Решение б/н Решение о признании жалобы обоснованной и предписание (заяви... от 23 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Дата оглашения решения: 07 мая 2015 года                                                     город Иваново

Дата изготовления решения: 13 мая 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:

<…>,

при участии представителей:

ООО «ДорПромСтрой» (далее – Заявитель, Общество): <…>,

ЗАО «Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов» (далее – Специализированная организация), администрации Комсомольского городского поселения Комсомольского муниципального района (далее – Заказчик): <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

28.04.2015 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «ДорПромСтрой» на действия администрации Комсомольского городского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области при проведении электронного аукциона на ямочный ремонт и ремонт картами асфальтобетонного покрытия дорог Комсомольского городского поселения (извещение № 0133300009715000019).

По мнению Заявителя, при формировании документации об электронном аукционе Заказчиком были нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Из жалобы ООО «ДорПромСтрой» следует:

1) в аукционной документации по ряду позиций Заказчиком установлены излишние требования к характеристикам используемых при производстве работ товаров, которые относятся непосредственно к сырью, из которого данный товар изготовлен, такие требования не носят объективный характер и могут повлечь ограничение количества участников закупки, более того установить химический состав вещества по ряду товаров, требования к которому предъявляет Заказчик, можно только в лабораторных условиях:

 - «песок природный для строительных работ средний» (стр. 95-96, 151-153,179-181) требования к содержанию металлических примесей, устойчивость структуры шлаков, активность шлаков и т.д.;

- «вода» (стр. 62, 100, 124, 156, 203) требования к ее химическим свойствам;

- «битум» (стр. 46-47, 50-51, 56-57, 59-60, 62-63, 69-70, 73-74, 77-78,80-81, 88-89, 91-92, 94-95, 100, 107-108, 111-112, 118-119, 121-122) требования к допустимой концентрации паров, ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны, средняя смертельная доза при ведении в желудок и т.д.;

- «асфальтобетонные смеси» (стр. 47-49, 81-83, 89-91, 71-73, 92-94, 97-100, 74-75, 109-110, 112-113, 78-80, 51-53, 57-59, 60-62, 119-121, 123-124) требования к зерновому составу;

2) на стр. 45, 49-50, 53-56, 76-77, 83-88, 114-118, 169-172, 185-17, 193-197 Заказчик применил формы сметных расчётов и включил в техническую часть документации требования к наличию у участника закупки технологических и иных ресурсов необходимых для выполнения работ, являющихся предметом контракта. Например, катки массой 8 тонн, машины поливомоечные 600 литров, автогудронаторы 3500 литров, рабочий строитель среднего разряда 2,7, фреза с шириной барабана 1000 мм. и т.д., что противоречит требованиям Закона о контрактной системе;

3) по мнению Заявителя, требования к поковкам, брускам обрезных хвойных пород являются излишними, т.к. они относятся к технологическому ресурсу закупки, и неотъемлемой частью результата работ не становятся. Также Заявитель на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указал что в нарушение Закона о контрактной системе к данным материалам Заказчиком установлены излишние требования: например для поковок допустимая величина заусенца при максимальном размере поперечного сечения поковки по поверхности разъёма штампа;

4) в нарушение Закона о контрактной системе наряду с аукционной документацией и ее технической частью Заказчиком на официальном сайте размещен документ: «Техническая часть. Продолжение», в котором содержатся требования к методам, технологиям и этапам производства работ, к используемой при производстве работ различной технике, а также используемым материалам и их характеристикам. Если следовать логике Заказчика, то участнику закупки необходимо изучить данный раздел и указать конкретные показатели используемых при производстве работ материалов, а также процесс их изготовления, методы, технологии и этапы выполнения работ.

Из письменных пояснений Заказчика, Специализированной организации, а также из пояснений представителя Заказчика, Специализированной организации данных на заседании Комиссии Ивановского УФАС России следует, что Заказчиком в качестве характеристик товаров, используемых в процессе выполнения работ, установлены требования к показателям из нормативных документов (ГОСТ). Из письменных пояснений следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки исходя из потребностей последнего, таким образом, Заказчик по своему усмотрению устанавливает требования к товарам, которые являются определяющими для него.

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Специализированной организацией документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

22.04.2015 года на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт РФ) в соответствии с ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе было размещено извещение № 0133300009715000019 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на ямочный ремонт и ремонт картами асфальтобетонного покрытия дорог Комсомольского городского поселения. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 741 384,00 рублей.

Первый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает обоснованным по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Согласно определению слова «нужда» из словаря Ожегова С.И. – это потребность, недостаток в необходимом. Таким образом, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.

Таким образом, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом иных норм права.

Установление Заказчиками требований необъективного характера путем излишней детализации описания объекта закупки приводит к ограничению количества участников закупки, не создает предпосылок для экономии бюджетных средств. Напротив, соблюдение Заказчиками конкурентных основ описания объекта закупки приводит к увеличению количества участников закупки, соответственно, значительной экономии бюджетных средств.

Указанная позиция, подтверждается судебной практикой, складывающейся на территории Ивановской области, например: решение Арбитражного суда Ивановской области по делу № А17-394/2015 от 28.04.2015.

Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что в технической части аукционной документации установлены многочисленные требования к товарам, химическому, физическому составу материалов, из которых данный товар изготавливается, например:

- по позиции «песок природный для строительных работ средний, исходное сырье горные породы или шлаки»: содержание в шлаковом песке металлических примесей, подающихся ручной сортировке, не должно превышать 3% по массе, устойчивость структуры шлаков характеризующиеся потерей массы при испытании, активность шлаков характеризующееся прочностью при сжатии образцов, изготовленных из молотого шлака и т.п.;

- по позиции «вода» требование к общему содержанию в воде ионов натрия Na+ и калия K+ в составе растворимых солей не должно превышать 1500 мг/л., а также требование к содержанию в воде нитратов, сульфидов, сахаров, фосфатов и цинка;

- по позиции «битумы нефтяные дорожные» требования к предельно допустимой концентрации (ПДК)  вредных веществ в воздухе рабочей зоны, средней смертельной дозе при введении в желудок  и т.д.

- по позиции «смеси асфальтобетонные дорожные или асфальтобетон» требования к размеру зерен, непрерывным зерновым составам.

Потребность в установлении излишне детальных требований по вышеуказанным позициям в ходе рассмотрения жалобы по существу ни Заказчиком, ни Специализированной организацией доказана не была.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что указанные выше требования к товарам являются излишними, не носят объективный характер, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает обоснованным по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что часть II «Техническое задание» документации об электронном аукционе, в нарушение ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, содержит требования к наличию технологического оборудования, трудовым, и другим ресурсам, необходимым для выполнения работ, являющихся предметом контракта. Так, например, на стр. 45 документации содержатся требования к каткам дорожным самоходным гладким 8 т, компрессорам передвижным с двигателем внутреннего сгорания давлением до 686 кПа(7 ат), производительностью до 5 м3/мин., рабочему строителю среднего разряда 2,7.

Относительно третьего довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

В документации об электронном аукционе Заказчиком установлены требования к поковкам из квадратных заготовок и требования к таким поковкам, где участнику закупки необходимо указать: смещение по поверхности разъема штампов, допускаемую величину остаточного облоя в зависимости от массы поковки, конфигурации поверхности разъема штампа и класса точности, допускаемую величину высоты заусенца на поковке по контуру обрезки облоя, допускаемую величину заусенца, образовавшегося по контуру пуансона при штамповке в закрытых штампах (безоблойной) и т.п. А также к брускам обрезным хвойных пород, где участнику необходимо указать нормы ограничения пороков в пиломатериалах для сортов.

Комиссия Ивановского УФАС России считает недоказанным довод Заявителя о том, что включение указанных товаров в документацию об электронном аукционе является нарушением Закона о контрактной системе. Между тем, потребность в установлении излишне детальных требований по вышеуказанным позициям в ходе рассмотрения жалобы по существу ни Заказчиком, ни Специализированной организацией доказана не была. Исходя из вышеизложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что указанные выше требования к товарам являются излишними, не носят объективный характер, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Относительно четвертого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее

Согласно п. 4 раздела 1.3 «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации об электронном аукционе общие (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные) характеристики работ (услуг), основные требования, объем работ (услуг) и иные требования, установленные Заказчиком к работам, в том числе к результату работ содержатся в Технической части (Техническом задании) – ч. II документации.

При этом Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что наряду с документацией об электронном аукционе Заказчиком на официальном сайте размещен документ с наименованием «Техническая часть. Продолжение». Данный документ содержит не только требования к производству (выполнению) самих работ, но и к использованию при выполнении работ различных материалов. Например, в п. 13.2.1. указано, что при устройстве поверхностной обработки следует применять щебень марки не ниже 1200 из трудношлифуемых изверженных и метаморфических горных пород узких фракций с кубовидной формой зерен и размером зерен не более 20 мм. Щебень должен быть чистым, не содержащим пыли и глины. При этом в самой документации об электронном аукционе, а также в сметных расчётах такой товар, как щебень, не содержится. Кроме того, в документации об электронном аукционе отсутствует указание на то, каким образом участнику закупки следует применять данный документ и руководствоваться им при составлении первой части заявки на участие в закупке, а также производстве самих работ.

При указанных обстоятельствах Комиссия Ивановского УФАС России считает, что документация об электронном аукционе сформирована Заказчиком не единообразно и в нарушение п. 1 ч. ст. 33 Закона о контрактной системе не носит объективный характер, что затрудняет подготовку участниками закупки своих предложений.

Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «ДорПромСтрой» на действия администрации Комсомольского городского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области при проведении электронного аукциона на ямочный ремонт и ремонт картами асфальтобетонного покрытия дорог Комсомольского городского поселения (извещение № 0133300009715000019) обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 и ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Подписи членов Комиссии

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Дата принятия: 07 мая 2015 года                                                                      город Иваново

Дата изготовления: 13 мая 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок в составе:<…>,

рассмотрев жалобу ООО «ДорПромСтрой» на действия администрации Комсомольского городского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области при проведении электронного аукциона на ямочный ремонт и ремонт картами асфальтобетонного покрытия дорог Комсомольского городского поселения (извещение № 0133300009715000019), на основании ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и своего решения от 07 мая 2015 года,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику - администрации Комсомольского городского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области (РФ, 155150, Ивановская обл., Комсомольский р-н, г. Комсомольск, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 2) устранить нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33 и ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, для чего в срок до 26 мая 2015 года аннулировать электронный аукцион на ямочный ремонт и ремонт картами асфальтобетонного покрытия дорог Комсомольского городского поселения (извещение № 0133300009715000019), отменить все составленные в ходе проведения электронного аукциона протоколы.

2. Специализированной организации - ЗАО «Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов» (153000, РФ, Ивановская обл., г. Иваново, ул. Степанова, д. 17) разместить соответствующую информацию на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов www.zakupki.gov.ru в срок до 26 мая 2015 года.

3. Оператору электронной площадки - ООО «РТС-тендер» (127006, РФ, г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 38, стр. 1) совершить все необходимые действия, направленные на обеспечение исполнения п. 1, 2 настоящего предписания.

4. Заказчику, Специализированной организации сообщить в Ивановское УФАС России о выполнении настоящего предписания в срок до 29 мая 2015 года с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны