Решение б/н Решение о признании жалобы необоснованной (заявитель - ООО "... от 25 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 07-15/2017-235

 

Дата оглашения решения: 18 декабря 2017 года                                              город Иваново

Дата изготовления решения: 21 декабря 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

в присутствии представителей:

ООО «Богатырь» (далее – Заявитель, Общество): <…>,

в отсутствие представителей Муниципального унитарного предприятия «Комбинат школьного питания «Школьник» г. Иваново (далее - Заказчик), ООО «Специализированная организация по размещению заказа «Тендер» (далее – Специализированная организация) (уведомлены надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

11.12.2017 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Богатырь» на действия Муниципального унитарного предприятия «Комбинат школьного питания «Школьник» г. Иваново при проведении конкурса с ограниченным участием (извещение 0533600002717000007) на:

- лот № 1: «Поставка продуктов для детского питания (колбасной продукции)»;

- лот № 2: «Поставка продуктов для детского питания (молочной продукции)»;

- лот № 3: «Поставка продуктов для детского питания (бакалейной продукции)»;

- лот № 4: «Поставка продуктов для детского питания (чая, кофе, напитков)».

Согласно первому доводу жалобы Заказчиком предъявляются необоснованные требования к участникам конкурса с ограниченным участием, которые создают дополнительные ограничения доступа для участников закупки.

В документации о закупке отсутствует зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по нестоимостным критериям.

Фактически оценка по нестоимостным критериям произвольно выбрана Заказчиком и направлена на ограничение количества участников закупки.

Включение таких критериев, как наличие у участника закупки финансовых ресурсов, в части наличия финансовой независимости (автономии), а также в части обеспеченности оборотного капитала собственными источниками финансирования, противоречит Постановлению Правительства РФ №1085 от 28.11.2013 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление).

Таким образом, в документации о закупке отсутствует надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.

В соответствии со вторым доводом жалобы участников конкурса с ограниченным участием необоснованно не допускают до вскрытия конвертов с заявками, поданными на участие в закупке.

Заказчик, Специализированная организация в своих возражениях на жалобу указали, что не согласны с доводами Заявителя, нарушений при проведении закупки допущено не было.

Рассмотрев представленные Заявителем, Уполномоченным органом документы, заслушав представителей лица, участвующего в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

30.11.2017 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) было размещено извещение 0533600002717000007 о проведении конкурса с ограниченным участием на:

- лот № 1: «Поставка продуктов для детского питания (колбасной продукции)»;

- лот № 2: «Поставка продуктов для детского питания (молочной продукции)»;

- лот № 3: «Поставка продуктов для детского питания (бакалейной продукции)»;

- лот № 4: «Поставка продуктов для детского питания (чая, кофе, напитков)».

В силу ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных ст. 56 Закона о контрактной системе.

На основании ч. 5 ст. 56 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация должны содержать, в том числе информацию предусмотренную ст. 49 и 50 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ №1085 от 28.11.2013 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно п. 4 Постановления в целях Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:

цена контракта;

расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;

стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);

предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно п. 10, 27 Постановления в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Согласно п. 28 Постановления оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с п. 10 Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абз. вторым п. 11 Правил.

Учитывая тот факт, что с целью оценки заявок по нестоимостному критерию оценки Заказчик вправе установить показатели, раскрывающие содержание соответствующего критерия оценки, а также, что в самом наименовании нестоимостного критерия оценки содержится словосочетание «наличие финансовых ресурсов», Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что использование показателей, связанных с наличием у участников закупки финансовых ресурсов для целей оценки их возможности исполнить условия контракта наилучшим образом, допустимо.

В п. 48 раздела 1.3 «Информационная карта конкурса с ограниченным участием» документации о закупке Заказчиками установлен, в том числе нестоимостной критерий «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», который включает, в том числе следующие показатели:

- «Наличие у участника закупки финансовых ресурсов, в части наличия финансовой независимости (автономии)»;

- «Наличие у участника закупки финансовых ресурсов в части обеспеченности оборотного капитала собственными источниками финансирования»...

В своих возражениях на жалобу Общества Заказчик, Специализированная организация указали, что Заказчик, устанавливая в качестве показателей нестоимостного критерия оценки наличие у участников закупки финансовых ресурсов, руководствовался тем, что объектом закупки является поставка продуктов питания для общеобразовательных организаций г. Иваново. Вследствие чего, от Поставщика требуется обеспечить надлежащую регулярность поставок продуктов питания (еженедельно по заявкам) в течение длительного периода времени (контракты заключаются на весь 2018 год) без каких-либо задержек и срывов. Именно организации, обладающие достаточными финансовыми ресурсами, способны обеспечить надлежащее исполнение требований контрактов, так как в наибольшей степени устойчивы к колебаниям конъюнктуры рынка (например, существенное изменение цен на поставляемую продукцию и т.д.). Показатели обеспеченности финансовыми ресурсами участника закупки установлены исключительно для оценки заявок в рамках процедуры оценки и сопоставления заявок по нестоимостному критерию и направлены на выявление лучших условий исполнения контракта, т.е. не являются основанием для отклонения конкурсных заявок.

Учитывая изложенное, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о возможности установления показателей: «Наличие у участника закупки финансовых ресурсов, в части наличия финансовой независимости (автономии)»; «Наличие у участника закупки финансовых ресурсов в части обеспеченности оборотного капитала собственными источниками финансирования» по критерию оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

В соответствии с п. 11 Постановления для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям...

Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов. Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.

При этом согласно п. 3 Постановления «оценка» - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме ФАС России №АЦ/57532/15 от 19.10.2015, в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, порядок оценки заявок, устанавливаемый заказчиком в документации о закупке, должен содержать:

1) предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке комиссией заказчика по осуществлению закупок и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;

2) инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией заказчика по осуществлению закупок;

3) зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» (показателям критерия);

4) зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Постановлением, или шкала оценки, предусматривающая пропорциональное выставление баллов) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию «квалификация участников закупки» (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка.

В документации о закупке определены предмет оценки (финансовая независимость (автономия), обеспеченность оборотного капитала собственными источниками финансирования, соотношение заемного и собственного капитала), перечень сведений, которые участники закупки должны представить в конкурсных заявках (данные собственного капитала, резервов активов предприятия, внеоборотных активов, оборотных активов и т.д.), инструкция по заполнению заявки, форма для предоставления сведений по показателям, величины значимости критериев оценки, зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по показателям в виде формул расчета количества баллов в соответствии с Постановлением.

Таким образом, в документации о закупке установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в соответствии с Законом о контрактной системе.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. К своей жалобе доказательств, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, в том числе того, что к участникам конкурса с ограниченным участием предъявляются требования, которые создают дополнительные ограничения доступа для участников закупки, а также, что оценка по нестоимостным критериям направлена на ограничение количества участников закупки, Заявителем представлено не было. Следовательно, первый довод жалобы является необоснованным.

Относительно второго довода жалобы Комиссией Ивановского УФАС России установлено следующее.

Согласно ч. 2 ст. 52 Закона о контрактной системе Заказчик обязан предоставить возможность всем участникам открытого конкурса, подавшим заявки на участие в нем, или их представителям присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе. Заказчик признается исполнившим эту обязанность, если участникам открытого конкурса предоставлена возможность получать в режиме реального времени полную информацию о вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) об открытии указанного доступа.

В п. 45 раздела 1.3 «Информационная карта конкурса с ограниченным участием» документации о закупке указано, что «вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием будет проходить по адресу: 153000, г. Иваново, ул. Красной Армии, д. 1, оф. 8. «21» декабря 2017 г. в 10:10 часов (время московское)».

П. 5.1.3 раздела 1.2 «Условия проведения конкурса с ограниченным участием» документации о закупке предусмотрено, что участники конкурса, подавшие заявки на участие в конкурсе, или их представители вправе присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе.

Комиссия Ивановского УФАС России обращает внимание, что жалоба ООО «Богатырь» рассматривается 18.12.2017.

Заявителем доказательств, подтверждающих, что участников конкурса с ограниченным участием не допускают до вскрытия конвертов с заявками, поданными на участие в закупке, не представлено.

Учитывая изложенное, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о несостоятельности второго довода жалобы.

Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «Богатырь» на действия Муниципального унитарного предприятия «Комбинат школьного питания «Школьник» г. Иваново при проведении конкурса с ограниченным участием (извещение 0533600002717000007) на:

- лот № 1: «Поставка продуктов для детского питания (колбасной продукции)»;

- лот № 2: «Поставка продуктов для детского питания (молочной продукции)»;

- лот № 3: «Поставка продуктов для детского питания (бакалейной продукции)»;

- лот № 4: «Поставка продуктов для детского питания (чая, кофе, напитков)» необоснованной.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны