Решение по жалобе

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
04.12.2017
Управление:
Калмыцкое УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - контроль проведения торгов
Номер документа:
№ 08-23/2017
Номер дела:
№ 08-23/2017

Решение № 08-23/2017

 

  1. декабря 2017 г. г. Элиста

 

Резолютивная часть решения объявлена 29.11.2017г.

Изготовлено в полном объеме 04.12.2017 г.

 

Комиссия Калмыцкого УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии - . – руководитель Калмыцкого УФАС России;

. - член комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России;

. - член комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России;

при участии:

генерального директора ООО «Медиа Макс» 

представителя Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия  (доверенность от 23.1.2017г. №139-д)

рассмотрев жалобу ООО «Медиа Макс» на Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия при проведении открытого конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Республики Калмыкия, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Элисты, извещение от 17.11.2017г. размещено на сайте http://mziork.kalmregion.ru в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия 21.11.2017 г. поступила жалоба ООО «Медиа Макс» на действия организатора конкурса Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия при проведении открытого конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Республики Калмыкия, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Элисты, извещение от 17.11.2017г. размещено на сайте http://mziork.kalmregion.ru.

В жалобе ООО «Медиа Макс» указывает, что группирование по лотам противоречит Федеральному закону от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ "О защите конкуренции", а также пункту 1.4 Положения о порядке заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Республики Калмыкия, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Элисты, утвержденному Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 09.02.2017г. №45-од.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения, указав на отсутствие нарушения норм Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», просил признать жалобу ООО «Медиа Макс» необоснованной.

Комиссия Калмыцкого УФАС России, рассмотрев все представленные сведения и документы, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, установила следующее.

17.11.2017г. на сайте http://mziork.kalmregion.ru было опубликовано извещение о проведении Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия открытого конкурса на право на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Республики Калмыкия, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Элисты.

Количество лотов – 4.

Дата и время окончания приема заявок – 19.12.2017г. 18:00

Дата и время вскрытия конвертов - 20.12.2017г. 10:00

Дата время начала и окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе – 22.12.2017г. в 11:00

Дата проведения оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе – 25.12.2017г. в 15:00

Согласно ч.5.1. ст.19 Федерального закона от 13 марта 2006г. №38-ФЗ "О рекламе" заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.

В соответствии с Законом Республики Калмыкия от 20 ноября 2015 г. №147-V-З "О перераспределении полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Элисты Республики Калмыкия" Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее – Министерство) осуществляет полномочия органов местного самоуправления города Элисты Республики Калмыкия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Элисты.

Положение о порядке заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Республики Калмыкия, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Элисты утверждено приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 13.09.2017г. №178-од.

Приказом Министерства от 13.11.2017г. №198-од создана Конкурсная комиссия, утверждено извещение о проведении открытого конкурса решено провести открытый конкурс на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Республики Калмыкия, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Элисты.

Извещение опубликовано 17.11.2017г. на сайте http://mziork.kalmregion.ru в разделе «новости».

Изучив доводы сторон, Комиссия Калмыцкого УФАС России приходит к выводу об обоснованности жалобы в виду следующего.

Согласно части 5.1 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Кроме того, согласно п. 1.4. Положения о порядке заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Республики Калмыкия, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Элисты, утвержденному приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 13.09.2017г. №178-од основной целью конкурса является – создание равных условий и возможностей всех претендентов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

Согласно документации открытого конкурса, сформировано 4 лота:

 

Лот

всего адресов установки и эксплуатации рекламных конструкций

тип рекламных конструкций

Начальное значение по критерию оценки заявок «Размер годовой платы по договору на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, включенных в данный лот»

Размер задатка для участия в конкурсе

Общая площадь рекламных конструкций

№1

29

щит со стационарной поверхностью с внешней подсветкой – 26 шт.

1 158 591,00 руб.

100 % -

1 158 591,00 руб.

891,12

сити-формат с автоматической сменой экспозиции – 2 шт.

мультипиллар – 1шт.

№2

29

щит со стационарной поверхностью с внешней подсветкой – 23 шт.

1 182 863,00 руб.

100% - 1 182 863,00 руб.

 

1034,9

отдельно стоящая щитовая установка - 4 шт.

отдельно стоящая металлопластиковая рекламная конструкция на бетонном фундаменте, представляющая собой выпуклую тумбу с двумя информационными полями (стелла) – 1 шт.

отдельно стоящая металлическая рекламная конструкция на металлических столбах круглого сечения – 1 шт.

№3:

10

щит со стационарной поверхностью с внешней подсветкой – 10 шт.

411 846,00 руб.

100% -

411 846,00 руб.

360

№4

6

отдельно стоящая металлическая конструкция (сити-формат) на бетонном фундаменте с двумя информационными полями.

62 142,00 руб.

100% -

62 142,00 руб.

25,92

Срок установки и эксплуатации - 10 лет.

Исходя из площади победитель по 1 лоту получит право на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на 38,539% общей площади рекламных конструкций, выставленных на конкурс, по 2 лоту – 44,763%, по 3 лоту – 15,571%, по 4 лоту – 1,121%.

В рассматриваемой ситуации негативное влияние на конкуренцию путем необоснованного укрупнения лотов№1 и №2 проявляет себя в вытеснении малых экономических хозяйствующих субъектов, не способных либо освоить такой крупный лот, либо выполнить требование о внесении задатка.

Обладая индивидуально-определенными потребительскими свойствами, каждый лот привлекает к торгам специфический круг потребителей.

Поскольку из-за большого количества конструкций в одном лоте увеличивается и цена договора и, как следствие, увеличивается сумма задатка на участие в конкурсе, что для многих предприятий является неподъемной суммой, в связи с чем, они не могут участвовать в конкурсе по таким крупным лотам.

Согласно жалобе и пояснениям генерального директора ООО «Медиа Макс» принадлежит 3 рекламные конструкции мультипиллар и 2 сити-формата с автоматической сменой экспозиции, которые включены в 1 лот, для того чтобы получить право на эксплуатацию этих рекламных конструкций необходимо внести задаток в размере 100% 1 158 591,00 руб. и участвовать в конкурсе на все 29 конструкции.

Кроме того, объединение в один лот щитов, мультипиллара и сити-формата с автоматической сменой экспозиции ведет к ограничению числа участников торгов. Функционально и технологически они между собой не связаны. Для эксплуатации щитов, как правило необходима спецтехника для работы на высоте, для эксплуатации мультипиллара и сити-формата с автоматической сменой экспозиции необходимо проведение электрических сетей.

Согласно представленным Министерством документам оценка рекламных конструкций осуществлялась отдельно по каждой конструкции, стоимость одинаковых рекламных конструкций, расположенных в разных частях города различна.

Вместе с тем, разделение указанного объема на более мелкие лоты по специфическому предмету, позволило бы уйти от монополизации этого сегмента рынка единственным участником, и что не менее важно - получить больше денежных средств в бюджет города.

Таким образом на основании вышеизложенного в действиях организатора торгов Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия усматриваются нарушение п.1.4 Положения о порядке заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Республики Калмыкия, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Элисты, утвержденного приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 13.09.2017г. №178-од, а также признаки нарушения ч.1,2 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренные ч.10 ст.7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия Калмыцкого УФАС России, рассмотрев Положение установила, что Конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие конкурсе по следующим критериям оценки.

 

N п/п

Наименование критерия

Начальное значение (руб.)

Изменения

Значимость критерия

1.

Размер годовой платы по договору на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, включенных в данный лот

Не менее начального размера годовой платы по договору на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, включенных в данный лот

увеличение

0,20

2.

Объем размещения социальной рекламы ежемесячно по заявкам Организатора конкурса

От 5% от общей площади поверхности рекламных конструкций

увеличение

0,20

3.

Дизайн-макет рекламной конструкции

-

-

0,20

4.

Предложение по благоустройству прилегающей территории

-

-

0,20

5.

Иные предложения

-

-

0,20

Каждая Заявка оценивается по критериям, указанным в конкурсной документации. Победившей считается Заявка, набравшая наибольшую сумму баллов по всем критериям оценки, т.е.:

 

С = К1 + К2 + К3 + К4 + К5, где:

 

С - сумма баллов;

К1 - оценка по 1-му критерию;

К2 - оценка по 2-му критерию;

К3 - оценка по 3-му критерию;

К4 - оценка по 4-му критерию;

К5 - оценка по 5-му критерию.

Показатели К1 и К2 рассчитываются путем умножения коэффициента значимости для каждого критерия на отношение разности значения содержащегося в заявке на участие в конкурсе условия и наименьшего из значений содержащихся во всех заявках на участие в конкурсе к разности наибольшего из значений содержащихся во всех заявках на участие в конкурсе условий, и наименьшего из значений содержащихся во всех заявках на участие в конкурсе условий, и умножением на 100%:

К = З х ((П - МИН) / (МАКС - МИН)) х 100%, где;

К - оценка по критерию;

З - коэффициент значимости критерия;

П - значение содержащегося в заявке на участие в конкурсе условия;

МИН - наименьшее из значений содержащихся во всех заявках на участие в конкурсе условий;

МАКС - наибольшее из значений содержащихся во всех заявках на участие в конкурсе условий.

Показатель К3, К4, К5 рассчитывается следующим образом: конкурсному предложению, содержащемуся в заявке на участие в конкурсе, каждым членом конкурсной комиссии присваиваются баллы - от одного до пяти, определяется среднее арифметическое для этих значений:

 

СР = (Б1 + Б2 + ...Бк) / к, где;

 

СР - средняя оценка для предложения по критерию N 3, 4, 5;

Б1 - количество баллов, выставленных предложению по критерию N 3, 4, 5 членом конкурсной комиссии N 1;

Б2 - количество баллов, выставленных предложению по критерию N 3, 4, 5 членом конкурсной комиссии N 2;

Бк - количество баллов, выставленных предложению по критерию N 3, 4, 5 членом конкурсной комиссии N к;

к - количество членов конкурсной комиссии, участвующих в оценке конкурсных предложений.

Величина рассчитывается в соответствии с критерием N 3, 4, 5 в отношении предложения, содержащегося в заявке на участие в конкурсе, определяется путем умножения коэффициента значимости такого критерия на отношение количества баллов, присвоенных данному предложению, к пяти баллам, и умножением на 100%:

К = З х (СР / 5) х 100%, где;

З - коэффициент значимости критерия;

СР - средняя оценка для предложения по критерию.

Однако в конкурсной документации по критериям «Дизайн-макет рекламной конструкции», «Предложение по благоустройству прилегающей территории», «Иные предложения» нет порядка оценки заявки.

В конкурсной документации, а также в Положении о порядке заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Республики Калмыкия, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Элисты, утвержденного приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 13.09.2017г. №178-од нет обязательных требований которым должны соответствовать дизайн-макеты рекламных конструкций.

Также отсутствует порядок оценки по критериям «Предложение по благоустройству прилегающей территории», «Иные предложения».

На соответствие каким требованиям члены конкурсной комиссии будут оценивать заявки по критериям 3,4,5 не понятно, как будет обеспечиваться объективность оценок также.

Критерий «Иные предложения» по мнению Комиссии несет коррупционные риски.

Более того, если оценка по этим 3 критериям будет высокой, заявка с максимальным ценовым предложением по 1 критерию и по 2 критерию, но с низкими баллами по критериям 3,4,5 не сможет оказаться победителем конкурса.

Учитывая изложенное, Комиссия Калмыцкого УФАС России приходит к выводу, что установление Организатором торгов в конкурсной документации критериев, содержащих неопределённые требования к составу заявки на участие в конкурсе, влечет невозможность определения лучшего конкурсного предложения, не позволяет объективно оценить заявки на участие в конкурсе, и как, следствие утверждение данных критериев приказом Министерства содержит признаки нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции".

На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела Комиссия Калмыцкого УФАС России при рассмотрении жалобы ООО «Медиа Макс» по существу, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА

 

  1. Признать жалобу ООО «Медиа Макс» на действия организатора торгов - Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия при проведении открытого конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Республики Калмыкия, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Элисты обоснованной.
  2. Признать Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия нарушившим п.1.4 Положения о порядке заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Республики Калмыкия, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Элисты, утвержденного приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 13.09.2017г. №178-од.
  3. Выдать организатору торгов - Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия обязательное для исполнения предписание об аннулировании открытого конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Республики Калмыкия, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Элисты извещение от 17.11.2017г.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Калмыцкого УФАС России для решения вопроса о выдаче предупреждения Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”.
  5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Калмыцкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Председатель комиссии 

 

Члены комиссии 

 

 

 

Решение комиссии может быть обжаловано в Арбитражном Суде Республики Калмыкия в течение трех месяцев со дня его принятия.