Жалоба ООО «Торговый дом «Виал» на положения документации о проведении электронного аукциона признанна необоснованной

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
27.12.2017
Управление:
Иркутское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль госзакупок
Номер документа:
№ 1296
Номер дела:

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 1296

 

25 декабря 2017 года                                                                                       г. Иркутск

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <…..>;

Члены Комиссии:  <…..>;

при участии представителя ФГБУЗ ЦМСЧ № 28 ФМБА РОССИИ (далее – заказчик) – Лола <…..>;

в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы ООО «Торговый дом «Виал» (далее ‒ заявитель);

рассмотрев жалобу заявителя на положения документации о проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов, извещение № 0334300056417000147 (далее – электронный аукцион), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ),

УСТАНОВИЛА:

В Иркутское УФАС России 18 декабря 2017 года поступила жалоба заявителя на положения документации о проведении электронного аукциона.

Заявитель указывает, что установленное заказчиком к Амоксициллину дополнительное требование о наличии показаний при инфекции брюшной полости, в т.ч. желчных путей (холецистит, холангит) и возможности перехода на пероральную форму этого препарата, единственным лекарственным средством, зарегистрированном в установленном порядке по международному непатентованному наименованию (далее – МНН) соответствует только один препарат торгового наименования – Амоксиклав, производитель – Лек д.д., Словения, что, по мнению заявителя, содержит признаки ограничения числа участников электронного аукциона и является нарушением требований Федерального закона № 44-ФЗ.

Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик считает доводы жалобы необоснованными.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 08 декабря 2017 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0334100007117000315, а также Документация о проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (далее – Документация об электронном аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 374 349 руб. 60 коп.

Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика, приходит к следующим выводам.

В соответствие с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должны содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Из указанных норм следует, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Федеральным законом № 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.

Данные требования установлены заказчиком в части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе, в которой указаны показатели определения соответствия объекта закупки потребностям заказчика и показатели, значения которых не могут изменяться.

Согласно указанным положениям документации об электронном аукционе заказчику требуется поставить лекарственное средство под МНН «Амоксициллин+[Клавулановая кислота]» со следующими характеристиками: «Порошок для приготовления раствора для внутривенного введения 1000мг+200мг №5. Наличие показаний при инфекции брюшной полости, в т.ч желчных путей (холецистит, холангит). Возможность перехода на пероральную форму этого препарата».

Комиссия не усматривает в оспариваемых требованиях к лекарственному препарату нарушений названных норм и иных положений Федерального закона № 44-ФЗ.

В Техническом задании документации об аукционе заказчик установил требования к качеству, техническим характеристикам товара, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Все характеристики товаров определяются исходя из нужд лечебного учреждения заказчика, непосредственно применяющего закупаемое лекарственное средство.

В зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе в праве установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.

Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.

Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.

В рассматриваемом деле указание заказчиком на необходимость поставки лекарственного препарата с обязательным наличием показаний при инфекции брюшной полости, в т.ч желчных путей (холецистит, холангит) и возможности перехода на пероральную форму этого препарата обусловлено спецификой назначения и способа его применения: указанный лекарственный препарат закупается на один год, в связи с чем, функциональные характеристики препарата должны быть применимы к максимально возможным патологиям, с которыми может столкнуться лечащий врач при оказании медицинской помощи во избежание затрат на закупку дополнительных лекарственных средств. Кроме того, переход лечения с парентеральной на пероральную форму (ступенчатая терапия) обеспечивает клинические и экономические преимущества как пациенту, так и лечебному учреждению. Преимущества для стационара складываются из следующих факторов:

- Снижение затрат в связи с меньшей стоимостью оральных антибиотиков.

- Снижение расходов при применении оральных антибиотиков, что связано с устранением дополнительных затрат на введение парентеральных препаратов: специаль­ные медицинские принадлежности (шприцы, иглы, системы для введения инфузионных растворов, перчатки, дезинфектанты и др.); утилизация шприцов, игл и других материалов.

- Ранняя выписка из стационара, так как оральные антибиотики можно принимать в домашних условиях.

- Снижение риска возникновения нозокомиальной инфекции, в том числе и постинъекционных осложнений, а также расходов, связанных с их лечением.

Первичным законодательным актом Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, в целях исполнения которого осуществляются государственные закупки лекарственных средств, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ), согласно части 2 статьи 3 которого нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.

Пунктом 2 статьи 4 данного Федерального закона установлено, что одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.

Частью 2 статьи 98 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.

Учитывая, что лекарственные препараты оказывают непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, при установлении конкретных требований к предмету закупок на поставку лекарственных средств, главным является достижение при лечении пациентов наилучшего терапевтического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных реакций.

Отсутствие у каких-либо лиц возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.

Таким образом, медицинским учреждением в аукционной документации установлены требования к лекарственному препарату с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемой деятельности.

Кроме того, к рассматриваемой жалобе заявителем не представлено доказательств того, что сформулированные заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона.

Предметом данного электронного аукциона является поставка товара, следовательно, участником данной закупки может являться любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовые поставить товар, отвечающие установленным заказчиком требованиям.

Вместе с тем, на участие в электронном аукционе подано 3 заявки, что также свидетельствует о наличии конкуренции между участниками аукциона.

В соответствии с п. 2 Приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 746н государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения (далее - Реестр) является федеральной информационной системой, содержащей сведения о лекарственных препаратах для медицинского применения, прошедших государственную регистрацию, фармацевтических субстанциях, входящих в состав лекарственных препаратов, и фармацевтических субстанциях, не используемых при производстве лекарственных препаратов.

Согласно официальному сайту государственного реестра лекарственных средств установленному заказчиком требованию к поставке лекарственного средства  соответствует лекарственное средство двух  производителей: «Амоксиклав», производитель Лек д.д., Словения, а также «Амоксициллин+Клавулановая кислота», производитель ОАО «Красфарма», Россия.

Таким образом, Комиссия делает вывод о том, что доводы заявителя указанные в жалобе являются необоснованными.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Торговый дом «Виал» необоснованной;
  2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
  3. Оператору электронной площадки отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.

 

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии                                                             

<…..>

Члены комиссии                                                                          

<…..>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<…..>