Решение №06/3805, 06/3804 Решение и Предписание по делу №06/15-16 от 22 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Ответчик:

ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск»

357500, Ставропольский край, г. Пятигорск,

ул. Ермолова,42

                                                         

ООО «Газпром Межрегионгаз  Пятигорск»

Филиал в Кабардино-Балкарии

360000, КБР, г. Нальчик, ул. Осетинская, 148

 

Заявитель:

ООО «Стандарт Спирт»

361330, КБР, г.Нарткала, ул.Ошнокова, 1

 

 

Дело №06/15-16

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

23 ноября 2016 года                                                                                    г. Нальчик

 

                 Резолютивная часть оглашена 15 ноября  2016 года

                 В полном объеме изготовлено 23 ноября 2016 года

 

Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Балкарова З.Х – председателя Комиссии, заместителя начальника отдела Управления;

Членов Комиссии:                                                                                                                                                                                                                         

Татарова О.Х. – главного специалиста-эксперта  отдела Управления;

Пироговой Е.А. – главного специалиста-эксперта Управления;

в присутствии представителей ответчика ООО «Газпром Межрегионгаз  Пятигорск»  (доверенность №193-16 от 02.02.2016г.),  (доверенность №414-16 от 15.11.2016г.);

в присутствии представителей ООО «Стандарт Спирт»    (доверенность №1-юр/2016 от 22.06.2016г.), рассмотрев дело №06/15-16 по признакам нарушения ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице Кабардино-Балкарского филиала, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Кабардино-Балкарского УФАС России поступило заявление            ООО «Стандарт Спирт» (КБР, Урванский район, г.Нарткала, ул.Ошнокова, 1) (далее — Заявитель) с жалобой на действия ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» (далее — Общество, ООО «Газпром») связанные с необоснованным начислением сумм за газ по производительности газопотребляющего оборудования, при наличии исправного узла учета газа.

В обоснование незаконности начисления ООО «Стандарт Спирт» представило следующие документы:

- договор поставки газа № 15-2-7003/14 от 11.11.2013г.;

- акт проверки состояния и применения средств измерений узла учета газа от 19.11.2015г.

- акт расчета объема природного газа подлежащего начислению по проектной мощности газопотребляющего оборудования ООО «Стандарт Спирт» от 01.12.2015г.;

- письмо ООО «Стандарт Спирт» № 40 от 02.12.2015г. в адрес ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» с просьбой учесть заключение ООО «Динако»;

- письмо ООО «Стандарт Спирт» № 43 от 08.12.2015г. в адрес ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» о несогласии с начислениями объемов газа по мощности;

- письмо ООО «Стандарт Спирт» № 4 от 15.01.2016г. в адрес ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» с просьбой дать ответ на письмо;

- письмо ООО «Стандарт Спирт» № 5 от 17.01.2011г. в адрес ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» о замене счетчика сг-16ст-2500 на сг-16ст-4000;

- cчет-фактура № 15-26115 от 31.08.2015 года; товарная накладная на отпуск газа, конденсата; акт № 15-33 512/8 поданного-принятого газа за август 2015г.;

- cчет-фактура № 15-28332 от 30.09.2015г.; товарная накладная на отпуск газа, конденсата № 15-28332 от 30.09.2015 года; акт №15-36 980/9 за сентябрь 2015г.;

- cчет-фактура № 15-30956 от 31.10.2015 года; товарная накладная на отпуск газа, конденсата № 15-30956 от 31.10.2015 года; акт № 15-40 690/10 поданного-принятого газа за октябрь 2015г.;

- счет-фактура № 15-39886 от 31.12.2015 года; товарная накладная на отпуск газа, конденсата № 15-39886 от 31.12.2015 года; акт № 15-52 083/12 поданного-принятого газа за декабрь 2015г.;

- платежное поручение № 68 от 17.02.2016 года; № 81 от 02.03.2016 года; № 82 от 03.03.2016 года; № 86 от 03.03.2016 года; № 84 от 03.03.2016 года; № 83 от 03.03.2016 года; № 85 от 03.03.2016 года; № 112 от 04.04.2016 года; № 1 от 30.01.2015 года; № 41 от 26.02.2015 года; № 167 от 31.03.2015 года; письмо № 4 от 30.03.2015 года; № 92 от 27.04.2015 года; № 111 от 28.05.2015 года; № 138 от 30.06.2015 года; № 236 от 29.07.2015 года; № 293 от 21.08.2015 года; № 295 от 24.08.2015 года; № 327 от 07.09.2015 года; № 480 от 28.09.2015 года; № 641 от 12.10.2015 года; № 667 от 21.10.2015 года; № 873 от 16.11.2015 года; № 874 от 16.11.2015 года; № 904 от 30.11.2015 года; № 996 от 21.12.2015 года; № 54 от 29.08.2014 года; письмо № 15 от 29.08.2014 года; № 0149 от 30.09.2014 года; письмо № 16 от 30.09.2014 года - копии.;

- акт сверки взаимных расчетов за период: 01.01.2015 - 25.11.2015г.;

- письмо ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» № 15-970-мп от 15.02.2016г. в адрес ООО «Стандарт Спирт» о направлении счетов фактур;

- корректировочный счет-фактура №15-13 от 27.01.2016 года к счету-фактуре № 15-26115 от 31.08.2015 года; акт № 5 723/01 поданного-принятого газа за август 2015 года; товарная накладная № 15-13 от 27.01.2016 года на отпуск газа, конденсата - корректировка товарной накладной № 15-26115 от 31.08.2015г.;

- корректировочный счет-фактура №15-12 от 27.01.2016 года к счету-фактуре № 15-28332 от 30.09.2015 года; акт № 5 723/01 поданного-принятого газа за сентябрь 2015 года; товарная накладная № 15-12 от 27.01.2016 года на отпуск газа, конденсата - корректировка товарной накладной № 15-28332 от 30.09.2015г.;

- корректировочный счет-фактура №15-14 от 27.01.2016 года к счету-фактуре № 15-30956 от 31.10.2015 года; акт № 5 725/01 поданного-принятого газа за октябрь 2015 года; товарная накладная № 15-14 от 27.01.2016 года на отпуск газа, конденсата - корректировка товарной накладной № 15-30956 от 31.10.2015г.;

- письмо ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск»  № 15-1751-мп от 17.03.2016г. «О намеченном ограничении поставок газа»;

- письмо ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» № 15-2035-мп от 23.03.2016г. «Извещение о введении ограничения поставок газа»;

- письмо ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» № 15-2120-мп от 29.03.2016г. «О прекращении поставок газа»;

- акт № 79/6 об изменении режима газопотребления от 31.03.2016г.;

- акт № 79/5 об изменении режима газопотребления от 31.03.2016г.;

- копия паспорта счетчика газа СГ16МТ-Р паспорт ЛГФИ.407221.046 ПС;

- акт проверки состояния и применения средств измерений и соблюдений требований ПР 50.2.019-2006 от 28.08.2009г.

- акт № 38-13 проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ Р.740-2011 от 26.06.2013г.

- акт приемки узла учета газа в эксплуатацию от 28.08.2009 года, от 26.06.2013г.;

- свидетельство о поверке № 2-3002 от 13.07.2015г.;

- копия паспорта на корректоры СПГ742;

- копия паспорта индикатора разности давлений ИРД-80 РАСКО, ИРД-80С РАСКО ИРД-80С РАСКО-Ех паспорт ЦТКА.406123.076 ПС;

- копия паспорта фильтра газового ФГ -150-00-00 ПС;

- копия паспорта термометра платинового технического ТПТ-15 паспорт ЕМТК 03.0000.00;

- копия паспорта преобразователя давления АИР-IOL паспорт НКГЖ.406233.024 ПС;

- рабочий проект газификации;

- фотоматериалы пломб;

- заключение № ТУ-037-КП-15 от 20.05.2015 года «О техническом состоянии парового котла и возможности его дальнейшей безопасной эксплуатации»;

- заключение № ТУ-038-КП-15 от 22.05.2015 года «О техническом состоянии парового котла и возможности его дальнейшей безопасной эксплуатации».

По результатам анализа заявления ООО «Стандарт Спирт», а также материалов, представленных по жалобе, Управление пришло к выводу, о том, что в действиях ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» содержатся признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в незаконном начислении сумм за газ исходя из мощности газопотребляющего оборудования.

На основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по КБР №134 от 12.05.2016г. «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в отношении ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице Кабардино-Балкарского филиала было возбуждено дело №06/15-16 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 27.05.2016г. №06/1778 дело №06/15-16 было назначено к рассмотрению на 23.06.2016г. К участию в рассмотрении дела №06/15-16 в качестве ответчика было привлечено ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице Кабардино-Балкарского филиала (законный представитель Общества), в качестве заявителя – ООО «Стандарт Спирт».

Определением от 27.06.2016г. рассмотрение дела отложено на 16.08.2016г.

В ходе рассмотрения дела 16.08.2016г. представитель Ответчика ООО «Газпром» ходатайствовал о приостановлении рассмотрения дела в связи с тем, что в Арбитражном суде КБР рассматривается дело по иску ООО «Газпром» к ООО «Стандарт Спирт»  по тем же обстоятельствам.

Комиссия Управления, рассмотрев ходатайство ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» о приостановлении рассмотрения дела, решила отказать в удовлетворении  указанного ходатайства. В связи с тем, что в Арбитражном суде КБР рассматривается иск ООО «Газпром» о взыскании задолженности. Кроме того часть 3 статьи 47 Закона о защите конкуренции не обязывает Комиссию приостанавливать рассмотрение дела. Определением от 18.08.2016г. рассмотрение дела отложено на 27.09.2016г.

Определением от 29.09.2016 рассмотрение дела №06/15-16  отложено для подготовки заключения об обстоятельствах дела в соответствии с пунктом 3 части 1.1 статьи 47 Закона о защите конкуренции.

На рассмотрение дела 15.11.2016г. явились: представитель ответчика ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» -   по доверенности №193-16 от 02.02.2016г., . по доверенности №414-16 от 15.11.2016г.; представитель заявителя ООО «Стандарт Спирт»  по доверенности №1-юр/2016 от 22.06.2016г.

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Газпром» подтвердил, что сторона получила Заключение об обстоятельствах дела по делу              №06/15-16 иных материалов по рассматриваемым обстоятельствам не имеется. Представитель ООО «Газпром» пояснил, что не согласен с заключением так как, узел учета газа ООО «Стандарт Спирт» не соответствовал ГОСТ Р 8.740-2011. Также пояснил, что нарушены требования к знаку поверки и содержанию свидетельство о поверке утвержденного приказом Министерства промышленности и торговли России от 02.07.2015г. №1815.

Представитель ООО «Стандарт Спирт» пояснила, что начисления стоимости газа по мощности необоснованны, так как узел учета газа был принят еще в августе 2009 года без замечаний. Далее ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» в своем письме №1-15-02/14-СШ от 12.01.2011г. рекомендовало заменить счетчик СГ-16МТ-2500 на средство измерения с более широким диапазоном измерения. После чего был установлен счетчик СГ-16МТ-4000. Указанные изменения были согласованы с поставщиком газа, о чем свидетельствуют отметки в проекте технического перевооружения газораспределительной системы ООО «Стандарт Спирт» от 08.12.2015г. Кроме того, по результатам проведенной проверки указанный узел учета газа ФБУ «Кабардино-Балкарский ЦСМ» признан соответствующим  ГОСТ Р 8.740-2011 о чем составлен акт №167-15 от 16.12.2015г. Далее поставщиком газа был составлен акт от 17.12.2015г., где также на узел учета газа  отсутствуют замечания.

Комиссия Управления, выслушав представителя ответчика и заявителя, изучив представленные материалы пришла к следующим выводам.

Отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, регулируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 №162 (далее – Правила поставки газа), а также Правилами учета газа, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 30.12.2013 №961. (далее – Правила учета газа №961).

Пунктом 5 Правил поставки газа определено, что поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов.

В соответствии с пунктом 21 Правил поставки газа установлено, что поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются.

Узел учета газа потребителя принят в эксплуатацию 26.06.2013г. без замечаний, о чем поставщиком газа ООО «Газпром» составлен акт приемки узла учета в эксплуатацию от 26.06.2013г.

Как следует из материалов дела между потребителем                                       ООО «Стандарт Спирт»  и поставщиком газа ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» заключен договор на поставку газа №15-2-7003/14Д от 11.11.2013г (далее – договор поставки газа).

Поставщиком газа ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» 26.06.2013г. в отношении потребителя ООО «Стандарт Спирт» проведена проверка. По результатам проверки поставщик газа ООО «Газпром» составил акт проверки состояния и применения средств измерений узла учета газа от 26.06.2013г. В акте проверки от 26.06.2013г. указано: «Узел учета газа соответствует НТД, пригоден для коммерческого учета».

По результатам проверки узла учета газа ООО «Стандарт Спирт» 26.06.2013г., ФБУ «Кабардино-Балкарский ЦСМ» установил соответствие характеристик СИ установленным техническим требованиям и требованиям ГОСТ Р 8.740-2011., что отражено в акте №37-13 от 16.06.2013г

Поставщиком газа ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» 19.11.2015г. в отношении потребителя ООО «Стандарт Спирт»  проведена проверка. По результатам проверки поставщик газа ООО «Газпром» составил акт проверки состояния и применения средств измерений узла учета газа от 19.11.2015г.

Из акта проверки состояния и применения средств измерений узла учета газа от 19.11.2015г. составленного поставщиком газа ООО «Газпром» в отношении потребителя ООО «Стандарт Спирт» в пункте 8 указано следующее:

- отсутствует проектная документация на фактически установленные средства измерения. Отсутствует акт метрологической экспертизы в соответствии с п.4.5 РД39-083-91;

- вместо предусмотренного требованиями ГОСТ Р 8.740-2011 установлен индикатор разности давлений ИПД-80 РАСКО №20108 не соответствует требованиям п.12.2.1; а именно не представлено свидетельство о поверке или калибровке;

В пункте 9 акта проверки состояния и применения средств измерений узла учета газа от 28.01.2016г сделаны следующие выводы:

- не соответствуют требованиям технической документации. Нарушены требования статьи 9 п.2 №102-ФЗ  от 26.06.2008г., п.6 порядка проведения поверки СИ, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке утвержденного приказом Минпромторга России от 02.07.2015г. №1815 в соответствии  с п.1.5.3.

В пункте 10 акта проверки состояния и применения средств измерений узла учета газа от 28.01.2016г. сделаны следующие выводы:

- отсутствует акт проверки составления применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ Р 8.740-2011.

В пункте 11 акта проверки состояния и применения средств измерений узла учета газа от 28.01.2016г. сделаны следующие выводы:

- УУГ не соответствует требованиям ст.9 п.2 №102-ФЗ от 26.06.08, ГОСТ Р.8.740-2011;

- в соответствии с п.4.1 Договора поставки газа №15-2-7003/14Д от 11.11.2013г. расчет поданного-принятого газа, определение количества поставленного газа производится по проектной мощности неопломбированных установок ГПО исходя из 24 часов работы их в сутки;

- в соответствии с п.3.4 Дополнительного соглашения №1/15 к договору поставки газа №15-2-7003/14Д от 07.11.2014г. представителю потребителя предложено комиссионное изъятие из эксплуатации для проведения метрологической экспертизы. Представитель потребителя отказался. На момент проведения проверки ГПО: БЭМ-25-4 2 ед. БКЗ-75 2 ед. подключены к системе газоснабжения, не отключено, не опломбировано.

Далее поставщик газа ООО «Газпром» произвел расчет  за газ по мощности ГПО за период:

- с 11.08.2015г. (дата начала работы предприятия, архив СПГ-742 зав.№00020) по 20.11.2015г. (дата опломбировки ГПО) (102 суток); 

- с 20.11.2015г. (дата отключения котлов БКЗ-75 2 ед.) по 30.11.2015г. (дата окончания расчетного периода) (10 суток).

Таким образом, потребителю ООО «Стандарт Спирт» расчет за газ с 11.08.2015г. по 30.11.2015г., производился по проектной мощности газопотребляющего оборудования, что подтверждается актом расчета природного газа подлежащего начислению по проектной мощности  газопотребляющего оборудования от 01.12.2015г.

Пунктами 21, 22, 23 Правил поставки, предусмотрено, что поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются, учет объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ, и оформляется документом, подписанным сторонами по форме и в сроки, указанные в договоре поставки газа. При неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности – по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором.

Подпунктами 2-4 договора поставки газа предусмотрено, что период времени, в течение которого расход газа определяется по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок покупателя исходя из 24 часов их работы в сутки, начинается:

- в случае несоответствия узла учета газа покупателя действующим нормативным документам (ГОСТ 8.586.1-5-2005, ПР 50.2.019-2006);

- с момента обнаружения несоответствия поставщиком газа;

- в случае наличия непроверенного средства измерения узла учета газа

- с момента окончания срока поверки приборов, входящих в состав узла учета;

- в случае неисправности любого из средств измерения, входящего в состав узла учета газа, отсутствия или нарушения пломб поставщика

- с момента неисправности средства измерения, а при невозможности определения времени неисправности с даты начала текущего расчетного периода.

В соответствии с Правилами учета газа №961, средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями, применяемые для учета газа в сферах государственного регулирования, должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

В силу пунктов 1.6 и 1.7 Правил учета газа №961, средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями, применяемые для учета газа в сферах государственного регулирования, должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений; измерения объемов газа, в том числе показатели точности измерений объемов газа, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Пунктом 24 Правил поставки газа предусмотрено, что монтаж, эксплуатация и поверка контрольно-измерительных приборов производятся в порядке, устанавливаемом в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее – Закон об обеспечении единства измерений) и действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 1 Закон об обеспечении единства измерений предусмотрено, что сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым установлены обязательные требования, подлежащие выполнению, в том числе при осуществлении энергосбережения.

Согласно части 1 статьи 13 названного Федерального закона средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.

Часть 17 статьи 2 данного Закона определяет, что поверка средств измерений совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений  метрологическим требованиям (влияющим на результат и показатели точности измерений характеристикам (параметрам) измерений, эталонов единиц величин, стандартных образцов, средств измерений, а так же к условиям, при которых эти характеристики (параметры) должны быть обеспечены). Как следует из материалов дела, средства измерений, используемые Покупателем, попадают в сферу государственного метрологического контроля, право проверки правильности работы узла учета имеют лица, аккредитованные на право проведения поверки установленным законодательством образом.

В соответствии с пунктом 1 статьей 13 Закона № 102-ФЗ средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения  единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации – периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

Согласно пункту 2 названной статьи, поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели. Правительством Российской Федерации устанавливается перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации государственными региональными центрами метрологии (пункт 3 статьи 13 Закона № 102-ФЗ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.04.2010 № 250 утвержден Перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии.

Как уже указывалось, поставщик газа ООО «Газпром» по результатам проверки установил, что у потребителя ООО «Стандарт Спирт» отсутствует проектная документация на фактически установленные средства измерения.

Заявителем представлен согласованный с ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» рабочий проект от 13.07.2009г.

В соответствии с письмом ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» от 12.01.2011г. №1-15-02/14 потребитель ООО «Стандарт Спирт» заменил счетчик СГ-16МТ-2500 на СГ16-МТ-4000-Р-2 №1123154.

Как следует из материалов дела, 26.06.2013 ФБУ «Кабардино-Балкарский ЦСМ» произведена проверка состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ Р 8.740-2011, о чем составлен акт проверки №56-15 состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ Р 8.740-2011 от 02.10.2015 с перечнем средств измерений:

- СГ16-МТ-4000-Р-2 №1123154, поверен 15.10.2012 МПИ - 5 лет;

- корректор СПГ 742 №00020, поверен 31.01.2012 МПИ - 4 года;

- преобразователь давления АИР – 10 №28448, поверен 21.06.2012 МПИ-5 лет;

- преобразователь температуры ТПТ – 15-2 №4568, поверен 06.08.2012 МПИ - 4 года;

В результате проверки, ФБУ «Кабардино-Балкарский ЦСМ» установлено соответствие характеристик СИ установленным техническим требованиям и требованиям ГОСТ Р 8.740, что отражено в акте от 26.06.13 №38-13. Указанный акт подписан представителем ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск»  без замечаний.

Также представлены паспорта следующих средств измерений: термометр ТПТ – 15-2 №4568; фильтр газовый ФГ-150; свидетельство о поверке №2-3002 от 13.07.2015г. на корректор СПГ №00020; паспорт СГ16-МТ-4000-Р-2 №1123154; индикатор разности давления ИРД-80; преобразователь давления АИР-10L.

28.09.2016 ООО «Стандарт Спирт» обратилось в ФБУ «Кабардино-Балкарский ЦСМ» с письмом №50 в просьбой пояснить, порядок и периодичность проведения поверки индикатора разности давления ИРД-80 РАСКО К3-У3.

В ответе от 04.10.2016 на письмо ООО «Стандарт Спирт» получены разъяснения от ФБУ «Кабардино-Балкарский ЦСМ», где указано, что индикатор разности давления ИРД-80 РАСКО К3-У3 поверке не подлежит.

Далее 17.08.2016 ООО «Стандарт Спирт» обратилось в ФБУ «Нижегородский  ЦСМ» с просьбой прислать подтверждение пломб поверки счетчика СГ16-МТ-4000-Р-2 №1123154, с приложением паспорта и фотоматериалов.

В ответе от 22.08.2016 на письмо ООО «Стандарт Спирт» получены разъяснения от ФБУ «Нижегородский  ЦСМ», где указано, что счетчик газа СГ16-МТ-4000-Р-2 №1123154 поверен и опломбирован  после первичной поверки поверителем ФБУ «Нижегородский  ЦСМ»   Индивидуальные знаки поверителя на свинцовой пломбе и на оттиске клейма в паспорте  счетчика могут не совпадать, так как наносятся различными устройствами: на свинцовую пломбу стальной плашкой, а в паспорт счетчика каучуковым клеймом.

В соответствии с пунктом 24 Правил поставки газа  монтаж, эксплуатация и поверка контрольно-измерительных приборов производятся в порядке, устанавливаемом в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В пункте 12.1.1. ГОСТа, указано, что проверку реализаций МИ (методик измерения), относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляют юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные на право аттестации методик (методов) измерений, перед пуском узла измерений в эксплуатацию или после его реконструкции.

В материалах дела отсутствуют доказательств того, что узлы учета газа ООО «Стандарт Спирт» по спорным объектам вновь введены в эксплуатацию или прошли реконструкцию на момент составления актов.

Пунктом 3.2.2 Правил по метрологии государственной системы обеспечения единства измерений ПР 50.2.022.-99, регламентирована процедура поверки, представляющая собой совокупность операций, выполняемых органом Государственной метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средств измерений установленным техническим требованиям.  Результатом проверки является подтверждение пригодности средства измерения к применению или признание его непригодным к применению.

Следовательно, проверка работоспособности, предусмотренная пунктом 26 Правил поставки газа, не регламентирована нормами законодательства об обеспечении единства измерений, достоверность измерений, проводимых в ходе таких проверок, не гарантирована. Проверка работоспособности средств измерений, проведенная без соблюдения правил ее осуществления, установленных законодательными и техническими нормами, в частности физическим лицом предприятия поставщика газа, не может влечь таких последствий, как признание средства измерения неисправным.

Кроме того, согласно пункту 12.1.4 ГОСТ Р 8.740-2011 по результатам проверки составляют акт проверки состояния и применения СИ и соблюдения требований настоящего стандарта в соответствии с Приложением Г. Как следует из материалов дела, ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» не составлял акт как этого требует пункт указанного ГОСТа. Также необходимо отметить, что поставщик газа не обладает аттестатом аккредитации на право аттестации методик (методов) измерений.

Таким образом, акт проверки от «19» ноября 2016 г. в отношении ООО «Стандарт Спирт»  о несоответствии УУГ истца требованиям ГОСТ Р 8.740-2011 оформлен в нарушение вышеуказанного ГОСТа и ПР 50.2.022-99.

Приказом Минпромторга России от 02.07.2015 №1815 «Об утверждении Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке» утвержден Порядок проведения поверки средств измерений (далее – Порядок №1815).

Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. В соответствии с пунктом 13 Порядка №1815 результаты поверки действительны в течение межповерочного интервала.

Как уже указывалось, средства измерения установленные на объекте ООО «Стандарт Спирт» прошли поверку. Указанные обстоятельства отражаются в акте проверки ФБУ «Кабардино-балкарский ЦСМ» №38-13 от 26.06.2013г., а также в акте приемки узла учета в эксплуатацию от 26.06.2013г. составленном поставщиком газа ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск».

В ходе рассмотрения дела Заявителем представлен акт №167-15 проверки состояния  и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ Р 8.740-2011 от 16.12.2015г. составленный ФБУ «Кабардино-Балкарский ЦСМ» с тем же составом средств измерений.

В результате проверки, ФБУ «Кабардино-Балкарский ЦСМ» установлено соответствие характеристик СИ установленным техническим требованиям и требованиям ГОСТ Р 8.740-2011., что отражено в акте №167-15 от 16.12.2015г.,

Следовательно, если уполномоченным органом будет признано пригодным для использования, данное обстоятельство свидетельствует о правильности учета как до момента поверки, так и после проведение поверки.

Каких-либо иных неисправностей узла учета газа, принадлежащих ООО «Стандарт Спирт» поставщиком газа в Управление не представлено.

Кроме того как следует в акте проверки от 19.11.2015г. отражено, что в работе находятся два котла БЭМ-25-40/440 ГМ, два котла БКЗ-75-39/440 ГМ. Однако котлы БКЗ-75 не могли быть в работе, так как они находились в ремонте, о чем свидетельствует заключение независимой экспертизы №ТУ-037-КП-15 от 20.05.2015г. и ТУ-038-КП-15 от 20.05.2015г., где указано, что объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности и его эксплуатация не возможна.

Также заявителем представлен акт сверки взаимных расчетов поставщика газа ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск»  и потребителя ООО «Стандарт Спирт» за период с 01.01.2015г. по 25.11.2015г., где у потребителя ООО «Стандарт Спирт» имеется переплата за поставленный газ.

Таким образом, исходя из высказанного, у поставщика газа ООО «Газпром» не имелось законных оснований производить расчет за поставленный газ с 11.08.2015 года по 30.11.2015г. исходя из проектной мощности газопотребляющих установок потребителю ООО «Стандарт Спирт».

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В целях установления доли, занимаемой указанным Обществом на рынке оптовой реализации природного газа для профессионального потребления (производственных нужд) в границах Кабардино-Балкарской Республики Управлением в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 проведен анализ и оценки состояния конкуренции на рынке оптовой реализации природного газа для профессионального потребления (производственных нужд) в границах Кабардино-Балкарской Республики.

Согласно письму от 05.05.2016г. №37-08-12 Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору, являющийся надзорным органом, в том числе, в области газоснабжения; письму от 06.05.2016г. №БК-04/1270 газораспределительной компании ОАО «Газпром газораспределение Нальчик», на территории Кабардино-Балкарской Республики с 2015 года по 2016 год деятельность по поставке  в Кабардино-Балкарскую Республику природного газа по газораспределительным сетям для промышленных предприятий, включая  поставку природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, осуществляет в единственном числе ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск (357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ермолова, д. 42).

Проведенный анализ выявил доминирующее положение ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», доля которого составила 100,0%. В соответствии с аналитическим отчетом от 16.06.2016г. единственным поставщиком природного газа на территории Кабардино-Балкарской республики является ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск».

Таким образом, ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице филиала в Кабардино-Балкарии, занимая доминирующее положение на товарном рынке, обязано соблюдать запреты и ограничения, установленные антимонопольным законодательством.

Пунктом 1 статьи 10 ГК РФ установлены пределы осуществления гражданских прав, согласно которым не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008г. №30, запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Исходя из системного толкования положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действия (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Самостоятельным итогом злоупотребления, хозяйствующим субъектом, доминирующим положением, может быть ущемление интересов других лиц.

ООО «Газпром» своими действиями, ущемило установленные законом права и интересы ООО «Стандарт Спирт», поскольку при наличии исправного узла учета газа без оснований и незаконно применило расчетный метод за поставленный газ по мощности ГПО.

При таких обстоятельствах, вышеуказанные действия ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», нарушают часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Не имея законных оснований для расчета сумм  за поставленный газ с 11.08.2015 года по 30.11.2015г.  с применением расчетного метода по мощности ООО «Стандарт Спирт» при наличии исправного узла учета газа, ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», злоупотребило своим доминирующим положением и ущемило законные права и интересы потребителя ООО «Стандарт Спирт».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице филиала в Кабардино-Балкарской Республике, выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением, путем незаконного расчета сумм за поставленный газ с 11.08.2015 года по 30.11.2015г.  с применением расчетного метода по проектной мощности газопотребляемого оборудования                            ООО «Стандарт Спирт»  в отсутствие на то оснований, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Выдать ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

3. Передать материалы дела должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об  административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                 З.Х. Балкаров

 

Члены Комиссии:                                                          О.Х. Татаров

 

Е.А. Пирогова

  

 

Ответчик:

ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск»

357500, Ставропольский край, г. Пятигорск,

ул. Ермолова,42

                                                         

ООО «Газпром Межрегионгаз  Пятигорск»

Филиал в Кабардино-Балкарии

360000, КБР, г. Нальчик, ул. Осетинская, 148

 

Заявитель:

ООО «Стандарт Спирт»

361330, КБР, г.Нарткала, ул.Ошнокова, 1

 

 

Дело №06/15-16

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ №06/15-16

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

23 ноября 2016 года                                                                                  г. Нальчик

 

 

Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Балкарова З.Х – председателя Комиссии, заместителя начальника отдела Управления;

Членов Комиссии:                                                                                                                                                                                                                        

Татарова О.Х. – главного специалиста-эксперта  отдела Управления;

Пироговой Е.А. – главного специалиста-эксперта Управления;

в присутствии представителей ответчика ООО «Газпром Межрегионгаз  Пятигорск»  (доверенность №193-16 от 02.02.2016г.),  (доверенность №414-16 от 15.11.2016г.);

в присутствии представителей ООО «Стандарт Спирт»                    (доверенность №1-юр/2016 от 22.06.2016г.), руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального Закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения от 23 ноября 2016 года по делу №06/15-16 о нарушении ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице филиала в Кабардино-Балкарской Республике части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице филиала в Кабардино-Балкарской Республике, прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», путем прекращения начисления сумм за газ с 11.08.2015 года по 30.11.2015г.   по мощности оборудования, исходя из 24 часов их работы в сутки с применением расчетного метода ООО «Стандарт Спирт. 

         2. Представить доказательства исполнения настоящего Предписания в адрес Кабардино-Балкарского УФАС России в срок до 26.12.2016г.

 

Председатель Комиссии                                                 З.Х. Балкаров

 

Члены Комиссии:                                                          О.Х. Татаров

 

Е.А. Пирогова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны