Решение б/н Решение о признании жалобы частично обоснованной (заявитель ... от 16 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №07-15/2018-157

Дата оглашения решения: 10 июля 2018 года                                                  город Иваново

Дата изготовления решения: 13 июля 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

при участии представителей:

Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области (далее – Заказчик): <…>,

в отсутствие представителей ООО «Омега» (далее – Заявитель), Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (далее – Уполномоченный орган) (уведомлены надлежащим образом, ходатайств не поступало),

УСТАНОВИЛА:

03.07.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Омега» на действия Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству газораспределительной сети для газификации 20 жилых домов по адресу: Ивановская область, г. Комсомольск, ул. Маяковского д. 6, 10, 12, 15, 16, 17; ул. Гоголя д. 9, 11; ул. Лермонтова д. 5, 8; ул. Пушкина д. 6, 11; ул. Чехова д. 15, 16; ул. Горького д. 3, 4, 11; ул. Островского д. 4, 5, 6 (извещение №0133200001718001042).

Заявитель указывает, что документация о закупке составлена с нарушениями положений Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) по следующим доводам:

  1. по позиции 23 «Брусья» раздела III «Техническое задание» документации о закупке указаны значения ширины и толщины, соответствующие как брусьям, так и брускам. Однако заказчиком установлены требования к использованию при выполнении работ только товара с наименованием «брусья»;
  2. по позиции 77 «Тройник» раздела III «Техническое задание» документации о закупке указано значение номинального диаметра 160мм. Однако согласно ГОСТ Р 52779-2007 «Детали соединительные из полиэтилена для газопроводов. Общие технические условия» (далее – ГОСТ Р 52779-2007) тройник обозначается, например, как: «тройник неравнопроходный ПЭ 80 ГАЗ 160х110 SDR 11 ГОСТ Р 52779-2007». Таким образом, диаметр тройника выражается двумя значениями, что не соответствует требованиям, установленным Заказчиком;
  3. по позиции 57 «Трубы стальные электросварные» раздела III «Техническое задание» документации о закупке установлено требование о том, что трубы должны быть мерной или немерной длины. Вместе с тем, указаны требования, которые соответствуют только описанию труб мерной длины, что наталкивает участников закупки на представление недостоверных сведений в случае выбора ими труб немерной длины;
  4. в разделе III «Техническое задание» документации о закупке неправомерно установлены требования к маркировке товаров, так как Законом о контрактной системе не предусмотрено представление в первой части заявки на участие в закупке информации о маркировке товаров (материалов);
  5. по позиции 6 «Бетон» раздела III «Техническое задание» документации о закупке Заказчиком неправомерно установлены требования к составляющим бетона, что противоречит позиции, указанной в письме ФАС России №ИА/44536/16 от 01.07.2016 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» (далее – письмо ФАС России).

Заказчик в своих возражениях на жалобу, а также его представители на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что с доводами жалобы Администрация Комсомольского муниципального района Ивановской области не согласна, нарушений в документации о закупке допущено не было.

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Уполномоченным органом документы, заслушав представителей лица, участвующего в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

27.04.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) было размещено извещение №0133200001718001042 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству газораспределительной сети для газификации 20 жилых домов по адресу: Ивановская область, г. Комсомольск, ул. Маяковского д. 6, 10, 12, 15, 16, 17; ул. Гоголя д. 9, 11; ул. Лермонтова д. 5, 8; ул. Пушкина д. 6, 11; ул. Чехова д. 15, 16; ул. Горького д. 3, 4, 11; ул. Островского д. 4, 5, 6, а также документация о закупке.

30.05.2018, 15.06.2018 и 21.06.2018 были размещены изменения извещения об электронном аукционе и новые редакции документации о закупке.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, а также внесенными в них изменениями:

1) начальная (максимальная) цена контракта – 8 808 110,00 руб.;

2) дата и время окончания подачи заявок – 09.07.2018 09:00.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки используются показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Относительно первого довода жалобы Комиссией Ивановского УФАС России было установлено следующее.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с п. 8 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке работы должны быть выполнены в строгом соответствии с техническим заданием (раздел III документации о закупке) и утвержденной проектно-сметной документацией, качественно, в установленные Заказчиком сроки, в соответствии с действующим законодательством и требованиями нормативно-технических документов по данному виду работ.

В разделе III «Техническое задание» документации о закупке по позиции 23 установлены следующие требования:

№ п/п

Наименование используемого при выполнении работ товара

Требования к используемому при выполнении работ товару

23.

Брусья

Должны представлять собой брусья хвойных пород обрезные; необрезные. Длина от 2 до 4 м. Ширина от 75 мм до 200 мм. Толщина от 16 мм до 125 мм. Пороки: допускается рак. Брусья допускаются сырые. Сорт первый или второй или третий. Товар должен соответствовать требованиям ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80 и ГОСТ 18288-87.

В соответствии с п. 1 ГОСТ 18288-87 «Производство лесопильное. Термины и определения» (далее – ГОСТ 18288-87) брус – это пиломатериал толщиной и шириной 100 мм и более, а брусок – пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины.

Исходя из пояснений представителей Заказчика, данных на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, по данной позиции Заказчику подойдет и брус, и брусок.

Однако отсутствие в описании товарной позиции 23 «Брусья» раздела III «Техническое задание» документации о закупке возможности указания участниками закупки информации об использовании брусков с соответствующими им параметрами по ГОСТ 18288-87 не соответствует потребностям Заказчика и ведет к нарушению п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе. Следовательно, первый довод жалобы является обоснованным.

Вместе с тем, согласно пп. 2 п. 12.4 раздела I «Условия проведения аукциона в электронной форме» документации о закупке в случае, если аукционная комиссия или Заказчик при рассмотрении заявок на участие в закупке установит, что показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки содержат информацию, которая явно противоречит техническим регламентам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документам, разрабатываемым и применяемым в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, данные показатели при рассмотрении заявок учитываться не будут.

Таким образом, исходя из данного положения документации о закупке, при указании в заявке на участие в закупке противоречащих ГОСТ 18288-87 характеристик, аукционной комиссией Уполномоченного органа такие характеристики при рассмотрении заявки на участие в закупке учитываться не будут. В связи с чем, в рассматриваемых действиях Заказчика отсутствует нарушение прав Заявителя.

Относительно второго довода жалобы было установлено следующее.

В разделе III «Техническое задание» документации о закупке по позиции 77 установлены следующие требования:

№ п/п

Наименование используемого при выполнении работ товара

Требования к используемому при выполнении работ товару

77.

Тройник

Тройник из полиэтилена ПЭ80; ПЭ100, стандартного размерного отношения трубы SDR 11; SDR 9. Номинальный диаметр 160 мм

Товар должен соответствовать ГОСТ Р 52779-2007

Согласно п. 4.2 ГОСТ Р 52779-2007 детали изготовляют в виде муфт, седловых отводов, заглушек, отводов, равнопроходных и неравнопроходных тройников, переходов, крестовин и втулок под фланец и другие.

Между тем, в жалобе Заявителем указан пример обозначения диаметра неравнопроходного тройника.

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представители Заказчика пояснили, что в данной позиции Заказчиком указаны требования к равнопроходному тройнику, у которого все отверстия одинакового диаметра – в рассматриваемом случае 160 мм.

Кроме того, как было указано выше, в соответствии с п. 8 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке работы должны быть выполнены в строгом соответствии с техническим заданием (раздел III документации о закупке) и утвержденной проектно-сметной документацией.

В п. 125 локального сметного расчета №02-02 «Газопровод природного газа низкого давления ГСН» указано «Тройник ПЭ100 SDR11 равнопроходной, Д=160 мм».

В связи с этим, указанный Заказчиком диаметр тройника одним значением 160 мм соответствует локальному сметному расчету и не противоречит требованиям ГОСТ Р 52779-2007, второй довод жалобы является необоснованным.

В отношении третьего довода жалобы было установлено следующее.

В разделе III «Техническое задание» документации о закупке по позиции 57 установлены следующие требования:

№ п/п

Наименование используемого при выполнении работ товара

Требования к используемому при выполнении работ товару

57.

Трубы тройные электросварные

Должны быть прямошовными. Наружный диаметр, мм: 159. Толщина стенки, мм: 5,0. Трубы могут быть с обрезкой концов и снятием заусенцев или без заторцовки и снятия заусенцев (с порезкой в линии стана). На поверхности труб должны отсутствовать трещины, плены, закаты, рванины и риски. Трубы должны быть мерной или немерной длины. Наружный грат на трубах должен быть удален. Длина труб должна быть не менее 4 м. Требуется соответствие ГОСТ 10704-91

В соответствии с п. 3.1 ГОСТ 10704-91 «Трубы стальные электросварные прямошовные. Сортамент (с Изменением №1)» трубы мерной и кратной длины изготовляют двух классов точности по длине:

I – с обрезкой концов и снятием заусенцев;

II – без заторцовки и снятия заусенцев (с порезкой в линии стана).

Вместе с тем, согласно п. 4 «Дополнительная инструкция по заполнению первой части заявки» раздела III «Техническое задание» документации о закупке слова «допускается», «допускаются», словосочетания «может быть», «могут быть» означают, что указанные характеристики могут присутствовать в товаре.

На основании изложенного положения инструкции по заполнению первой части заявки на участие в закупке, участники закупки в своих заявках при выборе труб немерной длины не обязаны указывать классы точности, указанные в позиции 57 раздела III «Техническое задание» документации о закупке. Третий довод признан необоснованным.

Относительно четвертого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

На основании указанной нормы Заказчиком к ряду товаров (материалов) были установлены требования к маркировке таких товаров (материалов), в том числе:

№ п/п

Наименование используемого при выполнении работ товара

Требования к используемому при выполнении работ товару

42.

Отвод

Маркировка должна быть нанесена непосредственно на деталь печатью или формованием в процессе производства способом, обеспечивающим ее сохранность и разборчивость после хранения, транспортирования и монтажа. При нанесении маркировки методом печати цвет маркировки должен отличаться от основного цвета детали. Размер шрифта маркировки должен обеспечивать ее разборчивость без применения увеличительных приборов. Маркировка должна содержать:

- наименование изготовителя и/или его товарный знак,

- условное обозначение детали без ее наименования,

- дату изготовления (месяц, год).

Товар должен соответствовать ГОСТ Р 52779-2007.

 

Комиссией Ивановского УФАС России Установлено, что требования к маркировке отвода Заказчиком указаны в соответствии с ГОСТ Р 52779-2007.

Также согласно ГОСТ Р 52779-2007 изготовитель не несет ответственности за маркировку, ставшую неразборчивой в результате следующих действий при монтаже и эксплуатации: окрашивание, снятие верхнего слоя, использование покрытия или применение моющих средств, за исключением согласованных или установленных изготовителем.

Таким образом, сохранение маркировки зависит, в том числе от действий исполнителя работ по контракту. В связи с чем, Заказчиком правомерно установлены требования к маркировке товаров (материалов), четвертый довод жалобы является необоснованным.

Относительно пятого довода жалобы установлено следующее.

Согласно позиции 6 «Бетон» раздела III «Техническое задание» документации о закупке Заказчик установил следующие требования:

 

№ п/п

Наименование используемого при выполнении работ товара

Требования к используемому при выполнении работ товару

6.

Бетон

По прочности на сжатие в проектном возрасте бетон должен быть класса не ниже В 7,5. Марка по морозостойкости по первому базовому методу необходима не ниже F1100. Марка по водонепроницаемости требуется W4-W16. В качестве вяжущих материалов должен применяться композиционный цемент или портландцемент с минеральными добавками или пуццолановый цемент или портландцемент или шлакопортландцемент или сульфатостойкий портландцемент или сульфатостойкий портландцемент с минеральными добавками или сульфатостойкий шлакопортландцемент. Вяжущие должны соответствовать ГОСТ 10178-85 или ГОСТ 22266-2013 или ГОСТ 31108-2016. В качестве крупных заполнителей для бетонов должен применяться щебень или щебень из гравия из плотных горных пород или щебень из отсевов дробления плотных горных пород или щебень из доменных и ферросплавных шлаков черной металлургии или щебень из шлаков ТЭЦ. В качестве мелких заполнителей для бетонов должен применяться природный песок или песок из отсевов дробления горных пород или их смеси или песок из доменных и ферросплавных шлаков черной металлургии. …

Бетон должен соответствовать ГОСТ 25192-2012, ГОСТ 26633-2015.

 

Как было установлено, требования к бетону Заказчиком установлены в соответствии с требованиями ГОСТ 25192-2012 «Бетоны. Классификация и общие технические требования», ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия».

Согласно п. 3 письма ФАС России при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем, требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

В рассматриваемом случае предъявляются требования лишь к составу бетона в соответствии с потребностями Заказчика. Какие-либо физико-химические характеристики компонентов бетона, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, Заказчиком не устанавливаются.

В связи с чем, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает нарушения положений Закона о контрактной системе в действиях Заказчика при установлении требований к составу бетона, пятый довод жалобы является необоснованным.

Относительно просьбы Заявителя о проведении внеплановой проверки на предмет нарушений Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) Комиссия Ивановского УФАС России отмечает следующее. Рассмотрение заявлений в рамках Закона о защите конкуренции осуществляется по регламентированной процедуре, в порядке, установленном данным законом. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок не обладает полномочиями по рассмотрению заявлений о нарушении Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе свидетельствует о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «Омега» на действия Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству газораспределительной сети для газификации 20 жилых домов по адресу: Ивановская область, г. Комсомольск, ул. Маяковского д.6,10,12,15,16,17; ул. Гоголя д.9,11; ул. Лермонтова д.5,8; ул. Пушкина д.6,11; ул. Чехова д.15,16; ул. Горького д.3,4,11; ул. Островского д.4,5,6 (извещение №0133200001718001042) обоснованной в части 1 довода жалобы.

2. Установить в действиях Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области нарушение п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать в связи с отсутствием нарушения прав Заявителя.

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны