Решение №756 Жалоба ООО «Чистоход» на действия Заказчика ПАО «Сбербанк Ро... от 17 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №756

 

08.08.2017г.                                                                                               г. Иркутск

 

Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), в составе:

председателя Комиссии: <....>;

члены комиссии: <....>;

  при участии представителей заказчика – <....> по доверенности, в отсутствие заявителя, уведомленного надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО «Чистоход»,

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области с жалобой обратилось ООО «Чистоход» на действия Заказчика (организатора закупки) – ПАО «Сбербанк России», комиссии, в связи с допущенным нарушением п. 2 ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках  товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в связи с необоснованным отклонением заявки, а также предъявлением к участникам закупки требования о предоставлении документов, непредусмотренных документацией о закупке  (извещение № 31705270024).

Жалоба заявителя рассмотрена в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В отсутствие заявителя, уведомленного надлежащим образом, доводы жалобы озвучил член комиссии.

Представитель заказчика, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, в обосновании своих возражений представлены письменные пояснения.

Комиссия, исследовав все имеющиеся в деле материалы, доводы жалобы, возражения заказчика, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, установила следующее.

28.06.2017г заказчиком - ПАО «Сбербанк России» в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) размещено извещение и документация о проведении запроса котировок в электронной форме по выбору организации  на разработку проектов нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и получение разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух объектов для нужд Байкальского банка ПАО Сбербанк»(извещение № 31705270024).

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее Закон о закупках) заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учётом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках  при осуществлении закупок на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Закупочная деятельность осуществляется в соответствии с Положением  о закупках заказчика от 05.12.2011г. № 2348.

В соответствии с пп. 9.5.1. - 9.5.3 Положения о закупках ПАО Сбербанк от 05.12.2011 № 2348 банк рассматривает заявки Участников, подтвердивших свои ценовые предложения, в порядке возрастания предложенной в ходе закупки цены. В ходе рассмотрения заявки Банк принимает решение о соответствии участника закупки и предлагаемой им Продукции требованиям, установленным Документацией. Рассмотрение заявок производится до выявления первой заявки, для которой установлено соответствие участника и предлагаемой им Продукции требованиям банка.

Требования предъявлялись ко всем участникам закупки в равной степени и в соответствии с п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», где Заказчик, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом РФ, иными федеральными законами проводит закупочную процедуру на приобретение той или иной услуги в целях удовлетворения собственных потребностей, соблюдая при этом, в том числе принципы равноправия, отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Согласно протоколу № 51 от 19.07.2017г. закупочной комиссией принято решение об отклонении заявки ООО «Чистоход» по причине отсутствия необходимой  лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий , выполняемых  для подготовки проектной документации строительства, реконструкции объектов капитального строительства), включающую в себя подготовку и предоставление потребителям аналитической и расчетной метеорологической информации и информации о загрязнении атмосферного воздуха, в соответствии с п. 11.4.4. Положения № 2348.

Обязанность ПАО Сбербанк (как юридического лица, имеющего стационарные источники) по обеспечению проведение инвентаризации выбросов и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, а также обязанность по обеспечению соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух - предусмотрена ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96-ФЗ). В соответствии со ст. 22 Закона № 96-ФЗ инвентаризация стационарных источников и выбросов проводится инструментальными и расчетными методами.

Правила разработки и утверждения методик расчета выбросов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 422.

Таким образом, в целях выполнения обязанностей, предусмотренных законодательством об охране атмосферного воздуха ПАО Сбербанк был заявлен вышеуказанный Запрос котировок в электронной форме.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) лицензирование осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

 К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение вышеуказанного ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Подпункт 45 п. 1 ст. 12  Закона о лицензировании устанавливает, что лицензированию подлежит деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства и реконструкции объектов капитального строительства).

В соответствии с Положением о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1216 (далее - Положение), подлежат лицензированию работы (услуги) по подготовке и предоставлению потребителям прогностической, аналитической и расчетной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении (включая радиоактивное) (подпункт «в» п.2).

Таким образом, работы (услуги) по подготовке и предоставлению потребителям расчетной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, оказываемые третьим лицам как самостоятельные работы и услуги, подлежат лицензированию в соответствии с Положением. Указанное подтверждается разъяснениями Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письме от 23.06.2017 №14-50/05243-ОГ.

В соответствии с п. 2.1. Приложения № 1 к запросу котировок «требование к участникам» Участник должен обладать необходимыми лицензиями и свидетельствами о допуске на поставку товаров, производство работ и оказание услуг, подлежащих лицензированию (регулированию) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и являющихся предметом заключаемого договора.

Требования к качеству работ и их функциональным характеристикам приведены в п. 1.5 и 1.6. Приложения № 1 к запросу котировок из которых следует, что в спектр работ/услуг входит Разработка проекта нормативов предельно допустимых выбросов (далее ПНПДВ).

Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000г. № 183) установлено, что при определении нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) применяются методы «Расчетов рассеивания» (пункт «п»).

Таким образом, разработка «ПНПДВ» основывается на «Расчетах рассеивания». «Расчет рассеивания» является видом процесса подготовки и предоставления потребителям расчетной информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении. Поэтому, для расчета рассеивания, а равно и для разработки «ПНПДВ» у участника закупки должна быть действующая «Лицензия на расчетную информацию о загрязнении атмосферного воздуха».

Пункт 1.7 Приложения № 1 к запросу котировок «техническое задание» содержит необходимый для руководства перечень природоохранного законодательства и иных нормативных документов, с учетом требований которых должны быть выполнены работы.

Комиссией антимонопольного органа, установлено, что в связи с тем, что ООО «Чистоход» была подана заявка на участие в запросе котировок в электронной форме и при этом не была представлена соответствующая лицензия на расчетную информацию о загрязнении атмосферного воздуха, письмом от 05.07.2017 №ББ-49(исх. 296) данная лицензия была непосредственно запрошена ПАО Сбербанк.

В ответ ООО «Чистоход» пояснил, что в случае заключения договора, являющегося предметом запроса котировок, общество будет заказывать расчетную информацию у сторонних организаций, имеющих соответствующие аттестаты аккредитации, данный ответ также подтверждает факт осведомленности заявителя о виде лицензии, в том числе о ее требовании.

В соответствии с пунктами 11.4.3 и 11.4.4 Положения о закупках ПАО Сбербанк -победителем в процедуре запроса котировок признается участник, предложивший наименьшую цену закупаемой Продукции, при условии, что его котировочная заявка соответствует требованиям Извещения о проведении запроса котировок. Банк отклоняет котировочную заявку и/или участника, ее подавшего, если котировочная заявка не соответствует требованиям запроса котировок.

Пунктами 1.5, 2.1, 2.2.2 Приложения № 1, а также Группой 4 Приложения № 2 к Запросу котировок предусмотрено наличие необходимых лицензий или свидетельств о допуске на поставку товаров, производство работ и оказание услуг, подлежащих лицензированию (регулированию) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и являющихся предметом заключаемого договора. Отсутствие инициации уполномоченным органом отзыва у участника лицензии на осуществление деятельности, связанной с предметом закупки.

Согласно приложения А (справочное) «Состав проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) «Стандарт ГОСТ 17.2.3.02-2014» в состав проекта нормативов ПДВ входят:

- ...данные о фоновом загрязнении атмосферного воздуха;

-расчеты рассеивания выбросов в атмосферном воздухе на текущее положение и их анализ...

Следовательно, помимо данных о фоновом загрязнении атмосферного воздуха (та самая справка о фоновых концентрациях, о которой указано в жалобе), предоставляемых Управлениями по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромета или их филиалами, в составе ПНПДВ требуется представить «Расчеты рассеивания», которые и являются расчетной информацией о загрязнении атмосферного воздуха, на что и требуется лицензия.

Комиссией антимонопольного органа установлено, что ООО «Чистоход» за разъяснением закупочной документации по закупке, извещение 31705270024 не обращался, положения документации, до момента подачи заявки на участие, также не обжаловались.

Следовательно, заявитель, подавая свою заявку на участие, согласился с условиями, установленными закупочной документацией.

На основании изложенного, и руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу ООО «Чистоход» на действия Заказчика (организатора закупки) – ПАО «Сбербанк России», комиссии, в связи с допущенным нарушением п. 2 ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в связи с необоснованным отклонением заявки, а также предъявлением к участникам закупки требования о предоставлении документов, непредусмотренных документацией о закупке  (извещение № 31705270024), необоснованной.

2.Копию решения направить сторонам по жалобе.

 

Председатель комиссии                                                                        <....>

 

Члены комиссии                                                                                  <....>

                                                                                                                      <....>

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано  в течение трех месяцев со дня их принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны