РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ по делу №03-02/03-2017

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
15.02.2017
Управление:
Карельское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль рекламы
Номер дела:
№ №03-02/03-2017

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 

<…> – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

<…>- начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;

<…>– ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;

рассмотрев дело № 03-02/03-2017, возбужденное в отношении ООО «РИА «Ваш город» (ОГРН 1121031000089 ИНН 1004016405, юр.адрес:<…>) и ООО «Окей» (ОГРН 1111031000860, ИНН1004016243 юр.адрес:<…>) по признакам нарушения статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») по факту распространения в рекламно-информационной газете «Город Костомукша (выпуск от 13.10.2016 №38 (219) рекламы ресторана «Окей», в отсутствии надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела заявителя, представителей ООО «РИА «Ваш город» и ООО «Окей»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Карельское УФАС России поступило обращение <…>вх. от 18.11.2016 №5128) с жалобой на нарушение ФЗ «О рекламе» в рекламе «Ресторан «Окей» бульвар Лазарева, д.2 пн-чт, вс с 11 до 00, пт-сб с 11-18, с 19 до 03. Тех перерыв с 18-19. С октября новое меню в домашнем ресторане «ОКЕЙ» каждый заказанный вами банкет будет сопровождаться музыкальным исполнением <…>. Доставка блюд европейской и японской кухни ежедневно с 11.00 до 22.00. <…>okey-kosta.ru», размещенной в рекламно-информационной газете «Город Костомукша» (выпуск от 13.10.2016 №38 (219) стр. 7).

По результатам рассмотрения заявления Определением от 17.01.2017 «О возбуждении дела №03-02/03-2017 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» было возбуждено настоящее дело и назначено к рассмотрению на 08.02.2017 в 11 часов 00 минут.

До начала рассмотрения дела в Карельское УФАС России поступили пояснения директора ООО «РИА «Ваш город» (вх.30.01.2017 №505) и директора ООО «Окей» (вх. от 31.01.2017 №512), из которых следует, что ООО «РИА «Ваш город» и ООО «Окей» признают факт нарушения.

Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.

Рассмотрев материалы дела, проанализировав нормативные-правовые акты комиссией установлено следующее.

В пункте 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу пункта 2 этой же статьи под объектом рекламирования понимается товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей (пункта 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе»).

Согласно статье 8 ФЗ «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Рассматриваемый информационный блок полностью соответствует понятию рекламы, поскольку является информацией, адресованной неопределенному кругу лиц, размещенной в СМИ и направленной на привлечение внимания к реализуемой продукции: блюда европейской и японской кухни, а также услугам по ее доставке.

В силу пунктов 2, 3 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара). Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи товара по образцам или договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица.

Аналогичные положения содержатся в Законе РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей). Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами. Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора (пункты 1, 2 статьи 26.1 Закона о защите прав потребителей).

Пунктом 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 №612 (далее - Правила), определено, что продажа товаров дистанционным способом - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Согласно пункту 20 Правил договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

Таким образом, отличительным признаком договора купли-продажи дистанционным способом является отсутствие прямого непосредственного контакта потребителем с товаром либо его образцом до заключения договора и в момент заключения договора по средствам получения предварительного сообщения по телефону о намерении покупателя приобрести товар; момент такого договора не ставиться в зависимость от момента оплаты товара и выдачи чека, но определяется моментом сообщения покупателем продавцу своего намерения приобрести товар.

Объектом рекламирования в рекламе, размещенной в СМИ - рекламно-информационной газете «Город Костомукша» (выпуск 38(219) от 13.10.2016), являются товары (готовая еда европейской и японской кухни которую можно заказать по телефону 8-921-016-65-16) при дистанционном способе их продажи. В свою очередь в данной рекламе отсутствуют сведения о продавце указанных товаров (наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица), что говорит о признаках нарушения статьи 8 ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований статьи 8 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель и рекламораспространитель.

Рекламодателем, согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламораспространителем, согласно пункту 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе», является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно предоставленным ООО «Рекламно-информационное агентство «ВАШ Город» данным, указанная выше реклама была размещена в газете по договору №2 от 01.05.2012, (далее – Договор), заключенному между ООО «Рекламно-информационное агентство «ВАШ Город» и ООО «Окей».

Исходя из пунктов 5, 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе», а также исходя из указанного выше Договора ООО «Окей» является рекламодателем указанной выше рекламы, ООО «Рекламно-информационное агентство «ВАШ Город» - рекламораспространителем.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу следующего содержания: «Ресторан «Окей» бульвар Лазарева, д.2 пн-чт, вс с 11 до 00, пт-сб с 11-18, с 19 до 03. Тех перерыв с 18-19. С октября новое меню в домашнем ресторане «ОКЕЙ» каждый заказанный вами банкет будет сопровождаться музыкальным исполнением <…>. Доставка блюд европейской и японской кухни ежедневно с 11.00 до 22.00. <…>okey-kosta.ru», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования статьи 8 ФЗ «О рекламе».

2. Признать ООО «Окей» - рекламодателя и ООО РИА «Ваш город» - рекламораспространителя, нарушившими требования статьи 8 ФЗ «О рекламе».

3. ООО РИА «Ваш город» и ООО «Окей» выдать предписание о прекращении нарушения статьи 8 ФЗ «О рекламе».

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении рекламодателя и рекламораспространителя указанной рекламы – ООО «Окей» и ООО РИА «Ваш город».

Решение антимонопольного органа может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, если арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

<…>– заместитель руководителя Карельского УФАС России, председатель Комиссии;

<…>– начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;

<…>– ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;

на основании решения от 14.02.2017 по делу №03-02/03-2017 о признании рекламы следующего содержания: «Ресторан «Окей» бульвар Лазарева, д.2 пн-чт, вс с 11 до 00, пт-сб с 11-18, с 19 до 03. Тех перерыв с 18-19. С октября новое меню в домашнем ресторане «ОКЕЙ» каждый заказанный вами банкет будет сопровождаться музыкальным исполнением <…>. Доставка блюд европейской и японской кухни ежедневно с 11.00 до 22.00. <…>okey-kosta.ru», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»).

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ООО «Окей» прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно требований статьи 8 ФЗ «О рекламе» путем указания в рекламе продажи товара дистанционным способом сведений о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
  2. ООО «Окей» в течение 3 дней со дня получения данного предписания предоставить в Карельское УФАС России документы, свидетельствующие об исполнении пункта 1 настоящего предписания.

 

В случае невыполнения в установленный срок Предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе в силу пункта 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет за собой административную ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.