Решение б/н решение по жалобе 976-ж от 12 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «09» июля 2018 года г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено «12» июля 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа № 78 от 19.12.2017 в составе:

Председатель комиссии:

<...>

Члены комиссии:

<...>

<...>

в присутствии представителей Заказчика - Муниципальное дорожно-эксплуатационное предприятие г. Ханты-Мансийска, по доверенности <...>; по доверенности <...>.;

представитель Заявителя на заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, о чем свидетельствуют материалы жалобы;

рассмотрев жалобу ООО «УралСоль» (вх. от 28.06.2018976-ж),


 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба ООО «УралСоль» на действия заказчика — Муниципального дорожно-эксплуатационного предприятия г. Ханты-Мансийска,при проведении запроса предложений на поставку соли галит марки Б (далее — запрос предложений), извещение 31806611486.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки до рассмотрения жалобы по существу (исх. от 02.07.2018 № 02/ОВ-3859). Рассмотрение жалобы назначено на 09.07.2018 г.

Заявитель сообщает:

1) В документации о проведении закупки, в техническом задании Заказчик указывает, что предметом закупки является поставка соли галит марки Б. Однако классификация технической соли по маркам «А» и «Б» (ТУ 2111-044-00203944-2011). У других многочисленных российских производителей аналогичного товара таких как ОАО «Тыретский солерудник», ООО «Алтайская соледовывающая компания», ООО «Руссоль», ООО ПКК «АСТРАСОЛЬ», предусмотрена классификация технической соли по сортам: высший сорт, первый сорт, второй сорт. Классификация галита марки «А», «Б» и «В» так же содержится в ТУ РБ 600122610.016-2002 РУП ПО «Беларуськалий, но нормы и характеристики продукции данного производителя отличаются от норм и характеристик, заявленных Заказчиком в Техническом задании. В пункте 3.3.2 Документации о закупке, Заказчик устанавливает преференции участникам закупки, поставляющим товары Российского происхождения.

2) Приведенные Заказчиком в Техническом задании требования к техническим характеристикам товара также полностью соответствуют товару только одного производителя - ПАО «Уралкалий», в то время как на рынке представлены товары и иных производителей с более качественными характеристиками и более конкурентной стоимостью.

3) Заявителем в адрес Заказчика направлен запрос на разъяснения документации о возможности поставки товара, аналогичного Концентрату минеральному галит марки «Б», с улучшенными техническими характеристиками, однако Заказчиком не было представлено исчерпывающего и обоснованного разъяснения положений документации о проведении закупки, не конкретизированы производители товаров с учетом характеристик которых Заказчиком дано описание объекта Закупки.

На основании вышеизложенного Заявитель считает, что установленные Заказчиком требования к техническим характеристикам товара, указание на онкретную марку товара ограничивают число участников закупки, так как указанным характеристикам соответствует только товар одного производителя — ПАО «Уралкалий» из возможных шести производителей.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1)осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2)неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3)предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4)осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5)неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

С учетом, доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителей Заказчика, Комиссия пришла к следующим выводам.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг Муниципального дорожно-эксплуатационного предприятия муниципального образования г. Ханты-Мансийска (далее – Положение о закупках), утвержденного директором МДЭП МО г. Ханты-Мансийска 26.02.2018, разработанного в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

15.06.2018 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 31806611486, о проведении запроса предложений на поставку соли галит марки Б.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, следует, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Начальная (максимальная) цена договора (цена лота): 10 944 000,00 Российский рубль.

Дата начала и окончания срока подачи заявок: с 15.06.2018 г. по 20.06.2018 г.

Дата вскрытия заявок: 21.06.2018 г.

В соответствии с протоколом вскрытия заявок запроса предложений от 21.06.2018, на участие в запросе предложений поступило 2 (две) заявки:

-ООО «Уралсоль» с ценовым предложением — 10 398 160,00 рублей;

-ООО ТК «Минерал» с ценовым предложением — 10 789 920, 00 рублей.

В соответствии с протоколом рассмотрения, оценки и сопоставления заявок запроса предложений от 21.06.2018, Комиссией Заказчика принято решение о несоответствии заявки ООО «Уралсоль» Форме предложения (приложение № 4 к документации о закупке), признать победителем в запросе предложений ООО ТК «Минерал».

По доводам изложенным в жалобе Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, сообщает следующее.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 1.1.1 Документации о закупке, настоящая документация о запросе предложений подготовлена в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Положением о закупках товаров, работ, услуг Муниципального дорожно-эксплуатационного предприятия муниципального образования город Ханты-Мансийск (М ДЭП), утвержденного директором (в действующей редакции от 30 декабря 2016 года, с изменениями от 26 февраля 2018 года).

В соответствии с пунктом 1.6.1 Документации о закупке, в запросе предложений может принять участие любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным Заказчиком в соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг Муниципального дорожно-эксплуатационного предприятия муниципального образования город Ханты-Мансийск.

В соответствии с пунктом 2.7.3 Документации о закупке, наименования, виды (содержание) и объемы поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанные в Приложении №1, и в предложении Участника закупки о качестве поставляемых товаров, выполняемых услуг, оказываемых услуг и иных условиях исполнения договора должны совпадать. В случае их несовпадения заявка на участие в запросе предложений признается несоответствующей требованиям документации о запросе предложений, что влечет за собой отказ в допуске.

В соответствии с частью 1.9 пункта 1.9.1.4 Документации о закупке, участник закупки отстраняется от участия в запросе предложений в случае не соответствия заявки на участие в запросе предложений требованиям документации о проведении запроса предложений.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что Заявителем в составе заявки предложена иная продукция, аналогичная концентрату минеральному «Галит» марки «Б», других марок, с иными техническими характеристиками.

Соль галит марки «Б» предназначена для борьбы с зимней гололедицей на автомобильных дорогах путем посыпки дорог, не содержит токсических веществ. Его преимущество перед другими видами, марками, сортами в том, что данный концентрат степени помола №2, имеет вид белых кристалов бурого оттенка. В нем отсутствуют примеси, количественное содержание NaCl составляет не менее 93%. Он не требует предварительной обработки, что облегчает его использование, обладает морозоустойчивостью, сохраняя свойства при t-30 С.

Согласно пункту 6 обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2018, уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что соль галит марки «Б» поставляют иные хозяйствующие субъекты в различных регионах страны (Компании Упалресурс, Химпартнер, Основные ресурсы).

Таким образом, комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком заявка Заявителя отклонена правомерно.

Заявителем в адрес Заказчика направлен запрос от 18.06.2018 № 710 на разъяснения документации о возможности поставки товара, аналогичного Концентрату минеральному галит марки «Б», с улучшенными техническими характеристиками.

Заказчиком представлен ответ от 20.06.2018 № 2140 в котором указано, что рассмотрение Заявок будет осуществляться в соответствии с требованиями Технического задания.

Таким образом, Заказчиком был рассмотрен запрос Заявителя на разъяснение положений документации.

Довод Заявителя является необоснованным.

Таким образом Заказчик действовал в соответствии с Положением о закупке, документацией о закупке.

В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия антимонопольного органа ограничена доводами жалобы.

В соответствии с пунктом 6.4.6.9 Положения о закупке, договор должен быть заключен в течение 5 дней с момента размещения протокола рассмотрения и оценки предложений на официальном сайте.

В соответствии с пунктом 5.4 Документации о Закупке, установлен срок заключения договора в течение 5 дней с момента размещения протокола рассмотрения и оценки предложений на официальном сайте.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что в нарушение части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Положение о закупках Заказчика не предусматривает минимального срока заключения договора по результатам осуществления закупки, регламентировано допускающего возможность обжалования в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов.

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг. В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо со дня такого размещения результатов торгов на сайте в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет». При этом в части 18, части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции указано, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. В связи с чем, исходя из содержания части 1, части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке должно соответствовать положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о закупках, Закона о защите конкуренции, и должно содержать требования к закупке, в том числе, порядок заключения договоров, который должен обеспечивать участникам закупки возможность реализации их права на обжалование действий заказчика в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Положение о закупках должно соответствовать требованиям, установленным Законом о закупках и Законом о защите конкуренции, в соответствии с которыми порядок заключения договоров направлен на обеспечение участникам закупки возможности реализации их права на обжалование действий заказчика (организатора торгов) в антимонопольный орган в процедуре, установленной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного, заказчики обязаны устанавливать в Положении о закупках сроки заключения договоров по результатам проведения закупочных процедур с соблюдением требований части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Аналогичный вывод содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2016 по делу №309-КГ15-14384.

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «УралСоль» на действия заказчика — Муниципального дорожно-экспутационного предприятия г. Ханты-Мансийска, при проведении запроса предложений на поставку соли галит марки Б, извещение 31806611486, необоснованной.

2. Антимонопольному органу обратиться с исковым заявлением о признании торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в связи с нарушением части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

3. Разместить настоящее решение на официальном сайте антимонопольного органа.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны