Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела № 03-02/30-2017 по признак... от 12 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Председатель комиссии Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе <…> – заместитель руководителя Карельского УФАС России, рассмотрев материалы по факту распространения на территории городов Барнаула, Смоленска, Ижевска, Орел, Петрозаводска листовок, содержащих информацию о проведении процедуры коллективной поверки индивидуальных приборов учета воды, содержащих признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Карельского УФАС России из Алтайского краевого, Смоленского и Удмуртского УФАС России, а также из Управления Роспотребнадзора Республике Карелия поступили обращения<…>. (вх. от 28.07.2017 №3682), <…>. (вх. от 09.08.2017 №3837), <…>. (вх. от 11.08.2017 №3876) и <…>. (вх. от 23.08.2017 №4012) о распространении листовок с информацией о необходимости проведения метрологической поверки, а также о необходимости оборудования квартир приборами учета воды. Кроме того, Орловское УФАС России в письме от 07.09.2017 №3803/02 (вх. от 08.09.2017 №4280), также сообщило о распространении в г. Орел аналогичных листовок.

Заявители ставят под сомнение правомерность действий организации, называющей себя «Единая Городская служба по учету водоснабжения» и предлагающей свои услуги в навязчивой форме, указывают на введение потребителей в заблуждение.

К заявлениям приложены идентичные листовки (за исключением, даты, исходящего номера информационного уведомления и номеров телефонов: 60-71-66 (г. Барнаул), 67-06-74 (г. Смоленск), 48-84-00 (г. Орел), 57-61-65 (г. Ижевск) и 63-77-07 (г. Петрозаводск), выполненные следующим образом: в левом верхнем углу имеется изображение многоэтажных домов; в правом верхнем углу указано Повторное извещение, рядом размещена стрелка вниз; под указанной надписью размещена имитация штрих-кода, под которой указано: Исходящий номер <...>   от 01.06.2017 (в листовках, распространенных в г. Барнауле и г. Ижевске), 1707 от 01.07.2017 (в листовках- в г. Смоленске), 1708 от 01.08.2017 (в листовке - в г. Орел), 1709 от 01.09.2017 (в листовках - в г. Петрозаводске); в центре размещены реквизиты и наименования нормативных документов: Федеральный закон от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (ред. от 27.02.2017) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Текст извещения начинается с обращения «Уважаемый собственник жилого помещения!», далее по тексту: «Доводим до Вашего сведения, что приборы учета воды, установленные в Вашей квартире, имеют межповерочный интервал и нуждаются в обязательной метрологической поверке, без проведения которой приборы считаются непригодными для водопотребления.

На основании этого обращаем Ваше внимание на утвержденный график проведения коллективной поверки приборов учета воды в Вашем доме: работы по поверке будут проводиться с 13 июня по 13 июля 2017 года (в листовках, распространенных в г. Барнауле), с 19 июня по 19 июля 2017 года (в листовках – г. Ижевск), с 17 июля по 17 августа 2017 года (в листовках – г. Смоленск), с 14 августа по 14 сентября 2017 года (в листовках – г. Орел) и с 01 сентября по 30 сентября 2017 года (в листовках – г. Петрозаводска). В целях соблюдения нормативов пользования приборами учета воды и дальнейшей эксплуатации, предлагаем Вам обратиться для оформления заявки на процедуру поверки по телефону 60-71-66 (г. Барнаул), 67-06-74 (г. Смоленск), 48-84-00 (г. Орел), 57-61-65 (г. Ижевск) и 63-77-07 (г. Петрозаводск).

Напоминаем Вам, что согласно Федеральному закону от 26.06.2008г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а также Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011г. №354, индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую поверку, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления.

Таким образом, во избежание начисления платы за потребление воды по общему нормативу, а также в целях соблюдения требований Федерального Закона, Вам необходимо согласовать дату и время процедуры поверки приборов учета воды (в случае истечения межповерочного интервала) по 60-71-66 (г. Барнаул), 67-06-74 (г. Смоленск), 48-84-00 (г. Орел), 57-61-65 (г. Ижевск) и 63-77-07 (г. Петрозаводск). Обращаем ваше внимание, что данное уведомление является ПОВТОРНЫМ!»

Далее извещение в левом нижнем углу подписано «С уважением, Администрация Единой городской службы по учету водоснабжения», в правом нижнем углу имеется оттиск печати, в центре которой указано «Единая городская служба по учету водоснабжения», по кругу- Федеральный закон №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» *Барнаул*/ *Смоленск*/ *Ижевск*/ *Орел*/ *Петрозаводск*/.

При этом вышеуказанные листовки, распространяемые в г. Барнауле и г. Перми оформлены с использованием элементов, сходных с элементами, применяемыми при оформлении уведомлений жилищно-коммунальными службами, а именно: штрих-код, ссылки на федеральные законы, обращение к собственникам.

Согласно документам, полученным в ходе проводимых расследований по указанным заявлениям, установлено, что номера телефонов 60-71-66 (г. Барнаул), 67-06-74 (г. Смоленск), 48-84-00 (г. Орел), 57-61-65 (г. Ижевск) и 63-77-07 (г. Петрозаводск) ПАО «МТС» выделило ИП 2<>. Последний в свою очередь, исполняет обязательства на обработку входящих вызовов, в рамках договора на оказание услуг call-центра от 23.05.2017, заключенного с индивидуальным предпринимателем 1<>.

Установлено, что ИП 1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 04.03.2014 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску. Предметом деятельности ИП 1 является производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем кондиционирования воздуха (код ОКВЭД 43.22).

Следует отметить, что Карельским УФАС России 16.05.2016 и 15.05.2017 уже рассматривались дела №03-02/10-2016 и 03-02/12-2017 (соответственно), возбужденные по факту распространения рекламы в виде листовок с информацией о необходимости проведения метрологической поверки индивидуальных приборов учета воды, а также о проведении коллективного оснащения квартир многоквартирных домов индивидуальными приборами учета в отношении ИП 1 Представленные в материалы дела №03-02/12-2017 листовки были идентичны по содержанию с вышеприведенными листовками. Кроме того, в листовках, распространяемых в тот период в г. Петрозаводске был указан для подачи заявок номер телефона 63-77-07, т.е. аналогичный номеру телефона, указанному в рассматриваемых в настоящее время листовке, предоставленной с заявлением  (заявителя4).

Исследовав материалы расследования, можно сделать следующий выводы.

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.06.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе») определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация:

- публично распространена в печатном виде (листовки-извещения) по почтовым ящикам подъездов многоквартирных жилых домов в городах Барнауле, Смоленске, г. Орел, Ижевске и Петрозаводске;

- предназначена для неопределенного круга лиц;

- преследует цели информирования: обращения внимания на услуги по поверке приборов учета воды, а также на лицо, оказывающее эти услуги – «Единая городская служба по учету водоснабжения»;

- направлена на продвижение данных услуг на рынке.

Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 ФЗ «О рекламе», поэтому является рекламой.

В силу части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Недостоверной является реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или продавце рекламируемого товара (пункт 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»).

В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Из текста рассматриваемой рекламы следует, что потребитель, позвонив по номерам телефонов 60-71-66 (г. Барнаул), 67-06-74 (г. Смоленск), 48-84-00 (г. Орел), 57-61-65 (г. Ижевск) и 63-77-07 (г. Петрозаводск), может воспользоваться услугами по поверке приборов учета воды, которые оказывает «Единая городская служба по учету водоснабжения».

Согласно части 1 статьи 1538 ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.

Однако, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 64 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №5, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 № 29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», исключительное право использования коммерческого обозначения на основании пункта 1 статьи 1539 ГК РФ принадлежит правообладателю, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

В данном случае предполагается, что наименование «Единая городская служба по учету водоснабжения» в рекламных листовках использовано в качестве коммерческого обозначения лица, предлагающего свои услуги по поверке приборов учета воды.

Вместе с тем использование в листовках указанного коммерческого обозначения может вводить потребителей в заблуждение относительно действительного исполнителя услуг (ИП 1), в связи с отсутствуем в них соответствующей информации.

Кроме того, рассматриваемые рекламные листовки содержат информацию: «… обращаем ваше внимание на утвержденный график проведения коллективной поверки…», «… работы по поверке будут производиться с … по …», «… Вам необходимо согласовать дату и время процедуры проведения поверки приборов учета воды (в случае истечения межповерочного интервала) по телефону….», «обращаем ваше внимание, что данное <…>. и <…>.содержит несколько смысловых значений слова «коллективный»: 1. Свойственный коллективу. 2. Общий, совместный, производимый коллективом. 3. Предназначенный для коллектива.

Таким образом, использованные в листовках сочетания слов, а именно: «Единая Городская служба по учету водоснабжения», «коллективная поверка приборов учета воды», , «Вам необходимо»; «обращаем ваше внимание, что данное уведомление является ПОВТОРНЫМ» графическое исполнение листовки, сходное с платёжными документами – квитанциями на оплату жилищно-коммунальных услуг; ссылки на нормативно-правовые акты Российской Федерации, использование в качестве подписи «Администрация Единой городской службы по учету водоснабжения» и оттиска печати в совокупности понимаются потребителями рекламы как официальное уведомление о проведении службой городов Барнаула, Смоленска, Ижевска, Орел, Петрозаводска коллективного (предназначенного для всех) мероприятия по поверке счетчиков воды, носящее обязательный характер.

Кроме того, из текста рекламных листовок не следует, что лицо, предлагающее услуги по поверке приборов учета воды, не оказывает их лично, а может предложить только услуги посредника при получении услуги по поверке прибора учета воды.

Такая форма и содержание рекламы может вводить в заблуждение потребителей рекламы относительно исполнителя услуг, формировать у потребителей рекламы неверное мнение по поводу организации, производящей поверку счетчиков воды, а также срочности и необходимости такой поверки только у Единой городской службы по учету водоснабжения, а отсутствие в тексте рекламы указания на непосредственного исполнителя (ИП 1) искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы и свидетельствует о наличии признаков нарушения требований пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе.

С учетом вышеизложенного и в понимании пунктов 5, 6 и 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ИП 1 является рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем вышеуказанной информации.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктом 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить производство по делу №03-02/30-2017 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

заявители:

- заявитель 1;

- заявитель 2;

- заявитель 3;

- заявитель 4;

лицо, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- ИП 1<>;

3. Назначить дело № 03-02/30-2017 к рассмотрению на 25 октября 2017 года в 11 часов 00 минут по адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 1-А, каб. 518.

4. ИП 1 до 20 октября 2017 года (включительно) представить следующие сведения (в надлежаще заверенных копиях):

- письменные пояснения по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе, со ссылкой на нормативно-правовые акты;

- сведения об оказании ИП 1 услуг по поверке и/или установке индивидуальных приборов учета воды на территории городов: Барнаула, Смоленска, Ижевска, Петрозаводска и Орла в 2017 году;

- копии договоров (иных документов), заключенных с третьими лицами на оказание услуг по распространению на территории городов Ижевска и Орла извещений рекламного характера о проводимой в домах поверке приборов учета воды и необходимости согласования даты и времени их поверки с указанием наименования «Единой городской службы по учету водоснабжения» и номеров телефонов  670-674 (г. Смоленск), 60-71-66 (г. Барнаул), 63-77-07 (г. Петрозаводск), 57-61-65 (г. Ижевск), 48-84-00 (г. Орел), либо указание на то, что их распространение осуществлялось собственными силами;

- правовое обоснование указания на извещениях/информационных уведомлениях наименования «Единой городской службы по учету водоснабжения» с приложением подтверждающих документов;

- копии договоров, заключенных с гражданами на оказание услуг по установке (замене) приборов учета и договоров на оказание услуги по поверке приборов учета воды за 2017 год на территории городов Барнаула, Смоленска, Петрозаводска, Ижевска и Орла и/или др. населенных пунктов Алтайского края, Удмуртской Республики, Республики Карелия, Смоленской и Орловской областей (с разбивкой по городам/населенным пунктам);

- копии договоров на выполнение работ (оказание услуг) по поверке приборов учета, заключенных с аккредитованными учреждениями, организациями на поверку приборов учета в г. Барнауле /Алтайском крае, г. Смоленске/ Смоленской области, г.Петрозаводске/Республике Карелия, г. Ижевске/Удмуртской Республики, г.Орле/Орловской области;

- иные сведения (информация), способные оказать влияние на результат рассматриваемого заявления.

Явка ИП 1 для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна. При себе иметь документы удостоверяющие личность.

Предупредить лиц, участвующих в рассматриваемом деле, что отказ или несвоевременное направление государственному органу сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, а равно представление таких сведений в неполном объёме или искажённом виде, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей (ч.6 ст. 19.8 КоАП РФ).

Связанные организации

Связанные организации не указаны