Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела № 03-02/06-2018 по признакам ... от 17 февраля 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПредседатель Комиссии Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Бабкин Константин Евгеньевич – заместитель руководителя Карельского УФАС России, рассмотрев материалы по факту размещения сети «Интернет» рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
УСТАНОВИЛ:
В Карельское УФАС России поступила жалоба физического лица о ненадлежащей рекламе юридической компании «БРАНТОВА» (далее также компания), размещенной в сети интернет по адресу: http://brantowa.ru.
По мнению заявителя, в рекламе присутствует не соответствующая действительности информация о количестве выигранных дел за последние 1,5 года – «>300 дел Выиграно за последние полтора года»; о прибыли, которую сохранили и получили клиенты компании – «>25 млн Сохранили и получили клиенты»; о стоимости услуг ниже чем у других юридических компаний – «Цены в среднем на 30% ниже, чем у других юридических компаний»; о рекламе несуществующей юридической компании «Брантова»; об опыте ее работы – «>10 лет опыта в юридической сфере».
Заявление представлено в соответствии с требованиями пунктов 3.6-3.9 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (утв. приказом ФАС России от 23 ноября 2012 года № 711/12).
При рассмотрении заявления Карельским УФАС России осуществлен осмотр интернет-страницы по адресу: http://brantowa.ru, где размещена информация следующего характера: «>300 дел Выиграно за последние полтора года»; «>25 млн Сохранили и получили клиенты»; «Цены в среднем на 30% ниже, чем у других юридических компаний».
Отвечая на запрос Управления от 12 января 2018 года № 03-01/183/58, «…», действующая по доверенности от 08 декабря 2017 года № 10 АА 0687713 в интересах ИП Брантова П.С., в письме от 18 января 2018 года (вх. от 19 января 2018 года № 205) пояснила следующее.
Деятельность юридической компании «БРАНТОВА» осуществляет ИП Брантов Павел Сергеевич (ОРГНИП: 304100122900157; ИНН: 100114246000; дата регистрации: 16 августа 2004 года).
Представитель ИП Брантова П.С. полагает, что в силу Федерального закона от 13 июня 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») вся указанная на сайте компании информация содержит сведения о проведенных исследованиях по результатам рассмотренных дел и является справочно – информационной и аналитической, не имеющей в качестве основной цели продвижения товара на рынке и не являющейся социальной рекламой.
Из предоставленных представителем ИП Брантова П.С. пояснений следует, что утверждение «>300 дел Выиграно за последние полтора года» основано на анализе проведенных компанией бесплатных консультаций, после которых возникшие у клиентов споры были урегулированы в досудебном порядке.
При этом перечень выигранных судебных дел, с указанием по каждому номера дела, чьи интересы представлялись юридической компанией «БРАНТОВА» не предоставлен, по причине того, что компания не ведет дела «под ключ», и не участвует в судебных заседаниях, а для клиентов это разовая услуга, не предполагающая предоставление судебных решений.
Кроме того, компания сообщила, что сумма, которая указана в утверждении «>25 млн Сохранили и получили клиенты» выведена при анализе дел, самые значимые из которых по кредитным вопросам и диагностике договоров с недвижимостью.
Относительно утверждения о том, что «Цены в среднем на 30% ниже, чем у других юридических компаний» представитель ИП Брантова П.С. пояснила, что компанией путем звонков и опросов был проведен анализ цен конкурентов, которым выявлено завышение цены на 30% и выше на территории г. Петрозаводска.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 2 ФЗ «О рекламе» настоящий закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.
Вместе с тем квалификация материала как рекламного либо информационного не зависит от способа его распространения (в сети Интернет), а определяется манерой представления и назначения такой информации. Так, в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителей о деятельности организации или реализуемых товарах, сколько на выделение определенных товаров или самой организации среди однородных товаров, организаций, такая информация может быть признана рекламой.
Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – это товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Обозначенная рекламная информация не может рассматриваться в качестве справочно-информационного материала, поскольку полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», является публичной, формирует интерес неопределенного круга лиц к юридической компании «БРАНТОВА» и к оказываемым ею юридическим услугам, являющимися объектом рекламирования.
По определению пункта 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе», ненадлежащая реклама – это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В силу пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» определено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 08 октября 2012 года № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» необходимо исходить из того, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами (услугами) должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной, как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
Из данных разъяснений следует, что заявление о преимуществах, в том числе, с использованием сравнительной формулировки «Цены ниже», должно иметь документальное и фактическое обоснование.
В рекламе юридической компании «БРАНТОВА» неясно, относительно какой юридической услуги производилось сравнение цен.
Вышеуказанная реклама юридической компании «БРАНТОВА» формирует у потребителя представление о том, что оказывающая юридические услуги компания предлагает более выгодные условия в сравнении с иными организациями, оказывающими аналогичные услуги. При этом в рекламе отсутствует указание на наличие у рекламодателя критериев для сравнения, которые могли бы подтвердить спорные утверждения.
Следует отметить, что объективного подтверждения указания юридической компанией «БРАНТОВА» в рекламе сведений о количестве выигранных дел, о денежных средствах сохраненных и полученных клиентами благодаря деятельности компании, равно как и подтверждения преимущества в цене на юридические услуги в материалы расследования не предоставлено.
Таким образом, указанная реклама содержит не соответствующие действительности сведения, размещенные на интернет-странице по адресу: http://brantowa.ru, а именно: «>300 дел Выиграно за последние полтора года»; «>25 млн Сохранили и получили клиенты»; «Цены в среднем на 30% ниже, чем у других юридических компаний», что указывает на признаки нарушения пунктов 1, 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Согласно статье 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 2-8 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.
Рекламодателем согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Исходя из пункта 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ИП Брантов Павел Сергеевич (ОРГНИП: 304100122900157; ИНН: 100114246000; дата регистрации: 16 августа 2004 года) является рекламодателем указанной выше рекламы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктом 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу № 03-02/06-2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- ИП Брантов Павел Сергеевич (ОРГНИП: 304100122900157; ИНН: 100114246000; дата регистрации: 16 августа 2004 года);
заявитель:
- Иванова О.А. (ул. М. Горького, д. 15, кв. 8, г. Кондопога, РК).
3. Назначить дело № 03-02/06-2018 к рассмотрению на 12 марта 2018 года в 11 часов 30 минут по адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 1-А, каб. 518.
4. ИП Брантову П.С. до 02 марта 2018 года (включительно) представить следующие сведения (в надлежаще заверенных копиях): прайс-лист о стоимости оказанных услуг и с видом оказанных услуг; письменные пояснения по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе, со ссылкой на нормативные правовые акты; иную имеющуюся информацию и документы, которые могут способствовать принятию всестороннего, полного и объективного решения по данному делу (за исключением ранее представленной).
Явка лиц для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна. При себе иметь документы, удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия на представление интересов юридического лица в органах государственной власти по данному делу.
Предупредить лиц, участвующих в рассматриваемом деле, что отказ или несвоевременное направление государственному органу сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, а равно представление таких сведений в неполном объёме или искажённом виде, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей (ч.6 ст. 19.8 КоАП РФ).