Решение №1465/02 Решение от 16 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ дело № 21-05/13-18Ж по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» 16 мая 2018 года г. Петропавловск - Камчатский Резолютивная часть решения оглашена «11» мая 2018 года В полном объеме решение изготовлено «16» мая 2018 года Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее – Камчатское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- Комиссия) в составе: Председатель комиссии –Светлова И.А. – руководитель Камчатского УФАС России; Члены Комиссии: Кодерле И.В. – заместитель руководителя Управления –начальник отдела правового обеспечения и рекламы Камчатского УФАС России; Кузьмина Н.Н. – главный государственный инспектор отдела правового обеспечения и рекламы Камчатского УФАС России. Иванкова Н.А. – главный специалист-эксперт отдела правового обеспечения и рекламы Камчатского УФАС России. При ведении протокола с использованием аудиозаписи, в присутствии представителей: - ООО «Верес» -Шиянова А.А. –директор ООО «Верес» (Решение единственного участника ООО «Верес» № 1 от 24.04.2014г.), Лопанцев А.С. по доверенности от 02.04.2018 № 1; - АО «Камчатэнергосервис»: Гордиенко С.В. по доверенности от 11.05.201 № 37-2018; Кондратов В.А. по доверенности от 11.05.2018 № 38-2018. Рассмотрев жалобу в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- Закон о защите конкуренции) ООО «Верес» № 21-05/13-18Ж на действия организатора закупки АО «Камчатэнергосервис» (№ 31806407076) проводимых в рамках Федерального Закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия УСТАНОВИЛА: 07 мая 2018 года в Камчатское УФАС России поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Верес» (ООО «Верес», далее- Заявитель) на действия организатора акционерного общества «Камчатэнергосервис» (далее- Заказчик) при проведении запроса предложений открытого одноэтапного без проведения квалификационного отбора на поставку угля для нужд АО «Камчатэнергосервис» в количестве 50 000 тн. извещение о проведении которого было опубликовано 24.04.2018г. г. на официальном сайте Единой информационной системы (www.zakupki.gov.ru) (далее-Официальный сайт) под № 31806407076 (далее- Закупка). По мнению Заявителя, организатором закупки Заказчиком в документации установлено требование к закупаемому товару, а именно класс крупности угля, при этом указанное требование не обусловлено производственной необходимостью, что нарушает принцип целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек Заказчик, пункт 3 ч.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ. В соответствии с пунктом 4 «Технического задания» предметом закупки является обогащенный каменный уголь марки «Д», класс крупности 13-50мм («ДОМ»). В соответствии с ГОСТ 19242-73угли бурые, каменные и антрацит. Классификация по размеру кусков ( с Изменением №1) параметр угля «ДОМ» означает марку угля «Д» (длиннопламенный) , размер кусков «О» -орех25-50мм, «М»-мелкий 13-25. Ранее в 2013-2017 г. АО «Камчатскэнерго» приобретало уголь марки «Д», «ДГ» «ДГр», класс-«рядовой» размер кусков 0-300 мм, что подтверждается размещенными закупками на сайте www.zakupki.gov.ru: № 31300581098, № 31401142999, № 31502282454, № 31502419826. Также, для нужд АО «Камчатэнергосервис» уголь марки «Д» кусков 0-300мм приобретало ГУП «Камчатэнергоснаб», закупки: № 0538200000718000003, № 0138200001217000011, № 0538200000717000004,№31604435814. Согласно техническим паспортам паровых котлов для которых АО «Камчатэнергосервис» приобретает уголь, должны работать на углях марки «Д», рядового размером 0-300мм. Уголь с классом крупности 13-50 мм марки «ДОМ» является «отборным», что значительно повышает его стоимость, а также выпускается не всеми производителями углей. Таким образом, по мнению Заявителя устанавливая требования к товару по классу крупности «ДОМ» Заказчик намеренно уменьшает количество возможных участников закупки, а также значительно увеличивает стоимость закупаемого товара. Уведомлением от 07.05.2018 № 1532//02 рассмотрение жалобы ООО «Верес» было назначено на 11.05.2018 г. на 13 часов 30 минут. Данное уведомление на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции направлено в адреса лиц, участвующих в рассмотрении жалобы. Заказчик не согласился с доводами жалобы Заявителя и предоставил письменные возражения. Доводы жалобы, касающиеся предмета вышеуказанного запроса предложений, параметров угля, установленных техническим заданием, проведенных ранее Обществом закупок угля, соответствуют действительности и Заказчиком не оспариваются. Далее, как следует из текста жалобы, Заявитель полагает, что марка топочного угля устанавливается техническим паспортом на котлы. Данное утверждение действительности не соответствует, поскольку такой информации технические паспорта на котлы, эксплуатируемые Заказчиком, не содержат. В технических паспортах на котлы, установленные на угольных котельных в Усть- Болынерецком и Мильковском энергорайонах АО «Камчатэнергосервис», указывается только вид расчетного топлива на выбор - каменный или бурый уголь. Фракция используемого угля подбирается с учетом особенностей конструкции колосниковых решеток котлов, а также механических забрасывателей топлива. Характеристики угля, в том числе класс крупности, установленные Заказчиком в техническом задании, прежде всего обусловлены опытом использования угля размером 0- 300 мм в предыдущие отопительные периоды. Перед сжиганием уголь указанной фракции подвергается подготовительному процессу дробления до приблизительных размеров в 40 мм. Так, при топке котлов углем указанного класса крупности происходил его пережог, обусловленный тем фактом, что слишком мелкие куски угля просыпались сквозь колосниковые решетки, не сгорали и впоследствии удалялись вместе с золой и шлаком. А при дроблении крупных кусков размером 200-300 мм зачастую выходили из строи механические части дробилок, являющиеся дорогостоящим оборудованием. Кроме того, качество завозимого угля размером 0-300 мм не соответствовало требуемому, в частности, уголь имел повышенную влажность, содержал большое количество пустой породы, песко-глинистых вложений. Эксплуатация котлов с применением топлива такого качества влекла и влечет в настоящее время повышенный его расход, преждевременный износ оборудования (колосниковые решетки, система шлакозолоудаления), увеличение расхода электроэнергии на котельных. В качестве дополнительной информации приведу динамику расхода угля марки «Д», класс крупности 0-300 мм, на угольных котельных Заказчика: 2015 год Котельные Усть-Большерецкого энергорайона - 12 827,928 тонн Котельные Мильковского энергорайона - 27 814,859 тонн 2016 год Котельные Усть-Большерецкого энергорайона - 19 899,31 тонн Котельные Мильковского энергорайона - 27 986,07 тонн 2017 год Котельные Усть-Большерецкого энергорайона - 23 191,19 тонн Котельные Мильковского энергорайона - 38 463,19 тонн Пережог угля класса крупности 0-300 мм привел к повышению объемов закупленного угля указанной марки, соразмерного с покупкой угля в меньшем объёме, но класса крупности 13-50 мм. На сегодняшний день принято решение оптимизировать технологический процесс путем выбора фракции 13-50 мм каменного угля марки «Д», тем самым сократить этап подготовки топлива (дробления), что снизит затраты на ремонт и восстановление дробильного оборудования и увеличит срок полезного использования; снизить процент содержания мелкой фракции угля; увеличить КПД котлоагрегатов за счет большей степени сгорания топлива (мелкая фракция 13 мм не будет просыпаться сквозь колосниковые решетки), приблизив таким образом данный коэффициент к паспортным показателям; снизить трудозатраты в части работы кочегаров по загрузке просыпавшейся мелкой фракции угля. Доводы Заказчика подтверждаются многочисленными служебными записками работников АО «Камчатэнергосервис» на имя руководителя по вопросу низкого качества топлива (угля 0-300 мм); договором поставки № 68 от 30.12.2016 и двумя дополнительными соглашениями к нему, из которых следует, что объем необходимого для работы угольных котельных угля дважды увеличивался; планами-графиками мероприятий по подготовке к отопительному периоду 2018-2019 годов, в которые в числе прочего включены работы по ремонту оборудования, вышедшего из строя по причине использования угля 0-300 мм (забрасыватели, ШЗУ, решетки колосников, транспортеры). В части утверждений, касающихся «отборности» требуемого техническим заданием угля и ограниченного круга его производителей, необходимо указать, что Заказчик условиями запроса предложений никоим образом не ограничивал потенциальных участников закупки в выборе возможного поставщика угля и разреза его добычи. Таким образом, установив вышеуказанные требования к классу крупности угля, Заказчик руководствовался принципом целевого и экономически эффективного расходования собственных денежных средств в целях сокращения издержек, закрепленным в числе прочих ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Кроме того, Заявитель в настоящее время является одним из участников вышеуказанного запроса предложений, что в числе прочего опровергает доводы последнего о намеренном уменьшении количества возможных участников закупки Заказчиком. Учитывая вышеизложенное, АО «Камчатэнергосервис» полагает, что доводы Заявителя, изложенные в жалобе, основаны на предположениях и не соответствуют действительности. Изучив имеющиеся материалы жалобы № 21-05/13-18Ж, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия установила следующее: 24.04.2018 на Официальном сайте размещено извещение № 31806407076 о проведении в порядке установленном Федеральном законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», запроса предложений открытого одноэтапного без проведения квалификационного отбора. Согласно извещению о проведении Заказчик - Акционерное общество «Камчатэнергосервис» (684090, Камчатский край, г. Вилючинск, ул. Мира, дом.16 ОГРН 1114101003719,ИНН 4101145793. Предмет договора- поставка каменного угля; Начальная (максимальная) цена договора- 370 000 000,00 руб; Место поставки- Камчатский край, порт гг. Петропавловска-Камчатского; Срок предоставления документации- с 24.04.2018 по 08.05.2018, по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная,д.19. На момент рассмотрения жалобы было подано 2 заявки. Согласно технического задания приложение № 9 к документации о запросе предложений на заключение договора на поставку каминного угля, Заказчик установил требования к техническим характеристикам товара, а именно поставляемое твердое топливо –обогащенный каменный уголь марки «Д», класс крупности 13-50 мм («ДОМ») должен соответствовать предъявляемым нормам и стандартам, утвержденным для его использования в соответствии с техническими требованиями ГОСТ и иной нормативно- технической документации, установленным в Российской Федерации для данного товара и подтверждаться документами в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами. Установив вышеуказанные требования к классу крупности угля, Заказчик не ограничил возможных участников закупки. Согласно п.1.4 условия проведения запроса предложений, не урегулированные настоящей документацией, определяются в соответствии с Положением о закупке продукции АО «Камчатэнергосервис». Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Положение о закупке АО «Камчатэнергосервис» утверждено Решением единственного акционера АО «Камчатэнергоснаб» № 6 от «26» сентября 2013года. Положение распространяется на закупки любых товаров, работ, услуг для нужд и за счет средств АО «Камчатэнергосервис». Согласно п.1.2.2. регламентация закупочной деятельности: построена -на разумном использовании специальных приемов для целенаправленного усиления действия рыночных законов в каждом случае закупки; -предусматривает применение обязательных процедур, которые должны выполняться закупающими сотрудниками при каждой регламентированной закупке (такие процедуры могут также применяться и при проведении нерегламентированных закупок по аналогии, если это признано целесообразным). Данные процедуры предполагают: а) тщательное планирование потребности в продукции; б) анализ рынка; в) информационную открытость закупки; г) действия, направленные на достижение равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки там, где такая конкуренция возможна, а где невозможна – обеспечение повышенного внутреннего контроля; д) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек Предприятия; е) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки; ё) эффективный для Заказчика и справедливый выбор наиболее предпочтительных предложений при комплексном анализе выгод и издержек (прежде всего цены и качества продукции). В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: 1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика; 2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения; 3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке; 4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений; 5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства. В ходе рассмотрения дела 21-05/13-18Ж Комиссия не установила в действиях Заказчика нарушений установленных пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». На основании изложенного и руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Камчатского УФАС России, РЕШИЛА: Признать жалобу не обоснованной. Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Камчатского края в течение трех месяцев со дня вынесения Председатель комиссии И.А. Светлова Члены Комиссии И.В. Кодерле Н.Н. Кузьмина Н.А. Иванкова

Связанные организации

Связанные организации не указаны