Доклад руководителя УФАС России по КБР – Казбека Пшиншева: "Публичные обсуждения правоприменительной практики контрольной и надзорной деятельности УФАС России по КБР за I квартал 2018 года"

Тип документа:
Доклады
Дата публикации:
07.03.2018
Управление:
Кабардино-Балкарское УФАС России
Номер дела:

ДОКЛАД   

 

Руководителя УФАС России по КБР – Казбека Пшиншева.

Публичные обсуждения правоприменительной практики контрольной и надзорной деятельности УФАС России по КБР за I квартал 2018 года.

 

На 2018 год, также как и в прошлом году был сформирован и утвержден план-график проведения публичных обсуждений на календарный год.

Проведение публичных обсуждений результатов правоприменительной практики органа государственного контроля (надзора) осуществляется в соответствии с  приоритетной программой «Реформа контрольной и надзорной деятельности».

Сегодня предметом обсуждения будет контрольно-надзорная деятельность Управления за период 1 квартала 2018г.: основные виды нарушений действующего законодательства в названных сферах контроля, актуальные изменения в законодательстве и правоприменительную практику антимонопольного органа.

Прежде чем перейти к непосредственной теме  нашего мероприятия, хотелось бы рассказать, что Управлением было проведен 28 февраля и 1 марта 2018 года в г. Нальчик Региональный семинар-совещание. Семинар был организован и проводился Кабардино-Балкарским УФАС России. На мероприятии присутствовал заместитель руководителя ФАС России – Кашеваров Андрей Борисович, коллеги из Центрального аппарата ФАС России и территориальных антимонопольных органов, а также приглашенные лица органов исполнительной власти КБР, органов местного самоуправления, органов прокуратуры КБР и представителей общественных организаций республики. Семинар включал насыщенную программу, в том числе были обсуждены следующие актуальные вопросы: 1.Реализация Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации. 2. Вопросы взыскания убытков о нарушении антимонопольного законодательства. 3. Практика применения института антимонопольного предупреждения.

Правоприменительная практика рассмотрения дел в порядке установленном статьей 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 5. Практика применения статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Проводимые УФАС по КБР публичные обсуждения можно назвать мероприятием в формате открытого диалога между контролирующим органом и подконтрольными ему хозяйствующими субъектами, направленное на повышение уровня информированности заказчиков, органов государственной власти и органов местного самоуправления, предпринимательского сообщества о требованиях действующего антимонопольного законодательства, законодательства о торгах и рекламного законодательства.

Уведомление заинтересованных лиц о проведении публичных обсуждений размещается на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в социальных сетях Управления. Приглашения принять участие в проводимых сегодня публичных обсуждениях контрольно-надзорной деятельности УФАС по КБР направлено более 140 заинтересованным организациям и учреждениям. Кроме того, доступ на публичные обсуждения является открытым, в связи с чем, мы рады видеть всех, изъявивших желание присутствовать на данном мероприятии.

Для лиц, впервые посетивших наше мероприятие, кратко оглашу основные сведения о Программе «Реформа контрольной и надзорной деятельности», на основании чего ежеквартально контрольно-надзорные органы (среди которых: ФАС России, МВД России, МЧС России, ФНС России,  Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Росприроднадзор, Росалкогольрегулирование, Роструд, Ространснадзор, Ростехнадзор, Росавиация, ФТС России, Росрыболовство) проводят публичные обсуждения своей деятельности:

- Программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности» утверждена 21 декабря 2016 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Срок реализации до 2025 года.

 

К 2025 году предстоит актуализировать и систематизировать обязательные требования по наиболее массовым видам предпринимательской деятельности и по всем видам контроля и надзора. При этом должен соблюдаться принцип, что новое обязательное требование может вводиться только после отмены двух устаревших.

Кроме того, по 25 наиболее массовым видам контроля и надзора будут доступны онлайн исчерпывающие перечни обязательных требований для малого и среднего бизнеса, в соответствии с которыми проводятся проверки. Также в личном кабинете предприниматели смогут получить подробную консультацию по перечням обязательных требований, информацию о проведённых и планируемых контрольных мероприятиях, там же планируется реализовать и механизм самодекларирования.

В целом деятельность контрольно-надзорных органов должна быть переориентирована на предупреждение и профилактику нарушений.

В рамках реализации программы предстоит разработать и внедрить в том числе систему управления рисками в контрольно-надзорной деятельности, систему профилактики правонарушений и механизмы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, а также исключить избыточные, устаревшие и дублирующие обязательные требования.

 

Кураторы проекта: Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской федерации – Приходько Сергей Эдуардович,  Министр Российской Федерации – Абызов Михаил Анатольевич, Руководитель Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации – Носков Константин Юрьевич.

Руководство проектом осуществляют: Министерство юстиции РФ, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство экономического развития РФ, Минкомсвязь РФ,

Соисполнители:  Генеральная прокуратура Российской Федерации;

Общественные объединения предпринимателей: ОПОРА России, Деловая Россия, Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата  РФ, отраслевые объединения;

Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов;

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации – проектный офис (координация программы).

Целевые показатели реформы контрольно - надзорной деятельности заключаются в следующем:

1. Снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям (жизнь и здоровье человека) (-50%).

2. Снижение уровня материального ущерба по контролируемым видам рисков (-30%).

3. Снижение административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность (-50%).

4. Повышение эффективности организации контрольно-надзорной деятельности. Рост индекса качества администрирования контрольно-надзорных функций (+ 200%).

О регламенте Публичных обсуждений:

С основным докладом выступлю я – руководитель Управления Пшиншев К.Г. В своем выступлении остановлюсь на основных моментах и итогах деятельности Управления за период 1 квартала 2018г. Вторая часть будет дополнена докладами моих коллег – по основным направлениям деятельности и будет посвящена рекомендациям по соблюдению обязательных требований законодательства.

По Регламенту время  моего выступления займет около  40 минут, заместителей по 20 минут.

После доклада, согласно повестки дня мероприятия, предлагаем выступить представителям организаций, которые осуществляют взаимодействие с УФАС по КБР (до 10 минут).

Затем, в случае наличия вопросов, мы пообщаемся с вами по актуальным проблемам применения антимонопольного законодательства (15 минут).

Напомню, свои вопросы вы можете готовить заранее: направлять их в Управление, размещать на страничках Управления в соц. сети в интернете, или представить их на очередное публичное обсуждение.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее – Кабардино-Балкарское УФАС России, Управление) является уполномоченным органом исполнительной власти и территориальным подразделением Федеральной антимонопольной службы.

Деятельность УФАС России по КБР, как и ФАС России в целом направлена на поддержание конкурентной среды, повышение конкурентоспособности рынков и расширение ассортимента товаров, работ и услуг, в том числе сбалансированности их качества и цены. Основными целями ведомства являются свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства.

УФАС России по КБР осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, а также законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также законодательства о рекламе.

 

Функции ФАС довольно обширны и содержатся в нескольких нормативных актах, например:

 Проведение контроля и надзора за соблюдением условий конкуренции на современном рынке и экономической концентрацией, выявление правонарушений и предупреждение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (Закон «О защите конкуренции» от 26.06.2006 №135-ФЗ).

 Осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства, связанного с естественными монополиями (Закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ, Закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ).

 Осуществление надзора при проведении государственных закупок (Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

 Исполнение контроля и надзора в области рекламной деятельности (Закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ).

 Иные функции, содержащиеся в других нормативных актах, указывающих на необходимость антимонопольного регулирования.

Во исполнение возложенных полномочий Управление имеет право на: -  возбуждение и рассмотрение дел при выявлении фактов несоблюдения антимонопольного законодательства;

- выдачу предписаний в случае выявления нарушений, направленных на прекращение определенных действий, таких как злоупотребление доминирующим положением или совершение действий, способствующих ограничению конкуренции;

- выдачу органам власти (исполнительным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам) предписаний, основными из которых являются отмена или изменение принятых актов, недопущение заключения соглашений, при обнаружении нарушения антимонопольного законодательства, обеспечение защиты конкуренции;

-  возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях;

- обращение с иском в арбитражные суды, а том числе об изменении, расторжении договоров, ликвидации компаний, привлечении к ответственности и пр.

- проверку соблюдения антимонопольного законодательства всеми предприятиями, организациями, юр. и физ. лицами

- а также иные полномочия, указанные в нормативных актах.

 

Слайд № 2  (Статистика нарушений в сфере контроля антимонопольного законодательства

 

 

Общие сведения

1 квартал 2017

 

1 квартал 2018

Ст. 10

Ст. 11

Ст. 14.1-14.8

Ст 15

Ст 17

Ст. 17.1

Ст. 10

Ст11

Ст. 14.1-14.8

Ст.  15

Ст. 17

Ст. 17.1

1

Рассмотрено заявлений

1

-

-

1

2

1

3

-

1

1

4

2

2

Вынесено Решений

1

-

-

1

1

1

2

-

-

1

2

2

3

Выдано Предписаний

1

-

-

-

-

-

1

-

-

1

-

-

 

Одним из приоритетных направлений деятельности Управления является контроль за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами,  органами государственной власти и иными лицами.

 

Практика применения статьи 10 Закона о защите конкуренции

Нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, выявленные в ходе рассмотрения обращений: необоснованное применение нормативов при расчете за поставленные энергоресурсы; незаконные действия ресурсоснабжающих предприятий, направленные на ограничение потребления энергоресурсов;  незаконное взимание платы за предоставляемые услуги при отсутствии экономически обоснованного тарифа установленного уполномоченным государственным органом.

 

        ПРИМЕРЫ:

1. В адрес Кабардино-Балкарского УФАС России поступило заявление ООО «Рынок Стрелка»  (360016, КБР, г. Нальчик, ул. Абидова, 3) с жалобой на действия ООО «Газпром Межрегионгаз Нальчик» (далее — Общество, ООО «Газпром») связанные с необоснованным отказом в принятии показаний исправного узла учета газа,  а также направлением уведомления с требованием оплаты незаконно начисленной суммы под угрозой отключения газа.

Согласно заявлению ООО «Рынок Стрелка» узел учета газа, который используется в качестве расчетного, принят поставщиком газа без каких-либо претензий. Как следует из заявления в июле 2017 года ООО «Газпром Межрегионгаз Нальчик» выставил счет ООО «Рынок Стрелка» за якобы потребленный газ, рассчитанный по проектной мощности газопотребляющего оборудования.

При этом согласно пункту 2.2 договора поставки газа №15-2-07-4628/17д от 01.12.2016г. поставщик ООО «Газпром межрегионгаз Нальчик» и  ООО «Рынок Стрелка» договорились не производить поставку газа в мае, июне, июле, августе, сентябре, так как газ используется для отопления помещений.

В своем заявлении ООО «Рынок Стрелка» указывает на то, что у поставщика газа ООО «Газпром» не имелось законных оснований отказывать в произведении расчетов за газ в соответствии с фактически потребленным объемом по показаниям узла учета газа, а также требовать оплаты незаконно начисленной суммы под угрозой отключения.

По результатам рассмотрения заявления ООО «Рынок Стрелка», а также материалов, представленных по жалобе, Управление возбудило дело по признакам нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в необоснованном  отказе в принятии показаний исправного узла учета газа и проведении расчетов за газ в соответствии с фактически потребленным объемом (за июль 2017 года), а также требовании  оплаты незаконно начисленной суммы под угрозой отключения при отсутствии фактического потребления газа в июле 2017 года.

          По итогам рассмотрения дела, Комиссия признала действия ООО «Газпром Межрегионгаз Нальчик», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением, путем отказа ООО «Рынок Стрелка» в принятии показаний исправного узла учета газа, а также направлением уведомления с требованием оплаты незаконно начисленной суммы под угрозой отключения газа, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

          Также было решено выдать ООО «Газпром Межрегионгаз Нальчик» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, путем отзыва письма поставщика газа с требованием оплаты начисленной суммы под угрозой отключения.

 

2. В адрес Кабардино-Балкарского УФАС России поступило заявление    «Гарант» (КБР, г. Нальчик, ул. 2-й Промышленный проезд №53) (далее – Общество) с жалобой на действия МУП «Экотехпром» (360016, КБР, г. Нальчик, ул. Абидова 17 «а») связанные с установлением завышенных цен, а также применении при расчетах платы за услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов (ТБО) тарифов, не установленных уполномоченным органом.

Согласно заявлению ООО «Гарант», Общество занимается вывозом ТБО на полигон, эксплуатацией которого занимается МУП «Экотехпром». Также ООО «Гарант» указывает, что МУП «Экотехпром» является единственно доступной организацией, которая предоставляет услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов. При этом Общество указывает, что цены МУП «Экотехпром» на услуги по утилизации (захоронению) ТБО завышены, а также не установлены уполномоченным органом.

По результатам рассмотрения заявления ООО «Гарант», а также материалов, представленных по заявлению, Управление возбудило дело в отношении МУП «Экотехпром» по признакам нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем применения не установленных уполномоченным органом тарифов на услуги утилизации (захоронению) ТБО, что влечет нарушение интересов ООО «Гарант».

В ходе рассмотрения дела было установлено, что МУП «Экотехпром» заключало договоры на услуги по утилизации (захоронению ТБО) в размере 28,40 руб. за 1 куб.м. и получало плату (выставляло счета) за оказание услуг по размещению (захоронению) твердых коммунальных (бытовых) отходов в отсутствие установленного уполномоченным государственным органом тарифа на данные услуги, что нарушает  статью 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», подпункт 5 пункта 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и абзаца «2» пункта 1 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 №520.

Комиссия признала действия МУП «Экотехпром», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг размещения твердых коммунальных (бытовых) отходов, путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, а именно применения с февраля 2016года по июль 2017 года  цены в размере 28,40 руб. за 1 куб.м. в отсутствие установленного уполномоченным государственным органом тарифа на данные услуги, нарушающими пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Предписание не выдано, в связи с  установлением тарифа в июле 2017 года.

 

Практика применения статьи 15 Закона о защите конкуренции

  В Управление Федеральной антимонопольной  службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее – Управление) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) 26.01.2018 поступила жалоба ООО (далее – Заявитель) на действия местной администрации Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (далее – Организатор торгов) при проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Согласно доводам жалобы Общество подало заявку для участия в аукционе. Представитель Общества прибыл на регистрацию участников аукциона и для регистрации представил паспорт и оригинал доверенности. Однако, секретарь аукционной комиссии отказал в регистрации представителя, заявив, что принять участие в регистрации на аукцион вправе только директор Общества.

 В связи с наличием в действиях местной администрации Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, выразившихся во включении в Положение о Порядке проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в собственности Прохладненского муниципального района либо государственная собственность на который не разграничена или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в собственности Прохладненского муниципального района либо государственная собственность на который не разграничена, утвержденное постановлением местной администрации Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики от, указание на обязанность заявителя представлять сведения о лице, уполномоченном на представление интересов заявителя на процедуре проведения аукциона, на этапе подачи заявки на участие в аукционе (в случае участия в аукционе представителя заявителя), а также формы заявки на участие в аукционе, которая может создать неопределенность относительно подлежащих указанию банковских реквизитов участников аукциона, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Управление Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике на основании статьи 391 Закона о защите конкуренции выдало органу местного самоуправления Предупреждение о необходимости прекращения указанных действий путем:

1)  исключения из Порядка проведения аукциона указания на обязанность заявителя до даты проведения аукциона представлять сведения о лице, уполномоченном на представление интересов заявителя на процедуре проведения аукциона;

 2) уточнения  в форме заявки на участие в аукционе (приложение к Порядку проведения аукциона) перечня банковских реквизитов, представляемых юридическими и физическими лицами (конкретизировать, какие именно банковские реквизиты представляют юридические лица, какие – физические лица).

 

 

 

 

 

 

 

Практика применения статьи 17 Закона о защите конкуренции

 

Слайд № 3  Статистика нарушений в сфере контроля торгов, осуществляемого в рамках статьи 18.1. Федерального закона «О защите конкуренции».

 

Общие сведения  по жалобам в рамках статьи 18.1

1 квартал 2017

1 квартал 2018

1

Рассмотрено жалоб

7

9

2

Признано обоснованными

6

8

3

Признано необоснованными

1

1

4

Выдано Предписаний

3

4

5

Возвращено

-

-

6

Отозвано

-

-

7

Оставлено без рассмотрения

-

-

 

Нарушения статьи 17  Закона о защите конкуренции, выявленные в отчетном периоде: неразмещение извещения о проведении аукциона на официальном сайте РФ,  установление непредусмотренного земельным законодательствам «шага аукциона», неправомерный недопуск к участию в аукционе, установление непредусмотренных законодательством дополнительных требований к участникам аукциона, выставление земельного участка на аукцион с наличием обременения, сокращение срока приема заявок на участие в аукционе; необеспечение органами местного самоуправления равноправного доступа потребителей к ресурсам; заключение договора на новый срок или дополнительных соглашений к договорам аренды за пределами срока действия договоров без проведения публичных процедур; предоставление земельного участка на условиях, не предусмотренных условиями аукциона.

Тесно переплетается нарушения, выявляемые в ходе рассмотрения дел в порядке статьи 17 и нарушения, выявляемые в ходе рассмотрения обращений в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Одним из направлений деятельности Кабардино-Балкарского УФАС России в рамках предоставленных законодательством полномочий является  рассмотрение жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, а также контроль соблюдения антимонопольных требований к таким торгам в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Наибольшее количество жалоб поступает на неправомерные действия организаторов торгов при организации и проведении торгов на право заключения договоров аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков.

Основными правонарушениями, допускаемыми организаторами торгов, являются:

- неразмещение в установленном порядке извещения о проведении торгов  (что является нарушением п.19 ст.39.11 ЗК РФ);

- размещение неполной или недостоверной информации о проводимых торгах (п.21 ст.39.11 ЗК РФ);

- включение в текст заключаемых по результатам торгов договоров условий, не предусмотренных действующим законодательством (ст.39.8 ЗК РФ);

- установление к участникам торгов и к подаваемым ими заявкам не предусмотренных законодательством требований (п.1- 2 ст.39.12 ЗК РФ);

- необоснованный отказ претендентам в допуске к участию в торгах (п.8 ст.39.12 ЗК РФ);

- нарушение порядка определения победителей торгов (п.17 ст.39.12 ЗК РФ).

                    

            ПРИМЕРЫ:

            1. В Управление Федеральной антимонопольной  службы по Кабардино-Балкарской Республике в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» 09.02.2018 поступила жалоба физического лица (далее – Заявитель) на действия местной администрации Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (далее – Организатор торгов) при проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков.

Заявитель обжалует незаконный, по его мнению, отказ аукционной комиссии в допуске Заявителя к участию в аукционе по причине непоступления задатка на указанный в извещении о проведении аукциона расчетный счет, а также необеспечение возврата задатка. Согласно доводам жалобы заявитель направил задатки по лотам на расчетный счет, опубликованный на сайте http:/torgi.gov.ru.

Как пояснила представитель Организатора торгов, извещение о проведении аукциона содержало указание на два расчетных счета для внесения задатка, но задаточным счетом являлся один расчетный счет. В целях корректировки банковских реквизитов, размещенных на официальном сайте, Организатор торгов направлял в центр регистрации официального сайта соответствующие обращения, которые на момент рассмотрения жалобы не имели результата.

Исследовав доказательства, Комиссия Управления пришла к выводу, что включение в состав извещения противоречивой информации, нарушая требования подпункта 8 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ, обязывающего Организатора торгов указывать в извещении банковские реквизиты счета для перечисления задатка, может ввести потенциальных участников аукциона в заблуждение и создать неопределенность относительно того, на какой именно расчетный счет необходимо вносить задаток.

Было вынесено соответствующее решение о нарушении действующего земельного законодательства. Организатору торгов выдано предписание.

 

2. В Управление Федеральной антимонопольной службы по КБР (далее - Управление) поступила жалоба физического лица на действия муниципального казенного учреждения «Управление имущественных и земельных отношение г.о. Баксан»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    при проведении аукциона на заключение договора купли-продажи земельного участка из земель населенных пунктов.

Согласно доводам жалобы в извещении о проведении аукциона не были указаны информация о технических условия подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключения (технологическое присоединение) на дату опубликования извещения.

Также заявитель, ссылаясь на часть 2 статьи 39.1 Земельного Кодекса РФ (далее - ЗК РФ), указывал, что продажа находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений не допускается.

В ходе проверки доводов, изложенных в жалобе, Комиссия установила факт о наличии в извещении о проведении конкурса, опубликованном на официальном сайте, информации о виде разрешенного использования-магазины, т.е. размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м., что влечет за собой нарушение части 2 статьи 39.1 ЗК РФ, согласно которой продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 ЗК РФ, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ. и части 7 статьи 39.11, которая гласит, что в случае, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка предусматривается строительство зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, за исключением случаев проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ.

Кроме того, установлено, что отсутствовала информация  о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения.

Комиссия Управления признала жалобу обоснованной и выдала решение. Предписание на устранения выявленных нарушений не выдано, в связи с тем, что аукцион не состоялся  ввиду отсутствия заявителей.

 

Слайд №__4 Статистика по административным правонарушениям в сфере антимонопольного законодательства за 1 квартал 2018г.

 

Количество выданных постановлений о наложении административных взысканий увеличилось, а также увеличилась сумма наложенных штрафов. Однако учитывая, что срок по уплате штрафа увеличился, оплачено штрафов в указанном периоде меньше чем в прошлом году за такой же период, т.е. остались переходящие суммы.   

 

Слайд № 5  Статистика нарушений в сфере контроля рекламного законодательства за 1 квартал 2018г.

 

Общие сведения

1 квартал 2017

1 квартал 2018

1

Рассмотрено заявлений

3

5

2

Рассмотрено дел

2

4

3

Вынесено Решений

2

4

4

Выдано Предписаний

2

4

5

Выдано Постановлений 

2

2

 

Контроль за рекламной деятельностью и пресечение недобросовестной конкуренции также является важным направлением деятельности Управления.

Нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в основном выражаются в следующем:

  • распространение смс рекламы без согласия абонента. Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

- распространение рекламы финансовых услуг без указания лица предоставляющего эти услуги. В соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.

  • распространение рекламы на знаке дорожного движения. Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» запрещается распространения рекламы на знаке дорожного движения.

- незаконная реклама пива, алкогольной продукции и табака.

 

Слайд № 6-7   Наиболее часто выявляемые нарушения (Закон о закупках):

 

1. Утверждение документации о закупке с нарушением законодательства о контрактной системе:

Пример: В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе).

Согласно сведениям ЕИС и документации об аукционе закупка проводилась для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Заказчик, установил условие об ответственности в общем порядке установленном Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 №1042, при этом не учел, что для закупок  для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций Правилами установлены отличные требования, в частности, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 3 % цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 % цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);

в) 1 % цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).

Пример: Документация об аукционе предусматривает требование, о необходимости предоставления, в том числе наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.

Федеральным законом от 31.12.2014г. №498-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» слова «места происхождения товара или наименование производителя» заменены словами «страны происхождения».

В соответствии с ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.3 и 5 ст.66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Требование, установленное заказчиком, о необходимости указания в первой части заявки на участие в аукционе «наименование производителя товара» является требованием к участникам закупки не предусмотренным Законом о контрактной системе, и расцениваются как дополнительное незаконное требование и нарушающее п.2 ч.1 ст.64 и ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.

 

2. Размещение в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, подлежащих размещению с нарушением требований

Пример: Так, в силу ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно сведениям ЕИС (раздел «Разъяснение положений документации об электронном аукционе») поступили четыре (4) запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе на которые заказчик 30.12.2017г. дал разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием участников, от которых поступили указанные запросы.

В наименовании документов разъяснений положений документации об электронном аукционе указаны наименования юридических лиц, от которых поступили запросы о даче разъяснений положений документации об аукционе («Ответ ООО » ).

Пример: Извещение противоречит документации об аукционе в частности, извещение не содержит запретов и ограничений для субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, тогда как, документация об аукционе в п.п.7 п.18 информационной карты содержит требование к заявке о необходимости предоставления декларации о принадлежности к субъектом малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций.

 

3. Указание химических показателей товара,  показателей товара определяемых путем испытания, показателей товара которые могут быть известны только при производстве товара.

Пример: Правила описания объекта закупки предполагают описания путем указания тех требований к товарам, которые изложены в стандартах на данный товар. Кроме того, такие требования должны носить объективный характер. Одновременно установлен запрет требования информации, обязанность представления которой ведет к ограничению количества участников.

Так, заказчик в документации об аукционе установил требование  по позиции  «Вода» «Окисляемость воды должна быть до 15 мг/л.».

Согласно ГОСТ 23732-2011 «Вода для бетонов и строительных растворов. Технические условия» окисляемости воды определяются путем проведения испытаний.

По позиции «Портландцемент тип 1» по материалам документации об аукционе заказчиком установлено требование «Значение массовой доли ангидрида серной кислоты в цементе должно быть в диапазоне не менее 1,0 и не более 3,5 % по массе».

Согласно ГОСТ 10178-85 «Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия» значение массовой доли ангидрида серной кислоты в цементе определяются путем проведения испытаний.

По позиции «Смесь бетонная» требования по материалам документации об аукционе заказчиком установлено требование «Содержание пород и минералов, отнесенных к вредным примесям - магнетит не более 10 %;  гидроксиды железа – не более 10 % ; апатит – не более 10 %; нефелин – не более 10 %; фосфорит – не более 10 %; уголь- не более 1%  объема, массы».

Содержание пород и минералов, отнесенных к вредным примесям можно определить путем проведения испытаний.

По позиции «Керосин технический» требования по материалам документации об аукционе заказчиком установлено требование «Содержание серы от 1,0 %», что также определяется путем проведения испытаний.

 

4. Указание недействующих или несуществующих ГОСТов.  Пример: В требованиях по материалам документации об аукционе предусмотрено, что предлагаемые материалы (товары) должны соответствовать требованиям государственных стандартов.

Согласно сведениям официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию метрологии

ГОСТ 31173-2003 «Блоки дверные стальные. Технические условия» утратил силу на территории Российской Федерации заменен на ГОСТ 31173-2016 «Блоки дверные стальные. Технические условия»;

ГОСТ 26633-2012 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия» заменен на ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия»;

ГОСТ 6629-88 «Двери деревянные внутренние для жилых и общественных зданий. Типы и конструкции» заменен на ГОСТ 475-2016 «Блоки дверные деревянные и комбинированные. Общие технические условия»;

ГОСТ 14254-96 «Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код lP)» заменен на ГОСТ 14254-2015 «Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код lP)»;

ГОСТ 617-90 «Трубы медные. Технические условия» заменен на ГОСТ 617-2006 «Трубы медные и латунные круглого сечения общего назначения. Технические условия»;

ГОСТ 5929-70 «Гайки шестигранные низкие класса точности А. Конструкция и размеры» утратил силу на территории Российской Федерации в 01.01.1972г.;

ГОСТ 12816-80 «Фланцы арматуры, соединительных частей и трубопроводов на Ру от 0,1 до 20,0 МПа (от 1 до 200 кгс/см кВ.). Общие технические требования», ГОСТ 12815-80 «Фланцы арматуры, соединительных частей и трубопроводов на Ру от 0,1 до 20,0 МПа (от 1 до 200 кгс/см кв.). Типы. Присоединительные размеры и размеры уплотнительных поверхностей» и ГОСТ 12820-80 «Фланцы стальные плоские приварные на Ру от 0,1 до 2,5 МПа (от 1 до 25 кгс/см кВ.) Конструкция и размеры» заменены на ГОСТ 33259-2015 «Фланцы арматуры, соединительных частей и трубопроводов на номинально давление PN 250. Конструкция, размеры и общие технические требования».

Следовательно, государственные стандарты установленные заказчиком в документации об аукционе,  применению на территории Российской Федерации не подлежат.

 

5. Использование при составлении описания объекта закупки показателей и значений не в соответствии с требованиями предусмотрены техническими регламентами и документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации,  то есть ГОСТ

Пример: В требовании по материалам документации об аукционе по позиции «Камни бортовые ГОСТ 6665-91» указано: марка  должна быть БВ 100.30.15. ширина  не менее 25 мм.  длина  не более 100    мм. высота  должна быть от 12 мм.

Согласно ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия», исходя из условного обозначения камней, камни бортовые БВ 100.30.15 имеют длину 100 см, высоту 30 см и ширину 15 см.

Установленное требование к единице измерения к длине камней бортовых въездных БВ 100.30.15 «Не более 100 мм» противоречит ГОСТ 6665-91. Требование к ширине «Не менее 25 мм» и высоте «Должна быть от 12 мм» являются заведомо заниженными, что может ввести участников закупки в заблуждение.

По позиции «Гранит керамический тип 1 ГОСТ Р 57141-2016» требования по материалам документации об аукционе заказчиком установлено требование область применения плиты должны быть напольные. Водопоглощение Менее 1 %. Согласно ГОСТ Р 57141-2016 «Плиты керамические (керамогранитные). Технические условия» водопоглощение плиток керамогранитных напольных (для устройства полов)» составляет не более 0,5%.

В требовании по материалам документации об аукционе предусмотрено, что предлагаемые материалы (товары) должны соответствовать требованиям государственных стандартов.

 

Слайд №__8- 9  (общая картинка с названием Управления)

 

Кроме контрольной и надзорной деятельности, Управлением проводится много мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение правонарушений в рассмотренных сферах.

 

Взаимодействие Управления ФАС России по КБР с государственными и негосударственными структурами

Проводится регулярная работа Общественно-консультативного совета при Кабардино-Балкарском УФАС России, а также Экспертных советов по финансовым рынкам и применению Закона «О рекламе». С учетом мнения членов ОКС и Экспертных советов вырабатываются конкретные предложения по решению актуальных вопросов в соответствующих сферах и в ряде случаев указанные предложения направляются в центральный аппарат ФАС для внесения дополнений или изменений в действующее законодательство в установленном порядке.

Участие в Межведомственных рабочих группах при Прокуратуре КБР по:  - выявлению преступлений экономической, налоговой и коррупционной направленности в топливно-энергетическом комплексе, - по противодействию коррупции, - координации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по выявлению и пресечению правонарушений в сфере экономики, - защите прав предпринимателей.

Участие в межведомственной рабочей группе Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по КБР и Министерства внутренних дел по КБР по обмену документами и информацией.

Участие в рабочих группах по осуществлению общественного мониторинга обоснованности повышения розничных цен на социально-значимые продовольственные и непродовольственные товары при Общественной палате КБР.

Взаимодействие с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в КБР, участие в заседаниях Правительства КБР.

Постоянное участие в работе совещаний Государственного комитета КБР по энергетике и тарифам; взаимодействие с Министерством промышленности и торговли КБР, Министерством экономического развития КБР.

Научная и преподавательская деятельность в Кабардино-Балкарском Государственном Университете им. Х.М. Бербекова

 

Работа по адвокатированию конкуренции в части предупреждения нарушения антимонопольного законодательства, а также законодательства о размещении заказов, закона о рекламе, законодательства о естественных монополиях.

 Тесное взаимодействие со средствами массой информации, в том числе проведение пресс-конференций для СМИ.

Проведение открытых уроков в общеобразовательных школах и ВУЗах республики.

Проведение онлайн-конференций на сайте Управления.

Работа «горячей линии» и интерактивной формы «Обратная связь» на сайте территориального антимонопольного органа.

 

Таков краткий отчет о правоприменительной практике Управления за период 1 квартала 2018 года.

Следующее публичное обсуждение правоприменительной  деятельности Управления (за 2 квартал 2018) состоится в середине июня 2018 года. Еще раз напомню, что вся информация о проведенных, и планируемых к проведению публичных мероприятий размещается на сайте Управления.