Решение б/н Решение о признании жалобы обоснованной и предписание (заяви... от 23 июня 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Дата оглашения решения: 07 мая 2015 года город Иваново
Дата изготовления решения: 13 мая 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
<…>,
при участии представителей:
ООО «ДорПромСтрой» (далее – Заявитель, Общество): <…>,
ЗАО «Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов» (далее – Специализированная организация), администрации Комсомольского городского поселения Комсомольского муниципального района (далее – Заказчик): <…>,
УСТАНОВИЛА:
28.04.2015 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «ДорПромСтрой» на действия администрации Комсомольского городского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области при проведении электронного аукциона на ямочный ремонт и ремонт картами асфальтобетонного покрытия дорог Комсомольского городского поселения (извещение № 0133300009715000019).
По мнению Заявителя, при формировании документации об электронном аукционе Заказчиком были нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).
Из жалобы ООО «ДорПромСтрой» следует:
1) в аукционной документации по ряду позиций Заказчиком установлены излишние требования к характеристикам используемых при производстве работ товаров, которые относятся непосредственно к сырью, из которого данный товар изготовлен, такие требования не носят объективный характер и могут повлечь ограничение количества участников закупки, более того установить химический состав вещества по ряду товаров, требования к которому предъявляет Заказчик, можно только в лабораторных условиях:
- «песок природный для строительных работ средний» (стр. 95-96, 151-153,179-181) требования к содержанию металлических примесей, устойчивость структуры шлаков, активность шлаков и т.д.;
- «вода» (стр. 62, 100, 124, 156, 203) требования к ее химическим свойствам;
- «битум» (стр. 46-47, 50-51, 56-57, 59-60, 62-63, 69-70, 73-74, 77-78,80-81, 88-89, 91-92, 94-95, 100, 107-108, 111-112, 118-119, 121-122) требования к допустимой концентрации паров, ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны, средняя смертельная доза при ведении в желудок и т.д.;
- «асфальтобетонные смеси» (стр. 47-49, 81-83, 89-91, 71-73, 92-94, 97-100, 74-75, 109-110, 112-113, 78-80, 51-53, 57-59, 60-62, 119-121, 123-124) требования к зерновому составу;
2) на стр. 45, 49-50, 53-56, 76-77, 83-88, 114-118, 169-172, 185-17, 193-197 Заказчик применил формы сметных расчётов и включил в техническую часть документации требования к наличию у участника закупки технологических и иных ресурсов необходимых для выполнения работ, являющихся предметом контракта. Например, катки массой 8 тонн, машины поливомоечные 600 литров, автогудронаторы 3500 литров, рабочий строитель среднего разряда 2,7, фреза с шириной барабана 1000 мм. и т.д., что противоречит требованиям Закона о контрактной системе;
3) по мнению Заявителя, требования к поковкам, брускам обрезных хвойных пород являются излишними, т.к. они относятся к технологическому ресурсу закупки, и неотъемлемой частью результата работ не становятся. Также Заявитель на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указал что в нарушение Закона о контрактной системе к данным материалам Заказчиком установлены излишние требования: например для поковок допустимая величина заусенца при максимальном размере поперечного сечения поковки по поверхности разъёма штампа;
4) в нарушение Закона о контрактной системе наряду с аукционной документацией и ее технической частью Заказчиком на официальном сайте размещен документ: «Техническая часть. Продолжение», в котором содержатся требования к методам, технологиям и этапам производства работ, к используемой при производстве работ различной технике, а также используемым материалам и их характеристикам. Если следовать логике Заказчика, то участнику закупки необходимо изучить данный раздел и указать конкретные показатели используемых при производстве работ материалов, а также процесс их изготовления, методы, технологии и этапы выполнения работ.
Из письменных пояснений Заказчика, Специализированной организации, а также из пояснений представителя Заказчика, Специализированной организации данных на заседании Комиссии Ивановского УФАС России следует, что Заказчиком в качестве характеристик товаров, используемых в процессе выполнения работ, установлены требования к показателям из нормативных документов (ГОСТ). Из письменных пояснений следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки исходя из потребностей последнего, таким образом, Заказчик по своему усмотрению устанавливает требования к товарам, которые являются определяющими для него.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Специализированной организацией документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
22.04.2015 года на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт РФ) в соответствии с ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе было размещено извещение № 0133300009715000019 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на ямочный ремонт и ремонт картами асфальтобетонного покрытия дорог Комсомольского городского поселения. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 741 384,00 рублей.
Первый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает обоснованным по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Согласно определению слова «нужда» из словаря Ожегова С.И. – это потребность, недостаток в необходимом. Таким образом, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.
Таким образом, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом иных норм права.
Установление Заказчиками требований необъективного характера путем излишней детализации описания объекта закупки приводит к ограничению количества участников закупки, не создает предпосылок для экономии бюджетных средств. Напротив, соблюдение Заказчиками конкурентных основ описания объекта закупки приводит к увеличению количества участников закупки, соответственно, значительной экономии бюджетных средств.
Указанная позиция, подтверждается судебной практикой, складывающейся на территории Ивановской области, например: решение Арбитражного суда Ивановской области по делу № А17-394/2015 от 28.04.2015.
Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что в технической части аукционной документации установлены многочисленные требования к товарам, химическому, физическому составу материалов, из которых данный товар изготавливается, например:
- по позиции «песок природный для строительных работ средний, исходное сырье горные породы или шлаки»: содержание в шлаковом песке металлических примесей, подающихся ручной сортировке, не должно превышать 3% по массе, устойчивость структуры шлаков характеризующиеся потерей массы при испытании, активность шлаков характеризующееся прочностью при сжатии образцов, изготовленных из молотого шлака и т.п.;
- по позиции «вода» требование к общему содержанию в воде ионов натрия Na+ и калия K+ в составе растворимых солей не должно превышать 1500 мг/л., а также требование к содержанию в воде нитратов, сульфидов, сахаров, фосфатов и цинка;
- по позиции «битумы нефтяные дорожные» требования к предельно допустимой концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны, средней смертельной дозе при введении в желудок и т.д.
- по позиции «смеси асфальтобетонные дорожные или асфальтобетон» требования к размеру зерен, непрерывным зерновым составам.
Потребность в установлении излишне детальных требований по вышеуказанным позициям в ходе рассмотрения жалобы по существу ни Заказчиком, ни Специализированной организацией доказана не была.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что указанные выше требования к товарам являются излишними, не носят объективный характер, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает обоснованным по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что часть II «Техническое задание» документации об электронном аукционе, в нарушение ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, содержит требования к наличию технологического оборудования, трудовым, и другим ресурсам, необходимым для выполнения работ, являющихся предметом контракта. Так, например, на стр. 45 документации содержатся требования к каткам дорожным самоходным гладким 8 т, компрессорам передвижным с двигателем внутреннего сгорания давлением до 686 кПа(7 ат), производительностью до 5 м3/мин., рабочему строителю среднего разряда 2,7.
Относительно третьего довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
В документации об электронном аукционе Заказчиком установлены требования к поковкам из квадратных заготовок и требования к таким поковкам, где участнику закупки необходимо указать: смещение по поверхности разъема штампов, допускаемую величину остаточного облоя в зависимости от массы поковки, конфигурации поверхности разъема штампа и класса точности, допускаемую величину высоты заусенца на поковке по контуру обрезки облоя, допускаемую величину заусенца, образовавшегося по контуру пуансона при штамповке в закрытых штампах (безоблойной) и т.п. А также к брускам обрезным хвойных пород, где участнику необходимо указать нормы ограничения пороков в пиломатериалах для сортов.
Комиссия Ивановского УФАС России считает недоказанным довод Заявителя о том, что включение указанных товаров в документацию об электронном аукционе является нарушением Закона о контрактной системе. Между тем, потребность в установлении излишне детальных требований по вышеуказанным позициям в ходе рассмотрения жалобы по существу ни Заказчиком, ни Специализированной организацией доказана не была. Исходя из вышеизложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что указанные выше требования к товарам являются излишними, не носят объективный характер, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Относительно четвертого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее
Согласно п. 4 раздела 1.3 «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации об электронном аукционе общие (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные) характеристики работ (услуг), основные требования, объем работ (услуг) и иные требования, установленные Заказчиком к работам, в том числе к результату работ содержатся в Технической части (Техническом задании) – ч. II документации.
При этом Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что наряду с документацией об электронном аукционе Заказчиком на официальном сайте размещен документ с наименованием «Техническая часть. Продолжение». Данный документ содержит не только требования к производству (выполнению) самих работ, но и к использованию при выполнении работ различных материалов. Например, в п. 13.2.1. указано, что при устройстве поверхностной обработки следует применять щебень марки не ниже 1200 из трудношлифуемых изверженных и метаморфических горных пород узких фракций с кубовидной формой зерен и размером зерен не более 20 мм. Щебень должен быть чистым, не содержащим пыли и глины. При этом в самой документации об электронном аукционе, а также в сметных расчётах такой товар, как щебень, не содержится. Кроме того, в документации об электронном аукционе отсутствует указание на то, каким образом участнику закупки следует применять данный документ и руководствоваться им при составлении первой части заявки на участие в закупке, а также производстве самих работ.
При указанных обстоятельствах Комиссия Ивановского УФАС России считает, что документация об электронном аукционе сформирована Заказчиком не единообразно и в нарушение п. 1 ч. ст. 33 Закона о контрактной системе не носит объективный характер, что затрудняет подготовку участниками закупки своих предложений.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО «ДорПромСтрой» на действия администрации Комсомольского городского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области при проведении электронного аукциона на ямочный ремонт и ремонт картами асфальтобетонного покрытия дорог Комсомольского городского поселения (извещение № 0133300009715000019) обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 и ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Подписи членов Комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ
Дата принятия: 07 мая 2015 года город Иваново
Дата изготовления: 13 мая 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок в составе:<…>,
рассмотрев жалобу ООО «ДорПромСтрой» на действия администрации Комсомольского городского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области при проведении электронного аукциона на ямочный ремонт и ремонт картами асфальтобетонного покрытия дорог Комсомольского городского поселения (извещение № 0133300009715000019), на основании ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и своего решения от 07 мая 2015 года,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - администрации Комсомольского городского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области (РФ, 155150, Ивановская обл., Комсомольский р-н, г. Комсомольск, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 2) устранить нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33 и ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, для чего в срок до 26 мая 2015 года аннулировать электронный аукцион на ямочный ремонт и ремонт картами асфальтобетонного покрытия дорог Комсомольского городского поселения (извещение № 0133300009715000019), отменить все составленные в ходе проведения электронного аукциона протоколы.
2. Специализированной организации - ЗАО «Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов» (153000, РФ, Ивановская обл., г. Иваново, ул. Степанова, д. 17) разместить соответствующую информацию на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов www.zakupki.gov.ru в срок до 26 мая 2015 года.
3. Оператору электронной площадки - ООО «РТС-тендер» (127006, РФ, г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 38, стр. 1) совершить все необходимые действия, направленные на обеспечение исполнения п. 1, 2 настоящего предписания.
4. Заказчику, Специализированной организации сообщить в Ивановское УФАС России о выполнении настоящего предписания в срок до 29 мая 2015 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Подписи членов Комиссии