Решение б/н Решение о признании жалобы частично обоснованной и предписан... от 7 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 07-15/2018-201

 

Дата оглашения решения: 06 сентября 2018 года                                            город Иваново

Дата изготовления решения: 06 сентября 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

при участии представителей:

Администрации Ивановского муниципального района (далее – Заказчик): <…>,

в отсутствие представителей ООО «Контракт» (далее – Заявитель, Общество), Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (далее – Уполномоченный орган) (информация о поступлении жалобы, дате, месте и времени ее рассмотрения, а также о содержании жалобы была своевременно направлена указанным лицам),

рассмотрев жалобу ООО «Контракт» на действия Администрации Ивановского муниципального района при проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги д. Белоусиха – д. Васильевское (извещение №0133200001718002136), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

30.08.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Контракт» на действия Администрации Ивановского муниципального района при проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги д. Белоусиха – д. Васильевское (извещение №0133200001718002136).

По мнению Общества, при проведении указанного электронного аукциона Заказчиком были нарушены нормы Закона о контрактной системе по следующим доводам:

  1. Заказчиком ненадлежащим образом была установлена дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе;
  2. в документации о закупке установлены неправомерные требования к составу первой части заявки на участие в закупке;
  3. в документации о закупке не установлены минимальные и максимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, позволяющих определить соответствие товара, работы установленным Заказчиком требованиям;
  4. в проекте контракта, являющимся неотъемлемой частью документации о закупке (далее – проект контракта), не установлены все возможные значения размеров штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не имеющих стоимостного выражения, для каждого порогового значения цены контракта;
  5. в п. 9.2 проекта контракта установлено условие изменения срока исполнения обязательств по контракту, не предусмотренное Законом о контрактной системе.

Заказчик, Уполномоченный орган в своих возражениях на жалобу, а также представитель Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что при размещении извещения об электронном аукционе и установлении даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке была допущена техническая ошибка, иных нарушений при проведении электронного аукциона допущено не было.

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Уполномоченным органом документы, заслушав представителя лица, участвующего в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

16.08.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) было размещено извещение №0133200001718002136 о проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги д. Белоусиха – д. Васильевское.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколом, составленным в ходе проведения электронного аукциона:

1) начальная (максимальная) цена контракта – 4 206 556,00 руб.;

2) дата и время окончания подачи заявок – 31.08.2018 09:00;

3) дата проведения электронного аукциона – 03.09.2018;

4) согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе №0133200001718002136-1/393А от 31.08.2018 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе было подано 3 заявки, которые были допущены до участия в электронном аукционе.

Относительно первого довода жалобы Комиссией Ивановского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно извещению 0133200001718002136 о проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги д. Белоусиха – д. Васильевское, опубликованному на официальном сайте, дата и время подписания печатной формы извещения (соответствует дате направления на контроль по ч. 5 ст. 99 закона о контрактной системе либо дате размещения в ЕИС, в случае отсутствия контроля, по местному времени организации, осуществляющей размещение) 16.08.2018 14:55. Как указано выше, согласно извещению о проведении закупки дата окончания подачи заявок –31.08.2018 09:00.

Таким образом, на официальном сайте извещение о проведении электронного аукциона размещено менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, что нарушает положения ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе. Следовательно, первый довод жалобы признан обоснованным.

В отношении второго довода жалобы было установлено следующее.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).

В п. 31 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке установлены аналогичные требования к составу первой части заявки на участие в закупке.

Как было установлено, в документации о закупке отсутствуют какие-либо условия выполнения работ, которые подлежали бы изменению по результатам проведения электронного аукциона.

Кроме того, согласно ч. 9 ст. 105 закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

К жалобе Общества не приложены документы, подтверждающие необходимость установления Заказчиком в документации о закупке иных требований к составу первой части заявки на участие в закупке или невозможность заполнения и подачи заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с требованиями, установленными в документации о закупке.

На основании изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений норм Закона о контрактной системе при установлении требований к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе. В связи с чем, второй довод жалобы является необоснованным.

Третий довод жалобы признан обоснованным ввиду следующего.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Исходя из ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с п. 8 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке работы должны быть выполнены в соответствии с  проектом контракта и техническим заданием (раздел III документации о закупке) в установленные Заказчиком сроки.

Согласно п. 7.5 раздела III «Техническое задание» документации о закупке материалы, используемые для выполнения работ, должны быть соответствующих видов, описанных в локальной смете, иметь сертификаты (декларации) соответствия (копии (заверенные) сертификатов (деклараций). Качество материалов, применяемых при проведении работ, должно соответствовать ГОСТ, СНиП и другим нормам, определенным действующим законодательством. Замена материалов другими материалами более низкого качества не допускается.

Также в силу п. 12.5 проекта контракта сметный расчет является неотъемлемой частью контракта.

В соответствии со сметным расчетом при выполнении работ используются, в том числе такие показатели, как «песок природный для строительных работ средний», «щебень из природного камня для строительных работ марка 800, фракция 40-70 мм», «щебень из природного камня для строительных работ марка 800, фракция 20-40 мм».

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что Администрации Ивановского муниципального района требуется песок в соответствии с ГОСТ 8736-2014 «Песок для строительных работ. Технические условия» и щебень в соответствии с ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия».

Вместе с тем, в указанных государственных стандартах применяются рассматриваемые материалы и с иными характеристиками, отличными от указанных в сметном расчете, в том числе с улучшенными качественными показателями.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России не смог обосновать потребность Администрации Ивановского муниципального района в материалах с характеристиками, указанными в сметном расчете.

Таким образом, в документации о закупке не указаны показатели применяемых при выполнении работ материалов (товаров), в том числе их функциональные, технические и качественные характеристики, позволяющие определить их соответствие потребности Заказчика, что ведет к нарушению п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Относительно четвертого довода жалобы было установлено следующее.

В соответствии с ч. 8 ст. 34 закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

09.09.2017 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 №1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. №570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. №1063» (далее – Постановление).

Исходя из пп. «а» п. 2 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением (далее – Правила) размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном п. 3-9 Правил, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта.

В соответствии с п. 6 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).

Как было указано ранее, начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 206 556,00 руб.

В п. 7.11 проекта контракта указано, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком (исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, и составляет 5000 рублей 00 коп., определяемой в следующем порядке:

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).

Таким образом, в проекте контракта не указаны все возможные значения штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, для каждого порогового значения цены контракта, что нарушает ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, четвертый довод жалобы является обоснованным.

Пятый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.

В п. 9.1-9.2 проекта контракта установлено следующее: стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязательств по контракту в случае, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, а именно: наводнения, пожара, землетрясения, диверсии, военных действий, блокад, изменения законодательства, препятствующих надлежащему исполнению обязательств по контракту, а также других чрезвычайных обстоятельств, подтвержденных в установленном законодательством порядке, которые возникли после заключения контракта и непосредственно повлияли на исполнение сторонами своих обязательств, а также которые стороны были не в состоянии предвидеть и предотвратить.

При наступлении таких обстоятельств срок исполнения обязательств по контракту отодвигается соразмерно времени действия данных обстоятельств постольку, поскольку эти обстоятельства значительно влияют на исполнение контракта в срок.

В соответствии с ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;

3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;

5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;

6) в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;

7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.

Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В соответствии со ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.

Также согласно п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Таким образом, срок окончания исполнения обязательств по контракту является существенным условием контракта в силу ст. 432 ГК РФ.

В связи с чем, указанные в п. 9.1 и 9.2 проекта контракта случаи изменения условий контракта не предусмотрены Законом о контрактной системе и не соответствуют ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.

Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «Контракт» на действия Администрации Ивановского муниципального района при проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги д. Белоусиха – д. Васильевское (извещение №0133200001718002136) обоснованной в части 1, 3, 4, 5 доводов жалобы.

2. Установить в действиях Администрации Ивановского муниципального района нарушение п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33, ч. 8 ст. 34, ч. 3 ст. 63, п. 1 ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Подписи членов Комиссии

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Дата принятия: 06 сентября 2018 года                                                       город Иваново

Дата изготовления: 06 сентября 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок в составе: <…>,

рассмотрев жалобу ООО «Контракт» на действия Администрации Ивановского муниципального района при проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги д. Белоусиха – д. Васильевское (извещение №0133200001718002136), на основании ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и своего решения №07-15/2018-201 от 06.09.2018,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику – Администрации Ивановского муниципального района (153008, г. Иваново, ул. Постышева, д. 46) устранить нарушения п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33, ч. 8 ст. 34, ч. 3 ст. 63, п. 1 ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, для чего в срок до 19.09.2018 внести изменения в извещение и документацию об электронном аукционе на ремонт автомобильной дороги д. Белоусиха – д. Васильевское (извещение №0133200001718002136) в соответствии с решением Ивановского УФАС России от 06.09.2018 и Законом о контрактной системе и осуществить дальнейшие действия по проведению закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

2. Уполномоченному органу – Департаменту конкурсов и аукционов Ивановской области (153000, г. Иваново, пр. Ленина, д. 16) в срок до 19.09.2018:

- отменить все составленные в ходе проведения электронного аукциона протоколы;

- разместить измененные извещение и документацию об электронном аукционе на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) и осуществить дальнейшие действия по проведению закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

3. Оператору электронной площадки – АО «Электронные торговые системы» (123112, г. Москва, ул. Тестовская, д. 10) совершить все необходимые действия, направленные на обеспечение исполнения п. 1-2 настоящего предписания, а также вернуть поданные на участие в рассматриваемом электронном аукционе заявки участникам закупки, уведомив их о возможности подачи заявок вновь с учетом внесенных изменений.

4. Заказчику – Администрации Ивановского муниципального района, Уполномоченному органу – Департаменту конкурсов и аукционов Ивановской области сообщить в Ивановское УФАС России о выполнении настоящего предписания в срок до 20.09.2018 с приложением подтверждающих документов.

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны