Постановление б/н Постановление о наложении штрафа по делу об административно... от 19 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 02-22/2018-028

 

11 декабря 2018 г.                                                                                                      г. Иваново

 

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области Боровков Александр Витальевич, рассмотрев протокол №02-22/2018-028 от 30.11.2018 г. и другие материалы дела №02-22/2017-028 об административном правонарушении, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Промэнергосеть» (ул. Ивановская, д. 18, г. Кохма, Ивановская область, 153511, ИНН3702633948, ОГРН1103702027604) по части 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителя по доверенности <…> (доверенность от 12.11.2018),

УСТАНОВИЛ:

30.11.2018 главным государственным инспектором отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти Ивановского УФАС России <…> в отношении ООО «Промэнергосеть» посредством вынесения определения возбуждено дело об административном правонарушении №02-22/2018-028 по признакам нарушения ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначено проведение административного расследования по нему.

Поводом к возбуждению дела послужили следующие обстоятельства.

26.10.2018 Комиссией принято решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства №02-10/2018-002.

Из указанного решения Комиссии следует, что 02.04.2018 между МУПП «Кохмабытсервис» и ООО «Ивановоэнергосбыт» заключен договор энергоснабжения №644эКох (далее – договор №644эКох), точки поставки по которому согласованы сторонами в п.1 Приложения №2 к настоящему договору.

Из позиций №9,10 п.1 Приложения №2 следует, что точки поставки электрической энергии установлены на артскважину №7  на кабельных наконечниках КЛ-0,4кВ ф.12 от ТП-31 ВРУ-0,4кВ; на артскважину №10 - на контактных соединениях бесхозяйной КЛ-0,4 кВ в ВРУ-0,4кВ Потребителя.

Дополнительным соглашением от 01.02.2016 к договору №0231 от 01.08.2009 оказания услуг по передаче электрической энергии ООО «Ивановоэнергосбыт» урегулировало взаимоотношения по передаче электрической энергии потребителю (МУПП «Кохмабытсервис») с ПАО «МРСК ЦиП» филиал «Ивэнерго» в отношении артскважины №7, непосредственно присоединенной к электрическим сетям ООО «Промэнергосеть».

Из акта разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 19.05.2015, оформленного между ООО «Промэнергосеть» и МУПП «Кохмабытсервис», следует, что граница балансовой принадлежности установлена на кабельных наконечниках КЛ-0,4кВ ф.12 от ТП-31 в ВРУ-0,4 кВ скважины №7 по пер. Ивановский в г. Кохма. Потребителю принадлежат ВРУ-0,4кВ с расчетным прибором учета, внутреннее оборудование и электропроводка скважины №7, ООО «Промэнергосеть» принадлежит кабельная линия 0,4 кВ ф. 12 от ТП-31 до ВРУ-0,4кВ скважины №7.

Из Приложения №2 к договору №644эКох следует, что граница балансовой принадлежности по артскважине №10 установлена на контактных соединениях нижних контактов держателей предохранителей 0,4кВ и отходящей кабельной линии-0,4кВ в РУ-0,4 кВ ТП-31. Участок кабельной линии 0,4 кВ до ВРУ-0,4 кВ МУПП «Кохмабытсервис» указан как бесхозяйный.

Из акта разграничения границ балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон №Кх-66 от 10.12.2015, оформленного между ООО «Промэнергосеть» и АО «Объединенные электрические сети» (далее – ОАО «ОЭС»), следует, что электроустановки ООО «Промэнергосеть» непосредственно присоединены к электрическим сетям АО «ОЭС». Граница балансовой принадлежности установлена на нижних клеммах держателей предохранителей в РУ-0,4кВ. На балансе ООО «Промэнергосеть» находятся болтовые соединения кабельных наконечников КЛ-0,4кВ ф. 12 с нижними клеммами держателей предохранителей в РУ-0,4кВ ТП-31, измерительный комплекс в РУ-0,4 кВТП-31, КЛ-0,4 кВф. 12 от нижних клемм держателей предохранителей в РУ-0,4 кВ ТП-31 в сторону артскважины №7, 10. При этом ТП-31, предохранители в РУ-0,4 кВ ф. 12 ТП-31 находятся на балансе АО «ОЭС».

Учитывая изложенное, технологическое присоединение энергопринимающих устройств артскважин №7 и №10 МУПП «Кохмабытсервис» осуществлено к объектам электросетевого хозяйства ООО «Промэнергосеть», которые в свою очередь, имеют технологическое присоединение к энергоустановкам смежной сетевой организации АО «ОЭС», а электрические сети последнего, в свою очередь, подключены к электрическим сетям филиала «Ивэнерго».

 В соответствии с п. 3.2.1 договора №0231 от 01.08.2009 филиал «Ивэнерго» обязуется обеспечивать передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор, к электрической сети Исполнителя, то есть филиала «Ивэнерго», качество и параметры которой должно соответствовать техническим регламентам  с соблюдением величин аварийной и технологической брони.

В  соответствии с п. 3.1.2, 3.2.1, 3.2.2 договора взаимного оказания услуг по передаче электрической энергии от 15.11.2016 №0545, заключенного между филиалом «Ивэнерго» и ООО «Промэнергосеть», «Ивэнерго» обязуется обеспечить передачу электрической энергии (мощности) в границах балансовой принадлежности своих электрических сетей, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам. ООО «Промэнергосеть» обязуется обеспечивать: эксплуатацию своих объектов электросетевого хозяйства в соответствии с техническими регламентами, передачу электрической энергии (мощности) от границы раздела ответственности за состояние эксплуатации электроустановок, указанной в Приложении №1 к настоящему договору,  до точек поставки электроэнергии Потребителей и Владельцев объектов электросетевого хозяйства, присоединенных к электрическим сетям  ООО «Промэнергосеть», а также ТСО указанных в приложении 5.1 к договору.

Пунктом 3.2.9 договора взаимного оказания услуг по передаче электрической энергии от 15.11.2016 №0545 ООО «Промэнергосеть» обязуется незамедлительно информировать «Ивэнерго» об аварийных ситуациях, связанных с отключением питающих линий, повреждением основного оборудования, о поражениях электрическим током животных и людей, а также о пожарах, вызванных неисправностью в электроустановках.

Пунктом 3.2.11 договора взаимного оказания услуг по передаче электрической энергии от 15.11.2016 №0545 (в редакции протокола согласования разногласий) ООО «Промэнергосеть» обязуется незамедлительно уведомлять «Ивэнерго» о причинах и сроках проведения аварийных ремонтов электросетевого хозяйства технологически присоединенного к сетям «Ивэнерго».

В свою очередь, согласно п. 3.2.4 договора №0231 от 01.08.2009 филиал «Ивэнерго» обязуется информировать потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) об аварийных ситуациях в электрических сетях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору.

Следовательно, поставка ООО «Ивановоэнергосбыт» на энергопринимающие устройства МУПП «Кохмабытсервис» электрической энергии  обусловлена цепочкой договорных отношений, регулирующих передачу электроэнергии по сетям сетевых организаций ПАО «МРСК Центра и Приволжья» («держатель котла»), АО «Объединенные электрические сети» и ООО «Промэнергосеть» (смежные сетевые организации).

Из пояснений филиала «Ивэнерго» от 26.07.2018 №ИВЭ/01/4026-132-07/1, АО «ОЭС» от 14.08.2018 №201-02/1407, представленным МУПП «Кохмабытсервис» журнала учета водозабора установлен факт отключения 29.05.2018 кабельной линии 0,4 кВ, посредством которой осуществляется электроснабжение энергопринимающих устройств артскважины №7. Причиной прекращения электроснабжения скважины №7 явилось повреждение кабельной линии 0,4 кВ, посредством которой обеспечивается передача (поставка) электрической энергии на артскважину №7, в результате проведения земляных работ собственником автомобильной стоянки без согласования с ООО «Промэнергосеть».

05.06.2018 письмом №626 МУПП «Кохмабытсервис» обращалось в ООО «Ивановоэнергосбыт» и ООО «Промэнергосеть» о возобновлении электроснабжения артскважины №7.

Письмом от 06.06.2018 №85-06 ООО «Промэнергосеть» предложило МУПП «Кохмабытсервис» в досудебном порядке урегулировать вопрос компенсации затрат ООО «Промэнергосеть» на  материалы и ремонтные работы по восстановлению КЛ-0,4 кВ.

Письмом от 08.06.2018 №641 МУПП «Кохмабытсервис» отказало в удовлетворении заявленного требования, поскольку поврежденная кабельная линия находится в зоне эксплуатационной ответственности ООО «Промэнергосеть».

28.06.2018 МУПП «Кохмабытсервис» повторно обратилось к ООО «Ивановоэнергосбыт» с просьбой обеспечить электроснабжение артскважины.

Таким образом, представленной перепиской подтверждается отсутствие электроснабжения артскважины №7 МУПП «Кохмабытсервис» с 29.05.2018.

Решением Комиссии действия ООО «Промэнергосеть», занимающего доминирующее положение на товарном рынке «Деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии» в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей, выразившиеся в злоупотреблении таким положением, путем экономически и технологически необоснованного не возобновления передачи электрической энергии на энергопринимающие устройства артскважины №7 после ее отключения в связи с аварийной ситуацией, а также несоблюдении допустимой продолжительности отсутствия электроснабжения потребителей 3 категории надежности, и приводящие к ущемлению интересов ООО «Ивановоэнергосбыт» и МУПП «Кохмабытсервис», признаны нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345 (далее – Административный регламент № 345), на основании статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено доминирующее положение ООО «Промэнергосеть» на товарном рынке «Деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии» в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей.

Из изложенного прихожу к выводу, что наличие доминирующего положения ООО «Промэнергосеть» и злоупотребление доминирующим положением подтверждаются решением Комиссии по рассмотрению дела №02-10/2018-002.

Злоупотребление ООО «Промэнергосеть» доминирующим положением, последствия которого отражены в решении №02-10/2018-002, в силу положений части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ указывает на наличие оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ.

Таким образом, правовые основания для возбуждения дела №02-22/2018-028 по признакам нарушения части 2 статьи 14.31 КоАП РФ в отношении ООО «Промэнергосеть» имелись.

Материалы настоящего административного дела свидетельствуют о соблюдении процедуры возбуждения административного дела №02-22/2018-028, а также прав и интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, при составлении протокола по рассматриваемому делу. ООО «Промэнергосеть» о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ уведомлено надлежащим образом (почтовое уведомление от 06.11.2018 №15397128922782).

О дате, времени и месте рассмотрения дела №02-22/2018-028 ООО «Промэнергосеть» уведомлено своевременно и надлежащим образом.

Рассмотрев все обстоятельства дела об административном правонарушении, считаю, что событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ,  имели место.

Согласно ч. 2 и 3 ст. 546 Гражданского кодекса РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг, утверждены Правилами №861 от 27.12.2004.

Согласно пункту 15 Правил №861 при исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони (а); в порядке и сроки, установленные договором, информировать потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) об аварийных ситуациях в электрических сетях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору (п. «г»).

Пунктом 33 Правил недискриминационного доступа предусмотрено, что перерыв в передаче электрической энергии, прекращение или ограничение режима передачи электрической энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, неудовлетворительное состояние энергопринимающего устройства потребителя услуг угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности. О перерыве, прекращении или ограничении передачи электрической энергии в указанных случаях сетевая организация обязана уведомить потребителя услуг в течение 3 дней с даты принятия такого решения, но не позднее чем за 24 часа до введения указанных мер.

Основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии (далее - потребители), в том числе его уровня, которое предполагает прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности) в определенных настоящими Правилами случаях, определены Правилами полного и частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ №442 от 04.05.2012 (далее – Правила №442).

В соответствии с п. 30 Правил №442, в случае если проведение ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации (смежной сетевой организации, иных владельцев) невозможно без ограничения режима потребления в отношении потребителей, присоединенных к сетям сетевой организации, сетевая организация в порядке, установленном договором оказания услуг по передаче электрической энергии, уведомляет потребителя напрямую или (если это предусмотрено указанным договором) через действующего в его интересах гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию) о проведении таких работ и о сроках ограничения режима потребления в связи с их проведением. При этом если договором оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенным в отношении такого потребителя с действующим в его интересах гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), предусмотрено, что такое уведомление потребителю передает гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), то он обязан при получении от сетевой организации указанного уведомления в течение 1 суток передать его потребителю способом, позволяющим определить дату и время передачи.

Следовательно, исходя из положений абз. 3 ст. 546 Гражданского кодекса РФ, п. 15 и 33 Правил недискриминационного доступа, подпунктом "з" пункта 2, п. 30 Правил ограничения, сетевой организации предоставлено право прерывать электроснабжение потребителей, энергопринимающие устройства которых относятся к третьей категории надежности, в целях ремонта или замены поврежденного элемента системы электроснабжения, без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением.

Из решения по делу №02-10/2018-002 следует, что ООО «Промэнергосеть» не уведомляло ни вышестоящую сетевую организацию, ни Потребителя, ни сбытовую организацию – ООО «Ивановоэнергносбыт» о прекращении электроснабжения артскважины №7 с 29.05.2018 в связи с проведением ремонтных работ по устранению аварийной ситуации на кабельной линии. Напротив, обращения ООО «Ивановоэнергосбыт» в адрес филиала «Ивэнерго» о причинах прекращения электроснабжения объектов МУПП «Кохмабытсервис», направление запросов «Ивэнерго» для выяснения указанных обстоятельств (от 09.07.2018 №ИВЭ/01/3697/132-05/4), свидетельствуют о невыполнении ООО «Промэнергосеть» возложенной обязанности.

Абзацем 1 части 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Следовательно, устранение причин, приведших к прекращению электроснабжения, является обязанностью лица, в границах балансовой принадлежности или эксплуатационной ответственности которого, они возникли, то есть применительно к рассматриваемому случаю ООО «Промэнергосеть».

В соответствии с п. 31(6) Правил №861 категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.

Для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Энергопринимающие установки артскважины №7 МУПП «Кохмабытсервис» относятся к третьей категории надежности электроснабжения, а, следовательно, допустимое отсутствие электроснабжения энергопринимающих устройств не должно превышать 24 часов подряд.

Исследовав вопрос о моменте, с которого ООО «Промэнергосеть» установлены повреждения кабельной линии (29.05.2018 или 30.05.2018), Комиссия пришла к выводу, что сведения о факте прекращения электроснабжения артскважины №7 и повреждения Кл-0,4кВ имелись у ООО «Промэнергосеть» на 29.05.2018, что подтверждается фактом обращения в АО «ОЭС» за отключением кабельной линии (письмо 14.08.2018 №201-02/1407).

Таким образом, проведение ремонтных работ ООО «Промэнергосеть» на кабельной линии 0,4 кВ для устранения выявленных 29.05.2018 причин ее повреждения, проведены с нарушением установленного периода продолжительности отсутствия электроэнергии на энергопринимающих устройствах третьей категории надежности.

По информации, представленной АО «ОЭС» в письме от 14.08.2018 №201-02/1407, после подачи заявки 29.05.2018 об отключении кабельной линии 0,4 кВ, ООО «Промэнергосеть» заявок на возобновление электроснабжения данного объекта в сетевую организацию не подавалось. Указанное исключает доводы Ответчика о «предпринятых попытках включения упомянутой питающей кабельной линии, выявивших повторные многократные повреждения линии».

Из решения по делу №02-10/2018-002 следует, что электроснабжение артскважины №7 отсутствовало на протяжении более 4 месяцев.

Длительный период обусловлен тем, что после восстановления кабельной линии 0,4кВ (05.07.2018) ООО «Промэнергосеть» в адрес МУПП «Кохмабытсервис» направлено уведомление №104-07, которым Общество просило сообщить о готовности подачи напряжения на артезианскую скважину №7.  Однако, ответа от МУПП «Кохмабытсервис», не получено.

Однако, ООО «Промэнергосеть»  не доказан факт вручения письма за №104-07 от 05.07.2018 МУПП «Кохмабытсервис» в целях организации восстановления электроснабжения на артскважину №7 и не принятии последним действий для восстановления электроснабжения.

Таким образом, рассмотренные Комиссией обстоятельства указывают не только на несоблюдение ООО «Промэнергосеть» установленных п. 31 (6) Правил №861 предельных сроков допустимого числа часов отключения электроснабжения подряд (24 часа), но и в год (72 часа) для потребителей третьей категории надежности. Документов о согласовании с Ростехнадзором проведения ремонтных работ на кабельной линии 0,4 кВ от ТП-31 до энергопринимающих устройств артскважины и отсутствия электроснабжения артскважины №7 свыше 24 часов не представлено.

Согласно ч. 4 ст. 26 Закона №35-ФЗ сетевая организация, к которой в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства.

Из Акта приема-передачи выполненных работ от 04.07.2018 следует, что ООО «Промэнергосеть» вместо кабельной линии 0,4-кВ от ТП-31 до артскважины №7 создан новый объект электроснабжения ВЛ-0,4 кВ по пер. Ивановский г.о. Кохма, к которому требуется обеспечить присоединение энергопринимающих устройств артскважины №7, а также в связи с изменением внешней схемы электроснабжения артскважины №7 – оформить документы о технологическом присоединении (п. 2, п. 7 Правил технологического присоединения…, утвержденных Постановлением Правительства РФ №861 от 27.12.2004). Переписка об уведомлении МУПП «Кохмабытсервис» об изменении внешней схемы электроснабжения артскважины №7, о согласовании технической документации,  Комиссии не представлены.

Изложенное позволяет прийти к выводу об ущемлении интересов МУПП «Кохмабытсервис» по использованию в деятельности по водоснабжению г. Кохма артскважины №7 и несению дополнительных затрат на приобретение недостающих объемов холодной воды у контрагентов: АО «Водоканал», ОАО «Строммашина» и ООО «Промэнергосеть».

В свою очередь, ООО «Ивановоэнергосбыт» как гарантирующий поставщик электрической энергии лишено возможности исполнения своих обязательств по заключенному договору энергоснабжения с МУПП «Кохмабытсервис» и получению сбытовой надбавки.

Таким образом, действия ООО «Промэнергосеть», занимающего доминирующее положение на товарном рынке «Деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии» в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей, выразившиеся в злоупотреблении таким положением, путем экономически и технологически необоснованного не возобновления передачи электрической энергии на энергопринимающие устройства артскважины №7 после ее отключения в связи с аварийной ситуацией и несоблюдения допустимой продолжительности отсутствия электроснабжения потребителей 3 категории надежности, приводят к ущемлению интересов ООО «Ивановоэнергосбыт» и МУПП «Кохмабытсервис», что указывает на наличие нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Статьей 14.31 КоАП РФ выделены два самостоятельных состава административных правонарушений, применяемых в зависимости от наличия или отсутствия у хозяйствующего субъекта статуса субъекта естественных монополий и последствий, к которым привели действия (бездействия) хозяйствующего субъекта (недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов иных лиц).

Применительно к обстоятельствам настоящего дела установлено естественно монопольное положение ООО «Промэнергосеть» на товарном рынке: деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

 Состав административного правонарушения образуют:

Объектом вменяемого административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, направленные на соблюдение и обеспечение конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, свободы экономической деятельности в Российской Федерации.

Объективная сторона в совершении ООО «Промэнергосеть» действий (необоснованное не возобновление передачи электрической энергии на энергопринимающие устройства артскважины №7 после ее отключения в связи с аварийной ситуацией и несоблюдение допустимой продолжительности отсутствия электроснабжения потребителей 3 категории надежности), которые привели к злоупотреблению доминирующим положением на товарном рынке «Деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии» в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей, и результатом которых является  ущемление интересов ООО «Ивановоэнергосбыт» и МУПП «Кохмабытсервис».

Субъект административного правонарушения – общество с ограниченной ответственностью «Промэнергосеть».

С субъективной стороны – юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их исполнению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

При рассмотренных обстоятельствах можно констатировать тот факт, что обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения ООО «Промэнергосеть» требований законодательства, не выявлено.

Обстоятельств, исключающих возможность восстановления ООО «Промэнергосеть» поврежденной кабельной линии в установленные законодательством сроки, Обществом не представлено.

Доводы Общества о том, что нарушение явилось следствием необходимости проведения дорогостоящего или объемного ремонта поврежденной сети, не могут быть отнесены к таким обстоятельствам. В случае необходимости увеличения срока для проведения восстановительных работ на кабельной линии Общество имело возможность обратиться за согласованием таких сроков в Ростехнадзор. Соответствующих обращений представлено не было.

Кроме того, как следует из акта приема-передачи выполненных работ от 04.07.2018, воздушная линия смонтирована на 04.07.2018, а присоединение энергопринимающих устройств артскважины осуществлено только 02.10.2018.

Обоснование длительного периода отсутствия электроснабжения  не принятием

МУПП «Кохмабытсервис» действий по организации восстановления электроснабжения на артскважину №7 не может быть принято во внимание, поскольку в решении по делу №02-10/2018-002 установлено, что факт вручения письма за №104-07 от 05.07.2018 МУПП «Кохмабытсервис» не доказан.

На письменное обращение ООО «Ивановоэнергосбыт» о восстановлении электроснабжения артскважины, ООО «Промэнергосеть» письмом от 03.07.2018 №103-07 не указало, что сможет предоставить информацию по восстановлению артезианской скважины №7 после установления Комиссией Администрации г.о. Кохма причин повреждения кабельной линии. Из ответа Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Кохма от 31.08.2018 №1764 следует, что запланированный на 09.06.2018 выход Комиссии не состоялся, поскольку не был обеспечен доступ к месту повреждения кабельной линии для его визуального осмотра, наличие электротехнической лаборатории для проведения испытаний, отсутствовал персонал, допущенный для работ в электроустановках соответствующего класса напряжения. О данном факте Обществу при подготовке ответа ООО «Ивановоэнергосбыт» не могло быть не известно, поскольку сотрудники ООО «Промэнергосеть» являлись членами указанной Комиссии (приложение № 1 к приказу №40 от 08.06.2018).

Таким образом, действия ООО «Промэнергосеть»  являются правонарушением, предусмотренным частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, выразившемся в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке Деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии» в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей, путем экономически и технологически необоснованного не возобновления передачи электрической энергии на энергопринимающие устройства артскважины №7 после ее отключения в связи с аварийной ситуацией, а также несоблюдении допустимой продолжительности отсутствия электроснабжения потребителей 3 категории надежности, и приводящие к ущемлению интересов ООО «Ивановоэнергосбыт» и МУПП «Кохмабытсервис»

Дата обнаружения административного правонарушения – 26.10.2018 (дата изготовления решения в полном объеме).

Место совершения административного правонарушения – ул. Ивановская, д. 18, г. Кохма, Ивановская область (место нахождения ООО «Промэнергосеть»).

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Виновность ООО «Промэнергосеть» подтверждается решением Ивановского УФАС России по делу №02-10/2018-002 от 26.10.2018.

В ходе административного дела представитель вину Общества в совершенном правонарушении признал.

По общему правилу статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Санкция части 2 статьи 14.31 КоАП РФ предусматривает административный штраф для  юридических лиц, который составляет от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Порядок расчета административного штрафа предусмотрен Примечанием к статье 14.31 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ определяются интервальные значения штрафа, подлежащего наложению на ООО «Промэнергосеть» (от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение):

<…>

Согласно примечанию 2 к статье 14.31 КоАП РФ, при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ.

Обстоятельствами, смягчающим административную ответственность, в рассматриваемом случае являются:

  1. Добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение (пункт 2 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ) - возобновление электроснабжения энергопринимающих устройств артскважины №7 до принятия решения по делу №02-10/2018-002;
  2. Оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении (пункт 4 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ);
  3. Добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль (пункт 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ) - надлежащее оформление технологического присоединения в связи с изменением внешней схемы электроснабжения энергопринимающих устройств артскважины №7.

При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения (примечание 4 к статье 14.31 КоАП РФ):

В соответствии с примечанием 4 к статье 14.31 КоАП РФ при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения:

<…>

Таким образом, с учетом наличия трех выявленных смягчающих обстоятельств размер административного штрафа, подлежащего наложению на ООО «Промэнергосеть», составит:

<…>

С учетом части 2 статьи 14.31 КоАП РФ размер административного штрафа, налагаемый  на юридических лиц, не может быть менее ста тысяч рублей.

В рассматриваемом случае обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не выявлено. 

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.

На рассмотрение дела ООО «Промэнергосеть» представлена информация о финансовом положении общества.

По данным бухгалтерского баланса на 30.09.2018, отчета о финансовых результатах за январь-сентябрь 2018 года, а также за январь - сентябрь 2017 года выручка ООО «Промэнергосеть» составила <…>.

Принимая во внимание, что наказание должно отвечать целям административного наказания, и не должно превращаться в инструмент экономического подавления субъекта, на основании правового подхода, сформулированного в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2014 г. № 4-П, и положений ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, полагаю возможным снизить размер штрафа до половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ, что составит  50 000 руб. Размер штрафа в сумме 50 000 руб. соответствует характеру и последствиям совершенного административного правонарушения, степени вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественному и финансовому положению. 

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП, не установлено.

Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения предусмотрена статьей 2.9 КоАП РФ, согласно которой судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Основанием для освобождения ООО «Промэнергосеть» от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях соблюдения законодательно установленных требований.

Применительно к рассматриваемому случаю таких обстоятельств не установлено.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в злоупотреблении доминирующим положением (правонарушение посягает на отношения, находящиеся под особым государственным контролем) и выражается в пренебрежительном отношении ООО «Промэнергосеть» к исполнению своих публично-правовых обязанностей по передаче электрической энергии.

Ответственность за указанное деяние наступает вне зависимости от доказанности возникновения или не возникновения негативных последствий. Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушения с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий резюмируется самим фактом совершения действий или бездействия. Повышенная опасность правонарушений в рассматриваемой области отношений определена законодательно и подтверждается значительным размером санкции.

МУПП «Кохмабытсервис» оказывает населению г.о. Кохмы услуги по водоснабжению и водоотведению, то есть данная организация осуществляет эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и водоотведения населенных пунктов, в соответствии с п. 2 Приложения к Правилам №442, относится к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

Электроэнергия, поступающая на объекты водоснабжения и водоотведения, является необходимым элементом технологического процесса холодного водоснабжения и водоотведения населения, социальных объектов, учреждений, предприятий, обслуживаемых МУПП «Кохмабытсервис».

Технологическая возможность обеспечения передачи электрической энергии на артскважину №7 после 04.07.2018 имелась у ООО «Промэнергосеть», однако, поведение Общества в урегулировании возникшей ситуации не свидетельствует о заинтересованности скорейшего устранения неисправности в кабельной линии и восстановлении электроснабжения артскважины.

Указанное свидетельствует о безразличном отношении ООО «Промэнергосеть», как сетевой организации, задействованной в процессе передачи электрической энергии на социально-важные объекты, к интересам МУПП «Кохмабытсервис» и обслуживаемым ими коммунальным потребителям, что само по себе представляет существенную угрозу общественным отношениям, поскольку ставит под угрозу здоровье неопределенного круга лиц ввиду того, что помимо прочего посягает на состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества.

Оценивая характер совершенного административного правонарушения, степень его общественной опасности с учетом объекта посягательства и строгости предусмотренного санкцией статьи 14.31 КоАП РФ наказания, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным в связи с наличием существенной угрозы охраняемым общественным интересам.

Руководствуясь  ч. 2 ст. 14.31,  ст. 23.48, ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Общество с ограниченной ответственностью «Промэнергосеть» (ул. Ивановская, д. 18, г. Кохма, Ивановская область, 153511, ИНН3702633948, ОГРН1103702027604) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 (Пятьдесят тысяч рублей).

Реквизиты для перечисления суммы штрафа:

<…>

Неуплата административного штрафа в названный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа (ч. 1 ст. 20.25 КоАП).  

 В соответствии со ст. 30.1 и ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд  в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.    

Согласно ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 настоящего Кодекса.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, просим направить должностному лицу, вынесшему постановление (факс: 32-63-60).

 

Руководитель управления           _________________________          А.В. Боровков

Связанные организации

Связанные организации не указаны