постановление о наложении штрафа в отношении АО "ЮМЭК"

Тип документа:
Постановления
Дата публикации:
22.06.2017
Управление:
Калмыцкое УФАС России
Сфера деятельности:
Тарифное регулирование - в электроэнергетике
Номер дела:
№ 08-76-195/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу08-76-195/2017

об административном правонарушении

 

  1. июня 2017 г. г. Элиста

 

Я, руководитель Калмыцкого УФАС России Сангаджиева Манца Викторовна, рассмотрев протокол и материалы дела № 08-76-195/2017 об административном правонарушении, возбужденного в отношении Акционерного общества «Южная межрегиональная энергетическая компания», находящегося по адресу: 357503, ул. Дунаевского, д. 5, оф. 77, г. Пятигорск, Ставропольский край, (ИНН 2632094529, ОГРН 1092632000890, дата регистрации 30.03.2009 г.) по признакам нарушения части 1 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выразившихся в совершении занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, путем манипулирования ценами на розничном рынке электрической энергии (мощности), что выразилось в завышении предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) в августе 2015 г. для потребителей, рассчитывающихся по первой ценовой категории,

УСТАНОВИЛ:

В Калмыцкое УФАС России (далее Управление) поступило обращение Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия на действия Акционерного общества «Южная межрегиональная энергетическая компания» (далее Общество), по факту завышения предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), поставленную потребителем в августе 2015 г.

Рассмотрев обращение, Приказом №24 от 10.03.2016 г. Калмыцкое УФАС России возбудило дело №08-02-135/2016 в отношении АО «ЮМЭК» по признакам нарушения п. 11 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела комиссия Калмыцкого УФАС России по рассмотрению дела №08-02-135/2016 пришла к следующему.

При расчете предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям, осуществляющим расчеты по первой ценовой категории, в августе 2015 г. были выявлены несоответствия. При расчете средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность), используемой для расчета предельного уровня нерегулируемых цен для первой ценовой категории вместо объема потребления электрической энергии населением и приравненными к нему категориями потребителей, утвержденного ФСТ России в сводном прогнозном балансе на август 2015 года, равного 6,6303 млн. кВт.ч., АО «ЮМЭК» применило объем прогнозного потребления электрической энергии равный 6,7761 млн. кВт.ч., что соответствует объему за сентябрь 2015 г.

Результатом указанного несоответствия явилось завышение предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) в августе 2015 г. для потребителей, рассчитывающихся по первой ценовой категории, на 1,589 – 1,1613 копеек/кВт.ч. без НДС в зависимости от максимальной мощности потребителей.

Как следует из представленного АО «ЮМЭК» реестра потребителей за август 2015 г. по первой ценовой категории были выставлены счета с завышением сумм от 0,01 до 6 425,16 руб., в зависимости от объема потребления.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие): 11) манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

С соответствии с последним абзацем статьи 3 Федерального закона «Об электроэнергетике» манипулирование ценами на розничном рынке электрической энергии (мощности) – совершение экономически или технологически не обоснованных действий хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на розничном рынке, которые приводят к существенному изменению нерегулируемых цен (цены) на электрическую энергию и (или) мощность.

Правила осуществления антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике, которыми установлен порядок определения критериев существенного изменения цен (цены) на электрическую энергию и (или) мощность, утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 г. №1164.

Согласно главе VI «Порядок определения критериев существенного изменения цен (цены) на электрическую энергию и (или) мощность» пункту 24 следует «На розничных рынках, функционирующих на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, изменение нерегулируемой цены (ставки нерегулируемой цены) на электрическую энергию (мощность), выставляемую гарантирующим поставщиком потребителям (покупателям), не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) является существенным, в случае если указанная цена (ставка нерегулируемой цены) превышает значение предельного уровня нерегулируемой цены (соответствующей ставки предельного уровня нерегулируемой цены), определяемого в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442, с учетом предусмотренной в них дифференциацией нерегулируемых цен и их предельных уровней».

Из приведенных выше норм следует, что действия АО «ЮМЭК» по завышению предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) в августе 2015 г. для потребителей, рассчитывающихся по первой ценовой категории, указывают на манипулирование ценами последним на розничном рынке электрической энергии (мощности), что недопустимо в силу пункта 11 части 1 статьи 10 Федерального закона от 27.06.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решением Комиссии Калмыцкого УФАС России по рассмотрению дела №08-02-135/2016 о нарушении антимонопольного законодательства АО «ЮМЭК» было признано нарушившим требования п. 11 ч. 1 ст. 10 ФЗ о защите конкуренции, то есть злоупотребившим доминирующим положением путем манипулирования ценами на розничном рынке электрической энергии (мощности), что выразилось в завышении предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) в августе 2015 г. для потребителей, рассчитывающихся по первой ценовой категории.

Решением Арбитражного суда РК по делу №А22-3323/2016 от 20.03.2017 г. и постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2017 г. по тому же делу Решение Комиссии Управления №08-02-135/2016 было признано законным и обоснованным.

Часть 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее Кодекс) гласит: «Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 – 14.33 настоящего Кодекса, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Место совершения административного правонарушения – по месту осуществления деятельности Калмыцкого филиала АО «ЮМЭК» на момент совершения правонарушения: Республика Калмыкия, г. Элиста, 3 мкр. д. 18 «Б».

Согласно обращению РСТ РК источником информации о выявленных признаках нарушения является сайт АО «ЮМЭК» www.sk-umek.ru, раздел «Раскрытие информации», подраздел «Предельные уровни нерегулируемых цен на электрическую энергию и мощность».

В соответствии с п. 88 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства №442 от 04.05.2012 г., гарантирующий поставщик публикует на своем сайте в сети "Интернет" не позднее 15 дней со дня окончания расчетного периода составляющие расчета средневзвешенных нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), используемых для расчета предельного уровня нерегулируемых цен для первой ценовой категории, по форме в соответствии с Правилами определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность).

Указанная информация была размещена на официальном сайте АО «ЮМЭК» 15 сентября 2015 года. В связи с этим, время совершения административного правонарушения: 15 сентября 2015 г.

09.06.2017 г. в отсутствие надлежаще уведомленного законного представителя АО «ЮМЭК», в присутствии представителя по доверенности от 01.01.2017 г. №05 С. был составлен протокол об административном правонарушении.

До составления протокола в Калмыцкое УФАС России поступили следующие документы: Приказ о переводе на другую работу от 27.02.2015 г. С., Устав АО «ЮМЭК», Лист записи ЮГРЮЛ от 23.08.2016 г., Лист записи от 04.03.2015 г., Положение о Калмыцком филиале, Свидетельство ОГРН, Свидетельство ИНН, Бухгалтерский баланс за 2016 г., отчет о финансовых результатах за 2016 г., отчет об изменения капитал за 2016 г., отчет о движении денежных средств за 2016 г.

На составление протокола в Калмыцкое УФАС России были представлены копия постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.03.2017 г. по делу №А63-3911/2015, копия постановления Шестнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 14.08.2015 г. по тому же делу.

Определением от 09.06.2017 г. рассмотрение дела было назначено на 19.06.2017 г. АО «ЮМЭК» надлежало представить письменные объяснения, а также иные документы, характеризующие имущественное положение АО «ЮМЭК».

Указанное определение было направлено посредством почтовой связи, а также электронной почты.

Определение было получено по юридическому адресу АО «ЮМЭК» 15.06.2017 г.

На рассмотрение дела 19.06.2017 г. прибыл представитель по доверенности С.. Им были представлены бухгалтерский баланс за 2016 г., отчет о финансовых результатах за 2016 г., отчет об изменения капитал за 2016 г., отчет о движении денежных средств за 2016 г., копии судебных актов по делу А63-3911/2015 повторно. Письменные объяснения представлены не были, С. было пояснено, что позиция АО «ЮМЭК» аналогично позиции, представленной в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства №08-02-135/2016. Доводы АО «ЮМЭК» были изучены при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и им была дана оценка Комиссией Калмыцкого УФАС России при вынесении решения по делу №08-02-135/2016, а также Арбитражными судами двух инстанций по делу А22-3323/2016 при оспаривании указанного решения по делу №08-02-135/2016, которое послужило поводом для возбуждении настоящего административного производства.

На основании статьи 23.48 Кодекса было рассмотрено дело об административном правонарушении по признакам нарушения ч. 2 ст. 14.31 Кодекса РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Обстоятельств, предусмотренных в части 1.1. статьи 29.9 Кодекса, влекущих прекращение производства по делу, а также оснований для применения статьи 2.9 Кодекса не установлено.

При таких обстоятельствах, АО «ЮМЭК», совершившее действия, признаваемые злоупотреблением доминирующим положением и недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, путем манипулирования ценами на розничном рынке электрической энергии (мощности), что выразилось в завышении предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) в августе 2015 г. для потребителей, рассчитывающихся по первой ценовой категории, признается виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 Кодекса.

Изучив представленные документы и сведения, характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение АО «ЮМЭК», обстоятельства, смягчающие административную ответственность, а именно: добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;, в отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность,

Руководствуясь статьями 14.31, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать Акционерное общество «Южная межрегиональная энергетическая компания», совершившее действия, признаваемые злоупотреблением доминирующим положением и недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, путем манипулирования ценами на розничном рынке электрической энергии (мощности), что выразилось в завышении предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) в августе 2015 г. для потребителей, рассчитывающихся по первой ценовой категории виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

2. Применить к Акционерному обществу «Южная межрегиональная энергетическая компания» меру ответственности в виде административного штрафа за осуществление действий, признаваемые злоупотреблением доминирующим положением и недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации в размере 300 (триста тысяч) рублей.

Согласно части первой ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренной статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Реквизиты по оплате административного штрафа:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия

ИНН 0816005412

КПП 081601001

Лицевой счет 04051872960 в УФК по Республике Калмыкия

р/сч 40101810300000010003

ГРКЦ НБ БАНКА России по Республике Калмыкия г. Элиста

БИК 048580001

ОГРН 1080816004004

КБК 161 1 16 02010 01 6000 140

ОКТМО 85701000

УИН 0319811654062000000840596

358000 г. Элиста, ул. Лермонтова, д. 4

Основание платежа: постановление о наложении штрафа по делу №08-76-195/2017 об административном правонарушении

В соответствии с частью 1 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 3 статьи 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях Постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В соответствии с частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

___________________________________________________ М.В. Сангаджиева

(подпись должностного лица, составившего постановление)