Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 03-02/06-2018 от 27 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-02/06-2018

 

23.03.2018                                                                                                  г. Петрозаводск

 

Резолютивная часть решения объявлена 12.03.2018

Решение изготовлено в полном объеме 23.03.2018

 

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 

Бабкин К.Е. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Суслова Е.П.  – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;

Сальникова Е.С. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член Комиссии,

рассмотрев дело № 03-02/06-2018, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя Брантова Павла Сергеевича (ОРГНИП: 304100122900157; ИНН: 100114246000; дата регистрации: 16 августа 2004 года; далее – ИП Брантов П.С.) по признакам нарушения пунктов 1, 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») в присутствии представителя ИП Брантова П.С. – «…» (по доверенности от «…»), в отсутствие заявительницы, надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Карельское УФАС России поступила жалоба физического лица о ненадлежащей рекламе юридической компании «БРАНТОВА» (далее также компания), размещенной в сети интернет по адресу: http://brantowa.ru.

По мнению заявителя, в рекламе присутствует не соответствующая действительности информация о количестве выигранных дел за последние 1,5 года – «>300 дел Выиграно за последние полтора года»; о прибыли, которую сохранили и получили клиенты компании – «>25 млн Сохранили и получили клиенты»; о стоимости услуг ниже чем у других юридических компаний – «Цены в среднем на 30% ниже, чем у других юридических компаний»; о рекламе несуществующей юридической компании «БРАНТОВА»; об опыте ее работы – «>10 лет опыта в юридической сфере».

При рассмотрении заявления Карельским УФАС России осуществлен осмотр интернет-страницы по адресу: http://brantowa.ru, где размещена информация следующего характера: «>300 дел Выиграно за последние полтора года»; «>25 млн Сохранили и получили клиенты»; «Цены в среднем на 30% ниже, чем у других юридических компаний».

Отвечая на запрос Управления от 12.01.2018 № 03-01/183/58, «…», действующая по доверенности от 08.12.2017 № 10 АА 0687713 в интересах ИП Брантова П.С., в письме от 18.01.2018 (вх. от 19.01.2018 № 205) пояснила следующее.

Деятельность юридической компании «БРАНТОВА» осуществляет ИП Брантов Павел Сергеевич (ОРГНИП: 304100122900157; ИНН: 100114246000; дата регистрации: 16.08.2004).

Представитель ИП Брантова П.С. полагает, что в силу ФЗ «О рекламе» вся указанная на сайте компании информация содержит сведения о проведенных исследованиях по результатам рассмотренных дел и является справочно – информационной и аналитической, не имеющей в качестве основной цели продвижения товара на рынке и не являющейся социальной рекламой. 

Из предоставленных представителем ИП Брантова П.С. пояснений следует, что утверждение «>300 дел Выиграно за последние полтора года» основано на анализе проведенных компанией бесплатных консультаций, после которых возникшие у клиентов споры были урегулированы в досудебном порядке.

При этом перечень выигранных судебных дел, с указанием по каждому номера дела, чьи интересы представлялись юридической компанией «БРАНТОВА» не предоставлен, по причине того, что компания не ведет дела «под ключ», и не участвует в судебных заседаниях, а для клиентов это разовая услуга, не предполагающая предоставление судебных решений.

Кроме того, компания сообщила, что сумма, которая указана в утверждении «>25 млн Сохранили и получили клиенты» выведена при анализе дел, самые значимые из которых по кредитным вопросам и диагностике договоров с недвижимостью.

Относительно утверждения о том, что «Цены в среднем на 30% ниже, чем у других юридических компаний» представитель ИП Брантова П.С. пояснила, что компанией путем звонков и опросов был проведен анализ цен конкурентов, которым выявлено завышение цены на 30% и выше на территории                                  г. Петрозаводска.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 2 ФЗ «О рекламе» настоящий закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

Вместе с тем квалификация материала как рекламного либо информационного не зависит от способа его распространения (в сети Интернет), а определяется манерой представления и назначения такой информации. Так, в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителей о деятельности организации или реализуемых товарах, сколько на выделение определенных товаров или самой организации среди однородных товаров, организаций, такая информация может быть признана рекламой.

По результатам рассмотрения заявления определением от 14.02.2018 «О возбуждении дела № 03-02/06-2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» было возбуждено настоящее дело в отношении ИП Брантова П.С. и назначено к рассмотрению на 12.03.2018 в 11 часов 30 минут.

С письмом от 01.03.2018 (вх. от 01.03.2018 № 1067) представитель предпринимателя предоставила копию прайса – цен на юридические услуги ИП Брантова П.С. по состоянию на 01.08.2016, а также изложила доводы аналогичные ранее предоставленным в материалы расследования, указав о принадлежности, размещенной на официальном сайте юридической компании «БРАНТОВА» информации к справочно – информационным и аналитическим материалам.

На заседании Комиссии представитель предпринимателя «…». факт нарушения пунктов 1, 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не признала, поддержав доводы изложенные ранее, при этом сообщила, что рассматриваемая информация адресована определенному кругу лиц, желающему воспользоваться конкретной услугой.

Кроме того, «…», ссылаясь на письмо ФАС России от 28.08.2015 № АК/45828/15 «О рекламе в сети Интернет» полагает, что рассматриваемая информация не является рекламой, ее размещение обусловлено информированием о хозяйственной деятельности юридической компании «БРАНТОВА».

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения ответчика, Комиссия пришла к следующим выводам.

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

В силу пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – это товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Кроме того, для признания информации носящей аналитический, обзорный характер или справочный характер должен соблюдаться ряд требований, сформированный многочисленной судебной практикой и практикой антимонопольного органа. В частности, если информирование читателя о состоянии определенного товарного рынка является специализированной целью средства массовой информации, о совокупности товаров рассказывается в повествовательной (как позитивной, так и негативной) манере, не выделяются на общем фоне конкретные продукты, а наоборот проводится аналитическое сравнение и выборка, такая информация может быть признана не рекламой.

Аналитический материал по своей сути представляет информационный блок, состоящий из описания исследования какого-либо факта, процесса, явления путем логических приемов, обоснованных выводов и прогнозов, характерный для совокупности товаров. При этом такой материал содержит в себе направленность на обзор опыта либо исторического развития сегмента, но не конкретного субъекта, в частности, с использованием приемов анализа и верифицированного сравнения.

Рассматриваемая реклама распространялась в сети Интернет на сайте юридической компании «БРАНТОВА» с открытым доступом, а равно была доступна неопределенному круга лиц-потребителей рекламы. Каких-либо ограничений по кругу лиц-потребителей рекламы, Комиссией Карельского УФАС России не установлено.

В данном конкретном деле, рассматриваемый материал не содержит в себе какого-либо аналитического материала применительно к выше обозначенной позиции.

Таким образом рассматриваемая реклама в силу статьи 3 ФЗ «О рекламе» является рекламой так как является публичной, формирует интерес неопределенного круга лиц к юридической компании «БРАНТОВА» и к оказываемым ею юридическим услугам, являющимися объектом рекламирования, а следовательно, не может рассматриваться в качестве справочно – информационного и аналитического материала.

Необходимо также отметить, что в письме ФАС России от 28.08.2015                № АК/45828/15 «О рекламе в сети Интернет», на которое ссылается «…»., антимонопольный орган указал, что не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров или на страницах в социальных сетях производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или страницы в социальной сети о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т.п. В том числе не является рекламой информация о скидках или проводимых акциях, размещенная на сайтах, на которых аккумулируются и предлагаются различные купоны или билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой. Следовательно, на такую информацию положения ФЗ «О рекламе» не распространяются.

Однако в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров (например, всплывающий баннер), такая информация может быть признана рекламой.

В данном случае, размещенная на странице в сети интернет по адресу: http://brantowa.ru информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному объекту рекламирования - к оказываемым юридической компанией «БРАНТОВА» юридическим услугам.

При этом рассматриваемая информация ни коим образом не относится к информации о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией.

По определению пункта 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе», ненадлежащая реклама – это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» определено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» необходимо исходить из того, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами (услугами) должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной, как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Из данных разъяснений следует, что заявление о преимуществах, в том числе, с использованием сравнительной формулировки «Цены ниже», должно иметь документальное и фактическое обоснование.

В рекламе юридической компании «БРАНТОВА» неясно, относительно какой юридической услуги производилось сравнение цен.

Вышеуказанная реклама юридической компании «БРАНТОВА» формирует у потребителя представление о том, что оказывающая юридические услуги компания предлагает более выгодные условия в сравнении с иными организациями, оказывающими аналогичные услуги. При этом в рекламе отсутствует указание на наличие у рекламодателя критериев для сравнения, которые могли бы подтвердить спорные утверждения.

Следует отметить, что объективного подтверждения указания юридической компанией «БРАНТОВА» в рекламе сведений о количестве выигранных дел, о денежных средствах сохраненных и полученных клиентами благодаря деятельности компании, равно как и подтверждения преимущества в цене на юридические услуги в материалы дела не предоставлено.

В целях выявления общественного мнения, определения восприятия спорной рекламы широкими массами лиц-потребителей рекламы относительно наличия либо отсутствия в спорной рекламе не соответствующие действительности сведения, на официальном сайте Карельского УФАС России в сети Интернет по адресу http://karelia.fas.gov.ru в период с 06.03.2018 по 21.03.2018 был проведен опрос (сведения о закрытии опроса и его результатах от 21.03.2018 в виде скриншотов имеются в материалах дела).

Перед аудиторией был поставлен следующий вопрос: «Вызывает ли у Вас утверждение «>300 дел Выиграно за последние полтора года», размещенное на сайте юридической фирмы, ассоциации именно с количеством выигранных судебных дел?» и предложены следующие варианты ответа: «Да», «Нет».

Согласно данному опросу на момент рассмотрения настоящего дела в 11 часов 30 минут 12.03.2018 у 9 респондентов из 10 проголосовавших (90%) рассматриваемое в опросе утверждение ассоциируется именно с количеством выигранных судебных дел юридической фирмы.

На момент закрытия опроса 21.03.2018 в 15 часов 31 минуту у 15 респондентов из 24 проголосовавших (63%) рассматриваемое в опросе утверждение ассоциируется именно с количеством выигранных судебных дел юридической фирмы.

На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что указанная реклама содержит не соответствующие действительности сведения, размещенные на интернет-странице по адресу: http://brantowa.ru, а именно: «>300 дел Выиграно за последние полтора года»; «>25 млн Сохранили и получили клиенты»; «Цены в среднем на 30% ниже, чем у других юридических компаний», что является нарушением пунктов 1, 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 2-8 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

Рекламодателем согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из пункта 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ИП Брантов Павел Сергеевич (ОРГНИП: 304100122900157; ИНН: 100114246000; дата регистрации: 16.08.2004) является рекламодателем указанной выше рекламы.

 

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу, размещенную на интернет-странице по адресу: http://brantowa.ru, содержащую не соответствующие действительности сведения следующего содержания: «>300 дел Выиграно за последние полтора года»; «>25 млн Сохранили и получили клиенты»; «Цены в среднем на 30% ниже, чем у других юридических компаний» ненадлежащей; действия ИП Брантова П.С. нарушающими пункты 1, 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. ИП Брантову П.С. выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение антимонопольного органа может быть оспорено в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

23 марта 2018 года                                                                                    г. Петрозаводск

 

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 

Бабкин К.Е.

- заместитель руководителя управления, председатель комиссии;

Суслова Е.П.

- главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;

Сальникова Е.С

- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член комиссии;

 

на основании решения от 23 марта 2018 года по делу № 03-0206-2018 о признании рекламы размещенной на интернет-странице по адресу: http://brantowa.ru, содержащей не соответствующие действительности сведения следующего содержания: «>300 дел Выиграно за последние полтора года»; «>25 млн Сохранили и получили клиенты»; «Цены в среднем на 30% ниже, чем у других юридических компаний» ненадлежащей; действия индивидуального предпринимателя Брантова Павла Сергеевича (ОРГНИП: 304100122900157; ИНН: 100114246000; дата регистрации: 16 августа 2004 года; далее – ИП Брантов П.С.) нарушающими пункты 1, 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),      

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ИП Брантову П.С. прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, требований пункты 1, 2 части 3 статьи 5ФЗ «О рекламе», путем удаления с интернет – страницы по адресу: http://brantowa.ru рекламы, признанной по решению комиссии Карельского УФАС России ненадлежащей.
  2. ИП Брантову П.С. в течение 5 дней со дня получения данного предписания предоставить в Карельское УФАС России документы, свидетельствующие об исполнении пункта 1 настоящего предписания.

 

В случае невыполнения в установленный срок Предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе в силу пункта 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет за собой административную ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны