Решение №220 Признать обоснованной жалобу <…В….> на действия заказчика –... от 18 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №220

 

11.04.2017 г.                                                                                                   г. Иркутск

 

Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон №223-ФЗ), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), в составе: <…….>; при участии представителя <…В….> (далее – Заявитель) - <…….>, представителей <…….> (далее – Заказчик, Организатор торгов): <…….>, в присутствии <…….>, рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме №648/ОАЭ-ЦД/17 на право заключения договора выполнения работ по изготовлению и поставке мебели (извещение № 31704784300), в связи с неправомерным переносом срока проведения торгов.

Заявитель в своей жалобе сообщает, что 24 марта 2017 года на электронной торгово-закупочной площадке http://etzp.rzd.ru (далее - ЭТЗП) состоялся открытый электронный аукцион №648/ОАЭ-ЦД/17. В аукционе принимали участие 2 участника. Последнее ценовое предложение было подано <…В….> в 10:52:57 МСК. По состоянию на 24 марта 2017 года аукцион был признан состоявшимся и завершенным на ЭТЗП. 28 марта 2017 года Заказчик отменил результаты проведенного аукциона по причине медленной работы ЭТЗП, при этом 24 марта 2017 года програмно-аппаратный комплекс электронной площадки функционировал в нормальном режиме. Сбоев и медленной работы площадки не выявлено. Информация о проведенных 24.03.2017 г. торгах была удалена Заказчиком с ЭТЗП в одностороннем порядке без уведомления об этом участников аукциона. Установлена новая дата проведения электронного аукциона - 31 марта 2017 года. Заявитель усматривает в указанных действиях Заказчика несоблюдение требований законодательства Российской Федерации в сфере товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц, вызвавшее нарушение прав <…В….>, и просит признать неправомерным перенос срока проведения торгов, а также признать торги по аукциону №648/ОАЭ-ЦД/17, проведенные 24.03.2017, состоявшимися.

Из пояснений Заказчика следует, что 24.03.2017 с 09:45 до 12:12 (по московскому времени) наблюдалась медленная работа ЭТЗП.  В техническую поддержку ЭТЗП <…….> поступали многочисленные обращения от участников закупок, в том числе обращение №716442 от <…С….> (участник аукциона №648/ОАЭ-ЦД/17), о невозможности совершить снижение цены при проведении закупок, в связи с медленной работой ЭТЗП. <…С….> уведомило об указанных обстоятельствах Заказчика письмом от 24.03.2017 г. №130 (вх. от 27.03.2017).

В целях соблюдения законных прав всех допущенных к участию в закупке участников, обеспечения конкуренции, а также в целях недопущения необоснованных ограничений и дискриминации участника, который не смог подать ценовые предложения, Организатором торгов 28.03.2017 принято решение о переносе срока проведения Закупки, о чем в ЕИС и на ЭТЗП размещено соответствующее уведомление.

Сбой в работе системы ЭТЗП является обстоятельством, которое возникло в силу достижения максимальной пропускной способности ЭТЗП по причине активной загрузки ЭТЗП участниками и не зависело от воли Организатора.

На основании вышеизложенного, Заказчик полагает, что нарушений Федерального закона №223-ФЗ, Положения о закупке, документации или иных нормативных актов со стороны Заказчика при проведении Закупки допущено не было, более того им предприняты меры в целях расширения конкуренции и соблюдения всех прав участников, в связи с чем просит признать жалобу на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной.

Комиссия, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы, письменные возражения заказчика, устные пояснения заказчика и заявителя, представленные документы, установила следующее.

Организатором закупки 13.02.2017 г. в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС) размещено извещение № 31704784300 о проведении открытого аукциона в электронной форме №648/ОАЭ-ЦД/17 на право заключения договора выполнения работ по изготовлению и поставке мебели (далее – Аукцион), а также аукционная документация. Дата начала подачи заявок – с момента опубликования извещения и аукционной документации в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС), на сайте www.rzd.ru (раздел «Тендеры») и на сайте ЭТЗП - «13» февраля 2017 г. Дата окончания срока подачи заявок – 04:00 часов московского времени «06» марта 2017 года. Вскрытие заявок осуществляется по истечении срока подачи заявок –  04:00 часов московского времени «06» марта 2017 года на ЭТЗП (на странице данного открытого аукциона на сайте ЭТЗП). Рассмотрение аукционных заявок осуществляется в 04:00 часов московского времени «13» марта 2017 года по адресу: 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, д. 7, каб. 241. Проведение аукциона осуществляется 16.03.2017 г. в 09:00 часов (время московское) в «Электронной торгово-закупочной площадке ОАО «РЖД» (на странице данного открытого аукциона на сайте www.etzp.rzd.ru), в электронной форме в личном кабинете участника электронных процедур.

Уведомлением от 16.03.2017 г. срок рассмотрения аукционных заявок продлен до «21» марта 2017 года в 04:00 часа московского времени. В качестве даты проведения аукциона назначено «24» марта 2017 года (в 10:00 часов московского времени) в «Электронной торгово-закупочной площадке ОАО «РЖД» (на странице данного открытого аукциона на сайте www.etzp.rzd.ru), в электронной форме в личном кабинете участника электронных процедур.

Из протокола № 648/ОАЭ-ЦД/17/1 рассмотрения аукционных заявок от 21.03.2017 г. (размещен в ЕИС – 22.03.2017 г.) следует, что на участие в аукционе поступило 4 заявки. К участию в аукционе допущено 2 участника: <…С….> и <…В….>.

Согласно представленным на рассмотрение дела Заявителем скриншотам со страницы личного кабинета на ЭТЗП, подтверждающего факт снижения цены предложения, произведенного Заявителем 24.03.2017 г. в ходе проведения аукциона №648/ОАЭ-ЦД/17, следует, что торги на электронной площадке проводились в установленную Заказчиком дату.

Заказчиком не отрицается факт проведения процедуры аукциона № №648/ОАЭ-ЦД/17 в срок, установленный документацией, а именно: 24.03.2017 г.

Вместе с тем, на странице электронной площадки, в ЕИС отсутствуют данные (протоколы) о ходе и итогах аукциона, проведенного 24.03.2017 г.

Кроме того, Заказчиком 28.03.2017 г. на сайте электронной площадки и в ЕИС размещено уведомление о переносе срока проведения аукциона №648/ОАЭ-ЦД/17 на право заключения договора выполнения работ по изготовлению и поставке мебели на 31 марта 2017 г. в 13:15 мск.вр., в связи с медленной работой ЭТЗП ОАО «РЖД», зафиксированной 24.03.2017 г. в период с 09:45 по 12:12 часов московского времени.

По состоянию на 11.04.2017 г. на сайте электронной площадки во вкладке «тендеры» размещена информация о ходе и результатах торгов открытого аукциона №648/ОАЭ-ЦД/17, проведенных 31.03.2017 г. (начало 13:15:00), согласно которым в процедуре торгов приняли участие 2 участника. Последнее ценовое предложение сделано участником №2 в размере 4 462 187,64 руб., аукцион окончен в 17:37:41 31.03.2017 г.

На момент рассмотрения жалобы итоги аукциона, проведенного 31.03.2017 г. оформлены в порядке, установленном Положением о закупках и Закупочной документацией. Договор по результатам закупки на момент рассмотрения обращения не заключен.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона №223-ФЗ, закупочная деятельность Заказчика регламентируется принятым в установленном порядке Положением о закупках Заказчика.

Пунктами 197, 201, 280 Положения о закупках установлено, что место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки устанавливаются в извещении и документации о закупке; в состав аукционной документации дополнительно включается информация: место, дата и время проведения аукциона.

Пунктом 304 Положения о закупках и пунктом 6.6.5 документации предусмотрено, что аукцион начинается в дату и время, указанные в извещении о его проведении и пункте 1.9 аукционной документации, с объявления на ЭТЗП начальной (максимальной) цены договора (цены лота) без учета НДС и цены договора (цены лота), сниженной в соответствии с «шагом аукциона».

Из пунктов 240, 286, 287 Положения о закупках, а также п. 5.5.2 аукционной документации следует, что в случае продления срока рассмотрения аукционных заявок заказчик может установить новую дату проведения аукциона. При этом заказчик размещает соответствующее уведомление на сайтах в течение 3 (трех) дней с даты принятия решения о продлении срока рассмотрения аукционных заявок.

Таким образом, согласно установленной процедуре закупочной деятельности Заказчик вправе перенести дату проведения аукциона только в случае продления срока рассмотрения заявок.

Пунктом 6.5.12 Документации установлено, что по результатам рассмотрения аукционных заявок заказчик принимает решение о допуске (отказе в допуске) участника аукциона к участию в аукционе, оформляемое протоколом рассмотрения заявок (пункт 288 Положения о закупках, пункт 6.7.21 Документации)

В соответствии с пунктом 6.5.22 Документации протокол рассмотрения аукционных заявок размещается на сайтах не позднее чем через 3 (три) дня со дня его подписания.

Из представленных документов следует, что Заказчиком в установленном порядке размещен протокол рассмотрения заявок, в связи с чем Комиссия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований (предусмотренных Положением о закупках, документацией о закупке) для переноса срока проведения аукциона №648/ОАЭ-ЦД/17.

Пунктом 6.2.10 документации предусмотрено, что Заказчик вправе отказаться от проведения аукциона в любой момент до его проведения. Заказчик не несет при этом никакой ответственности перед любыми физическими и юридическими лицами, которым такое действие может принести убытки. Уведомление об отказе от проведения аукциона размещается на сайтах не позднее 3 (трех) дней со дня принятия решения об отказе от проведения аукциона в соответствии с пунктом 6.2.11 Документации. Соответствующее уведомление об отказе от проведения аукциона Заказчиком не принималось.

Таким образом, аукцион №648/ОАЭ-ЦД/17 должен быть проведен в дату и время, указанные в извещении о его проведении, а именно: 24.03.2017 г.

Согласно пункту 294 Положения о закупке, пункту 6.6.13 документации победителем открытого аукциона признается участник, предложивший наиболее низкую цену договора, или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора. Информация о ходе аукциона отображается на странице аукциона на сайте ЭТЗП.

Пунктом 295 Положение о закупках предусмотрено, что при проведении открытого аукциона заказчик  ведет протокол аукциона, в который вносятся:

сведения о месте, дате и времени проведения аукциона;

наименование участников аукциона;

начальная (максимальная) цена договора (цена лота);

последнее и предпоследнее предложения о цене договора (цене лота);

наименование и место нахождения юридического лица, фамилия,  имя, отчество и место жительства физического лица - победителя аукциона и участника, который сделал предпоследнее предложение о цене договора (цене лота).

Протокол подписывается в день проведения аукциона ответственным представителем заказчика и всеми присутствующими на аукционе членами комиссии, а также победителем аукциона или его уполномоченным представителем.

Протокол размещается в единой информационной системе не позднее 3 дней с даты его подписания ответственным представителем заказчика и всеми присутствующими на аукционе членами комиссии, победителем аукциона или его уполномоченным представителем.

Как установлено в ходе рассмотрения жалобы, в установленный документацией срок на электронной площадке состоялся аукцион №648/ОАЭ-ЦД/17, что подтверждаются представленными Заявителем скриншотами страницы ЭТЗП, содержащих сведения о подаче заявителем ценового предложения. 

В нарушение пункта 295 Положения о закупке, Заказчиком нарушен порядок оформления итогов аукциона, а именно: не оформлен и не размещен в ЕИС протокол итогов аукциона от 24.03.2017 г.

В нарушение пункта 294, 304 Положения о закупках Заказчиком была произведена фактическая отмена результатов состоявшегося аукциона, путем принятия решения о переносе срока проведения аукциона №648/ОАЭ-ЦД/17 и предложением участникам аукциона участия в новых торгах, в отсутствие правовых оснований для повторного проведения процедуры аукциона.

Перенос срока проведения аукциона №648/ОАЭ-ЦД/17 нарушает права и законные интересы Заявителя, лишая его права на участие в торгах в порядке, заранее доведенном до сведения участников закупки и противоречит ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 3 Федерального закона №223-ФЗ, в части необходимости обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Доводы Заказчика о необходимости обеспечения конкуренции и соблюдения прав допущенных участников, а также о недопущении необоснованных ограничений и дискриминации участника, который не смог подать ценовые предложения, путем назначения новой даты аукциона, в связи со сбоем в работе площадки, поскольку признание победителем того или иного участника, успевшего подать ценовое предложение, явилось бы ограничением конкуренции, не подтверждены материалами дела.

Так, Заказчиком не представлены документы о техническом сбое в работе электронной площадки, в том числе, заключения оператора электронной площадки о техническом сбое, исключающем возможность подачи предложений о цене.

Представленные обращения и ответы на них, в том числе, информация Службы технической поддержки, являются внутренней перепиской о возможных причинах блокировки работы площадки (в том числе по отдельным направлениям), а также замедления работы ЭТЗП 24.03.2017 г. в период с 09:45 по 12:12 часов московского времени, связанной, в том числе, с достижением максимальной пропускной способности серверного комплекса АИС ЭТЗП, вызванного высокой пользовательской активностью на ЭТЗП. Указанные обстоятельства не исключали возможности подачи ценовых предложений и участия в аукционе всеми участниками аукциона, что подтверждается подачей предложений о цене Заявителем 24.03.2017 г., а также проведением в это же время на ЭТЗП аукционов №14841/ОАЭ-ЦДИМ/16, а также №397/ОАЭ-ГВЦ/17, которые признаны состоявшимися, что подтверждается скриншотами с ЭТЗП.

Ссылка Заказчика на раздел 5 регламента работы автоматизированной информационной системы «Электронная торгово-закупочная площадка ОАО «РЖД» (утвержден распоряжением ОАО «РЖД» от 18.05.2016 №900р), согласно которому сбои и отказы технических и программных средств ЭТЗП в период проведения процедур, не связанные с корректностью электронных документов, являются одной из конфликтных ситуаций, порядок действий при которой и способы ее разрешения определяются (с учетом технической реализации ЭТЗП) Заказчиком, является некорректной, так как действия Заказчика при технических проблемах работы электронной площадки, а также в конфликтных ситуациях, определенных регламентом  работы ЭТЗП, Положением о закупке не регламентированы.

 Вместе с тем, стоит отметить, что возможность защиты своих прав участниками закупок, принимающих участие в торгах, проводимых в электронной форме, в случае, если оператором электронной площадки технически не обеспечена возможность участия в торгах, предусмотрена законодательством.

На основании изложенного, Комиссия считает доводы жалобы <…В….>  на действия Заказчика - <…….>  при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме №648/ОАЭ-ЦД/17 на право заключения договора выполнения работ по изготовлению и поставке мебели (извещение № 31704784300), в связи с неправомерным переносом срока проведения торгов, обоснованной.

Кроме того, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений порядка организации и проведения закупки, связанных с неправомерным принятием решения о переносе срока проведения аукциона в электронной форме №648/ОАЭ-ЦД/17, путем отмены решения о переносе срока проведения аукциона; оформления итогов аукциона в порядке, предусмотренном Положением о закупке и документацией о закупке, а именно: оформить и опубликовать в ЕИС протокол итогов аукциона от 24.03.2017 г. (подведения итогов аукциона) и совершением последующих действий, предусмотренных Положением о закупке Заказчика, а также документацией о закупке.

На основании изложенного, и руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.   Признать обоснованной жалобу <…В….>  на действия заказчика – организатора торгов: <… ….>, при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме №648/ОАЭ-ЦД/17 на право заключения договора выполнения работ по изготовлению и поставке мебели (извещение № 31704784300), в связи с неправомерным принятием решения о переносе срока проведения торгов.

2.  Признать Заказчика – <… ….>  нарушившим ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пункты 287, 295, 304 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд <…….>, пункт 6.6.5 Аукционной документации, в связи с неправомерным принятием решения о переносе срока проведения торгов, неоформлением итогов открытого аукциона в электронной форме, проведенного 24.03.2017 г.

3.  Выдать Заказчику - <…….>  предписание об устранении выявленных нарушений порядка организации и проведения закупки, связанных с неправомерным принятием решения о переносе срока проведения аукциона в электронной форме №648/ОАЭ-ЦД/17 на право заключения договора выполнения работ по изготовлению и поставке мебели (извещение № 31704784300), путем: отмены решения о переносе срока проведения аукциона; оформления итогов аукциона №648/ОАЭ-ЦД/17, проведенного 24.03.2017 г. в порядке, предусмотренном Положением о закупке товаров работ и услуг для нужд <…….> и документацией о закупке, а именно: оформить и опубликовать в ЕИС протокол итогов аукциона от 24.03.2017 г. (подведения итогов аукциона), в течение 10 рабочих дней с момента получения копии решения и предписания.

  1. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

5. Копию решения и предписания направить Заявителю и Заказчику.

 

Председатель Комиссии                                                            <…….>

Члены Комиссии:                                                                       <…….>

                                                                                               <…….>

Решение и предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в течение трех месяцев со дня их принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.

 

  ПРЕДПИСАНИЕ №117

 

11.04.2017 г.                                                                                                 г. Иркутск

 

Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), в составе: <…….>; руководствуясь пунктом 31 части 1 статьи 23, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения №220 от 11.04.2017 г. (ч. 20 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.  Заказчику (организатору торгов) - <…….> устранить допущенные нарушения порядка организации и проведения закупки, связанные с неправомерным принятием решения о переносе срока проведения аукциона в электронной форме №648/ОАЭ-ЦД/17 на право заключения договора выполнения работ по изготовлению и поставке мебели (извещение № 31704784300), путем: отмены решения о переносе срока проведения аукциона; оформления итогов аукциона №648/ОАЭ-ЦД/17, проведенного 24.03.2017 г. в порядке, предусмотренном Положением о закупке товаров работ и услуг для нужд <…….> и документацией о закупке, а именно: оформить и опубликовать в ЕИС протокол итогов аукциона от 24.03.2017 г. (подведения итогов аукциона), в течение 10 рабочих дней с момента получения копии решения и предписания..

  1. Об исполнении предписания незамедлительно представить в Иркутское УФАС России документы, подтверждающие исполнение данного предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи 8(3952)24-32-26 и электронной почте to38@fas.gov.ru.

 

 

Председатель Комиссии                                                            <…….>

Члены Комиссии:                                                                       <…….>

                                                                                               <…….>

 

 

Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня их принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны