Решение б/н Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 21 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

Резолютивная часть решения оглашена "30" марта 2017 г.                             город Иваново

В полном объеме решение изготовлено "30" марта 2017 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: <…>,

рассмотрев дело № 02-17/2017-001 по признакам нарушения Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации г.о. Тейково Ивановской области (155040, г. Тейково, ул. Октябрьская, д.2а) п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции,

в присутствии представителя Комитета – <…>,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступило заявление ООО «Эксплуатация» на действия Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации г.о. Тейково Ивановской области (далее - Комитет) при рассмотрении заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения (извещение №240816/1031610/01).

Из представленного заявления следует, что 24.08.2016 на сайте torgi.gov.ru Комитетом размещено сообщение о предложении инвестора №240816/1031610/01 о заключении концессионного соглашения в отношении системы теплоснабжения объектов коммунальной инфраструктуры, в т.ч. тепловых сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения МУП «МПО ЖКХ». Предложение поступило от ОАО «Тейковское предприятие тепловых сетей».

В соответствии с ч. 4.2 ст. 37 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях) лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения, включающего в себя существенные условия, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, в Правительство Российской Федерации, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование в зависимости от того, в чьей собственности находится объект концессионного соглашения, предусмотренный таким предложением.

Вместе с тем, концедентом в нарушение норм Закон о концессионных соглашениях на странице сообщения на сайте torgi.gov.ru не размещен проект концессионного соглашения.

Отсутствие на сайте torgi.gov.ru проекта концессионного соглашения со всеми существенными условиями является нарушением ст. 17 Закона о защите конкуренции, поскольку при отсутствии указанных данных потенциальный концессионер не имел информации об условиях исполнения соглашения, не имел возможности проанализировать нормы доходности инвестированного капитала и срок его возврата, т.е. определить экономическую составляющую соглашения, его выгодность либо невыгодность; также потенциальный участник не имел представления, какие работы необходимо выполнить, какие затраты он в связи с этим понесет, через какое время затраты будут возвращены, каких показателей деятельности необходимо достигнуть.

Кроме того, в нарушение ч. 4.5 ст. 37 Закона о концессионных соглашениях на сайте torgi.gov.ru отсутствовала информация об утверждении Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области долгосрочных параметров деятельности концессионера.

Из письменных пояснений Комитета следует, что, по мнению Комитета, предложение концессионера размещено в соответствии с четким соблюдением норм Закона о концессионных соглашениях. Во всех поступивших заявках заявители выразили свою готовность участвовать в конкурсе на предложенных условиях, что подтверждает отсутствие нарушенных прав других участников.

 

Приказом Ивановского УФАС России от 18.01.2017 № 003 возбуждено дело № 02-17/2017-001 по признакам нарушения Комитетом п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Определением от 19.01.2017 дело № 02-17/2017-001 назначено к рассмотрению на 06.03.2017. 

Определением от 06.03.2017 рассмотрение дела отложено в целях представления сторонами дополнительных доказательств.

На заседании Комиссии 22.03.2017 представитель Комитата Максимова О.В. пояснила, что Комитет допущенное нарушение признает, однако полагает, что ущемления прав заявителя – ООО «Эксплуатация» не произошло.  

Определением от 22.03.2017 рассмотрение дела отложено в целях принятия заключения об обстоятельствах дела.

На заседание Комиссии 30.03.2017 ООО «Эксплуатация» и  Департамент энергетики и тарифов Ивановской области, уведомленные надлежащим образом, представителей не направили, заявлений, ходатайств не представили.

На заседании Комиссии 30.03.2017 представитель Комитата Максимова О.В. возражений относительно выводов, содержащихся в заключении об обстоятельствах дела, не представила, поддержала ранее изложенную позицию о том, что Комитет допущенное нарушение признает, однако полагает, что ущемления прав заявителя – ООО «Эксплуатация» не произошло. 

 

В соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок №220) аналитическим отделом Ивановского УФАС России подготовлен аналитический отчет.

В соответствии с п.1.3 Порядка №220 по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статей 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции проводится в объеме, установленном пунктом 10.9  Порядка №220, и включает в себя следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета торгов (по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статьи 17 Закона о защите конкуренции); предмета договоров, заключаемых в отношении государственного и (или) муниципального имущества (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции); предмета договоров на оказание соответствующих финансовых услуг (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 18 Закона о защите конкуренции);

в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах, - в случаях, возбуждения дел по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка №220 в Аналитическом отчете в качестве исходной информации использованы документы и информация, содержащиеся в материалах дела, и сведения, размещенные в открытом доступе в сети Internet.

      

Определение временного интервала исследования.

Исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, следовательно, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке, в соответствии с особенностями товарного рынка.

24.08.2016 на сайте torgi.gov.ru Комитетом размещено сообщение о предложении инвестора №240816/1031610/01 о заключении концессионного соглашения в отношении системы теплоснабжения объектов коммунальной инфраструктуры, в т.ч. тепловых сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения МУП «МПО ЖКХ». Предложение поступило от ОАО «Тейковское предприятие тепловых сетей».

Таким образом, с учетом проведения ретроспективного анализа состояния конкуренции на товарном рынке, временной интервал исследования определен как 2016 год.

 

Определение продуктовых границ (предмета торгов) товарного рынка.

Продуктовые границы товарного рынка определены как «Передача тепловой энергии и горячей воды потребителям, а также реконструкция и модернизация системы теплоснабжения объектов коммунальной инфраструктуры, в т.ч. тепловых сетей теплоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения МУП «МПО ЖКХ».

Определение продуктовых границ товарного рынка проводилось на основании сведений и материалов, содержащихся в материалах дела.

Обоснование выбора метода определения продуктовых границ товарного рынка с учетом положений пунктов 3.8 и 3.9 Порядка №220 не проводится в соответствии с подпунктом «б» пункта 10.9 Порядка №220.

 

Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке (участвующих в торгах).

 

В соответствии с пп.в) п.10.9 Порядка в состав хозяйствующих субъектов включаются все лица, участвующие в торгах. На сайте https://torgi.gov.ru/restricted/notification/notificationView.html?notificationId=16381673&lotId=16381738&prevPageN=4 в списке участников указаны 3 хозяйствующих субъекта:

  • ООО «Тейковская котельная»;
  • ООО «Эксплуатация»;
  • ООО «ИвМашТорг».

Предприятием, выступившим с инициативой заключения концессионного соглашения, является ОАО «Тейковское предприятие тепловых сетей».

 

Рассмотрев материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

24.08.2016 на сайте torgi.gov.ru Комитетом размещено сообщение о предложении инвестора №240816/1031610/01 о заключении концессионного соглашения в отношении системы теплоснабжения объектов коммунальной инфраструктуры, в т.ч. тепловых сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения МУП «МПО ЖКХ». Предложение поступило от ОАО «Тейковское предприятие тепловых сетей» (далее – ОАО «Тейковское ПТС»).

Возможность заключения концессионного соглашения без проведения торгов по инициативе определенных в законе лиц установлена ч. 4.1 ст. 37 Закона о концессионных соглашениях.

В соответствии с ч. 4.5 ст. 37 Закона о концессионных соглашениях в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 настоящего Федерального закона, орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в течение семи рабочих дней со дня поступления предложения о заключении концессионного соглашения направляет такое предложение в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, которые осуществляют регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов), для согласования содержащихся в предложении о заключении концессионного соглашения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров регулирования цен (тарифов), определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения) и метода регулирования тарифов. Указанное согласование осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4.6 ст. 37 Закона о концессионных соглашениях в случае принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных инициатором условиях орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в десятидневный срок со дня принятия указанного решения размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложение о заключении концессионного соглашения в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 настоящей статьи к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения.

Вместе с тем, Комиссией на основании устных и письменных пояснений Департамента энергетики и тарифов Ивановской области, установлено, что предложение ОАО «Тейковское ПТС» не направлялось в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области для согласования содержащихся в предложении о заключении концессионного соглашения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера.

Кроме того, в ходе осмотра Интернет-сайта https://torgi.gov.ru в части осмотра документов и информации по извещению №24082016/1031610/01 установлено, что на сайте размещено Предложение о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31.03.2015 №300. При этом отсутствуют все иные документы, о приложении которых указывается в разделе «Содержание сведений» указанного Предложения. В частности, к данному Предложению не приложен проект концессионного соглашения, а также отсутствуют существенные условия концессионного соглашения, предусмотренные ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (за исключением описания объекта концессии и срока передачи объекта концессионного соглашения).

Существенными условиями концессионного соглашения в соответствии со ст. 10 Закона о концессионных соглашениях являются:

1) обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции;

2) обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

3) срок действия концессионного соглашения;

4) описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения;

4.1) срок передачи концессионеру объекта концессионного соглашения;

5) порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и срок заключения с концессионером договоров аренды (субаренды) этих земельных участков (в случае, если заключение договоров аренды (субаренды) земельных участков необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением);

6) цели и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения;

6.1) способы обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению (предоставление безотзывной банковской гарантии, передача концессионером концеденту в залог прав концессионера по договору банковского вклада (депозита), осуществление страхования риска ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному соглашению), размеры предоставляемого обеспечения и срок, на который оно предоставляется;

6.2) размер концессионной платы, форму или формы, порядок и сроки ее внесения, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 статьи 7 настоящего Федерального закона;

6.3) порядок возмещения расходов сторон в случае досрочного расторжения концессионного соглашения;

6.4) обязательства концедента и (или) концессионера по подготовке территории, необходимой для создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

6.5) объем валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения, в том числе на каждый год срока действия концессионного соглашения, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона;

7) иные предусмотренные федеральными законами существенные условия.

При этом в разделе 9 указано, что проектная документация будет разработана концессионером в соответствии с условиями концессионного соглашения.

Также при осмотре указанного раздела Интернет-сайта не обнаружено информации о согласовании содержащихся в предложении о заключении концессионного соглашения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров регулирования цен (тарифов), определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения) и метода регулирования тарифов, что предусмотрено ч. 4.5 ст. 37 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

 На основании изложенного Комиссия считает обоснованным довод заявителя о том, что отсутствие проекта концессионного соглашения со всеми существенными условиями, установленными ст. 10 Закона о концессионных соглашениях, нарушает Закон о защите конкуренции и способствует устранению претендентов на участие в конкурсе.

Без утверждения в Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области предложенных инициатором долгосрочных параметров деятельности концессионера, а также неразмещение на сайте https://torgi.gov.ru указанных параметров и проекта концессионного соглашения со всеми существенными условиями лишило потенциальных заявителей возможности проанализировать нормы доходности инвестированного капитала и срок его возврата, в т.ч. определить экономическую составляющую соглашения, его выгодность или невыгодность, и предложить в будущем более выгодные для концедента условия исполнения концессионного соглашения, нежели предложенные инициатором.

Статья 17 Закона о защите конкуренции предусматривает, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции запрещается создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Вместе с тем, в рассматриваемой ситуации только 1 претендент обладал полной информацией об условиях концессионного соглашения – ОАО «Тейковское ПТС», поскольку само являлось инициатором его заключения. Все иные претенденты не имели возможности получить полную информацию об условиях концессионного соглашения, о  долгосрочных параметрах деятельности концессионера в связи с неразмещением данных сведений на сайте https://torgi.gov.ru. Тем самым, Комитет ограничил право потенциальных концессионеров на подачу заявки о готовности к участию в конкурсе. Также обоснованными являются доводы ООО «Эксплуатация» о том, что неразмещение на сайте https://torgi.gov.ru долгосрочных параметров и проекта концессионного соглашения со всеми существенными условиями лишило потенциальных заявителей возможности оценить целесообразность подачи заявок и дальнейшего участия в конкурсе.

Учитывая, что потенциальные претенденты (за исключением ОАО «Тейковское ПТС») в связи неразмещением Комитетом всей информации об условиях концессионного соглашения не обладали сведениями о том, какие работы необходимо выполнить, каких показателей необходимо достигнуть, какие затраты будут ими понесены и через какое время они смогут получить прибыль, а также не обладали информацией о согласовании Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области содержащихся в предложении инвестора о заключении концессионного соглашения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Комитета нарушения п. 2 ч.1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Основания для прекращения рассмотрения дела № 02-17/2017-001 о нарушении антимонопольного законодательства отсутствуют.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1.Признать действия Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации г.о. Тейково Ивановской области, выразившиеся в создании ОАО «Тейковское ПТС» преимущественных условий вследствие неразмещения на сайте https://torgi.gov.ru (извещение №240816/1031610/01) информации о существенных условиях концессионного соглашения (в соответствии с предложением инвестора – ОАО «Тейковское ПТС» о заключении концессионного соглашения в отношении системы теплоснабжения объектов коммунальной инфраструктуры, в т.ч. тепловых сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения МУП «МПО ЖКХ»), а также информации о согласовании Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области содержащихся в предложении инвестора о заключении концессионного соглашения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, нарушением пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.Основания для прекращения дела № 02-17/2017-001 в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствуют.

3.Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации г.о. Тейково Ивановской области выдать предписание об устранении допущенного нарушения антимонопольного законодательства путем принятия в срок до 01.07.2017 мер, направленных на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов к пользованию объектами теплоснабжения, указанными в сообщении о предложении инвестора №240816/1031610/01 о заключении концессионного соглашения.

Подписи членов комиссии

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Ивановской области.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 02-17/2017-001

30 марта 2017 года                                                                                                     г. Иваново

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: <…>,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 30.03.2017 по делу №02-17/2017-001 о нарушении Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации г.о. Тейково Ивановской области (155040, г. Тейково, ул. Октябрьская, д.2а) п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации г.о. Тейково Ивановской области прекратить нарушение п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в создании ОАО «Тейковское ПТС» преимущественных условий вследствие неразмещения на сайте https://torgi.gov.ru (извещение №240816/1031610/01) информации о существенных условиях концессионного соглашения (в соответствии с предложением инвестора – ОАО «Тейковское ПТС» о заключении концессионного соглашения в отношении системы теплоснабжения объектов коммунальной инфраструктуры, в т.ч. тепловых сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения МУП «МПО ЖКХ»), а также информации о согласовании Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области содержащихся в предложении инвестора о заключении концессионного соглашения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, для чего в срок до 01.07.2017 принять меры, направленные на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов к пользованию объектами теплоснабжения, указанными в сообщении о предложении инвестора №240816/1031610/01 о заключении концессионного соглашения.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Подписи членов Комиссии

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны