Решение №1537-2/9 Решение от 28 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

УПРАВЛЕНИЕ  ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

 

   369000, г. Черкесск,                                                                                                                                тел. 26-63-56,

пр. Ленина, 38                                                                                                                                     факс (8782) 26-64-55

 

     28.06.2017    №  _1537-2/9_                                                                                          на №_________от______________

 

                                                                              

РЕШЕНИЕ

Оглашено: 22 июня 2017 г.

Изготовлено в полном объеме: 28 июня 2017г.                                 г. Черкесск

 

Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

- К.А. Бабаев – заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

- С.М.Кумратов – начальник отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;

- А.А.Левченко – специалист-эксперт отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;

- А.А.Шебзухов – специалист 1 разряда отдела защиты конкуренции и контроля органов власти,

рассмотрев дело № 8 по признакам нарушения АО «Газпром газораспределение Черкесск» (КЧР, г. Черкесск,  ул. Кавказская, д. 126) п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выразившегося в бездействии по установлению транзитного тарифа на услуги по транспортировке газа в транзитном потоке в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 15.12.2009 № 411-э/7

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства является поступление из государственных органов, органов местного самоуправления материалов или поступление заявлений юридического или физического лица, указывающих на признаки нарушения антимонопольного законодательства.

14.04.2017г. в УФАС по КЧР поступила жалоба ОАО «Хабезский гипсовый завод» о нарушении со стороны АО «Газпром газораспределение Черкесск», выразившегося в бездействии по установлению транзитного тарифа на услуги по транспортировке газа в транзитном потоке в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 15.12.2009 № 411-э/7.

30 октября 2013 года между ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» и ОАО «Хабезский гипсовый завод» был заключен договор поставки газа в соответствии с которым поставщику производится оплата за газ, за снабженческо-сбытовые услуги и за транспортировку газа.

Заявитель считает, что цена за услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям определяется по тарифу, который не учитывает, что транспортировка газа осуществляется в транзитном потоке, т.е. применяемый тариф не учитывает фактической схемы расположения газораспределительных сетей от ГРО к конечному потребителю. Согласно фактическому расположению газораспределительные сети ГРО, непосредственно примыкающие к сетям ОАО «Хабезский гипсовый завод» составляет менее 20% от общей протяженности газораспределительных сетей от ГРО до ОАО «Хабезский гипсовый завод».

Приказом Федеральной службы по тарифам от 15.12.2009г. № 411-э/7 утверждены методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям. Согласно п.53 указанных методических указаний, в случае если протяженность транспортировки газа по газораспределительным сетям ГРО, чьи газопроводы непосредственно примыкают к сетям конечного потребителя (кроме населения и конечных потребителей с годовым объемом потребления газа свыше 500 млн. м3, транспортировка газа которым осуществляется по тупиковым газопроводам), составляет менее 100 метров и при этом отношение протяженности транспортировки газа по сетям данной ГРО к протяженности транспортировки газа по сетям конечного потребителя до газоиспользующего оборудования (средневзвешенной протяженности в случае транспортировки газа к нескольким точкам подключения сетей конечного потребителя к газораспределительным сетям) составляет менее 5%, то данная ГРО рассчитывает стоимость услуг за транспортировку газа данному конечному потребителю по установленному для нее транзитному тарифу.

Актом разграничения эксплуатационной ответственности от 30.07.2015г., составленным АО «Газпром газораспределение Черкесск» подтверждается технологическое присоединение подводящего газопровода потребителя к газопроводу ГРО и разграничение протяженности в общем транзитном потоке. Фактически транспортировка газа ОАО «Хабезский гипсовый завод» от АГРС а. Али-Бердуковский производится по сетям, принадлежащим ОАО «Хабезский гипсовый завод», протяженностью 1919 метров и сетям АО «Газпром газораспределение Черкесск», протяженностью 10 метров, непосредственно примыкающих к сетям потребителя, что также подтверждается письмом ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» от 20.06.2016 № 1-22/1996-СС.

ОАО «Хабезский гипсовый завод» направляло претензию в ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» и  АО «Газпром газораспределение Черкесск» с требованием начислять оплату за услуги по транспортировке для ОАО «Хабезский гипсовый завод» согласно тарифа на услугу по транспортировке газа в транзитном потоке, на что не последовало никакой реакции.

На обращение ОАО «Хабезский гипсовый завод» о правомерности применяемых тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям Федеральная антимонопольная служба России разъяснила, что поскольку протяженность газопровода, принадлежащего АО «Газпром газораспределение Черкесск», от ГРС до газопровода ОАО «Хабезский гипсовый завод» составляет 10 м, что составляет менее 5% от протяженности газопровода ОАО «Хабезский гипсовый завод» (1919 м.), то  в соответствии с пунктом 53 Приказа Федеральной службы по тарифам от 15.12.2009г. № 411-э/7 ОАО «Хабезский гипсовый завод» должно оплачивать услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям по тарифу на услуги по транспортировке газа в транзитном потоке. А до момента установления для ГРО транзитного тарифа расчет стоимости указанных услуг за транспортировку осуществляется по ранее установленному для данной ГРО тарифу на транспортировку для группы конечных потребителей, с минимальным коэффициентом удельной сложности обслуживания системы газоснабжения, пересчитанному на отношение фактической протяженности транспортировки газа в транзитном потоке к 100 километрам (п. 50 Методических указаний).

Согласно п.7 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ» (далее - Постановление) Федеральный орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) – ФАС России устанавливает тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям. В соответствии с п.16 раздела 5 Постановления государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в установленном порядке на основании заявлений организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и по инициативе регулирующих органов. Организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности, представляет в регулирующий орган заявление об установлении (изменении) цен (тарифов) с приложением всех необходимых материалов.

Из представленных материалов в рамках рассмотрения дела следует, что для пересмотра уровня тарифов на услуги по транспортировке природного газа по газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Черкесск» производит все необходимые расчеты и со всеми обосновывающими документами направляет их на согласование в ООО «Газпром межрегионгаз» с последующим направлением всех материалов в Главное управление КЧР по тарифам и ценам и в Федеральную антимонопольную службу России.

Затем орган исполнительной власти субъекта РФ – Главное управление КЧР по тарифам и ценам направляет в федеральный орган исполнительной власти – ФАС России заключение об обоснованности предложений организации, осуществляющей услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на территории КЧР - АО «Газпром газораспределение Черкесск», в отношении установления (изменения) цен (тарифов).

АО «Газпром газораспределение Черкесск» является юридическим лицом, одним из видов деятельности которого, является транспортировка и распределение газообразного топлива.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» транспортировка газа по трубопроводам отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Следовательно, АО «Газпром газораспределение Черкесск» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче природного газа и осуществляет технологическое присоединение потребителей к газораспределительным сетям в границах балансовой принадлежности газораспределительных сетей АО «Газпром газораспределение Черкесск».      

        Своим бездействием по установлению транзитного тарифа на услуги по транспортировке газа в транзитном потоке для ОАО «Хабезский гипсовый завод» АО «Газпром газораспределение Черкесск» нарушает п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия УФАС по КЧР,

 

РЕШИЛА

 

1. Признать АО «Газпром газораспределение Черкесск» (КЧР, г. Черкесск,  ул. Кавказская, д. 126) нарушившим п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

          2. Выдать АО «Газпром газораспределение Черкесск» (КЧР, г. Черкесск,  ул. Кавказская, д. 126) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства:

          2.1. установить транзитный тариф на услуги по транспортировке газа в транзитном потоке для ОАО «Хабезский гипсовый завод» в соответствии с п. 50 Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 15.12.2009 № 411-э/7.

         3. Материалы данного дела направить уполномоченному должностному лицу для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Председатель комиссии                                                   К.А.Бабаев

                      

          Члены комиссии                                                    С.М.Кумратов

                                                                                                                      

                                                                                           А.А.Левченко

                                                                                                                       

                                                                                          А.А.Шебзухов

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны