Решение №ТМ/1338/24 О направлении решения от 10 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

О направлении решения

 

ООО «Светофор»

ООО «Практика»

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Дата принятия решения: 10 апреля 2024 года г. Иваново

 

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):

председатель Комиссии Михеева Т.А., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

- Кукушкин В.М., начальник аналитического отдела,

- Бестужева Н.Б., главный специалист-эксперт аналитического отдела,

рассмотрев дело №037/05/5-188/2024 (03-31/2024-08), возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

в отсутствие заявителя: ООО «Светофор» (ИНН 3702674486), от которого поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Общества,

в отсутствие представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - ООО «Практика» (ИНН 3702157897), от которого поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Общества,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Ивановское УФАС России поступило заявление ООО «Светофор» о распространении рекламы с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Так, согласно представленным сведениям на Интернет-сайте https://glavdor37.ru/ размещается рекламный баннер с текстом: «1-е место в рейтинге ГИБДД». Однако доказательств данного утверждения не опубликовано.

Рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе).

Согласно п.1 и п.9 ч.3 ст.5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

- о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

- об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград.

Факт распространения рекламы подтверждается: заявлением, скриншотом сайта, Актом осмотра сайта.

Ивановским УФАС России по данному факту 08 апреля 2024 года возбуждено дело №037/05/5-188/2024 (03-31/2024-08) по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

При этом из вышеизложенного следует, что согласно Правилам рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 №1922 (далее - Правила), основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом настоящего дела является заявление о нарушении законодательства. Таким образом, Ивановским УФАС России не проводились контрольные (надзорные) мероприятия (проверки) во взаимодействии с контролируем лицом.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Целями Закона о рекламе являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (ст. 1 Закона о рекламе).

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Необходимо отметить, что рекламой признан не весь Интернет-сайт, в данном случае рассматриваемая информация со слоганом «1-е место в рейтинге ГИБДД» расценивается в качестве рекламной, т.к. выделяется на странице посредством баннера.

В Руководстве по соблюдению обязательных требований «Понятие рекламы», утвержденном Приказом ФАС России от 14.11.2023 №821/23, разъяснено следующее: когда размещаемая на сайте, на странице в социальных сетях, или в приложении для мобильного устройства продавца товаров разных производителей информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте предлагаемых товаров, работ, услуг или деятельности компании, в том числе о контрагентах (партнерах) данной компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару, работе, услуге и их выделение среди однородных товаров, работ, услуг (например, путем размещения стационарного баннера, размещаемого на каждой странице сайта и не связанного с содержанием таких страниц и т.п.), такая информация может быть признана рекламой, и на такую информацию распространяются требования Закона о рекламе. Кроме того, может быть признана рекламой размещаемая на сайте, на странице в социальных сетях производителя таких товаров (лица, оказывающего услуги, организатора таких мероприятий) или продавца товаров, в официальном приложении для мобильных устройств информация об иных хозяйствующих субъектах, если такая информация привлекает внимание к таким хозяйствующим субъектам, а не деятельности указанных производителя или продавца.

Рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к автошколе «главная дорога» и оказываемым образовательным услугам;

- призвана формировать и поддерживать интерес к объектам рекламирования, способствует их продвижению на рынке.

В соответствии с ч.2 ст.25 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего закона, в том числе:

- в ч.1 указанной статьи установлено, что к сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение;

- в ч.3 указанной статьи установлено, что экзамены проводятся уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации.

Ивановское УФАС России не обладает сведениями о существовании рейтинга автошкол, который составляет ГИБДД.

На указанном Интернет-сайте опубликована информация об услугах по профессиональному обучению в автошколе, которые оказывает ООО «Практика».

На запрос Ивановского УФАС России ООО «Практика» сообщило, что является рекламодателем указанного баннера, при этом из представленных письменных пояснений следует, что документально подтвержденными доводами достоверности утверждения «1-е место в рейтинге ГИБДД» Общество не обладает. В настоящее время реклама изменена.

Применение указанных выше норм Закона о рекламе основано на судебной практике и разъяснениях, данных в п.29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе».

Так, при рассмотрении дел о признании рекламы недостоверной судам необходимо исходить из следующего. Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (п.1 ч.3 ст.5 Закона о рекламе).

За нарушение п.1 и п.9 ч.3 ст.5 Закона о рекламе согласно ч.6 ст.38 данного закона ответственность несет рекламодатель.

На заседание Комиссии представитель ООО «Практика», являющегося рекламодателем рассматриваемой рекламы, не явился. Ранее в Ивановское УФАС России поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что рассматриваемая реклама распространялась с нарушением требований п.1 и п.9 ч.3 ст.5 Закона о рекламе.

 

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламный баннер ООО «Практика» с текстом: «1-е место в рейтинге ГИБДД», размещенный на Интернет-сайте https://glavdor37.ru/, ненадлежащей рекламой, так как были нарушены требования п.1 и п.9 ч.3 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

 

2. Предписание об устранении выявленного нарушения Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» не выдавать в связи с его добровольным устранением.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 10 апреля 2024 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

Председатель комиссии

 

______________________

 

Т.А. Михеева

 

Члены комиссии:

 

 

 

 

______________________

В.М. Кукушкин

 

 

 

 

______________________

 

 

 

Н.Б. Бестужева

 

 

 

 

 

 

2024-1667

 

 

Связанные организации

Директору ООО "Практика" Докторову А.Н.
ИНН 3702157897, ОГРН 1163702070476
ООО "Светофор"
ИНН 3702674486, ОГРН 1123702014039