Решение №3104-КБ Решение по делу № А68-14.6/18 от 22 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Региональная общественная организация «Республиканская оборонно-спортивная техническая организация Республики Ингушетия – РОСТО» (ИНН: 0608040335, ОГРН: 1150600010406)

386120, РИ, Назрановский район,

с.п. Кантышево, ул. Джабагиева, д.144 «а»

 

Для сведения:

Общероссийская общественно

- государственная организация

«Добровольное общество содействия

армии, авиации и флоту России»

(ИНН: 7733184810, ОГРН: 1107799010010)

125424, РФ, г. Москва, Волоколамское шоссе,

д. 88, строение 3

E-mail: dosaafing@mail.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

 

22.08.2018 г. г. Назрань

 

Резолютивная часть решения оглашена «17» августа 2018 года.

В полном объеме решение изготовлено «22» августа 2018 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель комиссии: временно исполняющий обязанности руководителя Управления,

Члены комиссии: главный специалист - эксперт Управления;

специалист – эксперт Управления,

в отсутствии на заседании:

ответчика - представителя Региональной общественной организации «Республиканская оборонно-спортивная техническая организация Республики Ингушетия – РОСТО» (ИНН: 0608040335, ОГРН: 1150600010406; юридический адрес: (согласно сведений Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 21.08.2018 года) 386120, РИ, Назрановский район, с.п. Кантышево, д. 144 «а», далее – РОО «РОСТО РИ») – о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайств и заявлений не поступало;

в присутствии на заседании:

заявителя - представителя Общероссийской общественно - государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ИНН: 7733184810, ОГРН: 1107799010010; 125424, РФ, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 88, строение 3, далее – ООГО «ДОСААФ России») по доверенности (доверенность от 14.05.2018 года № 2-38/116) – председателя Ингушского Регионального отделения общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ИНН: 0608015723, ОГРН: 1100600000104; 386140, РИ, г Назрань, Насыр-Кортский административный округ, ул. С-Х. Ш.Евлоева, д.74, далее – ИРО ООГО «ДОСААФ России») – «…».

рассмотрев дело № А68-14.6/18 по признакам нарушения РОО «РОСТО РИ» части 1 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Ингушское УФАС России от ООГО «ДОСААФ России» поступило обращение (вх. от 25.05.2018 № 2131-ПР) о нарушении товарного знака ООГО «ДОСААФ России», согласно которого, РОО «РОСТО РИ», в своей хозяйственной деятельности незаконно использует обозначение «ДОСААФ России», сходное до степени смешения с товарным знаком ООГО «ДОСААФ России», защищенным свидетельствами на товарный знак (знак обслуживания) №№ 642202 от 01.12.2016 года и 642243 от 16.01.2016 года, что содержит признаки нарушения статьи 14.6 Закона о защите конкуренции.

Согласно обращения, ООГО «ДОСААФ России» является некоммерческим корпоративным юридическим лицом. Для реализации целей и задач, а также осуществления видов деятельности, предусмотренных Уставом, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, ДОСААФ России имеет право в том числе создавать в субъектах Российской Федерации региональные (межрегиональные), местные и первичные отделения ДОСААФ России, образовательные, военно-патриотические, авиационные, авиационно-спортивные, спортивно-технические, спортивные и иные организации. Некоммерческие организации, учредителем которых является ДОСААФ России, созданные для подготовки граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотического воспитания молодежи, развития авиационных, технических, военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, оценки выполнения нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО входят в структуру ДОСААФ России.

Одной из учрежденных организаций ООГО «ДОСААФ России», является ИРО ООГО «ДОСААФ России», осуществляющее свою деятельность на территории Республики Ингушетия, основным видом деятельности которого является подготовка водителей на базе собственных автошкол.

Однако в 2015 году зарегестрирована РОО «РОСТО РИ», являющаяся учредителем Профессионального образовательного учреждения «Спортивно-технический клуб» Региональной общественной организации «Республиканская оборонно-спортивная техническая организация Республики Ингушетия – РОСТО» (ИНН: 0608042808, ОГРН 1160600000417; юридический адрес: 386101, РИ, г. Назрань, Центральный округ, проспект И.Базоркина, дом 101) и Профессионального образовательного учреждения Ингушского регионального отделения общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России «Школа Защита» (ИНН: 0608998103, ОГРН: 1140600000090; юридический адрес: 386150, РИ, Назрановский район, с.п. Экажево, улица В.Джабагиева, дом 1 «а»). Указанные организации, не имеющие никакого отношения к ООГО «ДОСААФ России», также осуществляют деятельность по обучению вождению.

При этом на рекламных щитах в г. Назрани неоднократно распространяются рекламные объявления с указанием логотипа «ДОСААФ России» и телефонных номеров, принадлежащих частным лицам, не имеющим отношения к ООГО «ДОСААФ России». Также рекламные объявления публикуются на рекламных площадках в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Своими действиями РОО «РОСТО РИ» и ее учреждения вводят в заблуждение потребителей, которые считают, что будут проходить обучение в организациях ООГО «ДОСААФ России» и получать высококлассную водительскую подготовку, а на самом деле, не могут рассчитывать на ожидаемый результат, что может негативно сказаться на имидже ООГО «ДОСААФ России».

На основании вышеизложенного, ООГО «ДОСААФ России» считает, что товарный знак «ДОСААФ России», используемый РОО «РОСТО РИ» и учрежденными РОО «РОСТО РИ» организациями, сходен до степени смешения с товарным знаком ООГО «ДОСААФ России», и используется без разрешения.

На рассмотрении дела представитель ООГО «ДОСААФ России» - Гагиев Руслан Урусханович заявил, что использование обозначения «ДОСААФ России», сходного до степени смешения с товарным знаком ООГО «ДОСААФ России» является недобросовестной конкуренцией, а также недобросовестной рекламой, вводящей в заблуждение потребителей.

В соответствии с частью 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции, не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе, незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.

Согласно части 2 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции, копирование или имитация внешнего вида товара, вводимого в гражданский оборот хозяйствующим субъектом-конкурентом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом (в совокупности фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины) или иных элементов, индивидуализирующих хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товар.

В силу пункта 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Пунктом 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее – Закон о рекламе) определено, что недобросовестной признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Закона о рекламе, также недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс РФ) установлено, что юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.

В соответствии со статьей 1473 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Согласно статьи 1474 Гражданского кодекса РФ, юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках. Сокращенные фирменные наименования, а также фирменные наименования на языках народов Российской Федерации и иностранных языках защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в единый государственный реестр юридических лиц.

В силу пункта 2 статьи 1474 Гражданского кодекса РФ, распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается.

При этом, согласно пункту 3 статьи 1474 Гражданского кодекса РФ, не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического, лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

Пунктом 4 статьи 1474 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо, нарушившее указанное правило, обязано по требованию правообладателя прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки.

В силу статьи 1475 Гражданского кодекса РФ, исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования.

Согласно требованиям пункта 3 статьи 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 года, подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов деятельности конкурента.

Как средство индивидуализации юридических лиц, фирменные наименования призваны отличать одного производителя от другого. Они выполняют рекламные функции, одновременно защищая обладателя прав от нарушений на рынке.

В соответствии с Методическими рекомендациями по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство, утвержденными приказом Роспатента № 197 от 31.12.2009 года, оценка сходства обозначений производится на основе общего впечатления, формируемого, в том числе с учетом неохраняемых элементов. При этом формирование общего впечатления может происходить под воздействием любых особенностей обозначений, в том числе доминирующих словесных или графических элементов, их композиционного решения и другого.

Поскольку законодателем не установлена связь защиты права несанкционированного использования фирменного наименования с осуществлением деятельности лица право, которого нарушено, то отсутствует необходимость исследовать результаты аналогичной деятельности обществ. Существование на рынке аналогичных работ, услуг двух юридических лиц со схожими наименованиями вводит в заблуждение потребителей, что является недопустимым.

Учитывая вышеизложенное, действия РОО «РОСТО РИ» по использованию в своей хозяйственной деятельности обозначения «ДОСААФ России», сходного до степени смешения с товарным знаком ООГО «ДОСААФ России» являются недобросовестной конкуренцией, противоречат обычаям делового оборота, являются нарушением Гражданского кодекса РФ, могут ввести в заблуждение клиентов и контрагентов относительно исполнителя услуг, могут причинить убытки конкуренту в виде недополученной прибыли.

Статья 10bis(2) Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 года, участником которой является и Российская Федерация, определяет акт недобросовестной конкуренции как «всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах» и указывает какие действия подлежат запрету, в частности, все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ингушского УФАС России приходит к следующему выводу:

- использование обозначения «ДОСААФ России», сходного до степени смешения с товарным знаком ООГО «ДОСААФ России» содержит в действиях РОО «РОСТО РИ» нарушение части 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия,

РЕШИЛА:

  1. Признать Региональную общественную организацию «Республиканская оборонно-спортивная техническая организация Республики Ингушетия – РОСТО» нарушевшей часть 1 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части использования в своей хозяйственной деятельности обозначения «ДОСААФ России», сходного до степени смешения с товарным знаком хозяйствующего субъекта - Общероссийской общественно - государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», без права на использование средств индивидуализации, что привело или могло привести к недобросовестной конкуренциии и недобросовестной рекламе.
  2. Выдать Региональной общественной организации «Республиканская оборонно-спортивная техническая организация Республики Ингушетия – РОСТО» предписание.
  3. Передать материалы дела № А68-14.6/18 должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении виновных должностных лиц административного производства.

 

 

Председатель Комиссии:

 

 

Члены Комиссии:

 

 

Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа влечет ответственность, установленную частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны