Решение б/н Решение по делу №02-15/2015-07 от 16 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д.10; тел:(4932) 328-573; факс:326-360; e-mail:to37@fas.gov.ru, 010@adminet.ivanovo.ru

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 15 июля 2015 г.                                    город Иваново

В полном объеме решение изготовлено 16 июля 2015 г.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: председатель Комиссии – Строганова О.П. – заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти; члены Комиссии: Маракасова Д.В. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, Гусева Т.С. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти,

рассмотрев дело №02-15/2015-07 по признакам нарушения администрацией Талицкого сельского поселения (юридический адрес: 155644, Ивановская область, Южский район, с. Талицы, ул. Ленина, д. 12)  ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в отсутствие представителей администрации Талицкого сельского поселения и Прокуратуры Южского района,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области из Прокуратуры Южского района (далее - Прокуратура) поступила информация (письмо от 12.05.2015 №15-2015) о нарушении администрацией Талицкого сельского поселения (далее - Администрация) действующего антимонопольного законодательства.

Из представленных материалов установлено, что 15.05.2014 Администрацией с ООО «ЮЭКБ «Гарантия» заключен Договор №29-14 аренды тепловых сетей (далее – Договор аренды).

В соответствии с положениями указанного договора Арендодатель (Администрация) предоставляет Арендатору (ООО «ЮЭКБ «Гарантия») во временное владение и пользование тепловые сети согласно приложению №1 к договору, а Арендатор обязуется выплачивать Арендодателю арендную плату на условиях, предусмотренных Договором аренды.

Согласно Свидетельству о праве собственности от 12.02.2014 37-СС №410628 собственником тепловых сетей протяженностью 6374 м является Администрация. В соответствии со схемой теплоснабжения Талицкого сельского поселения теплоснабжение населения в п. Талицы осуществляется от 3-х блочно-модульных котельных, находящихся в аренде у ООО «Импульс».

 В соответствии с п. 5.3 Договора аренды договор действует до передачи права владения арендуемым имуществом победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения. На настоящий момент концессионное соглашение не заключено.

На основании изложенного, Прокуратура Южского района представила в Ивановское УФАС России указанную информацию,  собранную в рамках проверки исполнения действующего законодательства, свидетельствующую о нарушении Администрацией антимонопольного законодательства вследствие заключения Договора аренды без проведения конкурса.

В соответствии с ч. 1 ст. 17.1  Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Частью 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

 

Приказом Ивановского УФАС России от 23.06.2015 № 050 возбуждено дело № 02-15/2015-07 по признакам нарушения администрацией Талицкого сельского поселения (далее - Администрация) (юридический адрес: 155644, Ивановская область, Южский район, с. Талицы, ул. Ленина, д. 12) части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении с ООО «ЮЭКБ «Гарантия» договора аренды тепловых сетей от 15.05.2014 №29-14 без проведения торгов.

Определением председателя Комиссии от 23.06.2015 рассмотрение дела назначено на 15.07.2015.

Администрация и Прокуратура, уведомленные надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, представителей не направили, представили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей Администрации и Прокуратуры. 

Из письменных пояснений Администрации (письмо от 14.07.2015 №669/541) следует, что Администрация признает факт нарушения ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Согласно ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или  постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 17.1  Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Согласно части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Согласно статьей 4 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях) объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляется обращение с отходами производства и потребления, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания населения.

Из представленных документов следует, что предметом Договора аренды выступают тепловые сети протяженностью 6374 м.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Однако на момент заключения Договора аренды Закон о концессионных соглашениях действовал в редакции Федерального закона от 07.05.2013 №103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее –  Закон 103-ФЗ).

В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона 103-ФЗ  со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до 1 января 2015 года допускается передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (в редакции настоящего Федерального закона), по договору аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

Таким образом, в период с 08.05.2013 по 01.01.2015 допускалась передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, по договорам аренды без учета срока между датой ввода в эксплуатацию объектов теплоснабжения, датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, то есть по правилам ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено без проведения торгов в случае предоставления указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено без проведения торгов на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев.

Как указано в письме Прокуратуры Южского района, в ходе проведенной проверки не было установлено наличия обстоятельств, определенных ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, предусматривающих возможность заключения Договора аренды без проведения торгов.

При рассмотрении настоящего дела Комиссией также не выявлено обстоятельств, определенных ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, предусматривающих возможность заключения Договора аренды без проведения торгов.

Кроме того, частью 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Закрепленный указанной нормой запрет распространяется, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения негативного вмешательства органов власти в конкурентную среду посредством использования административных механизмов.

Таким образом, принимаемые органами власти, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных органов, решения и совершаемые действия (бездействие), прежде всего, должны быть направлены на реализацию положений Закона о защите конкуренции в части развития и поддержания конкуренции.

Порядок проведения конкурсного отбора определен Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса».

При этом в соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции обязанность по проведению торгов  возложена законодателем на орган местного самоуправления.

Администрация, являясь органом местного самоуправления, в рамках представленных указанному органу действующими нормативно-правовыми актами полномочий, должна была осуществить проведение торгов в целях заключения договора аренды тепловых сетей. Однако Прокуратурой Южского района и Ивановским УФАС России установлено, что Договор аренды заключен без проведения торгов, то есть с нарушением действующего антимонопольного законодательства.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.11.11 по делу № 8799/11).

Бездействие Администрации по непроведению торгов для заключения договора аренды тепловых сетей создало угрозу ограничения конкуренции на товарном рынке теплоснабжения на территории Талицкого сельского поселения.

В случае проведения торгов, заинтересованные лица были бы надлежащим образом извещены о возможности участвовать в торгах на право заключения договора аренды тепловых сетей.

Бездействие Администрации создало преимущественные условия для предпринимательской деятельности ООО «ЮЭКБ «Гарантия» в виде получения тепловых сетей в аренду без участия в торгах.

Таким образом, Администрация нарушила положения ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, а также не обеспечила создание условий для добросовестной конкуренции на рынке теплоснабжения в Талицком сельском поселении, что является нарушением ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Основания для прекращения рассмотрения дела № 02-15/2015-07 о нарушении антимонопольного законодательства отсутствуют.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. Признать действия администрации Талицкого сельского поселения, выразившиеся в заключении с ООО «ЮЭКБ «Гарантия» договора аренды тепловых сетей от 15.05.2014 №29-14 без проведения торгов, нарушением части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2.Основания для прекращения дела в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствуют.

 

3. Выдать администрации Талицкого сельского поселения предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17.1Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», для чего в срок до 30.09.2015 принять меры по возврату имущества, переданного ООО «ЮЭКБ «Гарантия» по договору аренды тепловых сетей от 15.05.2014 №29-14.

 

4. Передать уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России материалы дела №02-15/2015-07 для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

 

 

Председатель Комиссии

 

Строганова О.П.

 

Члены Комиссии

 

 

 

 

Маракасова Д.В.

 

                             

                                Гусева Т.С.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Ивановской области.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность

 

 

 

 

                                  

 

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д.10; тел:(4932) 328-573; факс:326-360; e-mail:to37@fas.gov.ru, 010@adminet.ivanovo.ru

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 02-15/2015-07

 

16 июля 2015 года                                                                                                           г. Иваново

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: председатель Комиссии – Строганова О.П. – заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти; члены Комиссии: Маракасова Д.В. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, Гусева Т.С. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 16.07.2015 по делу №02-15/2015-07 о нарушении администрацией Талицкого сельского поселения (юридический адрес: 155644, Ивановская область, Южский район, с. Талицы, ул. Ленина, д. 12)  ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Администрации Талицкого сельского поселения прекратить нарушение ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении с ООО «ЮЭКБ «Гарантия» договора аренды тепловых сетей от 15.05.2014 №29-14 без проведения торгов, для чего в срок до 30.09.2015 принять меры по возврату имущества, переданного ООО «ЮЭКБ «Гарантия» по договору аренды тепловых сетей от 15.05.2014 №29-14.

 

2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

 

 

Председатель Комиссии:

 

Строганова О.П.

 

Члены Комиссии:

 

 

 

 

Маракасова Д.В.

 

                             

 

 

                                Гусева Т.С.

 

 

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны