Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о прекращении дела об административном правона... от 26 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении дела об административном правонарушении № 03-03/48-2017

 

25.07.2017                                                                                                      г. Петрозаводск

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - Карельское УФАС России) Бабкин Константин Евгеньевич, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 03-03/48-2017, возбужденного 26.05.2017 заместителем прокурора г. Петрозаводска старшим советником юстиции «…» по факту нарушения установленных законодательством РФ о рекламе требований к рекламе биологически активных добавок, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)

 

УСТАНОВИЛ:

Прокуратурой г. Петрозаводска с сопроводительным письмо от 30.05.2017               № 07-25-2017 в адрес Карельского УФАС России в порядке пункта 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ были направлены постановление заместителя прокурора г. Петрозаводска старшего советника юстиции «…» от 26.05.2017 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (далее – постановление), возбужденного по части 5 статьи 14.3 КоАП РФ по факту нарушения установленных законодательством о рекламе требований к рекламе биологических активных добавок и материалы проверки (вх. от 31.05.2017                        № 2625).

Постановление вынесено в отношении неустановленного лица. Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении явилась проверка исполнения требований законодательства о рекламе в рекламе биологически активных добавок, размещенной в газете «Аптечка ЗОЖ» и газете «Вестник здоровья».

К материалам проверки приложен экземпляр газеты «Аптечка ЗОЖ», в котором размещена реклама следующей продукции:

- «Гриб-Баран» в которой сообщается, что «Чудо «Гриб-Баран» самая сильная аптека»; «Лучшее лекарство и самое здоровое для человека – «Гриб-Баран». Что он только не лечит! Он одолеет любое больное вещество в теле и все очистит, а главное быстро усмирит боль». Реклама продукта «Гриб-Баран» сопровождается комментариями потребителей о случаях излечения от рака, эпилепсии, восстановление после инфаркта, улучшение слуха и др.;

- «Белогорский сбор», в которой сообщается, что «Противораковый чай Белогорский сбор – это глубокая телесная терапия, поднимающая тяжелого больного, удаляющая больные соки и нечистоты из тела. Оживление глубоких тканей и клеток, вливание в них здоровой энергии. Постепенное разжигание жизнедеятельности угасающих органов. Расчистка всех протоков. Принимая «Белогорский» сбор, человек убережет себя от серьезных болезней на многие годы». Реклама продукта «Белогорский сбор» сопровождается комментариями потребителей о случаях излечения от шпор, полипов, запоров, гуль, наростов;

- «Момордика», в которой сообщается, что «… это действительно здоровый напиток. Наиболее действенное средство от сахарного диабета, болезней печени, поджелудочной железы. Он подстегнет эти органы к работе и оживит все тело». Реклама продукта «Момордика» сопровождается комментариями потребителей о случае восстановления клеток поджелудочной железы, что ведет к исцелению диабета второго типа;

- «Елейный бальзам», в которой сообщается, что «Пользуясь «Елейным бальзамом», можно для суставов столько хорошего сделать, сколько за год никакими лекарствами не сделаешь». Реклама продукта «Елейный бальзам» сопровождается комментариями потребителей о случаях излечения суставов, избавления от ревматоидных шишек, судорог и отеков;

- «Земляное масло», в которой сообщается, что «Российский гриб «веселка» уже давно был обнаружен и признан как незаменимая, природная Виагра. Но не только! Это настоящая панацея. И тело крепит, и болезни излечивает, и долголетие дарует»; «Грибное» действие «Земляного масла» при регулярном использовании полностью излечивает радикулиты, помогает урегулировать боль и давление. Уничтожает опухоли, гепатиты, полипы. Рассасывает кисты. Одолевает геморрой, язвы, экземы и даже параличи. Оказывается, болезней неподатливых «земляному маслу» просто нет». Реклама продукта «Земляное масло» сопровождается комментариями потребителей о случаях излечения инсульта, аденомы простаты, геморроя и др.;

- «Гинкго», в которой сообщается, что «Гинкго не только чистит, успокаивает и проясняет мозг. В нем питание и омоложение ума. Гинкго, останавливает процессы старения мозга. Останавливает повреждение нерва при инсульте. При звоне и жужжании в ушах, лучшее лекарство – гинкго. Восстанавливает слух до 30-50%. Вытяжки из листьев гинкго сильно живят глаза….». Реклама продукта «Гинкго» сопровождается комментариями потребителей о случаях излечения после инсульта, инфаркта, восстановления слуха, зрения и др.

Кроме того, в рекламе, размещенной в газете «Аптечка ЗОЖ» сообщается о цене и способах приобретения рекламируемых товаров, в том числе на выставке-продаже, которая проходила (должна была пройти) 18 мая с 14.00-15.00 в городе Петрозаводске по адресу: ДК «Машиностроитель», ул. Московская, 1. Кроме того, в рекламе сообщается о возможности заказать товар по телефонам: 8-958-574-54-71, 8-958-574-83-31.

К материалам проверки приложены копии газеты «Вестник здоровья», в которой размещена реклама следующей продукции:

- «Окапин», в которой сообщается, что академик Филатов В.П., «всемирно известный хирург-офтальмолог», «создал уникальную методику восстановления зрения с помощью биостимулированного экстракта алоэ», «По заказу ТМ «Фитомакс» метод академика Филатова был тщательно изучен ведущими врачами глазных клиник и институтов Москвы, Санкт- Петербурга, Самары, Новосибирска, Саратова и Ростова-на-Дону и взят за основу при создании капель «Окапин», «Уникальный состав капель «Окапин» способствует устранению катаракты, глаукомы, близорукости, дальнозоркости, диабетической ретинопатии, дистрофии сетчатки, а также возрастного снижения зрения. Капли эффективны при атрофии зрительного нерва, помутнении стекловидного тела, помогают справиться с конъюнктивитом, блефаритом, кератитом, ретинитом, иритом, ячменем». Реклама продукта «Окапин» сопровождается комментариями потребителей о случаях излечения катаракты, глаукомы, дистрофии сетчатки и др.;

- «Эректовит», в которой сообщается, что он «... поможет избавиться от простатита и аденомы простаты, а также восстановит потенцию на долгие годы!». Реклама продукта «Эректовит» сопровождается комментариями потребителей о случаях излечения простатита, аденомы предстательной железы;

- «Ухонорм», в которой сообщается, что «... вернуть слух возможно! К такому выводу пришли биотехнологи компании «Фитомакс», когда в результате плодотворного сотрудничества с ведущими отоларингологами и научно исследовательскими институтами оториноларингологии России были созданы ушные капли «Ухонорм», «Капли «Ухонорм» - высокоэффективное натуральное средство нового поколения, принцип действия которого основан на устранении причин-возникновения нарушений слуха и его последствий... Активные натуральные компоненты клетки организма воспринимают как естественную, родственную среду, поэтому восстановление слуха происходит быстрее, а побочные эффекты полностью исключены», «Капли «Ухонорм» показаны при: тугоухости и возрастном снижении слуха; неврите слухового нерва; снижении слуха после травм, инсультов, в результате нарушения обмена веществ; воспалительных заболеваниях наружного, среднего и внутреннего уха (отитах, евстахеитах и др.) и их профилактике; гнойных инфекциях; заложенности, «прострелах» и шуме в ушах...». Реклама продукта «Ухонорм» сопровождается комментариями потребителей о случаях излечения отита, тугоухости;

- «Веномазь», в которой сообщается, что «крем против варикоза и тромбофлебита «Веномазь» - «... это результат серьезных исследований и кропотливой работы наших медиков и технологов», «Применение «Веномази» позволит избавиться от варикозного расширении вен, тромбофлебита, трофических язв и осложнений данных заболеваний». Реклама продукта «Веномазь» сопровождается комментариями потребителей о случаях излечения варикоза, трофических язв;

- «Кедровый эффект», в которой сообщается, что «Уже с самого начала применения отмечается очевидное улучшение состояния здоровья», «Кедровый эффект» оказывает драгоценную помощь ослабевшей сердечной мышце - его целесообразно использовать при сердечно-сосудистых заболеваниях, так и в составе комплексной терапии при аритмии, ишемии, «грудной жабе», атеросклерозе, гипертонии... В итоге улучшается микроциркуляция крови во всем организме - снижается риск инфарктов, инсультов, облегчается состояние при варикозах и тромбофлебитах. Успешно применяется также при анемии, при заболеваниях печени, почек и поджелудочной железы». Реклама продукта «Кедровый эффект» сопровождается комментариями потребителей о случаях излечения псориаза, холецистита, панкреатита и др.;

- «Диабетнорм», в которой сообщается, что «Сахарный диабет - это заболевание, при котором нарушаются обменные процессы в организме. Восстановить их и поддерживать в нормальном состоянии - значит остановить болезнь и не позволить ей оказать разрушающее действие на организм. С этой задачей великолепно справляется натуральный эликсир «Диабетнорм» - уникальная разработка компании «Апифитофарм», «Эликсир «Диабетнорм» - великолепное средство для естественного снижения веса, которое показано как для диабетиков, так и просто людей, желающих похудеть». Реклама продукта «Диабетнорм» сопровождается комментариями потребителей о случаях излечения, улучшения состояния;

- «Таежный доктор», в которой сообщается, что «Натуральный бальзам «Таежный доктор» гармонизирует работу внутренних органов и систем, окажет действенную помощь при ряде заболеваний...». Реклама продукта «Таежный доктор» сопровождается комментариями потребителей о случаях излечения, улучшения состояния здоровья при астме, хронической обструктивной болезни легких, стенокардии, аритмии, бронхите и др.;

- «Фитокальцин», в которой сообщается, что «Сироп «Фитокалъцин» оказывает разноплановое действие на весь опорно-двигательный аппарат человека: восстановят костную и хрящевую ткань...; быстро снимут боль, отек и воспаление в суставах, мышцах и позвоночнике...; вернут подвижность суставам, устранят хруст...; защитят хрящи и кости от разрупиения, ускорят сращивание костей после переломов и травм...», «Сироп «Фитокалъцин» получил признание как эффективное средство при артрозе, артрите, остеохондрозе, подагре, остеопорозе, переломах, ревматизме, радикулите, межпозвоночной грыже, невралгии, миозите, бурсите и других заболеваниях опорно-двигательного аппарата, а также для их профилактики». Реклама продукта «Фитокальцин» сопровождается комментариями потребителей о случаях излечения, улучшения состояния здоровья при артрозе, остеохондрозе, полиартрите, подагре, межпозвоночной грыже, радикулите, межреберной невралгии, остеопорозе;

- «Кардиплюс», в которой сообщается, что «Сироп «Кардиплюс» - препарат растительного происхождения, способный дать сердцу и сосудам все необходимое для их нормального функционирования. В составе препарата - сильные природные вещества...», «Исследования в области современной медицины доказали, что сироп «Кардиплюс» дает высокий и стойкий результат. Они эффективно избавляют людей от ишемической болезни сердца, стенокардии, аритмии, гипертонической болезни, атеросклероза, кардиосклероза, миокардита, варикозного расширения вен. Их применение рекомендовано для ускорения реабилитации после перенесенного инфаркта или инсульта». Также реклама продукта «Кардиплюс» сопровождается комментариями потребителей о случаях излечения, улучшения состояния здоровья при тахикардии, аритмии, инфаркте, инсульте.

Кроме того, в рекламе, размещенной в газете «Вестник здоровья» сообщается о цене и способах приобретения рекламируемых товаров, в том числе на выставках-продажах, которые проходили (должны были пройти) 10, 11, 13 мая в городах Петрозаводске, Сегеже, Мурманске, 5, 7 апреля в городах Мурманской области. Кроме того, в рекламе сообщается о возможности заказать товар по телефону: 8-800-301-0-103. Также имеется ссылка на сайт: www.fitomax.ru.

Из представленных материалов следует, что решением о проведении проверки от 18.05.2017 № 42 поручено провести проверку в отношении ИП Занина Ивана Федоровича, а также решением о проведении проверки от 18.05.2017 № 43 поручено провести проверку в отношении ООО «Релакс-цетр». Справкой от 18.05.2017 и актом проверки от 18.05.2017 зафиксировано следующее.

18.05.2017 с 14 ч. 00 мин. по 16 ч. 15 мин. в ДК «Машиностроитель», расположенном по адресу: г. Петрозаводск, ул. Московская, д. 1 проведена проверка соблюдения законодательства о рекламе.

При проведении проверки получен договор аренды от 18.05.2017 на предоставление ИП Занину И.Ф. в аренду части фойе, площадью 5 кв.м. для выставки бальзама «Ореховый» 18.05.2017 с 14 до 15 часов. Указанный договор был подписан только директором ООО «Релакс-цетр» (арендодатель), подпись арендатора отсутствует, оплата по договору не произведена.

Согласно выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ИП Занин И.Ф. с 26.09.2016 прекратил деятельность в связи с принятием им соответствующего решения.

18.05.2017 в ДК «Машиностроитель» выставка - продажа бальзамов, рекламируемых в газете «Аптечка ЗОЖ», не производилась, в связи с чем установить сведения о лицах, осуществляющих распространение газеты «Аптечка ЗОЖ», о главном редакторе указанного печатного издания, адреса типографии, объема тиража и даты соответствующего выпуска газеты, не представилось возможным.

Учитывая, что период проверки с 14 часов до 16 часов 15 минут 18.05.2017 продажа фактически не осуществлялась, ИП Занин И.Ф. в здание по адресу:                        г. Петрозаводск, ул. Московская, д. 1 не явился, нарушений законодательства не выявлено.

Актом осмотра сайта www.fitomax.ru от 26.05.2017 зафиксировано размещение рекламы продукции торговой марки «Фитомакс» (распечатки с сайта имеются в материалах дела.

По данным фактам в отношении неустановленного лица 26.05.2017 постановлением возбуждено дело об административном правонарушении по части 5 статьи 14.3 КоАП РФ.

Из постановления прокуратуры следует, что в газетах «Аптечка ЗОЖ» и «Вестник здоровья» размещена реклама биологически активных добавок с нарушением требований пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1-3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»).

Так, пунктом 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» определено, что не допускается в рекламе указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.

Их пунктов 1-3 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна: 1) создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;            2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок; 3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок.

Согласно части 6 и 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 5 и пунктов 1-3 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель и рекламораспространитель.

В силу статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей за нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок.

В соответствии с пунктом 1 частью 2 статьи 28.3 КоАП РФ постановление и материалы проверки направлены для проведения административного расследования в адрес Карельского УФАС России.

В ходе административного расследования Карельское УФАС России определениями от 14.06.2017 «Об истребовании сведений по делу об административном правонарушении № 03-03/48-2017» у Типографии РК Принт (03-03/48-2017/2213), главного редактора газеты «Карельский медведь» ИП Бровкина П.А. (03-03/48-2017/2214), ООО «Два товарища» (03-03/48-2017/2215), директору ООО «ЗНАК!» К.А. Николаевскому (03-03/48-2017/2217), ООО «4+4» (03-03/48-2017/2218), ООО «Регион» (03-03/48-2017/2212), ООО «Петрозаводская бланочная типография» (03-03/48-2017/2211), ООО «Городская типография №1» (03-03/48-2017/2216) были запрошены дополнительные сведения (материалы) по настоящему делу.

Согласно предоставленной информации с письмом от 19.06.2017 № б/н (вх. № 2930), от 20.06.2017 № 05 (вх. от 21.06.2017 № 3007) ООО «ЗНАК!» и ООО «Регион» не осуществляли на территории г. Петрозаводска распространение газет «Аптечка ЗОЖ» и «Вестник здоровья» с рекламой биологических активных добавок.

В письмах от 20.06.2017 № б/н (вх. № 2947), от 19.06.2017 № б/н (вх. № 2926), от 19.06.2017 № 20 (вх. № 2935) главный редактор газеты «Карельский медведь» ИП Бровкин П.А., ООО «Два товарища», ООО «4+4» указали, что ими не осуществлялась печать газет «Аптечка ЗОЖ» и «Вестник здоровья».

Определениями от 21.06.2017 «Об истребовании сведений по делу об административном правонарушении № 03-03/48-2017» были запрошены у Занина И.Ф. (03-03/48-2017/2338), ИП Щербуха С.Г. (03-03/48-2017/2337), ИП Васильева Н.В. (03-03/48-2017/2336), ФГУП «Почта России» (03-03/48-2017/2335) дополнительные сведения (материалы) по настоящему делу.

Определением от 26.06.2017 «О продлении срока административного расследования по делу об административном правонарушении № 03-03/48-2017» срок рассмотрение дела был продлен до 26.07.2017.

Согласно предоставленной информации с письмом от 28.06.2017 № 26.3.2-08/667 (вх. № 3161) в период с января 2017 года по настоящее время УФПС РК – филиалом ФГУП «Почта России» договоры на распространение газет «Аптечка ЗОЖ» и «Вестник здоровья» с рекламой биологических активных добавок не заключало.

В письме от 30.06.2017 № б/н (вх. № 3112) ООО «Петрозаводская бланочная типография» указало, что им не производилась печать газет «Аптечка ЗОЖ» и «Вестник здоровья». Договора на распространение указанных газет не заключались. Кроме того, типография пояснила, что не имеет технических средств для печати газет.

В дополнение к ранее предоставленной информации УФПС РК – филиалом ФГУП «Почта России» с письмом от 11.07.2017 № 5.8.11-05/52 (вх. № 3428) сообщило о том, что не заключало договоры аренды абонентских ящиков № 54 г. Москва, 105082, и          № 993 г. Ростов – на Дону.

Запрашиваемая информация у иных лиц до настоящего времени в антимонопольный орган не представлена. 

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрены обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, а именно по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; и т.д.

В рамках административного расследования и при рассмотрении дела, не представлено доказательств того, что Заниным И.Ф. либо иным лицом осуществлялось распространение газет «Аптечка ЗОЖ» и «Вестник здоровья» с рекламой биологически активных добавок, свидетельствующее о совершении правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ. Сведения о рекламодателе рекламы биологически активных добавок, размещенной в печатных изданиях «Аптечка ЗОЖ» и «Вестник здоровья» в материалах административного дела № 03-03/48-2017 также отсутствуют.

Факт отсутствия субъекта, привлекаемого к административной ответственности, свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьей 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 24.5 и частью 6 статьи 28.7 КоАП,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Дело об административном правонарушении № 03-03/48-2017, возбужденное в отношении неустановленного лица по факту нарушения установленных законодательством РФ о рекламе требований к рекламе биологически активных добавок, за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ, прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

 

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны