Решение №125 Признать жалобу обоснованной от 16 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №125

 

06.03.2017 г.                                                                                                       г. Иркутск

 

Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон №223-ФЗ), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), в составе: <…….>; при участии представителей <…А….>: <…….>; в отсутствии <…….>, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, рассмотрев жалобу <…….> (далее – Заявитель) на действия <…А….> (далее – Заказчик),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при организации и проведении редукциона на право заключения договора на оказание услуг по сбору, транспортировке и термическому обезвреживанию медицинских отходов класса «Б» (извещение № 31704800581), в связи с установлением в документации о закупке требований, ограничивающих конкуренцию.

Заявитель в своей жалобе сообщает, что действия Заказчика по объединению в один предмет закупки утилизации органических и неорганических медицинских отходов класса «Б» и установлению требования, согласно которому все медицинские отходы класса «Б» (как органические так и неорганические) должны обезвреживаться (утилизироваться) термическим способом, противоречат целям Положения о закупках Заказчика в части расширения возможности участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг, а также стимулирования такого участия, так как, установленные Заказчиком в документации требования позволяют принять участие в закупке только тем участникам, которые имеют оборудование (установку) для сжигания указанных отходов, в то время как СанПиН 2.1.7.2790-10 предусматривает возможность использования иных методов утилизации медицинских отходов класса «Б».

Жалоба рассмотрена Комиссией Иркутского УФАС России в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон №135-ФЗ) в присутствии представителей Заказчика и отсутствии надлежащим образом уведомленного Заявителя.

Представители Заказчика считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, так как предъявляемые документацией требования к участникам закупки установлены в соответствии с требованиями законодательства к услугам, являющимся предметом закупки. Заказчик указал, что необходимость заключения договора на захоронение или термическое уничтожение органических операционных отходов отсутствует, так как органические операционные отходы (органы, ткани и т.д.) сдаются в патологоанатомическое отделение <…….> для проведения гистологических исследований, у данного учреждения в свою очередь заключен договор с <…….> по захоронению патологоанатомических отходов. В связи с этим у <…А….> отсутствует необходимость заключения договора на оказание услуг по захоронению или термическому уничтожению органических операционных отходов, а также включения в предмет закупки указанных услуг. Формулировка, указанная в документации для определения понятия «Отходы класса «Б» использована в соответствии с общей классификацией медицинских отходов данного класса.

Исследовав все имеющиеся в деле материалы, доводы жалобы, возражения Заказчика, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Иркутского УФАС России установила следующее.

Часть 1 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ устанавливает, что наряду с иными целями регулирования указанного закона являются расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ указано, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, наряду с иными, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом №223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).

Деятельность Заказчика в сфере закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц регламентирована Положением «О закупке товаров, работ, услуг для нужд А (далее – Положение о закупках), утвержденным протоколом №08-2016 от 19.12.2016 г. наблюдательного совета.

Заказчиком 16.02.2017 г. в единой информационной системе (http://zakupki.gov.ru/) (далее – ЕИС) опубликовано извещение о проведении редукциона на право заключения договора на оказание услуг по сбору, транспортировке и термическому обезвреживанию медицинских отходов класса «Б» (извещение № 31704800581). Дата начала срока приема заявок – 17.02.2017 г. Дата окончания срока приема заявок – 27.02.2017. Дата рассмотрение заявок – 27.02.2017 г. Дата проведения редукциона – 02.03.2017 г. Дата подведения итогов – 03.03.2017 г.

На участие в закупке подано 3 заявки, которые на момент рассмотрения жалобы не рассмотрены в связи с поступлением жалобы в антимонопольный орган.

Часть 2 «Техническое задание» документации о закупке содержит требования к оказанию услуг по сбору, транспортировке и обезвреживанию/утилизации медицинских отходов класса «Б», в том числе патологоанатомических (биологических) отходов:

Под медицинскими отходами класса «Б» понимаются следующие эпидемиологические опасные отходы:

- Инфицированные и потенциально инфицированные отходы. Материалы, инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями.

- Патологоанатомические отходы. Органические операционные отходы (органы, ткани и так далее).

- Отходы клинико-диагностических лабораторий, работающих с микроорганизмами 3-4 групп патогенности.

Участник должен представить документы на оказание услуг по вывозу и утилизации медицинских отходов класса «Б», в том числе патологоанатомических (биологических) отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, согласно положениям документации Заказчик объединил в один предмет закупки наряду с иными отходами класса «Б» патологоанатомические отходы, органические операционные отходы (органы, ткани и так далее).

Согласно СанПиНу 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» (далее – СанПиН) к эпидемиологически-опасным отходам отнесены:

- инфицированные и потенциально инфицированные отходы;

- материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями;

- патологоанатомические отходы;

- органические операционные отходы (органы, ткани и так далее);

- пищевые отходы из инфекционных отделений;

- отходы из микробиологических, клинико- диагностических лабораторий, фармацевтических, иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности;

- биологические отходы вивариев;

- живые вакцины, непригодные к использованию.

В соответствии с пунктом 4.10. СанПиНа отходы класса Б подлежат обязательному обеззараживанию (дезинфекции)/обезвреживанию. Выбор метода обеззараживания/обезвреживания определяется возможностями организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, и выполняется при разработке схемы обращения с медицинскими отходами.

Пунктом 5.1. СанПиНа предусмотрено, что выбор методов безопасного обеззараживания и/или обезвреживания отходов классов Б зависит от мощности и профиля медицинской организации, наличия установок по обеззараживанию/ обезвреживанию отходов, способа обезвреживания/уничтожения отходов, принятого на административной территории (сжигание, вывоз на полигоны, утилизация).

Согласно п. 5.2. указанного СаНПиНа обеззараживание/обезвреживание отходов классов Б может осуществляться централизованным или децентрализованным способами.

При децентрализованном способе участок по обращению с отходами располагается в пределах территории организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность.

При централизованном способе участок по обращению с медицинскими отходами располагается за пределами территории организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, при этом организуется транспортирование отходов.

В связи с отсутствием возможности организовать децентрализованный способ обезвреживания отходов класса «Б», Заказчиком принято решение об осуществлении обеззараживания/обезвреживания отходов класса «Б» централизованным способом.

Пунктом 5.9. СанПиНа установлено, что термическое уничтожение обеззараженных медицинских отходов классов Б и В может осуществляться централизованным способом (мусоросжигательный завод). Термическое уничтожение необеззараженных отходов класса Б может осуществляться централизованным способом, в том числе как отдельный участок мусоросжигательного завода.

В соответствии с письмом начальника Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в городе Ангарске и Ангарском районе №2/2002 от 27.05.2016 г., до принятия Генеральной схемы очистки территории приемлемым способом уничтожения отходов для <…А…> является именно термическое уничтожение необеззараженных отходов класса «Б» централизованным способом.

Представители Заказчика пояснили, что данный способ не предусматривает дополнительных финансовых затрат на обязательное химическое обеззараживание, которое предусмотрено пунктом 5.6. СаНПиНа как обязательная временная мера при отсутствии участка обращения с медицинскими отходами в организациях осуществляющих медицинскую деятельность.

Проведение закупки на оказание услуг по сбору, транспортировке и термическому обезвреживанию медицинских отходов класса «Б» существенно снижает финансовые затраты медицинского учреждения, а также устраняет негативное воздействие используемых при обезвреживании медицинских отходов дезинфицирующих растворов на здоровье сотрудников.

Таким образом, неорганические отходы класса «Б» указанной медицинской организации могут быть уничтожены только термическим путем.

Принимая во внимание факт отсутствия потребности Заказчика в оказании услуг по сбору, транспортировке и термическому обезвреживанию патологоанатомических отходов и органических операционных отходов (органов, тканей и так далее), в совокупности с наличием иных способов уничтожения патологоанатомических отходов и органических операционных отходов (органов, тканей и так далее), предусмотренных законодательством Российской Федерации, возможность применения которых зависит от  принятого на соответствующей административной территории  решения о способах их уничтожения,  включение в предмет закупки услуг по сбору, транспортировке и термическому обезвреживанию патологоанатомических отходов и органических операционных отходов (органов, тканей и так далее) является неправомерным и необоснованным.

По результатам рассмотрения жалобы Комиссия Иркутского УФАС России пришла к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания об устранении выявленных нарушений порядка организации закупки путём внесения изменений в документацию о проведении редукциона на право заключения договора на оказание услуг по сбору, транспортировке и термическому обезвреживанию медицинских отходов класса «Б» (извещение № 31704800581), в части указания предмета закупки с учетом требований действующего законодательства, а также с учетом потребностей Заказчика.

На основании изложенного, и руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу <…….> на действия заказчика – <…А….> при организации и проведении редукциона на право заключения договора на оказание услуг по сбору, транспортировке и термическому обезвреживанию медицинских отходов класса «Б» (извещение № 31704800581), обоснованной.
  2. Выдать <…А….> предписание об устранении выявленных нарушений порядка организации закупки путём внесения изменений в документацию о проведении редукциона на право заключения договора на оказание услуг по сбору, транспортировке и термическому обезвреживанию медицинских отходов класса «Б» (извещение № 31704800581), в части указания предмета закупки с учетом требований действующего законодательства, а также потребностей Заказчика.
  3. Копии решения и предписания направить в адрес Заявителя и Заказчика.

 

Председатель Комиссии                                                                <…….>

 

Члены Комиссии                                                                            <…….>

 

                                                                                                         <…….>

 

Решение и предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в течение трех месяцев со дня их принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ №56

 

06.03.2017 г.                                                                                              г. Иркутск

 

Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), в составе: <…….>; руководствуясь пунктом 31 части 1 статьи 23, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения №125 от 06.03.2017 г. (ч. 20 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Заказчику - <…А….> совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации и проведения редукциона на право заключения договора на оказание услуг по сбору, транспортировке и термическому обезвреживанию медицинских отходов класса «Б» (извещение № 31704800581) путем внесения изменений в документацию о закупке в части указания предмета закупки с учетом требований действующего законодательства, а также потребностей Заказчика, в течение 3 рабочих дней с момента получения копии решения и предписания.
  2. Продлить срок окончания подачи заявок на участие в закупке.
  3. Об исполнении предписания незамедлительно представить в Иркутское УФАС России документы, подтверждающие исполнение данного предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи 8(3952)24-32-26 и электронной почте to38@fas.gov.ru.

 

 

Председатель Комиссии                                                                   <…….>

 

Члены Комиссии                                                                               <…….>

 

                                                                                                            <…….>

 

 

Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня их принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны