рамках правового сопровождения деятельности предприятия МУП «УТВиВ» «Сибиряк».

В соответствии с разделом Ι закупочной документации Заказчика, установлены основные требования к участникам, в которых присутствует требование о регистрации юридического лица Исполнителя на территории Сургута или Сургутского района.

В ходе рассмотрения жалобы было установлено что, в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках, участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках  при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

 Согласно части  1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции, положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что установление такого требования на стадии допуска участников к закупке не способно обеспечить равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Указанные действия не отвечают принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции, установленным в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Более того, предъявляя такое требование к участникам закупочной процедуры, заказчик фактически ограничил круг участников закупки предоставляя возможность участия в закупке лишь участникам (поставщикам),зарегистрированным на территории города Сургута и Сургутского района.

У потенциальных участников закупки, в том числе у Заявителя, находящихся на территории других субъектов Российской Федерации, отсутствует возможность принять участие в закупке, тем самым Заказчиком был нарушен принцип обеспечения единства экономического пространства, принцип расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия.

Таким образом, в действиях Заказчика, выразившихся в установлении требования о регистрации юридического лица Исполнителя на территории Сургута или Сургутского района, нарушают часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Положения о закупках, заказчик в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола передает победителю конкурса один экземпляр протокола, и в течении десяти дней проект контракта, который составляется путем включения условий исполнения договора, предложенных победителем конкурса в заявке на участие в конкурсе в проект договора.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Положения о закупках, договор с победителем либо иным лицом, с которым в соответствии с настоящим положением заключается такой договор, по результатам проведения закупки должен быть заключен не позднее 20 рабочих дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения конкурсных заявок на участие в процедуре закупки.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что в нарушение части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Положение о закупках Заказчика не предусматривает минимального срока заключения  договора по результатам осуществления закупки, регламентировано допускающего возможность обжалования в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов.

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг. В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо со дня такого размещения результатов торгов на сайте в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет».

При этом в части 18, части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции указано, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. В связи с чем, исходя из содержания части 1, части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке должно соответствовать положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о закупках, Закона о защите конкуренции, и должно содержать требования к закупке, в том числе, порядок заключения договоров, который должен обеспечивать участникам закупки возможность реализации их права на обжалование действий заказчика в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Положение о закупках должно соответствовать требованиям, установленным Законом о закупках и Законом о защите конкуренции, в соответствии с которыми порядок заключения договоров направлен на обеспечение участникам закупки возможности реализации их права на обжалование действий заказчика (организатора торгов) в антимонопольный орган в процедуре, установленной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного, заказчики обязаны устанавливать в Положении о закупках сроки заключения договоров по результатам проведения закупочных процедур с соблюдением требований части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Аналогичный вывод содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2016 по делу №309-КГ15-14384.

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу ООО «Юридическая компания «Сфера права» на действия Заказчика Муниципальное унитарное предприятие «Управление тепловодоснабжения и водоотведения «Сибиряк» Муниципального образования сельское поселение Нижнесортымский, при проведении запроса котировок на право заключения договора на оказание юридических услуг в рамках правового сопровождения деятельности предприятия МУП «УТВиВ» «Сибиряк», извещение № 31604472334, обоснованной.

2. Признать в действиях Муниципального унитарного предприятия «Управление тепловодоснабжения и водоотведения «Сибиряк» Муниципального образования сельское поселение Нижнесортымский, нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», пункта  2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, выразившееся в ограничении, устранении конкуренции, путем установления требования о регистрации юридического лица на территории города Сургута или Сургутского района.

3. Выдать Муниципальному унитарному предприятию «Управление тепловодоснабжения и водоотведения «Сибиряк» Муниципального образования сельского поселения Нижнесортымский обязательное для исполнения предписание.

 

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                         <…> 

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                     <…>

                                                                                                                 

                                                                                                                        

                                                 <…>

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 110

         

09.01.2017 г.                                                                                                     г. Ханты-Мансийск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07. 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа от 24.10.2016 № 114 в составе:

Председатель комиссии:

<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

на основании своего решения от 09.01.2017 года, вынесенного  по жалобе ООО «Юридическая компания «Сфера права» (вх. от 19.12.2016 № 2161-ж), руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Муниципальное унитарное предприятие «Управление тепловодоснабжения и водоотведения «Сибиряк» Муниципального образования сельское поселение Нижнесортымский в срок до 31.01.2017 года:

1. Отменить все протоколы, составленные в ходе закупки №31604472334;

2. Исключить требование, установленное в документации о закупке на оказание юридических услуг в рамках правового сопровождения деятельности предприятия МУП УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский,  извещение №31604472334, а именно:

2.1 Регистрация юридического лица Исполнителя на территории города Сургута или Сургутского района;

3. Внести изменения в Положение о порядке проведения закупки товаров, работ, услуг для нужд МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский   утвержденного директором МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский   от 18.12.2013 установив минимальные сроки заключения договора по результатам проведения закупочных процедур, с учетом сроков, установленных частью 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

4. Представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре информацию об исполнении пунктов настоящего предписания в срок до «30» января  2017 года с приложением подтверждающих документов.

5. Контроль за исполнением настоящего предписания возложить на государственного инспектора <…>

 

   Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

   Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

    Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                      <…> 

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                        <…>

                                                                                                                 

                                                                                                                        

                                                 <…>

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны