Решение №1182/18 Жалоба ООО Агентство охраны «ГЮРЗА» на положения документаци... от 12 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 1182/18

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <…..>;

Члены Комиссии: <…..>;

при участии: представителя Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее – уполномоченный орган) – <…..> (, представителя Государственного бюджетного учреждения культуры Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева (далее – заказчик) – <…..>,

в отсутствие представителей Общества с ограниченной ответственностью Агентство охраны «ГЮРЗА» (далее – ООО Агентство охраны «ГЮРЗА», заявитель),

рассмотрев жалобу заявителя на положения документации о проведении электронного аукциона на оказание услуг по охране зданий ГБУК ИОХМ им. В.П. Сукачева, извещение № 0134200000118002863, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Регламент ФАС),

УСТАНОВИЛА:

В Иркутское УФАС России 03 октября 2018 года поступила жалоба заявителя на положения документации о проведении электронного аукциона.

Заявитель указывает, что документация о проведении электронного аукциона содержит нарушения Федерального закона № 44-ФЗ.

Так, в своей жалобе заявитель указывает, что заказчиком в документации о проведении электронного аукциона в нарушение части 6 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства от 04.02.2015 №  99.

Также заявитель указывает, что заказчиком в нарушение положений Федерального закона от 13.12.199 № 150-ФЗ «Об оружии», пункта 54 Постановления Правительства от 21.07.1998 № 814 в документации о проведении электронного аукциона не установлено требование о наличии разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему, что является нарушением статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ, а также в нарушение части 3 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ установлено требование о наличии у исполнителя собственного пульта централизованного наблюдения.

Кроме того, по мнению заявителя, в пункте 12 части III документации о проведении электронного аукциона «Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)» установлено незаконное требование о необходимости в ночное время силами ГБР доставлять дежурных сотрудников отдела хранения при срабатывании сигнализации водохранилища.

Уполномоченным органом, заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что уполномоченный орган, заказчик считают доводы жалобы необоснованными.

 

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что уполномоченным органом 17 сентября 2018 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0134200000118002863, а также Документация о проведении электронного аукциона на оказание услуг по охране зданий ГБУК ИОХМ им. В.П. Сукачева (далее – Документация об электронном аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 9 780 000 руб. 00 коп.

Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения уполномоченного органа, заказчика приходит к следующим выводам.

В отношении довода заявителя об установлении заказчиком в документации неправомерного требования к наличию у участников закупки опыта исполнения контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ и к наличию на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке Комиссией установлено следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В силу части 2 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015г. № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - Постановление № 99) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (Приложение № 1 к Постановлению № 99).

Заказчиком, уполномоченным органом в пункте 19 части II документации о проведении электронного аукциона «Информационная карта электронного аукциона» установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки: «На основании постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям»

Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка;

наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора».

Согласно пункту 1 Приложения № 1 к Постановлению № 99 в случае выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования:

- о наличии наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка;

- о наличии на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.

Также Постановление № 99 определяет перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям. Такими документами являются:

- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ;

- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право собственности на объект недвижимости, используемый в производственных целях, выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе, или копия договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок не менее 2 лет, зарегистрированного в установленном порядке, с приложением копии акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору) или выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества, используемый в производственных целях, выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе, или иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки недвижимого имущества на ином законном основании;

- перечень находящегося в собственности, аренде (лизинге) или на ином законном основании технологического и иного оборудования, необходимого для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, с указанием его производственных мощностей в сутки, сформированный в зависимости от вида работ;

- копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6, в том числе на технологическое оборудование, необходимое для производства закупаемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, являющихся предметом конкурса, аукциона (при наличии указанных объектов в собственности), или копии договоров аренды (лизинга), копии договоров безвозмездного пользования, копии договоров субаренды с приложением актов, подтверждающих факт передачи такого оборудования участнику закупки, а также копии иных документов, подтверждающих факт наличия оборудования у участника закупки на ином законном основании.

Вместе с тем, предметом закупки является оказание услуг по охране зданий ГБУК ИОХМ им. В.П. Сукачева. То есть охрана здания музея непосредственно связана с необходимостью допуска исполнителей к фондохранилищам музея и к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций. 

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о законности установления заказчиком дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением № 99.

В отношении довода заявителя об отсутствии в документации о проведении электронного аукциона требования к участникам закупки о наличии разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему Комиссией установлено следующее.

Пунктом 1 части III части III документации о проведении электронного аукциона «Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)» предусмотрено, что исполнитель выполняет свои обязательства в строгом соответствии с Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» в действующей редакции, путем физической круглосуточной охраны тремя постами, с огнестрельным оружием, централизованной пультовой охраны, и осуществления пропускного режима на объекта.

В соответствии со статьей 31 Федерального закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования непосредственно к участникам закупки.

Согласно положениям статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно­правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Соответственно разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему - это требование не к участнику закупки, а к его сотрудникам, что заказчик вправе запросить только при исполнении контракта.

Таким образом, заказчиком в пункте 1.2 «Организационные требования к оказанию услуг» части III технического задания аукционной документации и в пункте 1.2 проекта контракта правомерно указано условие оказания услуг, в частности наличие разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему (в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» в действующей редакции) с приложением списка номерного учета оружия с указанием вида, модели, калибра, серии, номера каждой единицы оружия, разрешенного к хранению и использованию.

Довод заявителя жалобы о том, что заказчиком в нарушение статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ установлено требование о наличии у исполнителя собственного пульта централизованного наблюдения не нашел своего подтверждения на основании следующего.

Так, пунктом 10 части III документации о проведении электронного аукциона «Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)» установлено, что исполнитель оказывает услуги с использованием собственного пульта централизованного наблюдения (далее ПЦН) и охранно-пожарной сигнализации «BOLID», установленной в Музее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой услуги установленным заказчиком требованиям.

Из указанных правовых норм следует, что заказчик вправе определить в своей заявке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика.

Из Постановления Президиума Высшего арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 № 11017/10 следует, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Подробное описание закупаемых охранных услуг не означает стремление заказчика ограничить конкуренцию среди исполнителей, поскольку в данном случае заказчик заинтересован приобрести качественные услуги, которые будут отвечать его нуждам и потребностям.

Требование, указанное в пункте 10 части III технического задания аукционной документации об использовании исполнителем собственного пульта централизованного наблюдения и охранно-пожарной сигнализации «BOLID», установленной в Музее, установлено с целью непрерывной связи с дежурной частью соответствующих подразделений УВД, а в случае возникновения чрезвычайных происшествий - для вызова сотрудников УВД (пункт 11 части III технического задания аукционной документации).

Из пояснений представителей уполномоченного органа, заказчика следует, что одной из основных задач, которая ставится перед охраной, является охрана имущества собственников. Как правило, она осуществляется путем реагирования на сигналы «тревога», поступающие на собственные пульты централизованного наблюдения.

Таким образом, потребностям заказчика соответствует физическая охрана с использованием пульта централизованного наблюдения, что не является ограничением количества участников электронного аукциона, а выражает потребность заказчика. Указанное требование в пункте 10 представляет собой условие о способе и порядке исполнения контракта и не является требованием к участникам закупки.

Указание на использование при исполнении контракта охранно-пожарной сигнализации «BOLID», установленной в Музее не противоречит части 3 статьи 33 Федерального закона 44-ФЗ, так как указанная охранно-пожарная сигнализация не является предметом закупки. Включение информации о марке охранно-пожарной сигнализации, установленной в Музее, осуществлено в соответствии с подпунктами 1,3 пункта 1 статьи 33 Федерального закона 44-ФЗ в целях определения исполнителем возможности обеспечения взаимодействия оборудования с оборудованием, используемыми заказчиком. Включение в аукционную документацию более подробных схем, чертежей невозможно, так как данная информация касается безопасности хранения музейных ценностей и соответственно данная информация не может быть предметом публичного размещения.

 Довод заявителя жалобы о том, что в пункте 12 части III документации о проведении электронного аукциона «Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)» установлено незаконное требование о необходимости в ночное время силами ГБР доставлять дежурных сотрудников отдела хранения при срабатывании сигнализации водохранилища не нашел своего подтверждения.

Так, Комиссией установлено, что Техническое задание предусматривает оказание услуг путем физической круглосуточной охраны тремя постами, с огнестрельным оружием, централизованной пультовой охраны, и осуществления пропускного режима на объектах, при этом в ночное время силами ГБР доставлять в музей дежурных сотрудников отдела хранения при срабатывании сигнализации в фондохранилищах.

В соответствии с Примечанием 1 пункта 30 Приказа Министерства Культуры СССР от 17.07.1985 № 290 «Об утверждении инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР» в случае крайней необходимости вскрытия хранилища или витрины в отсутствие хранителя оно производится комиссией в составе трех сотрудников музея с обязательным присутствием в их числе главного хранителя (зав. фондами) или директора, а в отсутствие директора - его заместителя. При вскрытии хранилища обязательно составляется акт, фиксирующий причины и результаты вскрытия. Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственных музеях СССР, утвержденной Приказом Министерства культуры СССР от 15.12.1987 №513 (пункты 70, 71 инструкции) также предусмотрено, что помещения, в которых хранятся предметы из драгоценных металлов и драгоценных камней, могут быть вскрыты только хранителем данной коллекции, в случае крайней необходимости они могут быть вскрыты комиссией в составе не менее трех человек, при этом составляется специальный акт вскрытия, о чем делается соответствующая запись в «Журнале приема и выдачи ключей» гл. хранителем (зав. фондами).

Таким образом, для оперативного предотвращения чрезвычайного события после срабатывания охранной сигнализации в фондохранилищах музея, необходимо оперативное присутствие хранителя фонда, где сработала сигнализация или главного хранителя музея, для вскрытия опломбированного пломбиров хранителя фондохранилища и установления причины срабатывания сигнализации, а также в случае необходимости предотвращения нанесения ущерба музейному фонду в результате несанкционированных действий (кража) или ситуаций техногенного характера (пожар коммунальная авария и.т.п.). В отсутствие хранителя фондов представители исполнителя не имеют права самостоятельного доступа в музейные хранилища. Учитывая изложенное, исполнитель обеспечивает присутствие хранителя фондов для возможности доступа в фондохранилище в любое время в случае чрезвычайных событий.

Кроме того, заказчиком в ходе рассмотрения жалобы представлены пояснения, согласно которым под чрезвычайными ситуациями, в случае возникновения которых исполнитель обеспечивает прибытие мобильной группы в срок не более 5 минут, понимаются стандартные, ожидаемые ситуации, для предотвращения которых заключается контракт, а под непредвиденными ситуациями, в случае возникновения которых дополнительно выезжает 3 экипажа, которые обязаны прибыть в течение 10 минут, понимаются непредвиденные и нестандартные ситуации, требующие присутствия дополнительного количества охранников.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО Агентство охраны «ГЮРЗА» необоснованной;
  2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
  3. Оператору электронной площадки отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.

 

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                              

<…..>

Члены комиссии                                                                         

 

 

 

<…..>

<…..>

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны