Доклад руководителя Управления ФАС России по КБР - Казбека Пшиншева, об итогах правоприменительной практики контрольной и надзорной деятельности ведомства за II квартал 2018 года

Тип документа:
Доклады
Дата публикации:
04.06.2018
Управление:
Кабардино-Балкарское УФАС России
Номер дела:

Публичные обсуждения контрольно-надзорной деятельности 

Управления Федеральной антимонопольной службы

 по Кабардино-Балкарской Республике

за 2 квартал 2018г (18.06.2018)

 

Доклад  руководителя Управления Пшиншева К.Г. 

  

Управлением Федеральной антимонопольной службы по КБР проводится очередное ежеквартальное мероприятие «Публичные обсуждения контрольно-надзорной деятельности УФАС по КБР» в рамках приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», в соответствии с планом-графиком проведения публичных обсуждений на календарный год.

Программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности» утверждена 21 декабря 2016 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Срок реализации до 2025 года.

К 2025 году предстоит актуализировать и систематизировать обязательные требования по наиболее массовым видам предпринимательской деятельности и по всем видам контроля и надзора. В целом деятельность контрольно-надзорных органов должна быть переориентирована на предупреждение и профилактику нарушений.

Одним из мероприятий, направленных на профилактическую работу контрольно-надзорных органов, по-прежнему остаются публичные обсуждения деятельности с рассмотрением вопросов «какие нарушения выявляются контрольно-надзорными органами» и «как должно быть, чтобы нарушения не допускались впредь». Наша встреча направлена на повышение уровня информированности заказчиков, органов государственной власти и органов местного самоуправления, предпринимательского сообщества о требованиях действующего антимонопольного законодательства, законодательства о торгах и рекламного законодательства.

Уведомление заинтересованных лиц о проведении Кабардино-Балкарским УФАС России публичных обсуждений размещается на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в социальных сетях Управления. Приглашения принять участие в проводимых публичных обсуждениях контрольно-надзорной деятельности Управлением направлено более 100 заинтересованным организациям и учреждениям. Кроме того, доступ на публичные обсуждения является открытым, в связи с чем, мы рады видеть всех, изъявивших желание присутствовать на данном мероприятии.

Предметом обсуждения является контрольно-надзорная деятельность Управления за период 2 квартала 2018г.: обсудим основные виды нарушений действующего законодательства в названных сферах контроля, актуальные изменения в законодательстве и правоприменительную практику антимонопольного органа.

 

О регламенте Публичных обсуждений:

С основным докладом выступлю я – руководитель Управления Пшиншев К.Г. В своем выступлении остановлюсь на основных показателях и итогах деятельности Управления за период 2 квартала 2018г. 

Вторая часть мероприятия будет дополнена докладами моих коллег – по основным направлениям деятельности и будет посвящена рекомендациям по соблюдению обязательных требований законодательства. 

По Регламенту время моего выступления займет около 40 минут, заместителей по 20 минут.

После докладов, согласно повестке дня, предлагаем выступить представителям организаций, которые осуществляют взаимодействие с УФАС по КБР (до 10 минут).

Затем, при наличии вопросов, мы пообщаемся по актуальным проблемам применения антимонопольного законодательства и законодательства о торгах.

Напомню, свои вопросы вы можете готовить заранее: направлять их в Управление, размещать на страничках Управления в соц.сети в интернете, или представить их на очередное публичное обсуждение.

 

Слайд № 2 и 3 (функции и полномочия УФАС)

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике является уполномоченным органом исполнительной власти и территориальным подразделением Федеральной антимонопольной службы. 

Управление осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, а также законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также законодательства о рекламе.

Деятельность Кабардино-Балкарского УФАС России направлена на поддержание конкурентной среды, повышение конкурентоспособности рынков и расширение ассортимента товаров, работ и услуг в КБР, в том числе сбалансированности их качества и цены. Основными целями ведомства являются свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства.

 

Полномочия и функции ФАС содержатся в нескольких нормативных актах, 

в том числе:

 

 Проведение контроля и надзора за соблюдением условий конкуренции на современном рынке и экономической концентрацией, выявление правонарушений и предупреждение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (Закон «О защите конкуренции» от 26.06.2006 №135-ФЗ).

 Осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства, связанного с естественными монополиями (Закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ, Закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ).

 Осуществление надзора при проведении государственных закупок (Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

 Исполнение контроля и надзора в области рекламной деятельности (Закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ).

 Иные функции, содержащиеся в других нормативных актах, указывающих на необходимость антимонопольного регулирования.

Во исполнение возложенных полномочий Управление имеет право на: -  возбуждение и рассмотрение дел при выявлении фактов несоблюдения антимонопольного законодательства;

- выдачу предписаний в случае выявления нарушений, направленных на прекращение определенных действий, таких как злоупотребление доминирующим положением или совершение действий, способствующих ограничению конкуренции;

- выдачу органам власти (исполнительным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам) предупреждений, основными из которых являются отмена или изменение принятых актов, недопущение заключения соглашений, при обнаружении нарушения антимонопольного законодательства, обеспечение защиты конкуренции;

-  возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях;

- обращение с иском в арбитражные суды, а том числе об изменении, расторжении договоров, ликвидации компаний, привлечении к ответственности и пр.

- проверку соблюдения антимонопольного законодательства всеми предприятиями, организациями, юр. и физ. лицами

- а также иные полномочия, указанные в нормативных актах. 

 

Слайд № 4 (Статистика нарушений в сфере контроля антимонопольного законодательства)

Основным направлением деятельности Управления является антимонопольный контроль. 

Федеральным законом «О защите конкуренции» установлены запреты на: злоупотребление хозяйствующими субъектами доминирующим положением, на ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов, на недобросовестную конкуренцию, а также запрещены ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении  государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ.

 

Общие сведения

2 квартал 2017

 

2 квартал 2018

Ст. 10 

Ст. 11 

Ст. 14.1-14.8

Ст 15

Ст 17 

Ст. 17.1 

Ст. 10 

Ст11 

Ст. 14.1-14.8

Ст.  15

Ст. 17 

Ст. 17.1 

1

Рассмотрено заявлений 

2

-

-

1

3

1

2

-

-

1

5

4

2

Вынесено Решений 

1

-

-

1

2

1

1

-

-

1

3

1

3

Выдано Предписаний 

1

-

-

-

-

-

-

-

-

1

1

-

Согласно статистике Управления, по сравнению с 2 кварталом 2017 года, во 2 квартале 2018 года количество обращений и соответственно количество рассмотренных заявлений в порядке статей 10, 11, 14.1-14.8, 15, 17, 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» осталось примерно таким же. 

 

Во втором  квартале 2018 года было рассмотрено 2 дела (статья 10 ФЗ «О защите конкуренции») о неправомерности действий хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующе положение на соответствующих товарных рынках, а именно незаконные попытки введения ограничения на поставку газа и прекращение подачи воды в отношении 2 потребителей - субъектов малого и среднего предпринимательства. 

По результатам обобщения практики выявляемых Управлением нарушений со стороны ресурсоснабжающих организаций можно выделить следующие типовые нарушения:

  • несоблюдение требований к процедуре проверки систем учета (проверки без уведомлений и в отсутствие уполномоченных лиц);
  • составление актов о безучетном потреблении при отсутствии доказательств вмешательства потребителя в работу систем учета (нарушения «под пломбой»);
  • незаконное увеличение объемов и стоимости безучетного потребления;
  • принуждение к оплате оспариваемой стоимости безучетного потребления, путем инициирования режима ограничения потребления.   

Вместе с тем, необходимо отметить, что Управлением при рассмотрении обращений на действия ресурсоснабжающих организаций учитывается обеспечение баланса интересов потребителей и указанных организаций, в части стремления законного взыскания долгов за фактически потребленные газ, воду, электроэнергию.

Практика применения статьи 15 Закона о защите конкуренции

Одной из наиболее важных сфер антимонопольного контроля является выявление и пресечение нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти в связи с тем, что указанные нарушения могут негативно влиять как на экономику республики, так и приводить к отрицательным последствиям для всего общества в целом – исключая возможность наличия честной конкуренции.

 Во втором квартале 2018-го года рассмотрено 1 заявление о нарушении органом власти антимонопольного законодательства в части осуществления действий, которые могли привести к устранению конкуренции (статья 15 ФЗ «О защите конкуренции»), по результатам рассмотрения вынесено решение; в связи с тем что нарушение было устранено в ходе рассмотрения дела, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства предписание не выдавала.

В качестве примеров наиболее распространенных видов нарушений статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» можно также назвать следующее: непроведение конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами и продление без торгов договоров управления многоквартирными домами, заключенных по результатам конкурентной процедуры, непроведение конкурентных процедур при распоряжении государственным и муниципальным имуществом и принятие органами исполнительной власти актов, влекущих устранение, недопущение или ограничение конкуренции.

Практика применения статьи 17 Закона о защите конкуренции

Нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, выявленные в отчетном периоде:

- создание преимущественных условий участия в торгах; 

- продажа земельных участков вместо предоставления на праве аренды;

- отсутствие в извещении обязательных сведений, предусмотренных законом.

Пример: Управлением рассмотрено дело в отношении органа местного самоуправления одного из муниципальных районов КБР, который организовал и провел аукцион по продаже земельного участка, в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка предусматривается строительство зданий и сооружений. Между тем, согласно императивным положениям Земельного кодекса РФ предоставление таких земельных участков должно осуществляться только путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. Комиссия Управления указала, что, нарушая императивную норму закона ответчик лишил возможности воспользоваться правом на участие в аукционе и заключить договоры аренды земельных участков неограниченный круг лиц, имеющих финансовую возможность и намеревавшихся принять участие в аукционе только на право заключения договора аренды земельных участков. Ограничение круга потенциальных участников аукциона обусловлено начальной ценой предмета аукциона, размер которой при аукционе на продажу объекта в разы выше, чем при аренде, равно как и размер задатка, вносимого участниками аукциона, а также размер «шага аукциона».

 

Нарушения, выявляемые в ходе рассмотрения дел в порядке статьи 17 и нарушения, выявляемые в ходе рассмотрения обращений в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции схожи по своему составу, поэтому анализ нарушений, выявляемых при рассмотрении дел в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции относится и к статье 17 Закона о защите конкуренции.

 

Слайд № 5 (Статистика нарушений в сфере контроля торгов, осуществляемого в рамках статьи 18.1. Федерального закона «О защите конкуренции»)

Одним из направлений деятельности Кабардино-Балкарского УФАС России в рамках предоставленных законодательством полномочий является рассмотрение жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, а также контроль соблюдения антимонопольных требований к таким торгам в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. 

 

№ 

Общие сведения  по жалобам в рамках статьи 18.1 

2 квартал 2017

2 квартал 2018

Рассмотрено жалоб 

4

12

Признано обоснованными 

2

3

Признано необоснованными 

2

9

Выдано Предписаний 

2

3

Возвращено 

-

-

Отозвано 

-

3

Оставлено без рассмотрения 

-

-

 

 

По сравнению с таким же периодом прошлого года, количество рассмотренных жалоб возросло в 3 раза (2 квартал 2017- 4 жалобы; 2 квартал 2018- 12 жалоб).

Наибольшее количество жалоб поступает на неправомерные действия организаторов торгов при организации и проведении торгов на право заключения договоров аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков. 

Основными правонарушениями, допускаемыми организаторами торгов, являются:

- неразмещение в установленном порядке извещения о проведении торгов (что является нарушением п.19 ст.39.11 ЗК РФ);

- размещение неполной или недостоверной информации о проводимых торгах (п.21 ст.39.11 ЗК РФ);

- включение в текст заключаемых по результатам торгов договоров условий, не предусмотренных действующим законодательством (ст.39.8 ЗК РФ);

- установление к участникам торгов и к подаваемым ими заявкам не предусмотренных законодательством требований (п.1- 2 ст.39.12 ЗК РФ);

- необоснованный отказ претендентам в допуске к участию в торгах (п.8 ст.39.12 ЗК РФ);

- нарушение порядка определения победителей торгов (п.17 ст.39.12 ЗК РФ).

 

Управлением зафиксирован рост количества заявлений на нарушение организаторами торгов обязательных требований к составу извещений. В частности, в течение 2 квартала Управлением рассмотрен ряд дел, в рамках которых выявлено отсутствие в извещениях о проведении аукциона сведений о возможности застройки земельного участка, а именно информации о параметрах разрешенного строительства, о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Следует отметить, что данные действия нарушают не только регламентированный порядок организации и проведения торгов, но и антимонопольное законодательство, поскольку отсутствие вышеназванных сведений не позволяет заинтересованным лицам оценить потенциальные риски и предстоящие расходы, связанные со строительством, возможность надлежащего исполнения обязательств по строительству объекта, иными словами сформировать правильное представление о предмете аукциона и принять решение о целесообразности своего участия в аукционе.

    Не всеми организаторами торгов соблюдаются требования по установлению и доведению до сведений потенциальных участников торгов порядка (процедуры) проведения аукциона по земельным участкам, что образует самостоятельное нарушение антимонопольного законодательства.

Примеры:

1. По результатам рассмотрения жалобы на действия организатора торгов было выявлено, что объявленный в 2016 году земельный аукцион в нарушение сроков, регламентированных Земельным кодексом РФ и извещением, был фактически проведен в начале 2018 года, то есть спустя год после первоначально заявленной даты проведения аукциона, что не предусмотрено действующим законодательством и нарушает права участников, подавших заявки и внесших задаток для участия в торгах.  На основании выданного предписания аукцион был аннулирован.

2. На основании проверки, проведенной по жалобе в отношении организатора земельного аукциона, Комиссия Управления установила, что организатор торгов допустил нарушение требований по обнародованию извещения, в частности, информационное сообщение о проведении земельного аукциона было опубликовано в печатном издании в сокращенном виде – оно не содержало порядок проведения аукциона и форму заявки на участие в аукционе, что повлекло выдачу Управлением предписания о необходимости дополнения извещения недостающими сведениями. Очевидно, что основной целью обнародования извещения является информирование о проводимых торгах тех групп населения, которые не имеют доступа к сети Интернет и, соответственно, к официальному сайту torgi.gov.ru, на котором размещаются извещения. Поэтому, напоминаем о необходимости строгого соблюдения установленного нормативными правовыми актами порядка проведения торгов, в том числе порядка доведения до сведения неопределенного круга лиц информации о проводимых торгах. 

 

Практика применения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции

Во 2 квартале 2018 года по сравнению с таким же периодом прошлого года рассмотрено материалов о нарушении порядка передачи государственного и муниципального имущества на 25% больше (2017 – 1 дело; 2018 – 4 дела).

Пример: По информации, направленной для рассмотрения в Управление ФАС России по КБР Отделом экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по КБР, Комиссией Управления, было установлено, что Местной администрацией муниципального района КБР в нарушение части 3 статьи 17.1 было передано хозяйствующему субъекту в аренду муниципальное имущество без проведения обязательной процедуры торгов. В ходе рассмотрения дела факт нарушения Местной администрацией был признан, договор расторгнут, имущество возвращено.

 

 

 

Слайд №__6 (Статистика по административным правонарушениям в сфере антимонопольного законодательства за 2 квартал 2018г.)

Количество рассмотренных во 2 квартале 2018 года дел об административных правонарушениях, выявленных в ходе рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства и количество выданных постановлений о наложении административных взысканий по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, увеличилась, а также увеличилась сумма наложенных штрафов.  Так, в обсуждаемом периоде рассмотрено 12 дел об административных правонарушениях, вынесено в общем как на юр. лиц, так и должностных лиц - 12 постановлений о наложении штрафа на сумму 843 000 рублей.  Также появился случай, когда за неуплату штрафа мировой суд применил меру административного наказания – «обязательные работы». 

 

        Пример: 

Должностное лицо местной администрации сельского поселения одного из муниципальных районов КБР было привлечено к административной ответственности за нарушение порядка и организации торгов на право аренды земельного участка. В установленный постановлением о наложении административного наказания срок, штраф не был уплачен. Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ «Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, - влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов». Рассмотрев протокол, составленный Управлением и иные материалы дела об административном правонарушении, мировой суд решил признать должностное лицо виновным в совершении административного правонарушения и постановил назначить наказание в виде обязательных работ на срок - тридцать часов. 

 

Слайд № 7 (Статистика нарушений в сфере контроля рекламного законодательства за 2 квартал 2018г.)

Контроль за рекламной деятельностью и пресечение недобросовестной конкуренции является не менее важным направлением деятельности Кабардино-Балкарского УФАС России.

 

Общие сведения

2 квартал 2017

2 квартал 2018

1

Рассмотрено заявлений 

4

5

2

Рассмотрено дел 

6

12

3

Вынесено Решений 

6

12

Выдано Предписаний 

6

11

Выдано Постановлений  

4

6

 

За период 2 квартала 2018 года в Управление поступило и было рассмотрено 5 заявлений, в которых указывалось на факты наличия признаков нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе). 

С учетом ранее поступивших обращений рассмотрено 12 дел о нарушении законодательства о рекламе, выдано 11 предписаний об устранении выявленных нарушений и рассмотрено 6 административных дел с вынесением соответствующих постановлений о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Наибольшее количество жалоб подано на нарушение статьи 18 Закона о рекламе при распространении рекламы по сетям электросвязи. Подавляющее большинство таких заявлений указывают на отсутствие согласия абонента на получение рекламных материалов.

Также за консультативной помощью в Кабардино-Балкарское УФАС России за рассматриваемый период поступали обращения граждан и хозяйствующих субъектов относительно:

-признаков нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе (распространение рекламы, содержащей некорректное сравнение объекта рекламирования с другими товарами);

-признаков нарушения части 3 статьи 5 Закона о рекламе (распространение рекламы, содержащей не соответствующие действительности сведения об объекте рекламирования);

-признаков нарушения части 6 статьи 5 Закона о рекламе (неэтичная реклама);

-признаков нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе (распространение рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации об объекте рекламирования);

-признаков нарушения статьи 7 Закона о рекламе (распространение рекламы товаров, реклама которых не допускается);

-признаков нарушения статьи 19 Закона о рекламе (наружная реклама и установка рекламных конструкций);

-признаков нарушения статьи 28 Закона о рекламе реклама финансовых услуг).

Таким образом, нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в основном выражаются в следующем:

  • распространение смс рекламы без согласия абонента. Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. 

- распространение рекламы финансовых услуг без указания лица, предоставляющего эти услуги. В соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг. 

  • распространение рекламы на знаке дорожного движения. Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» запрещается распространения рекламы на знаке дорожного движения.

- незаконная реклама пива, алкогольной продукции, табака.

 

Слайд № 8, 9 и 10 (Статистика и наиболее часто выявляемые нарушения Закона о закупках) 

 

Общие сведения по жалобам

 2 квартал 2017 год

2 квартал 2018г. 

1

Поступило жалоб

98

89

2

Признанно обоснованными 

18

19

3

Признанно необоснованными

51

39

4

Выдано предписаний

22

17

5

Возвращено 

22

26

6

Отозвано 

7

5

 

Общие сведения по плановым проверкам

 2 квартал 2017 год

2 квартал 2018г. 

1

Всего проведено

1

1

2

Проверено закупок 

20

186

3

Закупки с нарушениями

6

154

 

Общие сведения по внеплановым проверкам

 2 квартал 2017 год

2 квартал 2018г. 

1

Всего проверок

14

17

2

Проверено закупок 

101

121

3

Закупки с нарушениями

12

9

 

Общие сведения по административным делам 

 2 квартал 2017 год

2 квартал 2018г. 

1

Вынесено постановлений 

26

38

2

Наложено штрафов на сумму (тыс.руб) 

160

457

3

Взыскано штрафов (тыс.руб)

94,7

103

 

Виды нарушений:

- Нарушение заказчиком законодательства о контрактной системе при установлении требований к содержанию заявки на участие в аукцион.

Пример: В Кабардино-Балкарское УФАС поступила жалоба ООО. Из жалобы следовало, что права и законные интересы заявителя нарушены действиями заказчика, выразившимися в неправомерном установлении требований к товарам, используемым при оказании услуг по уборке помещений.

Согласно документации об аукционе объектом закупки является оказание услуг по уборке помещений и прилегающих территорий заказчика. Заказчиком установлены требования к оказываемой услуге. Согласно условиям оказания услуг, исполнитель обеспечивает оказание услуг собственными материалами и оборудованием, при этом заказчик устанавливает требования к материалам, используемым при оказании услуг, однако, материалы в собственность к заказчику не переходят (швабра, губка, перчатки резиновые технические, совок пластиковый, ведро, таз пластмассовый, мешки для мусора, ткань двунитка белого цвета и др.).

Требования, установленные заказчиком к материалам, используемым при оказании услуг — это условия заказчика, с которыми, участник закупки должен согласиться, а не указывать конкретные показатели моющих средств и уборочного инвентаря, которые будут использованы для оказания услуг, являющихся объектом закупки.

Таким образом, требование, установленное заказчиком к содержанию первой части заявки, было неправомерным, и нарушало положения Закона о контрактной системе. 

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе,  документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В силу части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

- Нарушение заказчиком законодательства о контрактной системе, при описании объекта закупки.

Пример: В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО на действия заказчика при проведении электронного аукциона. Согласно жалобе, заказчиком в документации об аукционе, а именно в техническом задании, установлены излишние требования к материалам, необходимым при выполнении работ.

В ходе рассмотрения жалобы было установлено, что в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64  Закона о контрактной системе, заказчиком по позициям: «Поковки из квадратных заготовок»,  «Резина листовая вулканизованная цветная»,  «Электроды», «Прокладки резиновые»,  «Ацетилен газообразный технический»,  «Толь с крупнозернистой посыпкой гидроизоляционный»,  «Гвозди строительные», «Болты с гайками и шайбами», «Горячекатаная арматура», «Труба»,  «Бетон тяжелый», «Раствор готовый кладочный», «Кирпич керамический», «Известь строительная», «Известь строительная: не гашенная», «Песок природный для строительных работ средний» установлены излишние требования к товару, которые предусматривают описание участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, необходимых к поставке, конкретные показатели веществ и материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также методы испытания этих товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, для представления подробных сведений о веществах, материалах, а также методах испытания, применяемых при изготовлении такого товара.

- Нарушение заказчиком законодательства о контрактной системе, при установлении требований к участникам закупки. 

Пример: в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки единые требования, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

 В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии со статьей 4 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также капитальному ремонту.

В локальной смете, приложенной к документации об аукционе и размещенной на официальном сайте  http://www.zakupki.gov.ru, были предусмотрены виды работ, которые входят в перечень работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, согласно приказу Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее-Перечень).

Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц. Статьей 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

 

 

Слайд №__11, 12 и 13  (общая картинка с названием Управления)

Кроме контрольной и надзорной деятельности, Управлением проводится много мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение правонарушений в рассмотренных сферах.

 

Взаимодействие Управления ФАС России по КБР с государственными и негосударственными структурами

Регулярная работа Общественно-консультативного совета при Кабардино-Балкарском УФАС России, а также Экспертных советов по финансовым рынкам и применению Закона «О рекламе»: в июне 2018 назначены заседания ОКС и Экспертных советов, на рассмотрение вынесены такие вопросы как:

- Обсуждение основных направлений Национального плана по развитию  

конкуренции в РФ.

- Результаты совместной работы с представителями ОКС и Экспертных советов, в том числе совместной работы Управления и Национального банка РФ по рассмотрению вопросов информационного взаимодействия в целях противодействия субъектам, осуществляющим нелегальную (безлицензионную) деятельность на территории КБР; совместной деятельности Управления и УГИБДД МВД по КБР по устранению и пресечению нарушений законодательства о рекламе;

-  Развитие банковского сектора Кабардино-Балкарской Республики;

- Экспертная оценка представленных на Экспертный совет по рекламе материалов на предмет нарушения законодательства о рекламе и т.п.

 

Представители Управления участвуют на постоянной основе в Межведомственных рабочих группах при Прокуратуре КБР по:

  - выявлению преступлений экономической, налоговой и коррупционной направленности в топливно-энергетическом комплексе, 

- по противодействию коррупции, - координации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по выявлению и пресечению правонарушений в сфере экономики,

 - защите прав предпринимателей. 

Во втором квартале принято участие в 2 -х заседаниях указанных рабочих групп, а также в организованном прокуратурой республики Тематическом приеме граждан по вопросам соблюдения жилищных прав граждан и законодательства в сфере ЖКХ.

Осуществляется постоянное участие в работе совещаний теперь уже Министерства энергетики, тарифов и жилищного надзора КБР.

Совместно с Министерством экономического развития КБР разработано и подписано Соглашение о взаимодействии в рамках мероприятий по содействию развития конкуренции в регионе.

Осуществляется научная и преподавательская деятельность в Кабардино-Балкарском Государственном Университете им. Х.М. Бербекова; в качестве практических занятий студенты посещают заседания Комиссий Управления по рассмотрению дел о нарушениях профильного законодательства. 

В мае 2018 года принято участие в Региональной научно-практической конференции для специалистов Северо-Кавказского Федерального округа Российской Федерации: «Актуальные вопросы правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации», проходившей в КБГУ.

 

Также во втором квартале 2018 состоялось несколько значимых мероприятий, организованных и проведенных ФАС России: 

         1. 25 апреля в Ялте прошло Расширенное совещание ФАС России. Основными результатами деятельности антимонопольного ведомства за период с 2013 по 2018 гг. руководитель ФАС Игорь Артемьев назвал принятие «четвертого антимонопольного пакета законов», гармонизацию российского антимонопольного законодательства с европейским, переход к ФАС полномочий в сфере регулирования тарифов и гособоронзаказа, что привело к синергии полномочий антимонопольного ведомства.

         2. 15 мая в Санкт-Петербурге состоялось восьмое заседание Научно-методического совета образовательных организаций и кафедр конкурентного права и антимонопольного регулирования ФАС России. Прошедшее заседание Научно-методического совета ФАС России стало вторым в этом году мероприятием, в рамках реализации участия научно-преподавательского сообщества и базовых кафедр ведомства, образованных территориальными управлениями, в реализации Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации. Одной из важных тем обсуждения стал проект Профессионального стандарта «Специалист в сфере конкурентного права», разработанный ФАС России в целях установления единообразных профессиональных требований к квалификации специалистов в сфере конкурентного права, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».

 

Также за второй квартал 2018 года руководство и сотрудники Кабардино-Балкарского Управления ФАС России в рамках взаимодействия со средствами массовой информации дали 2 интервью для Радио Кабардино-Балкария. Темами обсуждения стали торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ и внесенные изменения в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

Таков краткий отчет о правоприменительной практике Управления за период 2 квартала 2018 года.

Следующее публичное обсуждение правоприменительной деятельности Управления (за 3 квартал 2018) состоится 17 сентября 2018 года. 

Еще раз напомню, что вся информация о проведенных, и планируемых к проведению публичных мероприятий размещается на сайте нашего Управления.