Решение №21-05/14-2018 Р РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 21-05/14-2018 Р от 24 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 21-05/14-2018 Р

 

  1. августа 2018 г.                                                                                                                               г. Петропавловск-Камчатский

 

Резолютивная часть решения оглашена 21 августа 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 24 августа 2018 года

 

Комиссия Камчатского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе<....................>:

рассмотрев дело № 21-05/14-2018 Р, возбужденное в отношении публичного акционерного общества «Камчатскэнерго» (ИНН 4100000668 ул. Набережная, 10, г. Петропавловск – Камчатский), (далее - ПАО «Камчатскэнерго») по признакам нарушения части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствие заявителя (извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела);

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

 

                                                                                                                                                                        УСТАНОВИЛА:

 

16.04.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю поступило заявление гражданина о признаках нарушения законодательства о рекламе по вопросу размещения рекламы на платежном документе (вх. № 1505).

В заявлении гражданин указал, что на платежном документе за март 2018 (отопление, получатель платежа ПАО «Камчатскэнерго», ул. Труда, г. Петропавловск – Камчатский) размещена реклама следующего содержания: «Оплата в филиалах ПАО «Сбербанк» и Сбербанк Онлайн без комиссии, кассах «Энергосбыт», кассах МАУ «РКЦ», отделениях Почты России, терминалах ИП <.......>, ИП <...........>, ООО «7СОТ» АККА «Камчаткомагропромбанк», ЗАО «Муниципальный Камчатпрофитбанк», ПАО «Азиатско – Тихоокеанский банк».

К заявлению гражданин приложил платежный документ за март 2018 (отопление, получатель платежа ПАО «Камчатскэнерго», ул. Труда, г. Петропавловск – Камчатский); претензия в адрес ПАО «Камчатскэнерго».

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Как следует из представленных заявителем доказательств, на платежном документе за март 2018 (отопление, получатель платежа ПАО «Камчатскэнерго», ул. Труда, г. Петропавловск – Камчатский) осуществлено распространение информации следующего содержания: «Оплата в филиалах ПАО «Сбербанк» и Сбербанк Онлайн без комиссии, кассах «Энергосбыт», кассах МАУ «РКЦ», отделениях Почты России, терминалах ИП <...........>, ИП <............>, ООО «7СОТ» АККА «Камчаткомагропромбанк», ЗАО «Муниципальный Камчатпрофитбанк», ПАО «Азиатско – Тихоокеанский банк».

Исходя из содержания указанной информации, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром (услугой), способа ее распространения, данная информация является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к услуге (оплата за отопление), оказываемым соответствующими банками, терминалами формированию и поддержанию интереса к ней и ее продвижению на рынке.

В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354), в пункте 69 которых определен исчерпывающий перечень информации, содержащейся в платежных документах.

Правилами № 354 не предусмотрено размещение рекламы на платежных документах.

Распространенная реклама противоречит части 11 статьи 5 Закона о рекламе, пункту 69 Правил № 354.

 

Определением от 09.06.2018 было возбуждено дело № 21-05/14-2018Р в отношении ПАО «Камчатскэнерго» по признакам нарушения части 11 статьи 5 Закона о рекламе.

ПАО «Камчатскэнерго» представило Комиссии письменные пояснения № 18-20/646 от 17.08.2018, в котором указало следующее. ПАО «Камчатскэнерго» заключило договоры на оказание услуг по приему платежей от населения с ПАО «Сбербанк», МАУ «РКЦ», Почтой России, ИП <....................>, ИП <...................>, ООО «7СОТ», АККА «Камчаткомагропромбанк», ЗАО «Муниципальный Камчатпрофитбанк», ПАО «Азиатско – Тихоокеанский банк». По мнению ПАО «Камчатскэнерго» указанная в квитанции информация о способах оплаты коммунальных услуг является информационной в ней размещена информация о платежных агентах, через которых можно произвести оплату данная информация является справочно – информационной; не направлена на привлечение внимания к объектам, не способствует формированию интереса к услугам, оказываемым платежными агентами и их продвижению на рынке, поскольку однородная информация в виде названия платежного агента без указания адресов, телефонов, режима работы, предлагаемых акциях и оказываемых услуга, не позволяет выделить какого - либо отдельного платежного агента и сформировать к нему интерес.

 

Изучив имеющиеся в деле материалы, Комиссия антимонопольного органа пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования признаются товар, средства индивидуализации

юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Как следует из представленных заявителем доказательств, на платежном документе за март 2018 (отопление, получатель платежа ПАО «Камчатскэнерго», ул. Труда, г. Петропавловск – Камчатский) осуществлено распространение информации следующего содержания: «Оплата в филиалах ПАО «Сбербанк» и Сбербанк Онлайн без комиссии, кассах «Энергосбыт», кассах МАУ «РКЦ», отделениях Почты России, терминалах ИП <.................>, ИП <..................>, ООО «7СОТ» АККА «Камчаткомагропромбанк», ЗАО «Муниципальный Камчатпрофитбанк», ПАО «Азиатско – Тихоокеанский банк».

Реклама направлена на привлечение внимания к услуге оплата за отопление, оказываемая ПАО «Сбербанк», МАУ «РКЦ», Почтой России, ИП <..................>, ИП <..........................>, ООО «7СОТ», АККА «Камчаткомагропромбанк», ЗАО «Муниципальный Камчатпрофитбанк», ПАО «Азиатско – Тихоокеанский банк».

 

В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354), в пункте 69 которых определен исчерпывающий перечень информации, содержащейся в платежных документах. В данном случае Правила № 354 являются составной частью российского законодательства.

Согласно пункта 69 Правил № 354 В платежном документе указываются:

а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);

б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;

в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2015 N 129)

г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами; Подпункт "г(1)" пункта 69 (в редакции Постановления Правительства РФ от 27.02.2017 N 232) подлежит применению к отношениям, возникшим с 1 января 2017 года.

г(1)) размер повышающего коэффициента, предусмотренного пунктом 42 настоящих Правил, в случае применения такого повышающего коэффициента при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, а также размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента;

(пп. "г(1)" в ред. Постановления Правительства РФ от 27.02.2017 N 232)

д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.02.2015 N 129, от 26.12.2016 N 1498)

е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:

пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;

предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;

временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;

уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и настоящими Правилами;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;

з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;

и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);

к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;

к(1)) штриховые коды, предусмотренные ГОСТ Р 56042-2014 (при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме, управляемом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также при непосредственном управлении многоквартирным домом решения об отказе от указания в платежном документе штриховых кодов, предусмотренных ГОСТ Р 56042-2014, такие штриховые коды в платежном документе не указываются);

(пп. "к(1)" введен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2013 N 614).

В данном случае Правила № 354 являются составной частью российского законодательства.

Правилами № 354 не предусмотрено размещение рекламы на платежном документе.

Распространенная реклама противоречит части 11 статьи 5 Закона о рекламе, пункту 69 Правил № 354.

Распространенная реклама не входит в перечень подлежащей раскрытию в платежных документах нормативно установленной информации.

ПАО «Камчатскэнерго» не представило доказательств согласия потребителей (собственников помещений в многоквартирном доме) размещении рекламы на платежном документе.

Таким образом, ПАО «Камчатскэнерго» направило потребителям (собственникам помещений в многоквартирном доме) рекламу, не предусмотренную пунктом 69 Правил №354.

В ходе рассмотрения дела Комиссия установила, что ПАО «Камчатскэнерго» непосредственно изготовило и направило потребителям платежный документ за март 2018 (отопление, получатель платежа ПАО «Камчатскэнерго», ул. Труда, г. Петропавловск – Камчатский).

Вышеуказанная рекламная информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания, формирование интереса к предлагаемым услугам и их продвижению на рынке, следовательно, в силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», указанная информация является рекламой.

В силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама несоответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно части 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространитель это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно части 5 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» рекламодатель это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламораспространителем и рекламодателем вышеуказанной рекламы является ПАО «Камчатскэнерго».

В связи с тем, что на момент вынесения решения не было представлено документов, подтверждающих устранение нарушения законодательства о рекламе, Комиссией принято решение о выдаче предписания, о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 года № 508), Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать ненадлежащей рекламу ПАО «Камчатскэнерго», распространяемую на платежном документе за март 2018 (отопление, получатель платежа ПАО «Камчатскэнерго», ул. Труда, г. Петропавловск – Камчатский) следующего содержания: «Оплата в филиалах ПАО «Сбербанк» и Сбербанк Онлайн без комиссии, кассах «Энергосбыт», кассах МАУ «РКЦ», отделениях Почты России, терминалах ИП <................>, ИП <..............>, ООО «7СОТ» АККА «Камчаткомагропромбанк», ЗАО «Муниципальный Камчатпрофитбанк», ПАО «Азиатско – Тихоокеанский банк», которая нарушает требования части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38 «О рекламе».

2.Выдать ПАО «Камчатскэнерго» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Камчатского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть оспорено в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны