Решение (комиссия) №037/06/31-217/2024 (07-15/2024-078) о признании жалобы ООО «АлмаСтрой» на действия МКУ г.о. Тейк... от 17 апреля 2024 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№037/06/31-217/2024 (07-15/2024-078)

 

Дата оглашения решения: 12 апреля 2024 года                                                город Иваново

Дата изготовления решения: 17 апреля 2024 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

 

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей:

МКУ г.о. Тейково «Служба заказчика» (далее – Заказчик) – <…> (распоряжение от 13.07.2017),

ООО «АлмаСтрой» (далее – Заявитель) – <…> (протокол №2 от 04.06.2023),

в отсутствие представителей Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (указанное лицо уведомлено о содержании, дате, времени и месте рассмотрения жалобы),

 

рассмотрев жалобу ООО «АлмаСтрой» на действия МКУ г.о. Тейково "Служба заказчика" при проведении открытого конкурса в электронной форме на замену участка водопроводной сети длиной 2,5 км. м. Красные Сосенки г.Тейково Ивановской области (1- ый этап) (извещение 0133200001724000689), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

 

05.04.2024 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «АлмаСтрой» на действия МКУ г.о. Тейково "Служба заказчика" при проведении открытого конкурса в электронной форме на замену участка водопроводной сети длиной 2,5 км. м. Красные Сосенки г.Тейково Ивановской области (1- ый этап) (извещение 0133200001724000689).

 

В первом доводе жалобы Заявитель указал, что Заказчиком в извещении о закупке установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные п. 15 «Работы по текущему ремонту зданий, сооружений» приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 №2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 №2571). При этом, объект закупки не является текущим ремонтом сооружения. Работы, предусмотренные описанием объекта закупки извещения о закупке, относятся к капитальному ремонту. Таким образом, Заказчику надлежало установить в извещении о закупке дополнительные требования к участникам закупки по п. 11 «Работы по капитальному ремонту линейного объекта» приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 №2571.

Согласно второму доводу жалобы, Заказчик не указал в извещении о закупке требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства. По мнению Заявителя, указанное требование необходимо установить в извещении о закупке, поскольку работы, предусмотренные извещением о закупке, являются капитальным ремонтом.

 

Заказчик, своих возражениях на жалобу указал, что нарушений при проведении закупки допущено не было.

 

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

15.03.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) размещено извещение №0133200001724000689 о проведении открытого конкурса в электронной форме на замену участка водопроводной сети длиной 2,5 км. м. Красные Сосенки г.Тейково Ивановской области (1- ый этап). 20.03.2024, 01.04.2024 в извещение о закупке вносились изменения.

В соответствии с измененным извещением о проведении закупки:

- начальная (максимальная) цена контракта – 32 476 860 руб.;

- дата и время окончания подачи заявок – 17.04.2024 07:00;

- дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке – 19.04.2024;

- дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 22.04.2024.

 

Комиссия Ивановского УФАС России считает первый довод жалобы обоснованным на основании следующего.

На основании п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).

Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В соответствии с ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации. Такие дополнительные требования установлены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 №2571.

На основании ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

В извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме установлены дополнительные требования по п. 15 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 №2571.

Пунктом 15 приложения к Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 №2571 предусмотрены дополнительные требования к участникам закупки на выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений.

Соответствие вышеуказанным требованиям подтверждается наличием у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;

2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.

Цена выполненных работ по договору, предусмотренному п. 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных п. 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Информацией и документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются:

1) исполненный договор;

2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.

В соответствии с п. 11 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 №2571 при выполнении работ по капитальному ремонту линейного объекта, за исключением работ, предусмотренных позицией 18 настоящего приложения, работ по капитальному ремонту автомобильной дороги устанавливаются следующие дополнительные требования:

наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;

2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;

3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги.

Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Соответствие участника закупки вышеуказанным требованиям должно подтверждаться следующими документами:

1) исполненный договор;

2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.

В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:

1) исполненный договор;

2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;

3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.

В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:

1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;

2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.

В силу п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Согласно п. 14.3 ст. 1 ГрК РФ под капитальным ремонтом линейных объектов понимается изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

На основании ч. 6 ст. 55.24 ГрК РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

По смыслу ч. 8 ст. 55.24 ГрК РФ техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.

Как правило, к текущему ремонту относят устранение мелких неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации основного средства, при котором объект практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются, работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий; к капитальному ремонту относят восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом, при этом основные технико-экономические показатели остаются неизменными.

Аналогичная позиция приведена в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.02.2018 №№7026-АС/08 «Об определении видов ремонта».

Согласно приложенной к извещению о закупке сметной документации в рамках исполнения контракта будут выполняться следующие работы: Укладка трубопроводов из полиэтиленовых труб диаметром; Монтаж установки горизонтально направленного бурения: с тяговым усилием 20 тс (200 кН); Устройство закрытого подземного перехода методом ГНБ с поэтапным расширением скважины для полиэтиленовых труб в грунтах I-III группы установками с тяговым усилием 20 тс (200 кН): для труб Dу=400 мм длиной до 200 м; Устройство круглых колодцев из сборного железобетона в грунтах: мокрых и т.д.

Согласно пояснениям представителя Заказчика, данным на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, в рамках выполнения работ по контракту необходимо произвести замену большей части труб водопроводной сети.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что рассматриваемые работы являются капитальным ремонтом, поскольку фактически в рамках контракта будет осуществлена замена материалов и приведение технических решений по объекту к текущим нормам (без восстановления существующих элементов водопроводной сети).

В абз. 4 пп. «а» п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 №2571 установлено, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.

С учетом изложенного, в действиях Заказчика имеется нарушение ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, поскольку в извещении о закупке не установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные п. 11 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 №2571.

 

Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу об обоснованности второго довода жалобы ввиду следующих обстоятельств.

П. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В силу ч. 2 ст. 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

На основании ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.

Изучив положения извещения о проведении закупки, Комиссия Ивановского УФАС России установила, что Заказчиком не установлено требование к участникам закупки о наличии вышеуказанной специальной правоспособности.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что не установив требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации, Заказчик нарушил положения п. 1. ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, поскольку предметом контракта является капитальный ремонт сооружения.

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «АлмаСтрой» на действия МКУ г.о. Тейково "Служба заказчика" при проведении открытого конкурса в электронной форме на замену участка водопроводной сети длиной 2,5 км. м. Красные Сосенки г.Тейково Ивановской области (1- ый этап) (извещение 0133200001724000689) обоснованной.

2. Установить в действиях МКУ г.о. Тейково "Служба заказчика" нарушение п. 1 ч. 1 и ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны