Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ по делу от 12 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

*** – заместитель руководителя управления Карельского УФАС России, председатель комиссии;

*** - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член комиссии;

*** – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член комиссии,

рассмотрев дело №03-02/36-2018, возбужденное в отношении следующих лиц:

- ИП *** (ИНН ***; ОГРНИП ***; адрес регистрации: <>; далее - ИП ***.);

- ИП ***(ИНН ***; ОГРНИП *** зарегстр. 07.08.2017;<>;

- ООО «Первая энергосберегающая компания» (ИНН 1001314869, ОГРН 1161001061594, зарегистрировано 11.10.2016, адрес регистрации: наб. Варкауса, д. 9, корп. 4, кв. 6, г. Петрозаводск),

 по факту распространения на территории Российской Федерации и в частности на территории городов Оренбурга, Ижевска, Ярославля, Петрозаводска, Чебоксар, Смоленска, Улан-Удэ, Ростова-на-Дону, Перми, Калуги, Кургана, Березники рекламных извещений о поверке приборов учета воды с признаками нарушения пункта 20 части 3 и части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), признала необходимым выделить из данного дела в особое производство дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ИП *** и в отношении ИП ***., в отсутствие надлежащим образом уведомленных заявителей, ИП ***., ИП *** и представителя ООО «Первая энергосберегающая компания»,

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России поступили обращения физических лиц из Оренбургского УФАС России с письмом от 12.07.2018 №7022 (вх. от 12.07.2018 №3333), Удмуртского УФАС России с письмами от 20.07.2018 №ЕС01-17-04/51672 (вх. от 23.07.2018 №3458) и от 16.08.2018 №АА01-17-04/5861э (вх. от 20.08.2018 №3854), Ярославского УФАС России  с письмом от 10.08.2018 №8764/04-02 (вх. от 10.08.2018 №3731), Бурятского УФАС России с письмом от 10.08.2018 №05-27/3905 (вх. от 21.08.2018 №3883), Администрации Петрозаводского городского округа с письмом от 07.08.2018 №5.2.3.13-87-и (вх. от 14.08.2018 №3775), Чувашского УФАС России с письмом от 31.08.2018 №78404-13/6231 (вх. от 04.09.2018 №4176), Пермского УФАС России с письмом от 10.09.2018 №10351-18 (вх. от 11.09.2018 №4270), а также заявления <> (вх. от 06.08.2018 №3655), <> от 02.02.2018 (поступило с письмом Прокуратуры РК от 16.07.2018 №7р-2018 вх. 24.07.2018 №3506), <> (вх. от 07.08.2018 №3697), Совета МКД №54 по ул. З.Яковлевой г. Чебоксары от 12.08.208 №ДК-54/193 (вх. от 13.08.2018 №3757 и от 21.08.2018 №3885), <> от 14.08.2018 (вх. от 15.08.2018 №3785), <> от 27.08.2018 (вх. от 28.08.2018 №4000, от 06.07.2018 №4200), <> от 08.09.2018 (вх. от 10.09.2017 №4228), <> от 03.09.2018 (вх. от 03.09.2018 №4126) о распространении в июле-августе  2018 года от имени «Городского Центра Учета Водопотребления»  и в сентября 2018 года от имени «Единая городская служба по учету водоснабжения» извещений рекламного характера о необходимости согласования даты и времени процедуры поверки  приборов учета воды по телефонам: 8(3532) 97-41-41 (г. Оренбург), 8 (3412) 57-61-65 (г. Ижевск), 8 (4852) 33-33-11 (г. Ярославль), 8 (8142) 63-77-07 (г. Петрозаводск), 8(8352) 22-85-89 (г. Чебоксары), 8 (4812) 670-674 (г. Смоленск), 8-983-438-38-46 (г. Улан-Удэ), 8 (863) 311-22-30 (г. Ростов-на-Дону), 8(342) 203-11-60 (г. Пермь), со ссылками на нормативные правовые акты и с таблицей расчетов стоимости коммунальных услуг  по нормативам.

Заявители ставят под сомнение правомерность действий организаций, называющей себя «Городской Центр Учета Водопотребления» и «Единая городская служба по учету водоснабжения», предлагающих свои услуги в навязчивой форме, указывают на введение потребителей в заблуждение.

К вышеперечисленным заявлениям были приложены идентичные извещения двух видов.

Так, в городах Оренбурге, Смоленске, Петрозаводске, Чебоксарах, Ярославле, Улан-Уде, Ижевске, Ростове-на-Дону и Перми распространялись извещения датированные июлем, августом 2018 года, следующего вида и содержания.

 В указанных извещениях, распространяемых в вышеперечисленных городах, отличались даты, исходящие номера информационных уведомлений, периоды проведения поверок и номера телефонов.

Кроме того, к заявлениям жителей г. Петрозаводска, поступившим в адрес Управления, были приложены извещения, датированные сентябрем 2018 года, распространяемые от имени «Единая городская служба по учету водоснабжения», следующего вида и содержания:  

При этом все вышеуказанные извещения оформлены с использованием элементов, сходных с элементами, применяемыми при оформлении извещений/ квитанций жилищно-коммунальными службами, а именно: штрих-код, ссылки на федеральные законы, обращение к плательщикам, размещение таблицы, имитирующей расчетную таблицу по тарифам, размещаемую в квитанциях.

Согласно документам, имеющимся в Карельском УФАС России и  приложенным к заявлениям, номера телефонов: 8(3532) 97-41-41 (г. Оренбург), 8 (3412) 57-61-65 (г. Ижевск), 8 (4852) 33-33-11 (г. Ярославль), 8 (8142) 63-77-07 (г. Петрозаводск), 8(8352) 22-85-89 (г. Чебоксары), 8 (4812) 670-674 (г. Смоленск), 8-983-438-38-46 (г. Улан-Удэ), 8 (863) 311-22-30 (г. Ростов-на-Дону), 8(342) 203-11-60 (г. Пермь) ПАО «МТС» выделило ИП *** (с 10.07.2018 изменил фамилию на ***, ИНН***; ОГРНИП 317100100009096 зарегстр. 07.08.2017; адрес: <>, 185030, далее – ИП ***.).

При этом согласно выписке из ЕГРИП основным видом деятельности ИП *** является производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем кондиционирования воздуха (код ОКВЭД 43.22).

Кроме того, необходимо отметить, что Карельским УФАС России в рамках дела №03-02/30-2017 уже рассматривалась реклама в виде извещений, распространяемая от имени «Единой городской службы по учету водоснабжения» с аналогичным текстом, но оформленных иначе, при этом в листовках были указаны те же номера телефонов, которые указаны в новых извещениях.  В частности, из текста ранее рассматриваемой рекламы следовало, что потребитель, позвонив по номерам телефонов 60-71-66 (г. Барнаул), 67-06-74 (г. Смоленск), 63-77-07 (г. Петрозаводск) и 203-11-60 (г. Пермь), может воспользоваться услугами по поверке приборов учета воды, которые оказывает «Единая городская служба по учету водоснабжения».

В рамках рассмотрения дела №03-02/30-2017 было установлено, что перечисленные номера телефонов выделены ИП ***. (в настоящее время ИП ***), который в свою очередь, исполняет обязательства по обработке входящих вызовов по всем вышеуказанным номерам телефонов, в рамках договора на оказание услуг call-центра от 23.05.2017, заключенного с индивидуальным предпринимателем ***(ИНН ***; ОГРНИП ***; адрес регистрации: <>; далее - ИП ***

Помимо дела №03-02/30-2017 Карельским УФАС России 16.05.2016 и 15.05.2017 рассмотрены дела №03-02/10-2016 и 03-02/12-2017 (соответственно), возбужденные по факту распространения рекламы в виде листовок (извещений) с информацией о необходимости проведения метрологической поверки индивидуальных приборов учета воды, а также о проведении коллективного оснащения квартир многоквартирных домов индивидуальными приборами учета в отношении ИП ***. Представленные в материалы дела №03-02/12-2017 извещения были схожи по содержанию с рассматриваемыми извещениями (использование штрих кода, ссылки на нормативные документы, наименование организации указанной на извещениях). Также, в извещениях, распространяемых в тот период в г. Петрозаводске, был указан для подачи заявок номер телефона 63-77-07, т.е. аналогичный номеру телефона, указанному в рассматриваемых в настоящее время извещениях. При этом в рамках дела № 03-02/10-2016 ИП Калачев И.Д. признавал себя в качестве рекламодателя и рекламораспространителя схожих по содержанию извещений.

Кроме того, Карельским УФАС России решениями от 10.04.2018 по делу №03-02/02-2018 и от 20.07.2018 по делу №03-02/16-2018 реклама, распространяемая по многоквартирным домам городов Хабаровска, Благовещенска, Барнаула, Смоленска, Архангельска, Мурманска, Улан-Уде, Перми, Ярославля, Ростова-на-Дону, Краснодара, Сыктывкара, Твери, Петрозаводска и другим в виде извещений с информацией о необходимости проведения метрологической поверки индивидуальных приборов учета воды, со ссылками на нормативные правовые акты, признана ненадлежащей. При этом рекламодателями и рекламораспространителями указанных рекламных извещений признаны ИП ***. (он же ***.) и ИП ***

Установлено, что ИП ***. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 04.03.2014 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Петрозаводску. Предметом деятельности ИП ***. является производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем кондиционирования воздуха (код ОКВЭД 43.22).

Таким образом, по результатам рассмотрения вышеизложенных материалов, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и с пунктом 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 №508 (далее – Правила) определением от 12.09.2018 «О возбуждении дела №03-02/36-2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» было возбуждено настоящее дело и назначено к рассмотрению на 11.10.2018. К участию в рассмотрении дела в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, привлечены ИП *** и ИП ***

В соответствии с пунктами 4 и 5 названного определения ИП *** и ИП ***надлежало в срок до 05.10.2018 предоставить в адрес Карельского УФАС России ряд пояснений и документов по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе, со ссылкой на нормативные правовые акты.

В назначенные для рассмотрения настоящего дела дату и время ИП *** и ИП ***. не явились, запрошенные документы в адрес Управления не поступили.

Комиссия при рассмотрении настоящего дела 11.10.2018 приобщила к материалам дела заявления физических лиц, свидетельствующие о фактах распространения от имени «Единая городская служба по учету водоснабжения» рекламных извещений, аналогичных рассматриваемым в рамках настоящего дела, в городах Кургане, Калуге, Хабаровске, Ярославле и Перми.

При этом территориальными управлениями с письмами были приложены материалы расследований, из которых следует, что номера телефонов 8(3522) 55-483 (г. Курган), 8(4842) 28-12-55 (г. Калуга), 8 (4212) 20-20-51 (г. Хабаровск), 8 (4852)33-33-11 (г. Ярославль) и 8(342) 203-11-60 (г. Пермь) ПАО «МТС» выделены ООО «Первая энергосберегающая компания».

Необходимо отметить, что к материалам расследования Калужского УФАС России приложена также аудиозапись и распечатка телефонного разговора сотрудника антимонопольного органа и представителя ООО «Первая энергосберегающая компания», из которого следует, что рекламодателем, рекламораспространителем, рассматриваемых в рамках настоящего дела извещений может быть данное общество.

Кроме того, комиссия отметила, что отвечая на запрос Карельского УФАС России от 21.09.2018 №03-02/36-2018/3720 ПАО «МТС» в письме от 08.10.2018 №с310/00401п (вх. от 08.10.2018 №4706) сообщило, что номера телефонов: 8(3532) 97-41-41 (г. Оренбург), 8 (3412) 57-61-65 (г. Ижевск), 8 (4852) 33-33-11 (г. Ярославль), 8 (8142) 63-77-07 (г. Петрозаводск), 8(8352) 22-85-89 (г. Чебоксары), 8 (4812) 670-674 (г. Смоленск), 8-983-438-38-46 (г. Улан-Удэ), 8 (863) 311-22-30 (г. Ростов-на-Дону), 8(342) 203-11-60 (г. Пермь), указанные в рассматриваемых извещениях,  в настоящее время выделены ООО «Первая энергосберегающая компания» (ИНН 1001314869, ОГРН 1161001061594, зарегистрировано 11.10.2016, адрес регистрации: наб. Варкауса, д. 9, корп. 4, кв. 6, г. Петрозаводск).

Таким образом, по результатам рассмотрения документов, предоставленных в материалы дела определением от 11.10.2018 «Об отложении рассмотрения дела №03-02/36-2018 и продлении срока его рассмотрения» к участию в рассмотрении дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе было привлечено ООО «Первая энергосберегающая компания», рассмотрение дела назначено 26.11.2018.

В соответствии с пунктами 6 и 7 названного определения ООО «Первая энергосберегающая компания», ИП ***., ИП ***. надлежало в срок до 20.11.2018 предоставить в адрес Карельского УФАС России ряд пояснений и документов по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе, со ссылкой на нормативные правовые акты.

ООО «Первая энергосберегающая компания» в письме от 21.11.2018 (вх. №5487) сообщило, что общество оказывает услуги по обработке телефонных звонков заказчиков, т.е. выступает в качестве call-центра. При этом телефонные номера, перечисленные в определении от 11.10.2018, выделены обществом индивидуальным предпринимателям согласно заключенным с ними 18.07.2018 договорам на оказание услуг центра обработки вызовов.

Так, услуги по приему и обработке звонков на телефонные номера 8(3532) 97-41-41 (г. Оренбург), 8 (4812) 670-674 (г. Смоленск), 8-983-438-38-46 (г. Улан-Удэ), 8 (4212) 20-20-51 (г. Хабаровск) Обществом оказываются по договору, заключенному с ИП Калачевым И.Д.

Услуги по обработке звонков на телефонные номера 8 (4852) 33-33-11 (г. Ярославль), 8 (8142) 63-77-07 (г. Петрозаводск), 8 (863) 311-22-30 (г. Ростов-на-Дону), 8(342) 203-11-60 (г. Пермь), 8(342) 202-35-36 (Березники) оказываются ООО «Первая энергосберегающая компания» согласно договору, заключенному с ИП ***

При этом звонки с телефонных номеров 8 (3412) 57-61-65 (г. Ижевск), 8(8352) 22-85-89 (г. Чебоксары), 8(3522) 55-483 (г. Курган), 8(4842) 28-12-55 (г. Калуга) принимаются и обрабатываются Обществом в соответствии с договором, заключенным с ИП *** (ИНН 100120297701, ОГРНИП 318000100006553, адрес: <>).

Кроме того, ООО «Первая энергосберегающая компания» в вышеуказанном письме обращает внимание, что условиями вышеуказанных договоров предусмотрена ответственность заказчика за лицензионную, налоговою, сертификационную, антимонопольную, рекламную и т.п. чистоту продуктов и услуг в связи, с реализацией которых Заказчик поручает Обществу выполнение услуг в рамках договоров. При этом само Общество не оказывает услуги по распространению рекламы.

ИП ***. в письме от 19.11.2018 (вх. от 26.11.2018 №5578) подтвердил факт выделения ООО «Первая энергосберегающая компания» ему вышеуказанных номеров телефонов. Кроме того, ИП *** сообщил, что в г. Оренбурге, Смоленске, Улан-Удэ и Хабаровске осуществляет деятельность по замене и установке индивидуальных приборов учета воды для населения. Деятельность осуществляется на основании полученных в налоговой инспекции патентов в соответствии со статьей 346.43 Налогового кодекса РФ (копия патента приложена к письму). При этом ИП *** отметил, что в случае необходимости оказания услуг по поверке приборов учета воды привлекаются организации, имеющие аккредитацию в данной области.

ИП ***. в письме от 20.11.2018 (вх. от 26.11.2018 №5580) сообщает, что осуществляет деятельность по установке индивидуальных приборов учета воды гражданам, проживающим в городах: Петрозаводске, Ярославле, Ростове-на-Дону, Перми, Березники, в том числе по заявкам, принятым ООО «Первая энергосберегающая компания», согласно заключенному с обществом договору оказания услуг call-центра, по номерам телефонов, указанным  в  рассматриваемых извещениях 8 (4852) 33-33-11 (г. Ярославль), 8 (8142) 63-77-07 (г. Петрозаводск), 8 (863) 311-22-30 (г. Ростов-на-Дону), 8(342) 203-11-60 (г. Пермь), 8(342) 202-35-36 (Березники). Для оказания услуг по установке индивидуальных приборов учета воды ИП *** получил патент в налоговом органе (копия патента не приложена). Кроме того, индивидуальный предприниматель сообщает, что имеет аккредитацию на осуществление деятельности в области обеспечения единства измерения для выполнения работ и (или) оказания услуг по поверке средств измерения (копия аттестата аккредитации №RA.RU.320044 выдан 29.03.2018 приложена к письму).

В связи с вышеизложенным в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения обстоятельств распространения рекламных извещений, распространяемых в городах Ижевске, Чебоксарах, Калуге, Кургане определением от 26.11.2018 «О выделении дела в отдельное производство» комиссия выделила из дела №03-02/36-2018 в отдельное производство дело №03-02/43-2018 по признакам нарушения пункта 20 части 3, части 7 статьи 5 и пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» в отношении ИП ***

Исследовав и оценив все имеющиеся в деле документы, рассмотрев материалы дела №03-02/36-2018, комиссия Карельского УФАС России приходит к следующему.  

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Недостоверной является реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или продавце рекламируемого товара (пункт 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»).

В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Рассматриваемая информация:

- публично распространена в печатном виде (извещения) по почтовым ящикам подъездов многоквартирных жилых домов в городах Оренбурге, Смоленске, Улан-Удэ, Хабаровске, Петрозаводске, Ярославле, Ростове-на-Дону, Перми, Березниках;

- предназначена для неопределенного круга лиц;

- преследует цели информирования: обращения внимания на услуги по поверке приборов учета воды, а также на лицо, оказывающее эти услуги – «Городской Центр Учета Водопотребления» и «Единая городская служба по учету водоснабжения»;

- направлена на продвижение данных услуг на рынке.

Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 ФЗ «О рекламе», поэтому является рекламой.

В силу части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Недостоверной является реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или продавце рекламируемого товара (пункт 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»).

Исходя из смысла указанной нормы Закона, сведения об изготовителе, продавце услуг являются обязательными, так как потребитель должен знать, кто оказывает те или иные услуги.

Согласно части 1 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

В нарушение данных правовых норм в тексте вышеуказанной рекламы не содержатся соответствующие действительности сведения о продавцах рекламируемых услуг, а содержатся сведения о возможности проведения услуги - метрологической поверки приборов учета воды собственниками жилых помещений в несуществующих как юридическое лицо «Городской Центр Учета Водопотребления» и «Единая городская служба по учету водоснабжения».

В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Из текста рассматриваемой рекламы следует, что потребитель, позвонив по номерам телефонов 8(3532) 97-41-41 (г. Оренбург), 8 (4852) 33-33-11 (г. Ярославль), 8 (8142) 63-77-07 (г. Петрозаводск), 8 (4812) 670-674 (г. Смоленск), 8-983-438-38-46 (г. Улан-Удэ), 8 (863) 311-22-30 (г. Ростов-на-Дону), 8(342) 203-11-60 (г. Пермь), 8 (4212) 20-20-51 (г. Хабаровск) может заказать услуги по поверке приборов учета воды, которые оказывает «Городской Центр Учета Водопотребления» и «Единая городская служба по учету водоснабжения».

Согласно части 1 статьи 1538 ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.

Однако, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 64 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №5, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 № 29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», исключительное право использования коммерческого обозначения на основании пункта 1 статьи 1539 ГК РФ принадлежит правообладателю, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

В данном случае предполагается, что наименования «Городской Центр Учета Водопотребления» и «Единая городская служба по учету водоснабжения». в рекламных извещениях использованы в качестве коммерческого обозначения лица, предлагающего свои услуги по поверке приборов учета воды.

Вместе с тем использование в извещениях указанных коммерческих обозначений без указания данных лица, в действительности оказывающего предлагаемые в рекламе услуги, может вводить потребителей в заблуждение относительно исполнителя услуг (ИП ***. или ИП ***.), в связи с отсутствуем в них соответствующей информации.

Кроме того, использованные в извещениях сочетания слов, а именно: «Городской Центр Учета Водопотребления» и «Единая городская служба по учету водоснабжения», «Напоминаем Вам, что согласно Федеральному закону…», «…во избежание начисления платы за потребление воды по общему нормативу….», «…Вам необходимо согласовать дату и время процедуры проведения проверки…»,  «работы по поверке будут проводиться…» «обращаем ваше внимание, что самостоятельный демонтаж приборов учета, а также нарушение на них пломб, категорически запрещено!», «ПОВТОРНОЕ ИЗВЕЩЕНИЕ» графическое исполнение извещения, сходное с платёжными документами – квитанциями на оплату жилищно-коммунальных услуг; ссылки на нормативно-правовые акты Российской Федерации; размещения в извещениях таблиц расчетов стоимости коммунальных услуг с применением нормативов схожих по виду и содержанию с таблицами размещаемыми в квитанциях, в совокупности понимаются потребителями рекламы как официальное уведомление о проведении только указанными службами в городах Оренбурге, Смоленске, Улан-Удэ, Хабаровске, Петрозаводске, Ярославле, Ростове-на-Дону, Перми, Березниках мероприятий по поверке счетчиков воды, носящих обязательный характер, а также за частую воспринимаются гражданами как квитанции коммунальной службы, по которым необходимо идти оплачивать услуги.

Кроме того, из текста рекламных извещений, распространяемых ИП *** в городах Оренбурге, Смоленске, Улан-Удэ и Хабаровске не следует, что лицо, предлагающее услуги по поверке приборов учета воды, не оказывает их лично, а может предложить только услуги посредника при получении услуги по поверке прибора учета воды.

Такая форма и содержание рекламы может вводить в заблуждение потребителей рекламы относительно исполнителя услуг, формировать у потребителей рекламы неверное мнение по поводу лица, производящего поверку счетчиков воды, а также срочности и необходимости такой поверки только у «Городской Центр Учета Водопотребления» и «Единая городская служба по учету водоснабжения», а отсутствие в тексте рекламы указания на непосредственного исполнителя (ИП *** или ИП ***) искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы и свидетельствует о наличии нарушения требований пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе.

Следует также отметить, что в соответствии с пунктом 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

В соответствии с пунктом 80 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Необходимо отметить, что сведения об аккредитованных в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, правомочных производить поверку средств измерений, размещены на официальном сайте Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии по адресу http://fundmetrology.ru.

В списках организаций (лиц), имеющих право производить поверку средств измерений, в том числе индивидуальных счетчиков холодной и горячей воды, размещенных на сайте Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии, информация об ИП ***. отсутствует.

Кроме того, факт отсутствия у ИП *** аккредитации на проведение поверок приборов учета воды не опровергается им в письме от 19.11.2018 (вх. от 26.11.2018 №5578), а напротив ***. сообщил, что в случае необходимости оказания услуг по поверке приборов учета воды привлекаются организации, имеющие аккредитацию в данной области.

При этом организации или частные лица, предлагающие услуги по проверке и техническому обслуживанию водосчетчиков, не имеющие аккредитации на право их выполнения, вводят потребителей в заблуждение. Данный факт свидетельствует о наличии в рассматриваемой рекламе нарушения требований пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

Таким образом, ИП *** на сегодняшний день не имеет права осуществлять поверку приборов учета воды, а, следовательно, и рекламировать данные услуги.

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 20 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель. При этом ответственность за нарушение пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе»).  Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе», в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Исходя из вышеизложенной информации в понимании пунктов 5, 6 и 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ИП *** и ИП *** являются рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями вышеуказанной информации.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37- 42, 44 Правил №508, комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую ИП *** (ИНН ***, ОГРНИП ***) на территории Российской Федерации, в том числе в городах Оренбурге, Смоленске, Улан-Удэ и Хабаровске в виде извещений рекламного характера о проведении поверок приборов учета воды в разные периоды времени, со ссылками на нормативные, правовые акты и таблицами расчетов стоимости коммунальных услуг с применением нормативов схожих по виду и содержанию с таблицами размещаемыми в квитанциях, поскольку в ней нарушены требования пункта 20 части 3, части 7 статьи 5 и пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

2. Признать ИП ***. распространявшего названную рекламу, нарушившими требования пункта 20 части 3, части 7 статьи 5 и пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

3. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую ИП ***. (ИНН 100123640701; ОГРНИП 317100100009096) на территории Российской Федерации, в том числе в городах Петрозаводске, Ярославле, Ростове-на-Дону, Перми, Березники в виде извещений рекламного характера о проведении поверок приборов учета воды в разные периоды времени, со ссылками на нормативные, правовые акты и таблицами расчетов стоимости коммунальных услуг с применением нормативов схожих по виду и содержанию с таблицами размещаемыми в квитанциях, поскольку в ней нарушены требования пункта 20 части 3, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

4. Признать ИП *** распространявшего названную рекламу, нарушившими требования пункта 20 части 3, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

5. Выдать ИП *** и ИП ***. предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

6. Дело в отношении ООО «Первая энергосберегающая компания» (ИНН 1001314869, ОГРН 1161001061594) прекратить, в связи отсутствием в действиях Общества нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

7. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение антимонопольного органа может быть оспорено в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

***. – заместитель руководителя управления Карельского УФАС России, председатель комиссии;

***. - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член комиссии;

***. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член комиссии,

на основании своего решения по делу №03-02/36-2018 о признании ненадлежащей рекламы, распространяемой на территории Российской Федерации, в том числе в городах Оренбурге, Смоленске, Улан-Удэ и Хабаровске в виде извещений рекламного характера о проведении поверок приборов учета воды в разные периоды времени, со ссылками на нормативные, правовые акты и таблицами расчетов стоимости коммунальных услуг с применением нормативов схожих по виду и содержанию с таблицами размещаемыми в квитанциях, поскольку в ней нарушены требования пункта 20 части 3, части 7 статьи 5 и пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 года №508 (далее – Правила №508),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Индивидуальному предпринимателю *** (ИНН 100108866278, ОГРНИП 314100106300057, адрес регистрации: <>; далее - ИП *** прекратить изготовление и распространение ненадлежащей рекламы в виде извещений с использованием элементов, сходных с элементами, применяемыми при оформлении уведомлений жилищно-коммунальными службами (штрих-код, ссылки на федеральные законы, таблицы, имитирующей расчетную таблицу по тарифам, размещаемую в квитанциях ЖКХ) с информацией о проведении процедуры поверки индивидуальных приборов учета воды и о необходимости обратиться для оформления проведения процедуры поверки приборов учета воды именно в «Единую Городскую службу по учету водоснабжения» или «Городской центр учета водопотребления», в том числе без указания в них сведений о непосредственном исполнителе предлагаемых услуг.
  2. ИП Калачеву И.Д. в течение 10 дней со дня получения данного предписания предоставить в Карельское УФАС России документы, свидетельствующие об исполнении пункта 1 настоящего предписания.

 

Доводим до сведения, что невыполнение в установленный срок Предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе в силу пункта 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет за собой административную ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны