Решение б/н Решение в отношении ФГБУ туберкулезного санатория «Теберда» от 20 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №16

 

14.03.2017г.                                                                       г. Черкесск

    

        Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской     Республике по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС по КЧР) в составе:        

        Председателя Комиссии – А.С. Уракчиева –руководителя управления;

        Членов Комиссии:  К.А. Бабаева – зам. руководителя управления;

                                   - Г.П. Авраховой – зам. руководителя – начальника   

                                          отдела контроля закупок;

                                - Д.М. Керейтовой  – главного специалиста – эксперта   

                                         отдела  контроля закупок; 

                                   - Р.Х. Туркменовой – главного специалиста – эксперта  

                                          отдела контроля закупок; 

                                   - Ж.П. Немчиновой – специалиста – эксперта отдела

                                          контроля закупок                           

в присутствии заявителя ИП Б.Б.Н. (369210, КЧР, г. Теберда) (далее – Заявитель), в присутствии представителя  Федерального государственного бюджетного туберкулезного санатория «Теберда» Министерства здравоохранения РФ (далее – Заказчик) А.Г.А. по доверенности от 01.01.2017,  рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика (аукционной комиссии Заказчика) содержащие, по мнению Заявителя, признаки нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку продуктов питания, номер извещения 0379100000717000009 (далее - Аукцион) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации – www.zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

 В Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево - Черкесской Республике (далее – Карачаево – Черкесское УФАС) 06.03.2017г. поступила жалоба  Заявителя на действия Заказчика (аукционной комиссии Заказчика) при проведении Аукциона.

Заявитель указывает, что аукционная комиссия неправомерно отклонила его заявку по первой части, не допустив к участию в торгах. Заявка, по мнению Заявителя,была заполнена в соответствии с требованиями аукционной документации и нормами Закона о контрактной системе, все показатели и характеристики предложенного товара отвечают требованиям ГОСТа.

Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя по следующим основаниям. Заказчиком по закупаемым продуктам питания были установлены требования соответствующие требованиям Закона о контрактной системе и Госстандартов РФ и, по мнению Заказчика, указанные требования не вводят в заблуждение участников закупки. Участники закупки при подаче заявок выразили свое согласие с условиями документации. Заявителем не были приведены какие-либо доводы со ссылкой на нормы права, свидетельствующие об ограничении участников закупки. Заявителем в первой части заявки представлен лишь перечень продуктов по списку технического задания аукционной документации и перечень гостов, но при этом не указаны их конкретные показатели, что явилось основанием для отклонения его заявки. Таким образом, Заказчик считает, что требования аукционной документации не приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку они соответствуют нормам действующего законодательства.

  Комиссия УФАС по КЧР, изучив материалы дела, выслушав доводы сторон пришла к следующим выводам.

  14 февраля 2017г. в 19-30 часов Заказчиком в ЕИС было размещено извещение о проведении Аукциона. Объектом закупки является поставка продуктов питания, а именно: апельсины, бананы, яблоки, вафли, горошек консервированный, изюм, икра кабачковая, повидло, сок фруктовый, сухари панировочные.  Начальная (максимальная) цена контракта составляет 791 013 (семьсот девяносто одна тысяча тринадцать) рублей.

Аукционная документация утверждена  И.о. главного врача ФГБУ ТС «Теберда» Э.А.М.  Согласно приказу №16 от 12.01.2016  контрактным управляющим назначена  М.О.М.  Приказом №14 от 09.01.2017 создана единая комиссия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в составе: председателя Ч.З.С., секретаря М. О.М., членов комиссии: К.А.Б., А.С.М.,  Ф.Н.В., А.М.У., Ч.З.М.

1. По существу жалобы установлено следующее.

В соответствии  с требованием пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе  описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование».

         В соответствии с вышеуказанными требованиями закона в техническом задании аукционной документации Заказчиком установлены требования к поставляемым товарам. В пункте 3.1.1 Раздела 3 документации Заказчиком прописана инструкция по заполнению заявки.

Так, в соответствии с требованием части 1 статьи 66  Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе  должна содержать следующую информацию:

а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;

б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

         Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению заявок на участие в электронном аукционе №037910000071700009 от 28.02.2017 по окончании срока подачи заявок было подано 8 заявок от участников закупки. Допущен к участию в аукционе один участник с номером заявки 1. Остальным участникам с порядковыми номерами  заявок 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 отказано в допуске к участию в аукционе.

        Заявителю с номером заявки 2 отказано в допуске к участию в аукционе на  основании того, что первая часть заявки на участие в аукционе не содержит информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и не соответствует требованиям, установленным документацией об аукционе, а именно отсутствуют конкретные показатели соответствующие значениям установленным документацией об аукционе по всем позициям.

        В соответствии с требованием  части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

      Согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе  отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.

      Комиссия УФАС по КЧР изучив представленные документы, пришла к выводу, что Единая комиссия правомерно отказала Заявителю в допуске к участию в аукционе, т.к. в заявке под номером 2 перечислены наименования продуктов без указания конкретных показателей, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе.

     Таким образом, доводы Заявителя о неправомерном отказе в допуске к участию в аукционе являются необоснованными.        

2. При проведении внеплановой проверки размещенной закупки Комиссией УФАС по КЧР было установлены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе.

        2.1. В соответствии  с частью 3 статьи  96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Заказчик указал в п. 8.3 Информационной карты АД один из способов обеспечения исполнения контракта «залог денежных средств», который не предусмотрен вышеуказанной нормой закона, чем допустил нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.

        2.2. В соответствии с требованием подпункта «а» пункта 1 части 3  статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на поставку товара согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией; 2) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

В пункте 3.14 Информационной карты  АД Заказчиком указано «место происхождения товара», чем нарушен пункт 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

       2.3.  В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.

      Заказчиком в пункте 5 подпункта 3.1.4 части I Информационной карты  АД было установлено требование о предоставлении документов, подтверждающих право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьей 28 - 30 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.

      Федеральным законом от 04.06.2014 №140-ФЗ  в пункт 5 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе были внесены изменения, исключающие из данного пункта статью 30 Закона о контрактной системе.

      Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе  вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

       Заказчиком в пункте 2 подпункта 3.1.4 части I Информационной карты АД предусмотрено о предоставлении во второй части заявки декларации о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 – 5, 7-10 части 1 статьи 31 Закона, а также предусмотрено предоставление документа,  подтверждающего соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, или копии этих документов.

          Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

     Таким образом, установив требование о необходимости предоставления документов и информации, не предусмотренных частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе Заказчиком нарушена часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

           2.4.  В пунктах 2.3, 4.2 проекта  контракта  АД, в пункте 12.3 раздела 1 Общие требования АД  Заказчиком установлено право «Изменять количество и виды поставляемой продукции через перегруппировку товарных единиц в рамках  спецификации  без изменений общей цены контракта» …».  

 Данное условие  не соответствует требованиям  статьи 34 Закона о контрактной системе  и предполагает  возможность изменения  предмета контракта. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе «Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой участника закупки». Таким образом, Заказчиком допущено нарушение  части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.

          2.5.  В пункте 4.3.9 проекта контракта АД указано «Соблюдать минимальный остаточный срок реализации пищевых продуктов на поставляемые, в том числе скоропортящиеся пищевые продукты, который должен составлять не менее 80% от срока реализации, указанного  в сопроводительных документах». В общей части документации  этот срок указан – 6 месяцев, в техническом задании указаны иные сроки. Подобное установление срока годности товаров вводит в заблуждение участников закупки и не позволяет определить необходимый Заказчику срок годности продуктов. Также и в пункте 2.4  проекта контракта указаны некорректные сроки – «Оплата за продукты, поставляемые в декабре  текущего финансового года,  производится на основании счета, выставленного в срок не позднее 25 декабря текущего финансового года», в то время как срок   исполнения контракта 31.05.2017г.

Так, согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" при разработке новых пищевых продуктов, материалов и изделий, новых технологических процессов их изготовления, упаковки, хранения, перевозок и реализации индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны, в частности, устанавливать сроки годности таких пищевых продуктов, материалов и изделий.

Учитывая, что требования заказчиков об остаточном сроке годности продуктов питания, выраженные в процентах, могут повлечь за собой установление неравных условий для производителей продуктов питания, ограничение конкуренции и количества участников закупок, остаточный срок годности таких товаров, установленный в документации о закупках государственными и муниципальными заказчиками, должен быть обоснован и определен конкретным периодом (например, в годах, месяцах, днях), в течение которого продукты питания сохраняют свою пригодность, либо конкретной датой, до которой указанные товары сохраняют свою пригодность для использования по назначению.

Данная позиция также отражена в письме Министерства экономического развития от 9 июня 2016 г. N ОГ-Д28-7243.

Таким образом, установив в проекте контракта АД остаточный срок реализации товара на момент поставки не менее 80%,  Заказчик нарушил требования  пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

      2.6. Согласно части  3 статьи 14 Закона № 44-ФЗ  в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заказчик установил в пункте 1.9 части 1 информационной карты  «Условия, запреты, ограничения»,  в соответствии  с требованиями статьи 14 Федерального закона  от 05.04.2013г. № 44-ФЗ,  приказом Минэкономразвития от 25.03.2014г. №155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановление Правительства РФ от 22.08.2016г. №832 «Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно  спецификации закупаемых товаров,  только часть продуктов  входит в перечень, установленный  приказом №155. Согласно подпункту а) пункта 8 данного приказа  в данном случае он не применяется. В перечень, утвержденный постановлением Правительства №832, закупаемые продукты не подпадают. Следовательно, Заказчиком установлены  избыточные требования по запретам и ограничениям,  чем нарушена часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.

      2.7.В пункте 9.2 раздела 9 «Требования к техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам товара»  Заказчиком установлена  ссылка на приказ  Министерства сельского хозяйства  РФ от 17.07.2014 № 281 «Об утверждении Правил организации работы по оформлению  ветеринарных сопроводительных документов и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде», который в настоящий момент утратил силу.

Таким образом, вышеуказанные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

           На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,  

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП Б.Б.Н. необоснованной.

          2. Признать Заказчика нарушившим  часть 3 статьи 14,  пункт 1 части 1 статьи 33,  часть 1 статьи 34,  пункт 1 части 3 статьи 66, часть 6 статьи 66, часть  3 статьи 96 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику не выдавать, т.к. выдано ранее по делу №13 от 14.03.2017.

4. Передать материалы дела №16 от 14.03.2017г. должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия

 

                  Председатель Комиссии                                   А.С. Уракчиев

                    Члены Комиссии                                             К.А. Бабаев

                                                                                              Г.П. Аврахова

 

                                                                                              Д.М. Керейтова

                                                                                              Р.Х. Туркменова

                                                                                              Ж.П. Немчинова

Связанные организации

Связанные организации не указаны