Решение б/н Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 7 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 24 апреля 2017 года                    город Иваново

В полном объеме решение изготовлено 03 мая 2017 года

 

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,

рассмотрев дело №02-17/2016-001 по признакам нарушения ООО «Специализированная Организация «Единый Центр Торгов» (юридический адрес: 153012, Ивановская обл., г.Иваново, ул. Ванцетти, д.20, почтовый адрес: 153012, Ивановская обл., г. Иваново, ул. Советская, д. 22, оф. 321, ИНН 3702738429) и ООО «Верхняя Волга» (адрес: 153025, Ивановская обл., г. Иваново, ул. Дзержинского, д. 12, литер «Г», ИНН 3702047936) пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствие на заседании лиц, участвующих в деле:

от Ответчика ООО «Специализированная Организация «Единый Центр Торгов» – <…>;

от Ответчика ООО «Верхняя Волга» – <…>;

в отсутствие представителя от иного лица, участвующего в деле, Муниципального учреждения Управление городского хозяйства г.Кинешмы, надлежаще уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела №02-17/2016-001,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области 21 июля 2016 года (вх. 2337 от 21.07.2016) поступило обращение Следственного управления Следственного комитета по Ивановской области (далее по тексту – СУ СК России по Ивановской области) на действия заказчика муниципального учреждения Управление городского хозяйства г. Кинешмы (далее по тексту – МУ УГХ, заказчик), специализированной организации ООО «Специализированная Организация «Единый Центр Торгов» (далее  по тексту –  ООО «СО «ЕЦТ», специализированная организация) и победителя торгов ООО «Верхняя Волга» при проведении электронных аукционов на выполнение работ по устройству, ремонту и восстановлению сетей наружного освещения в г.Кинешма Ивановской области (извещения №0333300043715000013 и №0333300043715000014).

По результатам анализа материалов СУ СК России по Ивановской области было установлено, что ООО «СО «ЕЦТ» в лице директора <…>, выступая, как организатор проведения электронных аукционов №0333300043715000013 и №0333300043715000014 (далее – электронные аукционы), одновременно осуществляло в электронной форме торговлю на данных аукционах от имени ООО «Верхняя Волга». <…>

Таким образом, органы предварительного следствия считают, что указанными действиями ООО «СО «ЕЦТ» и ООО «Верхняя Волга» нарушены нормы действующего законодательства Российской Федерации в сферах конкуренции и контрактной системы.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 1 части 1).

 

Приказом Ивановского УФАС России от 20.10.2016 №076 возбуждено дело   №02-17/2016-001 по признакам нарушения ООО «СО «ЕЦТ» и ООО «Верхняя Волга» пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Определением от 26.10.2016 дело № 02-17/2016-001 назначено к рассмотрению на 07.12.2016. 

Определением от 07.12.2016 срок рассмотрения дела продлен до 26.07.2017.

Определением от 07.12.2016 рассмотрение дела отложено на 26.01.2017 в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

Определением от 26.01.2017 рассмотрение дела отложено на 22.03.2017 в связи с ходатайством ООО «СО «ЕЦТ» от 25.01.2017 об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки.

Определением от 22.03.2017 рассмотрение дела отложено на 24.04.2017 в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела.

На заседании Комиссии 24.04.2017 представители ответчиков возражений относительно выводов, содержащихся в заключении об обстоятельствах дела, не представили. МУ УГХ не направило в письменном виде возражений относительно выводов, содержащихся в заключении об обстоятельствах дела.

 

В соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок №220) аналитическим отделом Ивановского УФАС России подготовлен аналитический отчет.

В соответствии с главой 1 Порядка №220 по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статей 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции проводится в объеме, установленном пунктом 10.9  Порядка №220, и включает в себя следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета торгов (по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статьи 17 Закона о защите конкуренции); предмета договоров, заключаемых в отношении государственного и (или) муниципального имущества (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции); предмета договоров на оказание соответствующих финансовых услуг (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 18 Закона о защите конкуренции);

в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах, - в случаях, возбуждения дел по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка №220 в Аналитическом отчете в качестве исходной информации использованы документы и информация, содержащиеся в материалах дела, и сведения, размещенные в открытом доступе в сети Internet.

Исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, следовательно, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке, в соответствии с особенностями товарного рынка.

ООО «Верхняя Волга» выполняет работы по устройству, ремонту и восстановлению сетей наружного освещения в г.Кинешма Ивановской области.

Аукционы №0333300043715000013 и №0333300043715000014 состоялись в 2015 году.

Таким образом, с учетом проведения ретроспективного анализа состояния конкуренции на товарном рынке, временной интервал исследования определен как 2015 год.

Продуктовые границы товарного рынка определены «работы (услуги) по устройству, ремонту и восстановлению сетей наружного освещения».

 Определение продуктовых границ товарного рынка проводилось на основании сведений и материалов, содержащихся в материалах дела, и на основании сведений, размещенных в сети internet;

Обоснование выбора метода определения продуктовых границ товарного рынка с учетом положений пунктов 3.8 и 3.9 Порядка №220 не проводится в соответствии с подпунктом «б» пункта 10.9 Порядка №220.

В соответствии с материалами дела хозяйствующими субъектами, действующими на товарном рынке (участвующими в торгах) являются:

  • Общество с ограниченной ответственностью «СК БИОНТ»;
  • Общество с ограниченной ответственностью «Верхняя Волга».

 

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

21 сентября 2015 года между ООО «СО «ЕЦТ» и МУ УГХ был заключен договор №22082015-328, предметом которого стало безвозмездное оказание услуг по выполнению функций специализированной организации по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурсов и аукционов, а также иных способов осуществления закупок, в рамках и полномочиях, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Срок оказания услуг с 21.09.2015 г. по 31.12.2015 г.

Приказом ООО «СО «ЕЦТ» №7 от 22.09.2015 г. был утвержден состав и полномочия (функции) аукционной комиссии для проведения электронных аукционов для нужд заказчика МУ УГХ. Председателем Комиссии был назначен Иванов Антон Игоревич, генеральный директор ООО «СО «ЕЦТ», членами Комиссии – 4 сотрудника ООО «СО «ЕЦТ».

22 сентября 2015 года ООО «СО «ЕЦТ» во исполнение договора №22082015-328 опубликовало на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок  www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) два извещения с реестровыми номерами 0333300043715000013 и 0333300043715000014 о проведении двух электронных аукционов: на выполнение работ по устройству сетей наружного освещения в г.Кинешма Ивановской области (закупка №0333300043715000013) и на выполнение работ по устройству, ремонту и восстановлению сетей наружного освещения в г.Кинешма Ивановской области (закупка №0333300043715000014).

Срок подачи заявок по обоим аукционам: 22.09.2015 – 22.10.2015

Дата окончания рассмотрения первых частей заявок: 23.10.2015

Дата проведения аукционов в электронной форме: 26.10.2015

Специализированная организация осуществляла и дальнейшее правовое и организационное сопровождение проведения указанных электронных аукционов (просмотр первых частей заявок на участие в аукционах, анализ заявок участников на первом и втором этапах, составление и подписание протоколов рассмотрения первых частей заявок на участие в электронных аукционах, подписание протоколов подведения  итогов электронных аукционов). 

Представители заказчика на заседании Комиссии подтвердили тот факт, что все работы в соответствии с договором №22082015-328 по проведению электронных аукционов были выполнены специализированной организацией своевременно и в полном объеме.

 

Победителем электронных аукционов с реестровыми номерами 0333300043715000013 и 0333300043715000014 стало ООО «Верхняя Волга».

Между МУ УГХ и ООО «Верхняя Волга» были заключены контракты:

– по итогам проведения аукциона №0333300043715000013 контракт с реестровым номером 3370300468515000078 от 06.11.2015 г., цена контракта 9 722 125,20 рублей. Дата начала исполнения контракта 07.11.2015, дата окончания исполнения контракта 31.12.2015;

– по итогам проведения аукциона №0333300043715000014 контракт с реестровым номером 3370300468516000020 от 29.03.2016 г., цена контракта 9 540 040,99 рублей. Дата начала исполнения контракта 30.03.2016, дата окончания исполнения контракта 31.12.2016.

Из пояснений начальника МУ УГХ  <…> следует, что на момент заседания Комиссии 22.03.2017 года все работы по данным контрактам ООО «Верхняя Волга» выполнило в полном объеме.

 

Одновременно установлено, что победитель указанных аукционов ООО «Верхняя Волга» с 2014 года является клиентом специализированной организации. ООО «СО «ЕЦТ» оказывало ООО «Верхняя Волга» услуги по подготовке заявок и участию в электронных аукционах. Взаимодействие осуществлялось на основании договоров, услуги оплачивались на основании актов на выполненные работы и счетов на оплату.

В рамках данного сотрудничества 01 октября 2015 года между ООО «СО «ЕЦТ» и ООО «Верхняя Волга» были заключены договоры №207 и №208 на оказание консультационных и юридических услуг. В соответствии с договором №207 комплекс консультационных и юридических услуг, оказываемых  ООО «СО «ЕЦТ», включал в себя:

– мониторинг сайта zakupki.gov.ru с целью поиска подходящей закупки под критерии Заказчика;

– комплекс консультационных услуг по ценообразованию;

– оперативное устное консультирование и подготовку письменных заключений по вопросам законодательства о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в рамках проводимого аукциона;

– формирование и выбор стратегии эффективного участия Заказчика в аукционах (конкурсах);

– подготовку первых частей заявок Заказчика на участие в аукционах;

– представление интересов Заказчика в уполномоченном в сфере размещения государственных заказов государственном органе  и в суде по делам, связанным с обжалованием (оспариванием) решений (действий, бездействия) государственного заказчика, аукционной комиссии, специализированной организации при проведении аукциона (при необходимости).

Комиссией, на основании устных и письменных пояснений ООО «СО «ЕЦТ» и ООО «Верхняя Волга», установлено, что в соответствии с указанными договорами специализированная организация осуществляла участие от ООО «Верхняя Волга» в электронных аукционах под номерами №0333300043715000013 и №0333300043715000014. Для этого ООО «Верхняя Волга» передало в специализированную организацию ключ криптографической подписи.

ООО «СО «ЕЦТ» осуществляло подготовку первых частей заявок ООО «Верхняя Волга» для участия в аукционах, подачу заявок на участие в аукционах, предоставляло ценовые предложения от ООО «Верхняя Волга», осуществляло подписание контрактов, заключенных по результатам проведения торгов.

Комиссия не может согласиться с доводом ООО «СО «ЕЦТ», изложенным в письменных пояснениях и озвученном на заседании Комиссии 07.12.2016 о том, что первые части заявок ООО «Верхняя Волга» по обеим закупкам готовились внештатными специалистами спецорганизации и поэтому координировать правильность подготовки заявки формально было возможно, но по факту этого не осуществлялось. В соответствии с договором №207 подготовка первых частей заявок на участие в аукционах возложена на специализированную организацию. Следовательно, и ответственность за их подготовку несет специализированная организация. Кроме того, при подаче заявки на электронную площадку от ООО «Верхняя Волга» представитель специализированной организации имел возможность ознакомиться с заявкой и внести в нее коррективы.

Специализированная организация ООО «СО «ЕЦТ», осуществляя торги и одновременно участвуя в торгах от ООО «Верхняя Волга», обладала информацией о номерах, которые был присвоены электронной площадкой заявкам ООО «Верхняя Волга» в ходе электронных аукционов.

Комиссия также считает несостоятельным довод представителя ООО «СО «ЕЦТ», озвученный на заседании Комиссии 07.12.2016 г., о том, что все первые части заявок приходят обезличенными, в связи, с чем их нельзя идентифицировать: от ООО «Верхняя Волга» эта заявка или от другой организации. Так как при подготовке и подаче заявки ООО «Верхняя Волга» ее содержание было известно специализированной организации, то, выступая от заказчика ООО «СО «ЕЦТ» могло идентифицировать заявку ООО «Верхняя Волга» по ее содержанию. Кроме того, на заседании Комиссии 22.03.2017 г. представитель ООО «СО «ЕЦТ» подтвердил тот факт, что он обладал информацией о номере, который был присвоен электронной площадкой заявкам ООО «Верхняя Волга» в ходе электронных аукционов.

Директором ООО «Верхняя Волга» был указан допустимый процент снижения от начальной (максимальной) цены контракта по обеим закупкам. Представитель ООО «СО «ЕЦТ» на заседании Комиссии отметил, что, как правило, допустимое снижение составляло 5-10 % от начальной максимальной цены контракта.

ООО «СО «ЕЦТ» осуществляло свои действия по определению поставщика в указанных аукционах и участвовало в торгах от ООО «Верхняя Волга» (подача заявок, ценовых предложений, подписание контрактов) с одного IP-адреса (109.60.138.212), принадлежащего специализированной организации.

Так по информации, представленной АО «Единая электронная торговая площадка», действия организатора торгов и участника торгов были осуществлены следующим образом.

 

Информация о действиях участника торгов ООО «Верхняя Волга»

 

Номер аукциона

Подача заявки на участие (дата и время)

IP-адрес подачи заявки на участие

Время и суммы ценовых предложений

IP-адрес подачи ценовых предложений

IP-адрес

подписания контракта участником

0333300043715000013

21.10.2015 в 17:21

109.60.138.212

26.10.2015

в 09:04:46

Цена: 9 722 125.2

109.60.138.212

109.60.138.212

0333300043715000014

21.10.2015 в 17:16

109.60.138.212

26.10.2015

в 09:44:56

Цена: 9 540 040.99

109.60.138.212

109.60.138.212

 

Информация о действиях организатора торгов

ООО «СО «ЕЦТ»

 

Номер аукциона

IP-адрес

просмотра первых частей заявок на участие в аукционе

IP-адрес

подписания протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе

IP-адрес

подписания протокола подведения итогов

0333300043715000013

109.60.138.212

109.60.138.212

109.60.138.212

0333300043715000014

109.60.138.212

109.60.138.212

109.60.138.212

 

По итогам исполнения договора №207 хозяйствующими субъектами был подписан акт на выполнение работ-услуг №59 от 13.11.2015 г. Работы были выполнены и приняты ООО «Верхняя Волга» в полном объеме, в установленные сроки и с надлежащим качеством. Оплата оказанных ООО «СО «ЕЦТ» для ООО «Верхняя Волга» услуг по договору №207 составила 70 тыс. рублей, что подтверждается платежными поручениями, представленными ООО «СО «ЕЦТ» №170573 от 18.11.2015 и ООО «Верхняя Волга» № 573 от 18.11.2015.

По договору №208 в соответствии со счетами №9 и №10 от 03.03.2016 г. ООО «Верхняя Волга» оплатила специализированной организации оказание консультационных и юридических услуг на сумму 50 тыс. рублей (платежное поручение №0085 от 03.03.2016 в общей сумме на 57 500 рублей). В письменных пояснениях ООО «Верхняя Волга» содержится информация об имевшейся устной договоренности руководителей организаций ООО «Верхняя Волга» и ООО «СО «ЕЦТ» об уменьшении суммы оплаты по договору с 70 тыс. рублей до 50 тыс. рублей.

Договором №22082015-328, заключенным между МУ УГХ и ООО «СО «ЕЦТ», было предусмотрено безвозмездное оказание услуг по выполнению функций специализированной организации. Такое решение, по пояснениям представителя МУ УГХ <…> на заседании Комиссии, было принято начальником муниципального учреждения на тот период <….>.

Представитель ООО «СО «ЕЦТ» на заседании Комиссии пояснил, что со стороны специализированной организации договор с МУ УГХ был заключен на безвозмездной основе, во-первых, с целью демонстрации возможностей специализированной организации при оказании услуг по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурсов и аукционов. Во-вторых, с целью привлечения ООО «Верхняя Волга» для участия в электронных аукционах, т.к. ООО «Верхняя Волга» было готово принять участие в этих закупках и воспользоваться услугами ООО «СО «ЕЦТ», а впоследствии и оплатить эту работу специализированной организации.

Таким образом, действия ООО «СО «ЕЦТ» по подготовке для ООО «Верхняя Волга» первых частей заявок по обеим указанным закупкам, подаче заявок на аукционах, подаче ценовых предложений были направлены на создание преимущественных условий ООО «Верхняя Волга» при участии в аукционах.

На заседаниях Комиссии 07.12.2016 г., 22.03.2017 г. представители ООО «Верхняя Волга» и ООО «СО «ЕЦТ» подтвердили неправомерность и осознанность совершенных ими действий, выразившихся в заключении соглашения с целью создания преимущественных условий для ООО «Верхняя Волга» в электронных аукционах.

В силу положений Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при проведении электронного аукциона любое взаимодействие между потенциальными участниками закупки и государственным заказчиком не допускается на любой стадии его проведения. ООО «СО «ЕЦТ», выступая организатором торгов для нужд заказчика, по смыслу норм закона также не должно было осуществлять взаимодействие с кем-либо из участников закупки.

Пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений, в частности, координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, между организатором торгов – ООО «СО «ЕЦТ» и участником торгов – ООО «Верхняя Волга» было заключено соглашение о сотрудничестве в электронных аукционах №0333300043715000013 и №0333300043715000014. Целью соглашения и взаимодействия этих обществ было создание преимущественных условий для ООО «Верхняя Волга» при участии в электронных аукционах.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Специализированная Организация «Единый Центр Торгов» и ООО «Верхняя Волга» нарушившими пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении и реализации соглашения между организатором торгов и участником торгов, которое привело к созданию преимущественных условий для ООО «Верхняя Волга» при участии в электронных аукционах №0333300043715000013 и №0333300043715000014.

2. Основания для прекращения дела №02-17/2016-001 в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствуют.

3. Предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства по факту заключения и реализации запрещённого соглашения Ответчикам не выдавать в связи с завершением его реализации.

 

Подписи членов Комиссии

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Ивановской области.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа  статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны