Доклад заместителя начальника отдела контроля закупок УФАС России по КБР – Гаева Рамазана.

Тип документа:
Доклады
Дата публикации:
07.03.2018
Управление:
Кабардино-Балкарское УФАС России
Номер дела:

Доклад

Заместителя начальника отдела контроля закупок УФАС России по КБР – Гаева Рамазана.

 

В Закон №44-ФЗ внесены большие изменения. Основное новшество, это переход к конкурентным закупкам в электронной форме.

Заключить контракт на обращение с твердыми коммунальными отходами можно по специальному основанию, предусмотренному в п.8 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ.

Товарный знак можно будет указывать при описании объекта любой закупки.

Как и раньше, потребуется сопроводить товарный знак словами «или эквивалент». Делать это будет не обязательно в двух случаях: если товары, выпускаемые под другими товарными знаками, несовместимы с товарами, которые использует заказчик; если закупаются запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией.

Внесены изменения в ст. 99 Закона №44-ФЗ, так жалобы физлиц, законные интересы которых не нарушены действиями (бездействием) заказчика либо положениями документации или извещения о закупке, будут рассматриваться по Федеральному закону от 02.05.2006 №59-ФЗ.

В ст.104  Закона №44-ФЗ внесены изменения в части касающейся включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков публично правовых образований.

С 01.06.8г. требования к участникам закупок (ч.1 ст.31 ФЗ №44) дополнятся еще одним отсутствие установленных законодательством ограничений для участия в закупках.

В контракт потребуется включать условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юрлицу или физическому лицу, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет, связанных с оплатой контракта, если такие платежи подлежат уплате в бюджет заказчиком. Ранее указанное условие устанавливалось только для физлиц.

Техзадание на закупку лекарств надо готовить по-новому, так при его составлении нужно применять Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380. Большинство особенностей, утвержденных постановлением N 1380, аналогичны разъяснениям ФАС в письме от 09.06.2015 N АК/28644/15.

Особо отметим, что ФАС наряду с Минфином и Минздравом наделяется правом давать официальные разъяснения по вопросам применения постановления N 1380.

Лекарственная форма и дозировка без альтернатив нельзя.

Остаточный срок годности никаких процентов.

Первичная упаковка особенность описания лекарств в картриджах, совместимых с устройствами введения.

Первичная упаковка: особенность закупки лекарств в шприцах

Участник вправе предложить вспомогательные жидкости и устройства отдельно от препарата

Нельзя указывать в техзадании: требования к наличию и отсутствию вспомогательных веществ; объем наполнения первичной упаковки (исключение - растворы для инфузий); количество таблеток, ампул, иных единиц препарата во вторичной упаковке; количество упаковок вместо количества самого препарата; требования к времени начала и продолжительности действия препарата, проявления максимального эффекта, иным показателям фармакокинетики или фармакодинамики; форму первичной упаковки; фиксированный температурный режим хранения при наличии альтернативного; иные сведения из инструкции по применению препарата, которые свидетельствуют о конкретном производителе.

В 2017 году произошло немало значительных изменений, о которых стоит напомнить:

-с 1 декабря 2017 года на два года введен запрет на закупки импортной мебели поименованной в специальном перечне;

-с 1 декабря вступит в силу запрет (Постановление Правительства РФ от 05.09.2017 N 1072 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд») на госзакупки иностранной мебели.

-контракты теперь надо оплачивать в срок, не превышающий 30 дней. По контрактам, заключенным по результатам закупок у СМП и СОНКО, срок оплаты не должен превышать 15 рабочих дней, а также установлена административная ответственность за нарушение сроков и порядка оплаты контрактов.

КОАП РФ ст.7.32.5 - Нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг), в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования влечет наложение административного штрафа в размере от 30 тыс. до 50 тыс.руб. Повторное совершение административного влечет дисквалификацию на срок от одного 1 до 2 лет.

-С 9 сентября начали действовать новые правила об ответственности по госконтрактам в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017г. №1042, а прежние утратили силу ПП РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017г. №570 установлены виды и объемы работ по строительству и реконструкции объектов капстроительства, которые подрядчик обязан выполнять самостоятельно без привлечения других лиц. В случае если подрядчик не исполнит надлежащим образом обязательство самостоятельно выполнить указанные работы, ему будет грозить штраф в размере 5% от стоимости этих работ.

ФАС России разъяснило в Письме от 13.10.2017 N ИА/70852/17, что заключать контракт с единственным поставщиком по п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в этой ситуации неправомерно. Постановление Правительства РФ N 587, которым утвержден перечень объектов (Объекты, занимаемые федеральными судами, конституционными (уставными) судами и мировыми судьями субъектов Российской Федерации, Прокуратурой, СК РФ, Счетной палаты РФ, Аэропорты, дипл. представительств, посольств и т.д.), не подлежащих частной охране, исключительных полномочий какой-либо организации на деятельность в этой сфере не устанавливает.

Следовательно, закупить услуги в такой ситуации можно у единственного поставщика (п.4 ч.1 ст.93 ФЗ№44) по иному подходящему основанию либо конкурентным способом.

ФАС России отметила, что необходимо предпринять при конкурентной закупке:

в документации нужно требовать, чтобы участник не занимался частной охранной деятельностью;

подать заявки на участие могут любые федеральные государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, осуществляющие ведомственную охрану.

 

например, ФГУП "Связь-безопасность, ФГУП "Охрана" Росгвардии, ФГУП "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта РФ", ФКУ "Государственное учреждение "Ведомственная охрана Министерства финансов РФ" и иные федеральные государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, осуществляющие ведомственную охрану, созданные в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране".

С 9 декабря 2017 года с помощью нового порядка (Приказ Минздрава России от 26.10.2017 N 871н) нужно определять НМЦК или цену контрактов с единственным поставщиком на закупку лекарств. В отношении закупок, извещения о проведении которых опубликованы в ЕИС до указанной даты, порядок не применяется.

Такая цена определяется по одному МНН, а если МНН отсутствует, то по группировочному или химическому наименованию. При закупке комбинированного препарата расчет проводят в отношении его состава.

При расчете нужно учитывать эквивалентные лекарственные формы и дозировки.

Цену единицы препарата определяют без учета НДС и оптовой надбавки:

методом сопоставимых рыночных цен;

тарифным методом. Полагаем, что его следует применять при закупке лекарств из перечня ЖНВЛП;

путем расчета средневзвешенной цены на основе контрактов (договоров) на поставку такого препарата, заключенных заказчиком за 12 месяцев, предшествующих месяцу расчета. Контракты (договоры) на поставку лекарств для назначения пациенту по решению врачебной комиссии не учитываются.

 

При госзакупке работ, связанных с объектом капстроительства, нужно требовать выписку из реестра СРО Допуски саморегулируемых организаций (СРО) на выполнение работ, влияющих на безопасность объектов капстроительства, с 1 июля не действуют, поэтому требовать их наличия от участников закупок нельзя. В отношении субподрядчиков законодатель сделал уточнение: им допуски не нужны уже с 18 июня.

Верховный суд (Определение Верховного Суда РФ от 26.09.2017 N 302-КГ17-6955 по делу N А33-10842/2016) госзаказчик не обязан закреплять в документации требование о новизне товара.

Неправомерно предъявлять дополнительные требования (наличие опыт работ) к участникам закупки  при закупке работ по текущему ремонту. Такие действия нарушают положения Закона N 44-ФЗ. Позиция Верховного суда РФ (Решение Верховного Суда РФ от 22.08.2016 N АКПИ16-574), ФАС России (Письмо ФАС России от 04.04.2017 N РП/21859/17) и Минэкономразвития.

Президиум Верховного Суда РФ утвердил Обзор судебной практики применения Закона N 44-ФЗ. Здесь рассмотрены самые важные и интересные ситуации. Они пригодятся как заказчикам, так и участникам закупок.

К примеру в обзоре указано: -Нельзя по соглашению изменить срок исполнения работ, не сданных вовремя по объективным причинам; дополнительные объемы не оплатят полностью, если цена контракта выросла больше чем на 10%; Необязательно указывать в контракте основания для его расторжения; Участника включат в РНП, даже если заказчик частично нарушил порядок расторжения контракта; Применение судом обеспечительной меры в виде приостановления действия решения и предписания контрольного органа не допускается, если такое приостановление приводит к возобновлению процедуры проведения торгов.

Статистика по 44 ФЗ:

Общие сведения по жалобам

 1 квартал 2017 год

1 квартал 2018г.

1

Поступило жалоб

91

101

2

Признанно обоснованными

22

42

3

Признанно необоснованными

39

36

4

Выдано предписаний

22

15

5

Возвращено

20

18

6

Отозвано

10

6

 

Общие сведения по плановым проверкам

 1 квартал 2017 год

1 квартал 2018г.

1

Всего проведено

1

1

2

Проверено закупок

53

0

3

Закупки с нарушениями

13

0

 

Общие сведения по внеплановым проверкам

 1 квартал 2017 год

1 квартал 2018г.

1

Всего проверок

16

19

2

Проверено закупок

16

65

3

Закупки с нарушениями

6

21

 

Общие сведения по административным делам

 1 квартал 2017 год

1 квартал 2018г.

1

Вынесено постановлений

29

18

2

Наложено штрафов на сумму

269  т.р.

105 тыс.руб

3

Взыскано штрафов

187  т.р.

 251 тыс.руб