Решение б/н Решение о признании жалобы обоснованной (заявитель - ООО "Те... от 31 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 07-15/2017-200

 

Дата оглашения решения: 24 октября 2017 года                        город Иваново

Дата изготовления решения: 26 октября 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

в отсутствие представителей:

МУП ЖКХ «Новогоряновское коммунальное объединение» Новогоряновского сельского поселения (далее – Заказчик), ООО «ТехноСтрой» (далее – Заявитель, Общество) (уведомлены надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

17.10.2017 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «ТехноСтрой» на действия МУП ЖКХ «Новогоряновское коммунальное объединение» Новогоряновского сельского поселения при проведении электронного аукциона на поставку угля (извещение №0533600008017000001).

Согласно первому доводу жалобы Заказчиком в документации о закупке установлено требование о соответствии поставляемого товара недействующему ГОСТ Р 51591-2000 «Угли бурые, каменные и антрацит. Общие технические требования» (далее – ГОСТ Р 51591-2000).

Во втором доводе жалобы Заявитель указывает, что в документации о закупке установлены излишние требования к поставляемому товару, а именно: низшая теплота сгорания рабочего топлива, содержание серы, выход летучих веществ, зольность, общая влага. Также Общество сообщает, что Заказчик требует значение показателя серы не более 0,6%, между тем, количество серы находят исключительно методом испытаний по ГОСТ 8606-93 (ИСО 334-92) «Топливо твердое минеральное. Определение общей серы. Метод Эшка» (далее – ГОСТ 8606-93). Зольность также определяется методом испытаний по ГОСТ ISO 1171-2012 «Топливо твердое минеральное. Определение зольности» (далее – ГОСТ ISO 1171-2012). Остальные требования (низшая теплота сгорания рабочего топлива, выход летучих веществ, общая влага), установленные Заказчиком в документации о закупке, не описаны в ГОСТ, соответствие которому требует Заказчик. ООО «ТехноСтрой» указывает, что указанные Заказчиком требования являются избыточными, так как для определения указанных выше характеристик необходима лаборатория.

В соответствии с третьим доводом жалобы в извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком не установлен порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта.

Заказчик письменных возражений на жалобу ООО «ТехноСтрой», а также своих представителей на заседание Комиссии Ивановского УФАС России по рассмотрению указанной жалобы не направил.

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком документы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

01.10.2017 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru/) (далее – официальный сайт) было размещено извещение №0533600008017000001 о проведении электронного аукциона на поставку угля.

Относительно первого и второго доводов жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

П. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В документации о закупке обоснование использования нестандартных показателей, требований, обозначений и терминологии отсутствует.

Таким образом, Заказчик при описании объекта закупки с учетом п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе должен использовать стандартные показатели и требования, предусмотренные техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

В части III «Описание объекта закупки» документации о закупке указаны технические характеристики товара:

- должен соответствовать ГОСТ Р 51591-2000;

- уголь каменный сортовой марки «Д» класса ДПК;

- фракция угля 50-200 мм;

- низшая теплота сгорания рабочего топлива от 5100 кКал/кг;

- содержание серы не более 0,6%;

- выход летучих веществ не более 38,5%;

- зольность не более 13,4%;

- общая влага не более 12%.

- соответствие качества поставляемого каменного угля требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) ГОСТ Р 51591-2000 отменен.

Кроме того, в ГОСТ Р 51591-2000 установлены значения лишь следующих показателей:

 

 

 

 

 

Наименование показателя

Норма для продукции

Метод испытания

 

Обогащенный
уголь

Необогащенный рассортированный
уголь

Рядовой уголь, промпродукт,
отсев, шлам

 

1 Зольность,%, не более:

 

 

 

ГОСТ 11022

- каменный уголь и антрацит

29,00

38,00

45,00

 

- бурый уголь

34,00

38,00

45,00

 

2 Массовая доля общей серы, %, не более

2,80

3,00

4,50

ГОСТ 8606

3 Массовая доля хлора, %, не более

0,60

0,60

0,60

ГОСТ 9326

4 Массовая доля мышьяка, не более

0,02

0,02

0,02

ГОСТ 10478

 

Заказчиком не были представлены на заседание Комиссии Ивановского УФАС России пояснения, в соответствии с каким нормативно-техническим документом были установлены показатели товара и их значения, указанные в части III «Описание объекта закупки» документации о закупке. Таким образом, Заказчиком нарушены п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, согласно установленному в документации о закупке ГОСТ Р 51591-2000 зольность и массовая доля общей серы определяются методами испытаний по соответствующим ГОСТ.

Согласно Письму ФАС России от 01.06.2016 г. № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению, заявки на участие в закупке» при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

Согласно определению слова «нужда» из словаря Ожегова С.И. – это потребность, недостаток в необходимом. Следовательно, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.

Таким образом, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом иных норм права.

Заказчиком не была обоснована потребность в установлении именно таких значений показателей угля, требуемого для поставки, не были представлены на обозрение Комиссии Ивановского УФАС России нормативно-технические документы, содержащие установленные в документации о закупке показатели и их значения. В связи с чем, в действиях Заказчика Комиссией Ивановского УФАС России выявлены нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, первый и второй доводы жалобы являются обоснованными.

Относительно третьего довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Согласно ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона, в том числе указывается информация в соответствии со ст. 42 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 7, 8 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе); размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст. 96 Закона о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со ст. 35 Закона о контрактной системе.

В извещении о проведении закупки указано:

Обеспечение заявок

 

Требуется обеспечение заявок

 

Размер обеспечения заявок

65000.00

Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок

Обеспечение заявки

Обеспечение исполнения контракта

 

Требуется обеспечение исполнения контракта

 

Размер обеспечения исполнения контракта

325000.00

Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта

Обеспечение контракта

Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок, порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта регламентированы Законом о контрактной системе и подлежат указанию в извещении о проведении закупки.

В разделе 1.3 «Информационная карта электронного аукциона» документации о закупке указано:

 

25

 

Пункт 4.3.1

Размер обеспечения заявок на участие в электронном аукционе

1% начальной (максимальной) цены контракта.

Примечание. Участие в электронном аукционе возможно при наличии на лицевом счете участника закупки, открытом для проведения операций по обеспечению участия в таком аукционе на счете оператора электронной площадки, денежных средств, в отношении которых не осуществлено блокирование операций по лицевому счету в размере не менее чем размер обеспечения заявки на участие в таком аукционе, предусмотренный настоящей документацией.

30

 

Пункт 6.2

Размер обеспечения исполнения контракта

5 % начальной (максимальной) цены контракта, (в случае, установленном ст. 37 Закона №44-ФЗ в размере, предусмотренном данной статьей)

31

Пункт 6.2

Срок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению исполнения контракта

Контракт заключается после предоставления участником электронного аукциона, с которым заключается Контракт, в срок, установленный для заключения Контракта банковской гарантии, выданной банком в соответствии со статьей 45 Закона №44-ФЗ или внесения денежных средств в размере обеспечения исполнения Контракта, указанном в пункте 30 настоящей информационной карты. Способ обеспечения исполнения Контракта определяется участником электронного аукциона, с которым заключается Контракт, самостоятельно

32

Пункт 1.13

Информация о банковском сопровождении контракта

Банковское сопровождение контракта не осуществляется

 

Таким образом, в извещении о проведении закупки ненадлежащим образом указаны порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, информация о банковском сопровождении контракта.

Третий довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает обоснованным, в действиях Заказчика установлены нарушения п. 7, 8 ст. 42, ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, а также то, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4, 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «ТехноСтрой» на действия МУП ЖКХ «Новогоряновское коммунальное объединение» Новогоряновского сельского поселения при проведении электронного аукциона на поставку угля (извещение №0533600008017000001) обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 ст. 33; п. 7, 8 ст. 42, ч. 5 ст. 63, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. Предписание не выдавать в связи с признанием данного электронного аукциона несостоявшимся (согласно протоколу электронного аукциона №0533600008017000001 от 19.10.2017 по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки).

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны