Решение №06/3599, 06/3600 Решение и предписание по жалобе на действия организатора тор... от 10 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 06/58-18ж о нарушении процедуры торгов

и порядка заключения договоров

 

19 октября 2018 года                                                                                    г. Нальчик

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

        Председателя Комиссии:

    -

        Членов Комиссии:

        -

        -

при участии:

представителя ООО Аукционная компания «Успех» «…» по доверенности от 01.08.2018 № б/н;

представителей муниципального учреждения «Комитет по управлению имуществом Баксанского муниципального района» «…» по доверенности от 10.10.2018 № б/н; «…» без доверенности;

представителя местной администрации Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (далее также – Администрация) «…» по доверенности от 06.03.2018 № 48-01/15-547,

 

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее – Управление) 01.10.2018 поступила жалоба  ООО Аукционная компания «Успех» (далее – Заявитель) на действия муниципального учреждения «Комитет по управлению имуществом Баксанского муниципального района» (далее – Организатор торгов) при  организации и проведении аукционов  на  право заключения договоров аренды земельных участков, расположенных на территории Баксанского района КБР, по извещению на сайте https://torgi.gov.ru № 220818/1167186/01 от 22.08.2018 по лотам № 2, 3, 8, 10, 13, 18, 19, 25 (далее – жалоба).

В соответствии с частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) Управление уведомлением от 04.10.2018 № 06/3351 приостановило процедуру аукциона до рассмотрения жалобы по существу. Заседания Комиссии Управления по рассмотрению жалобы состоялись 10.10.2018 и 19.10.2018.

Заявитель с учетом заявленных дополнений обжалует:

– непринятие Организатором торгов заявок Заявителя;

– отсутствие в извещении информации о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

–  установленный формой заявки на участие в аукционе срок заключения договора;

–  отсутствие в извещении всей необходимой информации, предусмотренной статьей 39.11 Земельного кодекса РФ;

–  содержащийся в извещении запрет на внесение задатка третьим лицом;

–  необнародование извещения на информационных стендах.

Представители Организатора торгов и Администрации против доводов Заявителя возражали и просили признать жалобу необоснованной.

Исследовав имеющиеся в материалах рассмотрения жалобы сведения и документы, а также доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Управления установила следующее.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района. Органы местного самоуправления согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно положениям пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи. Правоотношения по подготовке и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в публичной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, урегулированы нормами статей 39.11, 39.12 Земельного кодекса РФ.

Постановлением Местной администрации Баксанского муниципального района КБР от 10.02.2017 № 55-п утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Проведение торгов (конкурсов, аукционов) и заключение договоров купли-продажи или договоров аренды земельных участков, расположенных на территории Баксанского муниципального района» (далее – Административный регламент).

На основании постановления местной администрации Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики от 16.08.2018 № 415п «О проведении открытого аукциона по продаже права аренды земельных участков» Организатору торгов поручено организовать и провести аукцион по передаче поименованных в постановлении земельных участков в аренду.

Во исполнение требований пунктов 19, 20 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ извещение № 220818/1167186/01 в составе 26 лотов, в том числе обжалуемых лотов № 2, 3, 8, 10, 13, 18, 19, 25,  размещено 22.08.2018 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов http://torgi.gov.ru, а также опубликовано в газете «Баксанский вестник» от 22.08.2018 № 96. Информация о проведении аукциона обнародована на информационных стендах местных администрации сельских поселений Кишпек, Атажукино, Баксаненок и Исламей в период с 21.08.2018 по 25.09.2018, о чем имеется соответствующий акт от 18.10.2018, представленный в материалы рассмотрения жалобы.

Согласно извещению дата и время начала приема заявок: 22.08.2018 с 09 часов 00 минут, дата и время окончания приема заявок: 21.09.2018 в 16 часов 00 минут, дата и время определения участников аукциона: 24.09.2018 в 11 часов 00 минут, дата и время проведения аукциона: 25.09.2018 в 11 часов 00 минут. Распорядителем земельных участков является местная администрация Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики.

Предметом аукциона по обжалуемым лотам явились следующие земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеющие вид разрешенного использования «садоводство»:

Лот № 2: земельный участок с кадастровым номером 07:01:2900000:873 общей площадью 100 000 кв.м., расположенный по адресу: КБР, Баксанский район, с.п. Атажукино, контур 449 б, начальная цена 51 300  рублей, размер задатка 51 300 рублей, срок аренды 25 лет;

Лот № 3: земельный участок с кадастровым номером 07:01:2200000:1455 общей площадью 98 735 кв.м., расположенный по адресу: КБР, Баксанский район, с. Исламей, контур 1/6, контур 449 б, начальная цена 50 700 рублей, размер задатка 50 700 рублей, срок аренды 25 лет;

Лот № 8: земельный участок с кадастровым номером 07:01:3000000:1226 общей площадью 50 095 кв.м., расположенный по адресу: КБР, Баксанский район, с. Кишпек, контур №272-в/2, начальная цена 25 700 рублей, размер задатка 25 700 рублей, срок аренды 25 лет;

Лот № 10: земельный участок с кадастровым номером 07:01:2600000:1014 общей площадью 87 027 кв.м., расположенный по адресу: КБР, Баксанский район, с. Баксаненок, контур 983-Б, начальная цена 44 600 рублей, размер задатка 44 600 рублей, срок аренды 25 лет;

Лот № 13: земельный участок с кадастровым номером 07:01:2900000:835 общей площадью 52 512 кв.м., расположенный по адресу: КБР, Баксанский район, с. Атажукино, контур 407-Е, начальная цена 26 900 рублей, размер задатка 26 900 рублей, срок аренды 25 лет;

Лот № 18: земельный участок с кадастровым номером 07:01:3000000:1227 общей площадью 50 095 кв.м., расположенный по адресу: КБР, Баксанский район, с. Кишпек, контур №272-в/1, начальная цена 25 700 рублей, размер задатка 25 700 рублей, срок аренды 25 лет;

Лот № 19: земельный участок с кадастровым номером 07:01:3000000:1193 общей площадью 50 719 кв.м., расположенный по адресу: КБР, Баксанский район, с. Кишпек, контур №332/1, начальная цена 26 000 рублей, размер задатка 26 000 рублей, срок аренды 25 лет;

Лот № 25: земельный участок с кадастровым номером 07:01:3000000:681общей площадью 30 351 кв.м., расположенный по адресу: КБР, Баксанский район, с. Кишпек, контур №372-т, начальная цена 15 600 рублей, размер задатка 15 600 рублей, срок аренды 25 лет.

Из представленных к рассмотрению жалобы поданных заявок и протокола от 24.09.2018 об итогах рассмотрения заявок следует, что на участие в аукционе по обжалуемым лотам  поступило по единственной заявке от следующих претендентов:

Лот № 2: «…», заявка от 19.09.2018 года подана в 16 часов 50 минут за № 132;

Лот № 3: «…»,  заявка от 29.09.2018 года подана в 12 часов 00 минут за № 106;

Лот № 8: «…», заявка от 28.08.2018 года подана в 15 часов 40 минут за № 96;

Лот № 10: ООО «Агро-К» в лице генерального директора Курманова Алисага Мурадиновича, заявка от 6.09.2018 года подана в 9 часов 40 минут за № 115;

Лот № 13:  ИП «…», заявка от 5.09.2018 года подана в 15 часов 40 минут за № 113;

Лот № 18: «…», заявка от 22.08.2018 года подана в 16 часов 00 минут за № 97;

Лот № 19: ООО «Юг-Сад» в лице директора Балкарова Аслана Патовича, заявка от 27.08.2018 года подана в 15 часов 40 минут за № 103;

Лот № 25: «…»,  заявка от 23.08.2018 года подана в 12 часов 10 минут за № 99.

Названным протоколом аукционы по обжалуемым лотам признаны несостоявшимися  и в связи с тем, что заявки на участие в аукционе и заявители, подавшие указанные заявки, соответствуют всем требованиям действующего законодательства, решено направить три проекта договора аренды земельного участка единственным участникам.

Как пояснил представитель Организатора торгов, на момент рассмотрения жалобы договоры аренды земельных участков по обжалуемым лотам не заключены.

Согласно изложенным представителем Заявителя доводам, 21.09.2018 около 14 часов 50 минут (согласно устному уточнению – около 15 часов 05 минут), то есть ранее времени окончания срока подачи заявок, она явилась с необходимым комплектом документов для подачи заявок на участие в аукционе по восьми лотам в здание местной администрации Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики к кабинету № 217. В коридоре была очередь из людей, желающих подать заявки. При этом заявки принимал только один сотрудник из трех находившихся в кабинете. Представитель Заявителя заняла очередь. До окончания времени приема заявок сотрудники Организатора торгов неоднократно выходили в коридор и объявляли о том, что заявки принимаются только до 16 часов 00 минут. В 16 часов 01 минуту сотрудник Организатора торгов сообщил, что прием заявок прекращен, заявки далее приниматься не будут, в связи с чем посоветовал сдать документы в общий отдел. Однако, от канцелярии также последовал отказ со ссылкой на то, что заявки на участие в торгах принимаются в другом отделе (там, где их не приняли). Далее, представитель Заявителя обратилась с соответствующим заявлением на имя главы местной администрации Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, в котором описала произошедшие события и попросила разобраться в ситуации, которая привела к незаконному отказу в приеме заявок (копия заявления представлена в материалы рассмотрения жалобы). По мнению Заявителя, сотрудники Организатора торгов намеренно затягивали процедуру приема заявок в интересах определенных участников аукциона. Полагая, что отказ Организатора торгов в получении заявок является неправомерным, обратилась с соответствующей жалобой в Управление.

К жалобе приложена видеозапись, зафиксировавшая переговоры представителей Заявителя и Организатора торгов, связанные с отказом в регистрации заявок Заявителя, произведенная представителем Заявителя после 16 часов 00 минут. Кроме того, Заявителем в материалы рассмотрения жалобы представлены копии платежных поручений, подтверждающих внесение на указанный в извещении о проведении аукциона расчетный счет МУ «Управление финансами Баксанского района» задатков в установленной по каждому лоту сумме:

по лоту № 2: платежное поручение от 20.09.2018 № 10 на сумму 51 300 рублей;

по лоту № 3: платежное поручение от 20.09.2018 № 9 на сумму 50 700 рублей;

по лоту № 8: платежное поручение от 20.09.2018 № 11 на сумму 25 700 рублей;

по лоту № 10: платежное поручение от 20.09.2018 № 8 на сумму 44 600 рублей;

по лоту № 13: платежное поручение от 20.09.2018 № 7 на сумму 26 900 рублей;

по лоту № 18: платежное поручение от 20.09.2018 № 6 на сумму 25 700 рублей;

по лоту № 5: платежное поручение от 20.09.2018 № 5 на сумму 26 000 рублей;

по лоту № 25: платежное поручение от 20.09.2018 № 1 на сумму 15 600 рублей.

Позиция Администрации и Организатора торгов следующая: факт появления представителя Заявителя «…»  в здании местной администрации Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики не подтверждает ее прибытие непосредственно к месту подачи заявок; подача последней заявки была завершена в 15 часов 59 минут; в соответствии с требованиями действующего законодательства полученные после окончания приема заявок на участие в аукционе заявки не рассматриваются и в тот же день возвращаются участникам, что подтверждает отсутствие нарушений со стороны Организатора торгов (письмо от 09.10.2018 № 48-10/8-2279, вх. № 2952); непосредственно действия по подаче заявки были начаты представителем Заявителя в 16 часов 01 минуту; поскольку извещение о проведении аукциона было размещено более, чем за 30 дней до даты проведения аукциона, у Заявителя было достаточно времени для подачи заявок. Ввиду данных обстоятельств жалобу считают необоснованной.

Из пояснений сторон следует, что действующий в здании администрации пропускной режим не предусматривает ведение журнала посещений. Записями с видеокамер, расположенных на территории здания администрации, Организатор торгов не располагает.

Для дачи объяснений по существу рассматриваемых обстоятельств на заседание Комиссии Управления уведомлением от 10.10.2018 № 06/3426 был приглашен сотрудник Организатора торгов, осуществлявший прием заявок на участие в обжалуемом аукционе. Согласно информации, представленной Организатором торгов, ответственным за прием заявок лицом является  главный специалист по промышленности муниципального учреждения «Комитет по управлению имуществом Баксанского муниципального района» «…», что подтверждается пунктом 3.8 соответствующего должностного регламента, утвержденного 18.06.2018, на котором имеется отметка «…»  о ее ознакомлении с регламентом и о получении второго экземпляра регламента. «…», явившаяся на  заседание Комиссии Управления, состоявшееся 19.10.2018 после однократного продления срока принятия решения по жалобе, пояснила, что в день окончания приема заявок находилась на своем рабочем месте в кабинете № 217, присутствующих в коридоре не видела. В 15 часов 25 минут к ней зашел претендент с двумя заявками. Прием посетителей по другим вопросам, не связанным с участием в аукционе, не осуществляла.

В соответствии с требованиями пункта 18 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ организатор аукциона устанавливает, среди прочего, время, место, сроки подачи заявок на участие в аукционе. Как установлено Комиссией Управления, согласно условиям извещения прием заявок осуществлялся по рабочим дням с 09 часов 00 минут до 13 часов 00 минут, с 14 часов 00 минут до 18 часов 00 минут по московскому времени по адресу: Местная администрация Баксанского муниципального района, КБР, Баксанский район, г. Баксан, ул. Революционная, б/н, дата и время окончания приема заявок 21.09.2018 в 16 часов 00 минут. Следовательно, Организатор торгов, определив временной интервал приема заявок на участие в аукционе, обязан обеспечить беспрепятственную возможность подачи заявок претендентами в установленные извещением сроки.

Комиссией Управления обращено внимание на указание в извещении, размещенном на официальном сайте, двух кабинетов, в которых осуществляется прием заявок: № 217 и № 209. Как разъяснили представители Организатора торгов и Администрации, в кабинете № 209 находятся председатель муниципального учреждения «Комитет по управлению имуществом Баксанского муниципального района», бухгалтер, юрист, которые направляют непосредственно к месту приема заявок, то есть в кабинет № 217.

В ходе рассмотрения жалобы представители Организатора торгов и Администрации сослались на то, что до представителя Заявителя «…»  в кабинете № 217 находился претендент, подававший заявку на участие в аукционе. В коридоре при этом ожидали несколько человек, двое из которых не являлись претендентами (явились в Администрацию по другим вопросам). Факт нахождения в коридоре «…» представителями Организатором торгов не отрицался. На прием одной заявки требуется в среднем около 15-30 минут, что обусловлено необходимостью проверки комплектности, содержания заявки и внесения соответствующей записи в журнал регистрации заявок. Кроме того, как подчеркнули представители Организатора торгов и Администрации, нередки случаи подачи заявок на участие в аукционе лицами, не в полном мере владеющими навыками оформления официальных документов, в связи с чем специалисты Организатора торгов вынуждены оказывать им необходимую помощь. Следовательно, резюмировал представитель Организатора торгов, даже начав в 15 часов 30 минут, завершить прием восьми заявок Заявителя до окончания срока приема заявок физически было невозможно. При этом, согласно ответу представителей Организатора торгов на вопрос Комиссии Управления, рабочий день завершается в 18 часов 00 минут.

Относясь критично к доводам Организатора торгов, Комиссия Управления исходит из следующего.

По результатам изучения Комиссией Управления состава информации, включенной в извещение о проведении обжалуемого аукциона, установлено, что регламент принятия (регистрации) заявок, в том числе действия, совершаемые ответственным лицом, и количество времени, отведенное на изучение представленных в составе заявок документов, не определен. Отсутствует данная информация и в Административном регламенте. Доказательств наличия у Организатора торгов регламентированной процедуры промежуточного анализа поступивших заявок и доведения данной информации до сведения потенциальных участников аукциона в материалах рассмотрения жалобы не имеется. Следовательно, в отсутствие в извещении информации о порядке и продолжительности регистрации заявок ни Заявитель, ни иные претенденты не имели возможности заранее рассчитать количество времени, которое могло быть затрачено на получение заявок, и, соответственно, спланировать время своего визита к месту приема заявок. Кроме того, заслуживает внимания довод Заявителя о наличии у Организатора торгов при таких обстоятельствах возможности искусственного затягивания процедуры проверки заявок на комплектность и соответствие требованиям с целью отказа в регистрации заявок определенным лицам при причине окончания установленного срока подачи заявок.

Следует также отметить, что фактически может сложиться ситуация, при которой содействие Организатора торгов в оформлении заявочных документов одним претендентам приведет к нарушению права на участие в торгах других лиц, которым будет отказано в принятии заявок ввиду истечения установленного времени подачи заявок.

Существование обстоятельств, свидетельствующих о прибытии представителя Заявителя к месту приема заявок ранее срока окончания приема заявок (по разным данным в промежутке с 14 часов 50 минут (по утверждению Заявителя) до 15 часов 55 минут (по данным Организатора торгов), а также факта внесения задатка в требуемой сумме по каждому из обжалуемых лотов подтверждает, по мнению Комиссии Управления, наличие у Заявителя реального намерения принять участие в аукционе по лотам № 2, 3, 8, 10, 13, 18, 19, 25.

Как следует из пояснений сторон, сотрудники Организатора торгов объявляли присутствующим в коридоре лицам о времени окончании приема заявок  (16 часов 00 минут), что подтверждает осведомленность Организатора торгов о наличии желающих подать заявки на участие в аукционе. При этом Организатором торгов не предпринято никаких действий, направленных на получение заявок от Заявителя, явившегося к месту подачи заявок до окончания времени подачи заявок, занявшего очередь и намеревавшегося реализовать свое право на участие в аукционе путем подачи соответствующих заявок.

Принимая во внимание изложенное, по результатам анализа доводов лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, а также исследования имеющихся письменных доказательств, Комиссия Управления приходит к выводу о неправомерном отказе Организатора торгов в регистрации заявок Заявителя, что позволяет признать рассмотренный довод жалобы обоснованным.

Комиссия Управления полагает, что подобный излишне формальный подход Организатора торгов к процедуре приема заявок не способствует привлечению к проводимым конкурентным мероприятиям наибольшего количества участников, и как следствие, к увеличению размера арендной платы за земельные участки, равно как и не отвечает принципам разумности и добросовестности.

Комиссией Управления рассмотрен довод жалобы о неуказании Организатором торгов в извещении о проведении аукциона сведений о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения. Данные сведения подлежат включению в состав извещения в силу требований подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ в отношении всех земельных участков, основной вид разрешенного использования которых предусматривает строительство здания, сооружения.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац 3 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ) -  классификатором, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (далее - Классификатор) (абзац 3 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с Классификатором на земельных участках с видом разрешенного использования «Садоводство» (код 1.5) предусматривается  осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.

Как подтвердили представители Организатора торгов и Администрации, на данных земельных участках строительство зданий и сооружений ввиду установленного на них вида разрешенного использования не предполагается. Кроме того, как установила Комиссия Управления, данное обстоятельство подтверждается императивным запретом на возведение на земельном участке капитальных строений и сооружений, содержащимся в пункте 2.5 проекта договора аренды, размещенного на официальном сайте в качестве приложения к извещению.

Таким образом, в рассматриваемом случае в соответствии с основным видом разрешенного использования земельных участков по обжалуемым лотам строительство здания, сооружения не допускается, в связи с чем довод жалобы признается необоснованным.

Помимо прочего Заявитель сослался на отсутствие в извещении о проведении аукциона всей необходимой информации, предусмотренной подпунктами  12, 13, 14 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ.

Согласно изменениям, внесенным в Земельный кодекс РФ Федеральным законом от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и вступившим в силу с 04.08.2018, извещение о проведении аукциона должно также содержать сведения:

- об обязательстве по сносу здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, которые расположены на земельном участке и в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки, в срок, не превышающий двенадцати месяцев (подпункт 12 пункта 21 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ);

- об обязательстве по сносу здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, которые расположены на земельном участке и в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, либо по представлению в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района утвержденной проектной документации по реконструкции самовольной постройки в целях ее приведения в соответствие с установленными требованиями в срок, не превышающий двенадцати месяцев (подпункт 13 пункта 21 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ);

- об обязательстве по приведению в соответствие с установленными требованиями здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, которые расположены на земельном участке и в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, в срок, не превышающий трех лет (подпункт 14 пункта 21 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ).

Между тем, из толкования названных норм следует, что указанные сведения подлежат указанию только в случае наличия на земельном участке, являющемся предметом аукциона, здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями. Доказательств того, что на земельных участках расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, что повлекло бы за собой необходимость отражения в извещении информации, предусмотренной подпунктами 12, 13, 14 пункта 21 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ Заявителем не представлено и у Комиссии Управления не имеется. При таких обстоятельствах рассмотренный довод жалобы признается необоснованным.

Заявителем также оспаривается содержащийся в извещении запрет на внесение задатка третьим лицом.

Под задатком понимается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне (статья 380 Гражданского кодекса РФ). В соответствии с пунктом 5 статьи 448 Гражданского кодекса РФ участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их; при заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

В силу пункта 18 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ организатор аукциона устанавливает, в том числе, порядок внесения и возврата задатка. Сведения о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка должны содержаться в извещении о проведении аукциона (подпункт 5 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ).

Согласно информации, включенной в состав извещения, размер задатка по каждому из обжалуемых лотов установлен в размере 100 % начальной цены предмета аукциона. При этом пункт 3 извещения, размещенного на официальном сайте и опубликованного в газете, содержит запрет на внесение задатка на участие в аукционе третьим лицом.

Согласно пункту 1 статьи 313 Гражданского кодекса РФ кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом, если исполнение обязательства возложено должником на указанное третье лицо. Кредитор не обязан принимать исполнение, предложенное за должника третьим лицом, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично (пункт 3 названной статьи).

Таким образом, закон не запрещает внесение третьим лицом задатка за участника торгов, если в условиях проведения торгов не указано на необходимость внесения задатка непосредственно (лично) претендентом на участие в торгах и не установлен прямой запрет на уплату задатка третьим лицом. В рассматриваемом же случае извещением о проведении аукциона предусмотрено ограничение, не позволяющее третьему лицу вносить задаток за участника торгов, что дает Комиссии Управления основание прийти к выводу о необоснованности довода жалобы. При этом Комиссия Управления также принимает во внимание тот факт, что согласно представленным Заявителем платежным поручениям задатки на участие в аукционе внесены Заявителем самостоятельно без участия третьих лиц, в связи с чем обжалуемое условие не отразилось на правах и законных интересах Заявителя.

Не нашел своего подтверждения и довод жалобы о необнародовании извещения на информационных стендах местных администраций сельских поселений Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики по месту нахождения земельных участков, поскольку Организатором торгов представлен акт об обнародовании извещения от 18.10.2018. Доказательств, подтверждающих необеспечение Организатором торгов публичности и открытости информации о проведении обжалуемого аукциона, Заявителем не представлено.

Согласно форме заявки на участие в торгах, заполняемой и подаваемой участником аукциона, претендент в случае признания победителем аукциона обязуется в течение десяти дней со дня подписания протокола направить договор купли-продажи либо договор аренды земельного участка.

Однако, пунктами 23 и 25 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ установлен тридцатидневный срок подписания договора со дня направления проекта договора аренды земельного участка победителю аукциона, лицу, подавшему единственную заявку на участие в аукционе, заявителю, признанному единственным участником аукциона, или единственному принявшему участие в аукционе участнику.

Позицию Организатора торгов о том, что в данном случае имеется в виду десятидневный срок направления Организатором торгов проекта договора в адрес победителя аукциона, Комиссия Управления находит неубедительной, поскольку формой заявки предполагается взятие на себя определенных обязательств претендентами, а не Организатором торгов.

Следовательно, установив предельный десятидневный срок заключения договора аренды земельного участка Организатор торгов нарушил положения пунктов 23 и 25 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ. Довод жалобы признан обоснованным.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Дополнительно в ходе рассмотрения жалобы Комиссией Управления выявлено следующее.

В соответствии с пунктами 18, подпунктом 3 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ организатор аукциона устанавливает, в том числе, порядок проведения аукциона, который должен содержаться в извещении о проведении аукциона. Из этого следует, что законодатель предоставляет организатору торгов право самостоятельно определять процедурные вопросы проведения аукциона, возлагая на него обязанность довести установленный порядок проведения аукциона до претендентов путем публикации данной информации в составе извещения о проведении аукциона. 

Комиссия Управления установила, что в извещении о проведении аукциона указано следующее: проведение торгов в форме открытого аукциона, открытый по составу участников и по форме подаче предложений о размере годовой арендной платы. Победителем аукциона признается претендент, предложивший наибольшую арендную плату в ходе торгов в соответствии с Земельным кодексом РФ. Однако, непосредственно процедуру проведения аукциона извещение не содержит, что свидетельствует о нарушении Организатором торгов  требований пунктов 18, подпункта 3 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ.

С учетом допущенных Организатором торгов нарушений Комиссия Управления считает необходимым выдать предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения аукциона.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО Аукционная компания «Успех» на действия муниципального учреждения «Комитет по управлению имуществом Баксанского муниципального района» (ОГРН 1020700509500, ИНН 0701005744) при  организации и проведении аукционов  на  право заключения договоров аренды земельных участков, расположенных на территории Баксанского района КБР, по извещению на сайте https://torgi.gov.ru № 220818/1167186/01 от 22.08.2018 по лотам № 2, 3, 8, 10, 13, 18, 19, 25 обоснованной в части доводов об отказе Организатора торгов в получении заявок Заявителя и об установленном формой заявки на участие в аукционе сроке заключения договора.

2. Признать муниципальное учреждение «Комитет по управлению имуществом Баксанского муниципального района» нарушившим пункт 18, подпункт 3 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ.

3. Выдать муниципальному учреждению «Комитет по управлению имуществом Баксанского муниципального района» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения аукциона.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.   

 

 

Председатель Комиссии                                                                 

           Члены Комиссии                                                                             

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 06/58-18ж о нарушении процедуры торгов

и порядка заключения договоров

 

19 октября 2018 года                                                              г. Нальчик

 

        Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

        Председателя Комиссии:

    -

        Членов Комиссии:

        -

        -

    (далее – Комиссия),

        руководствуясь статьями 18.1,  23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 19.10.2018 по делу № 06/58-18ж о нарушении муниципальным учреждением «Комитет по управлению имуществом Баксанского муниципального района» порядка организации и проведения аукциона,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. Муниципальному учреждению «Комитет по управлению имуществом Баксанского муниципального района» (ОГРН 1020700509500, ИНН 0701005744) не позднее 16 ноября 2018 года прекратить нарушение порядка организации и проведения аукционов  на  право заключения договоров аренды земельных участков, расположенных на территории Баксанского района КБР, по извещению на сайте https://torgi.gov.ru № 220818/1167186/01 от 22.08.2018 по лотам № 2, 3, 8, 10, 13, 18, 19, 25, путем аннулирования вышеуказанных аукционов по лотам № 2, 3, 8, 10, 13, 18, 19, 25.

2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление  Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике не позднее пяти дней со дня его выполнения.  

Председатель Комиссии                                                                           

           Члены Комиссии                                                                                           

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны