Решение б/н Решение о признании жалобы обоснованной и предписание (заяви... от 22 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 07-15/2017-241

 

Дата оглашения решения: 22 декабря 2017 года                                     город Иваново

Дата изготовления решения: 27 декабря 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

при участии представителей:

Областного бюджетного учреждения здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» г. Иваново (далее – Заказчик, ОБУЗ «ССМП»): <…>,

в отсутствие представителей ООО «ВИТАЛОН» (далее – Заявитель, Общество), Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (далее – Уполномоченный орган) (уведомлены надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

15.12.2017 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «ВИТАЛОН» на действия ОБУЗ «ССМП» при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (МНН: Моксонидин) (извещение №0133200001717004018).

Заявитель указывает, что при проведении электронного аукциона Заказчиком были допущены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) по следующим доводам:

  1. в разделе III «Спецификация» документации о закупке ОБУЗ «ССМП» в характеристиках товара в значении показателя «назначение (показания к применению)» установлено: «Не должен быть противопоказан к применению в возрасте старше 75 лет, у пациентов с выраженными нарушениями сердечного ритма, тяжелой почечной недостаточностью (КК менее 30 мл/мин), у пациентов на гемодиализе. В инструкции препарата наличие следующих противопоказаний: - ангионевротический отек в анамнезе; - тяжелая печеночная недостаточность», что, по мнению Заявителя, приводит к необоснованному ограничению числа участников закупки, в частности ограничивает возможность предложения к поставке аналогичных лекарственных препаратов российского производства по цене, значительно ниже начальной максимальной цены контракта;
  2. в документации о закупке отсутствует требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе сертификата о происхождении товара, выданного уполномоченным органом (организацией) государства – члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.

Из письменных пояснений Заказчика, а также из пояснений представителей Заказчика, данных на заседании Комиссии Ивановского УФАС России по рассмотрению указанной жалобы, следует, что ОБУЗ «ССМП» с доводами жалобы Общества не согласно, нарушений Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона допущено не было.

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Уполномоченным органом документы, заслушав представителей лица, участвующего в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

08.12.2017 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) было размещено извещение №0133200001717004018 о проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (МНН: Моксонидин).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 33 описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Относительно первого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Согласно п. 8 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке поставляемый товар должен соответствовать требованиям, указанным в разделе III «Спецификация» документации об электронном аукционе.

В разделе III «Спецификация» документации о закупке в характеристиках товара в значении показателя «назначение (показания к применению)» установлено: «Не должен быть противопоказан к применению в возрасте старше 75 лет, у пациентов с выраженными нарушениями сердечного ритма, тяжелой почечной недостаточностью (КК менее 30 мл/мин), у пациентов на гемодиализе. В инструкции препарата наличие следующих противопоказаний: - ангионевротический отек в анамнезе; - тяжелая печеночная недостаточность».

Исходя из пояснений представителей Заказчика, данных на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, ОБУЗ «ССМП» является стратегическим учреждением, оказывающим неотложную медицинскую помощь, руководствуясь «Стандартами оказания Медицинской помощи» и практикой медицинских работников Заказчика. Описывая в разделе III «Спецификация» документации о закупке требования к характеристикам товара с МНН «Моксонидин» Заказчиком «подразумевался только один препарат «Физиотенз», который может применяться для оказания экстренной помощи. Иные лекарственные препараты с МНН «Моксонидин» не могут применяться для оказания экстренной помощи, так как длительность оказания эффекта у них от 2 часов и более. Заказчику необходимо, чтобы лекарственный препарат с МНН «Моксонидин» действовал быстро, у лекарственного препарата «Физиотенз» длительность оказания эффекта не более 40 минут. Остальные лекарственные препараты с МНН «Моксонидин» могут назначаться и применяться только амбулаторно и стационарно. Заказчик отметил, что клинически доказана эффективность только у лекарственного препарата «Физиотенз». Заказчик также пояснил, что оказывает помощь всему населению, независимо от возрастной категории и только лекарственный препарат «Физиотенз» имеет такие показания к применению, которые указаны Заказчиком в характеристиках товара в разделе III «Спецификация» документации о закупке, а именно: есть показания к применению в возрасте старше 75 лет.

 В ответ на вопрос председателя Комиссии Ивановского УФАС России о том, какие доказательства может привести Заказчик в подтверждение своих доводов, в том числе довода о невозможности применения иных лекарственных препаратов с МНН «Моксонидин» для оказания неотложной медицинской помощи, представители Заказчика ответили, что опираются на «практику использования сотрудниками ОБУЗ «ССМП» лекарственных препаратов с МНН «Моксонидин» и основываются «на отсутствии взаимозаменяемости, которая будет только с 2018 года». Подтверждения довода о клинически доказанной эффективности лекарственного препарата «Физиотенз» представители Заказчика не представили. О невозможности применения иных лекарственных препаратов с МНН «Моксонидин» в возрасте старше 75 лет, о длительности оказания эффекта у лекарственного препарата «Физиотенз» не более 40 минут представители Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России  пояснили, что указанное подтверждается инструкциями по применению лекарственных препаратов с МНН «Моксонидин», содержащихся в Государственном реестре лекарственных средств.

Между тем, по итогам анализа инструкции по применению лекарственного препарата  «Физиотенз», Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что длительность оказания эффекта у лекарственного препарата «Физиотенз» - «около 1 часа». Аналогична длительность оказания эффекта у лекарственных препаратов с МНН «Моксонидин» следующих торговых наименований: «Моксонидин», «Моксарел», «Тензотран», «Моксонидин канон». У иных лекарственных препаратов с МНН «Моксонидин», зарегистрированных в Государственном реестре лекарственных средств, длительность оказания эффекта: «30-180 минут». Для пациентов в возрасте старше 75 лет кроме лекарственного препарата «Физиотенз» не установлено противопоказаний к применению в возрасте старше 75 лет в инструкциях по медицинскому применению лекарственных препаратов с МНН «Моксонидин» следующих торговых наименований: «Моксонидин гексал», «Тензотран», «Моксогамма», «Моксонидин канон», «Цинт».

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Согласно определению слова «нужда» из словаря Ожегова С.И. – это потребность, недостаток в необходимом. Таким образом, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.

Следовательно, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом Заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями Заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию о закупке требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право Заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом иных норм права.

Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что документация о закупке формируется Заказчиком исходя из своей потребности, соответственно, в документации о закупке должны быть установлены такие требования к товарам, которые принципиально важны и необходимы для Заказчика, являются для него значимыми, обусловлены его потребностями. В рассматриваемом случае потребность в установлении указанных выше требований доказана не была, следовательно, указанные требования не обусловлены потребностью Заказчика, не носят объективный характер, что свидетельствует о нарушении п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного, первый довод жалобы является обоснованным.

Относительно второго довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Заказчик в письменных возражениях на жалобу и в пояснениях, данных представителями Заказчика на заседании комиссии Ивановского УФАС России, указал, что установленные в разделе III «Спецификация» документации о закупке требования к характеристикам товара с МНН «Моксонидин» относятся только к одному лекарственному препарату, зарегистрированному в Государственном реестре лекарственных средств, - «Физиотенз», в связи с чем необходимость установления требований в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 №1289 отсутствует.

Между тем, согласно извещению №0133200001717004018 о проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (МНН: Моксонидин) (далее – извещение), документации о закупке объектом закупки является поставка лекарственных препаратов (МНН: Моксонидин). В разделе «Условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами» извещения установлено: Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Приказ) установлены соответствующие условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, и указанных в пункте 1 Приказа. При осуществлении закупок таких товаров участнику аукциона, заявка на участие которого содержит предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 Приказа. Дополнительные сведения о порядке предоставления преференций указаны в пункте 6.4. раздела I «Условия проведения аукциона в электронной форме».

В силу ч. 1 ст. 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 №1289 (далее - Постановление) для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:

содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;

не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным ст. 9 Федерального закона «О защите конкуренции», при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).

Согласно п. 2 Постановления в указанный перечень согласно Распоряжению Правительства РФ от 26.12.2015 №2724-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» включен лекарственный препарат с МНН «Моксонидин» в лекарственных формах: «таблетки, покрытые оболочкой», «таблетки, покрытые пленочной оболочкой».

В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 – 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

При этом в соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.

В документации о закупке отсутствует требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе сертификата о происхождении товара, выданного уполномоченным органом (организацией) государства – члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами, что свидетельствует о нарушении п. 1, 2 ч. 1 ст. 64, п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.

В связи с указанным, второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает обоснованным.

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

1.  Признать жалобу ООО «ВИТАЛОН» на действия ОБУЗ «ССМП» при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (МНН: Моксонидин) (извещение №0133200001717004018) обоснованной.

2. Установить в действиях ОБУЗ «ССМП» нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1, 2 ч. 1 ст. 64, п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

4.  Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Подписи членов Комиссии

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Дата принятия: 22 декабря 2017 года                                               город Иваново

Дата изготовления: 27 декабря 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок в составе: <…>,

рассмотрев жалобу ООО «ВИТАЛОН» на действия ОБУЗ «ССМП» при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (МНН: Моксонидин) (извещение №0133200001717004018), на основании ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и своего решения №07-15/2017-241 от 22.12.2017,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику – ОБУЗ «ССМП» (153002, Ивановская обл., г. Иваново, пр. Ленина, д. 60) устранить нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1, 2 ч. 1 ст. 64, п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, для чего в срок до 12.01.2018 внести изменения в извещение и документацию об электронном аукционе на поставку лекарственных препаратов (МНН: Моксонидин) в соответствии с решением Ивановского УФАС России от 22.12.2017 и Законом о контрактной системе и осуществить дальнейшие действия по проведению закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

2. Уполномоченному органу - Департаменту конкурсов и аукционов Ивановской области (153000, г. Иваново, пр. Ленина, д. 16) в срок до 12.01.2018:

- отменить все составленные в ходе проведения электронного аукциона протоколы;

- разместить измененные извещение и документацию об электронном аукционе на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) и осуществить дальнейшие действия по проведению закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

3. Оператору электронной площадки - АО «Электронные торговые системы» (ЭТП НЭП) (123112, г. Москва, ул. Тестовская, д. 10) совершить все необходимые действия, направленные на обеспечение исполнения п. 1-2 настоящего предписания, а также вернуть поданные на участие в рассматриваемом электронном аукционе заявки участникам закупки, уведомив их о возможности подачи заявок вновь с учетом внесенных изменений.

4. Заказчику – ОБУЗ «ССМП», Уполномоченному органу - Департаменту конкурсов и аукционов Ивановской области сообщить в Ивановское УФАС России о выполнении настоящего предписания в срок до 15.01.2018 с приложением подтверждающих документов.

 

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны