Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №03-02/31-2017 от 27 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

****– заместитель руководителя управления Карельского УФАС России, председатель комиссии;

***. - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член комиссии;

***. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член комиссии;

рассмотрев дело №03-02/31-2017, возбужденное в отношении ООО «Северная торговая компания» (ИНН 1001304148, ОГРН 1151001015923, юр.адрес: ***) по признакам нарушения пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе», Закон), в отсутствие надлежащим образом уведомленного о дате, месте и времени рассмотрения дела заявителя и в присутствии представителя по доверенности ООО «Северная торговая компания» <> (доверенность от 10.10.2017 №91),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России поступило обращение <> (вх. от 03.08.2017 №3759) о распространении несоответствующей действительности рекламы «о распродаже всего ЦСК со скидками до 80 %», размещенной на рекламных конструкциях в г. Петрозаводске, нарушающей требования ФЗ «О рекламе», поскольку она вводит потребителей в заблуждение.

Так, из заявления следует, что заявитель, обратившись в один из гипермаркетов ЦСК, узнал, что скидки до 80 % установлены на товары, не пользующиеся спросом.

07.08.2017 сотрудниками отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы произведен осмотр ряда наружных реклам, размещенных в г. Петрозаводске на рекламных конструкциях, в том числе расположенной в центре зеленой зоны на Верхнем Чапаевском кольце при движении по Лесному проспекту от здания №49 к зданию №47 (гипермаркет «Сигма») о чем составлены акты. Так, на рекламной конструкции по указанному адресу была размещена следующая реклама: «Распродажа всего ЦСК до 80% с 14.07 по 13.08», внизу в правом нижнем углу мелким шрифтом, (читаемым только при увеличении на компьютере или при подходе непосредственно к рекламной конструкции) указано: «акция действительна до 13.08.2017, количество ограничено, подробности в гипермаркетах».

С целью установления владельца, в том числе вышеуказанной рекламной конструкции был направлен запрос в адрес Администрации Петрозаводского городского округа (далее также Администрация).

В ответ на запрос Карельского УФАС России от 09.08.2017 №03-01/79/3003 Администрация в письме от 15.08.2017 №1.1.1-26-1052-0 (вх. от 16.08.2017 №3934) сообщила, что договоры аренды земельных участков на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в районе транспортной развязки ул. Чапаева и пр. Лесной отсутствуют.  При этом Администрация предоставила копии разрешений (№444 от 10.08.2007 и №445 от 10.08.2007), выданных ООО «Линия» на распространение наружной рекламы на рекламной конструкции по адресу: г. Петрозаводск, ул. Чапаева-  пр. Лесной (в районе транспортной развязки).

В свою очередь, ООО «Линия» (ИНН 1001133615, основной вид деятельности – деятельность рекламных агентств), отвечая на запрос Карельского УФАС России от 18.08.2017 №03-01/79/3097, с письмом от 30.08.2017 (вх. от 30.08.2017 №4132) предоставило копию договора от 26.06.2017 №17/21 об оказании рекламных услуг, заключенного между ООО «Линия» в лице генерального директора <>  (исполнитель) и ООО «Северная торговая компания» в лице генерального директора <> (заказчик). Из указанного договора следует, что исполнитель предоставляет заказчику услуги по размещению рекламно-информационных материалов на рекламных конструкциях согласно приложению №1 к договору, в котором указан адрес расположения рекламной конструкции (г. Петрозаводск, кольцо пр. Лесной ул. Чапаева, сторона №Р-000А1).

Кроме того, ООО «Линия» предоставило копию акта от 31.07.2017 №289, подписанного директором ООО «Северная торговая компания», свидетельствующего об оказании ООО «Линия» услуг по размещению в период с 01.07.2017 по 31.07.2017 рекламных материалов ООО «Северная торговая компания» на рекламной конструкции по адресу: г. Петрозаводск, кольцо пр. Лесной ул. Чапаева, сторона А1.

Установлено, что ООО «Северная торговая компания» (ИНН 1001304148) зарегистрировано 18.12.2015, учредителем общества является <>, директор – <>, основной вид деятельности- торговля розничная скобяными изделиями, лакокрасочными материалами и стеклом в специализированных магазинах.

В адрес ООО «Северная торговая компания» Управлением также направлен запрос информации письмом от 31.08.2017 №03-01/79/3262, однако, указанное письмо Обществом не получено.

По результатам рассмотрения указанных материалов, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и с пунктом 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 №508 (далее –Правила) определением от 03.10.2017 «О возбуждении дела №03-02/31-2017 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» было возбуждено настоящее дело и назначено к рассмотрению на 02.11.2017. В качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, к участию в рассмотрении дела привлечено ООО «Северная торговая компания».

В силу пункта 4 названного определения ООО «Северная торговая компания» в письме от 27.10.2017 №147 (вх. №5016) сообщило, что рассматриваемая реклама была разработана собственными силами и изготовлена по заказу общества ООО «Вывеска», в подтверждение изложенного к письму приложены макеты, согласованные ООО «Северная торговая компания», копия договора, заключенного с ООО «Вывеска» от 24.08.2017 №1162 и акты выполненных работ. Кроме того, из пояснений общества следует, что приказом от 15.06.2017 №25 было определено снизить цены на все товары, реализуемые в период с 14.07 по 13.08.2017, установив скидки согласно приложению №1 к приказу, из которого следует, что скидки составляли от 3 до 80 %.

На основании пункта 3.47 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденного приказом ФАС России от 23 ноября 2012 года №711/12 (далее - Административный регламент) и пункта 34 Правил срок рассмотрение дела был продлен и его рассмотрение отложено на 11 часов 00 минут 11.12.2017.

В рамках рассмотрения дела определением от 02.11.2017 «Об отложении рассмотрения дела №03-02/31-2017 и продлении срока его рассмотрения» была запрошена дополнительная информация (документы) у ООО «Северная торговая компания», а также направлены дополнительные запросы в адрес ООО «Центральная строительная база Карелия», ООО «Евродом», ООО «Строймакс», ООО «ТРАСТСТРОЙ-ПТЗ», ООО «Формат плюс» и филиал ФГБУ «ФКП Росреестра».

Запрошенную информацию ООО «Северная торговая компания», ООО «Центральная строительная база Карелия», ООО «Евродом» и филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» предоставили в установленный срок.

Исследовав и оценив все имеющиеся в деле документы, комиссия Карельского УФАС России приходит к следующему.

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация:

- публично распространена на рекламной конструкции в г. Петрозаводске;

- предназначена для неопределенного круга лиц;

- преследует цели информирования: обращение внимания на товары, реализуемые в гипермаркетах ЦСК (строительные материалы);

- направлена на продвижение товаров на рынке.

Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 ФЗ «О рекламе», поэтому является рекламой.

В силу части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Недостоверной является реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара (пункт 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»).

В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рассматриваемой рекламе в первую очередь обращает на себя внимание такое словосочетание как «распродажа всего ЦСК…»  далее по тексту «скидка до 80%» с трудночитаемой пометкой в нижнем углу «акция действительна до 13.08.2017 кол-во товара ограничено подробности в гипермаркетах ЦСК», ознакомившись с которыми потребитель может сделать вывод о том, что во всех гипермаркетах ЦСК в указанный период можно приобрести любой товар со скидкой до 80 %.

Для признания рекламы ненадлежащей комиссия рассмотрела вопрос о том, какое значение в современном русском языке придается слову «всего».

Согласно Викисловарю (в сети Интернет) слово «всего» имеет значение - в общей сложности, итого. При этом происходит оно от слова «весь».

Кроме того, «Распродажа» — это реализация какого-либо товара по сниженным ценам; организованный процесс снижения цен на товары разных категорий, целью которого является освобождение складских и торговых площадей для поступления нового товара (ru.wikipedia.org). А также согласно энциклопедическому словарю Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. - 1890-1907 «Распродажа» весьма употребительный в торговом мире способ скорейшего сбыта товаров по удешевленным ценам вследствие прекращения или перемещения торговли, или по другим причинам.

При этом из заявления следует, что далеко не весь товар в указанный в рекламе период реализовывался со скидками до 80%.

Следует отметить, что с целью осуществления анализа потребительского мнения о добросовестности/не добросовестности или достоверности /не достоверности рассматриваемой рекламы Карельским УФАС России на официальном сайте был размещен опросник, посвященный данной рекламе, по результатам которого можно отметить следующее.

На вопрос: «Ознакомившись с вышеприведенной рекламой воспринимаете ли Вы данную информацию, как возможность приобрести в период с 14.07. по 13.08 2017 в гипермаркетах ЦСК весь ассортимент товаров со скидкой до 80 %?» ответило 93 респондента, из которых 73 человека (78%) согласились с тем, что информация в рассматриваемой рекламе воспринимается как возможность приобрести в гипермаркетах ЦСК весь ассортимент товаров со скидкой до 80 %.

Отвечая на вопрос «в период проведения указанной в рекламе акции (с 14.07. по 13.08 2017) посещали ли Вы гипермаркеты ЦСК в г. Петрозаводске?» 41 человек из 63 проголосовавших (64%) сообщили о своем посещении гипермаркетов ЦСК в указанный период.

31 человек из 59 проголосовавших сообщили, что ими в период с 14.07. по 13.08 2017 приобретались товары в гипермаркетах ЦСК г. Петрозаводска. При этом 52 из 56 отвечающих на вопрос: «В случае посещения в период с 14.07. по 13.08.2017 гипермаркетах ЦСК удалось ли Вам приобрести желаемый товар со скидкой до 80%?» указали, что они не смогли приобрести желаемый товар с заявленными в рекламе скидками.

Кроме того, 34 респондента из 63 проголосовавших сообщили, что при покупке какого-либо товара в гипермаркетах ЦСК в период с 14.07. по 13.08.2017 получили отказ в предоставлении скидки.

Таким образом, использованное в рекламе сочетание слов «распродажа всего ЦСК…» «…скидка до 80%» с трудночитаемой пометкой в нижнем углу «акция действительна до 13.08.2017 кол-во товара ограничено подробности в гипермаркетах ЦСК» понимаются потребителями рекламы как возможность приобрести в гипермаркетах ЦСК все товары со скидкой до 80 %.

Необходимо обратить внимание также на тот факт, что на сайте «ЦСК» (www.c-s-k.ru) указаны адреса трех гипермаркетов с наименованием «ЦСК», располагающихся по следующим адресам г. Петрозаводска: ул. Попова, 7, ул. Заводская, 4, ул. Правды, 4 (скриншот страницы с сайта ЦСК от 22.11.2017). Аналогичная информация указана в рекламных газетах ЦСК, распространяемых в гипермаркетах ЦСК (приобщены к материалам дела).

Сотрудниками Карельского УФАС России были осуществлены выезды по указанным адресам и произведен осмотр вывесок, располагающихся около входа в соответствующие гипермаркеты ЦСК. Информация, имеющаяся на указанных вывесках зафиксирована на фотографиях, приложенных к оформленным по результатам осмотра актам от 28.11.2017. 

Так, при осмотре установлено, что в гипермаркете ЦСК на ул. Попова, 7 деятельность в гипермаркете ЦСК осуществляет ООО «Северная торговая компания» адрес: 185014, г. Петрозаводск, ул. Попова, 7. Почтовый адрес: 185014, г. Петрозаводск, ул. Попова, 7 ИНН/КПП 1001304148/100101001; в гипермаркете ЦСК, расположенном по адресу: г. Петрозаводск, ул. Правды, д. 4 - ООО «Евродом», юридический адрес: 185005, г. Петрозаводск, ул. Правды, 4, Почтовый адрес: 185005, г. Петрозаводск, ул. Правды, 4. ИНН/КПП 1001290047/100101001; в гипермаркете ЦСК, расположенном по адресу: г. Петрозаводск, ул. Заводская, д. 4 - ООО «Строймакс», юридический адрес: 185007, г. Петрозаводск, ул. Шотмана, 30. ИНН 1001294250.

Отвечая на запрос Карельского УФАС России от 29.11.2017 №03-02/31-2017/4421 ООО «Евродом» в письме от 11.12.2017 (вх. №5714) подтвердило, что торговую деятельность осуществляет в помещениях, арендуемых у ЗАО «Республиканская ордена «Знака Почета» типография им П.Ф. Анохина», расположенных по адресу: ул. Правды, 4, г. Петрозаводск (договор аренды от 01.01.2017 №01/2017). При этом ООО «Евродом» сообщило, что остальную запрошенную управлением информацию о ценах, акциях, действующих в период с 14.07 по 13.08.2017 предоставить не может, поскольку такая информация в программе хранится 60 дней, уточнив при этом, что рассматриваемую рекламу Общество не заказывало и не размещало, при этом акции по распродаже товаров проводятся обществом регулярно. Однако документы, свидетельствующие о проведении акций в период с 14.07. по 13.08.2017, ООО «Евродом» не предоставило.

ООО «Строймакс» на момент рассмотрения дела корреспонденцию, направленную Карельским УФАС России, не получило.

В свою очередь ООО «Северная торговая компания», с письмом от 17.11.2017 б/н (вх. от 20.11.2017 №5412) сообщило, что реализует свой товар в арендуемых у ООО «Центральная строительная база Карелии» помещениях, расположенных по адресу: ул. Попова, 7, г. Петрозаводск (договор аренды от 12.12.2016). Кроме того, представитель ООО «Северная торговая компания», отвечая на вопрос комиссии, подтвердила, что в других гипермаркетах ЦСК, расположенных по адресам: ул. Заводская, 4 и ул. Правды, 4, Общество торговую деятельность не ведет, при этом обратив внимание комиссии на тот факт, что ООО «Северная торговая компания» в указанный в рекламе период действительно реализовывало весь ассортимент товаров по скидкам, доходящим до 80%.

Следует отметить, что по информации ООО «Центральная строительная база Карелии», предоставленной в письме от 05.12.2017 б/н (вх. от 05.12.2017 №5641), помещения по адресу: ул. Попова, 7 сдаются обществом в аренду для ведения розничной торговли помимо ООО «Северная торговая компания» еще следующим лицам:

- ООО «ТРАСТСТРОЙ-ПТЗ» (по договору аренды от 12.12.2016 предметом договора являются помещения магазина по вышеуказанному адресу, помещение каркасно-тентовой конструкции «Фестиваль», контейнерная площадка. Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности общества является торговля розничная скобяными изделиями, лакокрасочными материалами и стеклом в специализированных магазинах (код по ОКВЭД ОК 029-2017 - 47.52), директор и учредитель общества <>);

- ИП <> (по договору аренды от 12.12.2016 предметом договора являются помещения магазина по вышеуказанному адресу. Согласно выписке из ЕГРИП основным видом деятельности ИП является торговля розничная скобяными изделиями, лакокрасочными материалами и стеклом в специализированных магазинах (код по ОКВЭД ОК 029-2017 - 47.52));

- ИП <> (по договору аренды от 12.12.2016 предметом договора являются помещения магазина по вышеуказанному адресу и помещения офиса. Согласно выписке из ЕГРИП основным видом деятельности общества является торговля розничная скобяными изделиями, лакокрасочными материалами и стеклом в специализированных магазинах (код по ОКВЭД ОК 029-2017 - 47.52));

- ИП <> (по договору аренды от 01.01.2017 предметом договора является земельный участок по вышеуказанному адресу для размещения киоска (павильона) для розничной продажи выпечных изделий и напитков. Согласно выписке из ЕГРИП основным видом деятельности ИП является деятельность ресторанов и услуг по доставке продуктов (код по ОКВЭД ОК 029-2017 – 56.10));

- ООО «Формат плюс» (по договору аренды от 12.12.2016 предметом договора являются помещения магазина, офиса и склада по вышеуказанному адресу. Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности общества является торговля розничная строительными материалами, не включенными в другие группировки, в специализированных магазинах (код по ОКВЭД ОК 029-2017 - 47.52.7)).

Таким образом, в гипермаркете ЦСК, расположенном по адресу: ул. Попова, 7, помимо ООО «Северная торговая компания» осуществляют торговую деятельность иные лица, основной вид деятельности которых согласно ЕГРЮЛ и ЕГРИП схож или аналогичен виду деятельности, осуществляемому Обществом. При этом документы, свидетельствующие о проведении в гипермаркете ЦСК на ул. Попова, 7 вышеперечисленными лицами в период с 14.07. по 13.08.2017 аналогичной акции, проводимой ООО «Северная торговая компания» в материалы дела не представлены.

Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что в рассматриваемой рекламе «Распродажа всего ЦСК до 80% с 14.07 по 13.08», внизу в правом нижнем углу мелким шрифтом «акция действительна до 13.08.2017, количество ограничено, подробности в гипермаркетах» отсутствует информация как о лице проводящем данную акцию, в частности об ООО «Северная торговая компания», так и о том, что товар по таким скидкам можно приобрести только в гипермаркете ЦСК, расположенном по адресу: ул. Попова, 7, г. Петрозаводск.

Таким образом, с учетом вышеизложенного такая форма и содержание рекламы «распродажа всего ЦСК..» может вводить в заблуждение потребителей рекламы относительно цены товаров, реализуемых в период с 14.07. по 13.08.2017 в гипермаркетах ЦСК, как расположенных по адресам: ул. Заводская, 4 и ул. Правды, 4, так и в расположенном по адресу: ул. Попова, 7, поскольку в магазине по данному адресу осуществляет розничную торговлю не только ООО «Северная торговая компания», но и другие лица, возможно не проводящие в указанный в рекламе период аналогичные акции.

При этом в связи с отсутствием в рекламе существенной информации о лице, реализующем товар по акции и об адресе ее проведения (конкретный из трех гипермаркетов) такое содержание рекламы может формировать у потребителей неверное мнение по данным вопросам, а, следовательно, вводить в заблуждение потребителей рекламы.

При этом заявитель и другие потребители, участвующие в опросе, подтвердили, что не все товары ЦСК реализовывались по аукционным ценам.

Необходимо отметить, что представитель ООО «Северная торговая компания» на заседании комиссии по настоящему делу 11.12.2017 признала вину Общества по факту распространения ненадлежащей рекламы, в связи с отсутствием в ней существенной информации, что, в том числе влечет не верное формирование мнения потребителей о цене на все товары, реализуемые в гипермаркетах ЦСК.

В связи с чем указанные факты свидетельствуют о наличии нарушения требований пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе.

С учетом вышеизложенного и в понимании пунктов 5 и 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ООО «Северная торговая компания» является рекламодателем и рекламораспространителем вышеуказанной рекламы.

Ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 4 частью 3 и частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил, комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Северная торговая компания» следующего содержания: «Распродажа всего ЦСК до 80% с 14.07 по 13.08»; «акция действительна до 13.08.2017, количество ограничено, подробности в гипермаркетах», размещенную на рекламной конструкции по адресу г. Петрозаводск, ул. Чапаева-  пр. Лесной (в районе транспортной развязки), поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Признать ООО «Северная торговая компания» рекламодателя рекламы, нарушающим требования пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

3. Предписание о прекращении нарушения требования пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в связи с разовым характером распространения указанной рекламы не выдавать.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение антимонопольного органа может быть оспорено в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны