Решение б/н РЕШЕНИЕ от 12 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Карельского УФАС России (далее – комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:<…>

рассмотрев дело № 03-16/01-2017, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Карелэнергоресурс» (<…>; далее также – ООО «Карелэнергоресурс», ресурсоснабжающая организация, Общество) по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), в присутствии юрисконсульта ООО «Карелэнергоресурс» - «…» (доверенность от 01 января 2016 года № 340-16), в отсутствие представителей Прокуратуры Пудожского района РК, ООО «Управляющая компания ЖКХ», МУП «Пудожское ЖЭУ», надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Карельское УФАС России поступило заявление Прокуратуры Пудожского района РК от 31 мая 2016 года № 07-02-2016 (вх. от 03 июня 2016 года № 2573) с жалобой на действия ООО «Карелэнергоресурс».

Обращение в Карельское УФАС России вызвано тем, что ООО «Карелэнергоресурс» прекратило 11 мая 2016 года в 12 час. 00 мин. подачу горячего водоснабжения (далее также ГВС) не уведомив жителей г. Пудожа, направив уведомление в органы местного самоуправления и управляющим компаниям. По состоянию на 30 мая 2016 года подача горячего водоснабжения не возобновлена.

В данных действиях (бездействии) заявитель усматривает нарушение антимонопольного законодательства, просит принять меры по вышеуказанным фактам.

По результатам рассмотрения заявления, в соответствии с частью 12 статьи 44 ФЗ «О защите конкуренции» приказом Карельского УФАС России от 06 февраля 2017 года № 23 было возбуждено дело № 03-16/01-2017 по признакам нарушения ООО «Карелэнергоресурс» пункта 4 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 07 февраля 2017 года «О назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства № 03-16/01-2017» рассмотрение дела было назначено на 15 часов 00 минут 09 марта 2017 года.

Указанным определением сторонам по делу в срок до 27 февраля 2017 года надлежало предоставить ряд сведений (документов).  В установленный срок ООО «Управляющая компания ЖКХ», МУП «Пудожское ЖЭУ» запрошенные сведения (документы) представлены не были.

При рассмотрении дела 09 марта 2017 года представитель ООО «Карелэнергоресурс» «…» пояснила, что в соответствии с актом от 30 августа 2016 года в указанную дату горячее водоснабжение потребителям г. Пудожа было возобновлено.

Вместе с тем Общество полагает, что неготовность сетей к отопительному сезону на 2015/2016 гг. напрямую связана с ненадлежащим обслуживанием своих сетей управляющими организациями.

Объясняя факт нарушения нормативных сроков отключения горячего водоснабжения представитель ресурсоснабжающей организации «…» ссылалась на отсутствие своевременно представленных сведений от управляющих организаций о проведении работ по промывке и опрессовке внутридомовых систем ГВС.

Представитель подтвердила, что ООО «Карелэнергоресурс» проводило регламентные работы по гидравлическим испытаниям на своих сетях, в ходе которых выявило 11 порывов, впоследствии производило работы по устранению данных дефектов. Указанные работы не были выполнены в нормативный срок. 

Пояснить Комиссии о дате окончательных устранений неисправностей на своих сетях, об уведомлении об этом управляющих организаций, также, как и предоставить сведения об информировании управляющих организаций о невозможности соблюдения регламентного срока представитель не смогла.

В соответствии с определением от 13 марта 2017 года «Об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 03-16/01-2017» рассмотрение дела было отложено, дело назначено к рассмотрению на 15 часов 00 минут 03 апреля 2017 года. Телефонограммой от 30 марта 2017 года стороны были уведомлены о переносе времени и даты рассмотрения дела на 15 часов 00 минут 06 апреля 2017 года в связи со служебной необходимостью.

Согласно определению от 13 марта 2017 года сторонам по делу надлежало в срок до 29 марта 2017 года предоставить ряд сведений (документов). ООО «Карелэнергоресурс» предоставило запрошенные документы в установленный срок, за исключением письменной позиции по делу № 03-16/01-2017.

Письмом от 04 апреля 2017 года № 01-01/1059 (вх. от 05 апреля 2017 года № 1675) ООО «Карелэнергоресурс» ходатайствовало об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, в связи необходимостью привлечения технического специалиста, явка которого в назначенное время невозможна.

Согласно пункту 3.113 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации (утвержден приказом ФАС России от 25 мая 2012 года № 339) комиссия вправе отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с невозможностью явки этого лица или его представителя на заседание комиссии по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами.

Определением от 05 апреля 2017 года «Об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 03-16/01-2017» в связи с удовлетворением ходатайства ООО «Карелэнергоресурс» рассмотрение дела было отложено, дело назначено к рассмотрению на 15 часов 00 минут 19 апреля 2017 года.

На заседании комиссии 19 апреля 2017 года представили ответчика дополнительно сообщили, что невозможность своевременно выполнить регламентные работы в пределах своих сетей была связана с необходимостью получения Обществом информации от управляющих организаций о проведении работ по промывке и опрессовке внутридомовых систем ГВС.

Представитель ООО «Управляющая компания ЖКХ» «…» пояснил, что промывка внутридомовых систем ГВС может проводиться отдельно от наружных сетей систем ГВС г. Пудожа.

В период проведения регламентных работ ООО «Управляющая компания ЖКХ» не успела сдать часть объектов, в связи с непринятием ООО «Карелэнергоресурс» актов из – за нехватки нагрузки, хотя все работы управляющая компания выполнила.

Определением от 24 апреля 2017 года «Об отложении рассмотрения дела № 03-16/01-2017 о нарушении антимонопольного законодательства и о продлении срока его рассмотрения» продлен срок рассмотрения дела до 06 ноября 2017 года, рассмотрение дела было отложено, дело назначено к рассмотрпению на 15 часов 00 минут 06 июня 2017 года.

Указанным определением ООО «Карелэнергоресурс» в срок до 12 мая 2017 года надлежало предоставить письменные пояснения по делу 03-16/01-2017.

24 мая 2017 года с письмом № 01-01/1895 Общество предоставило дополнительные пояснения по делу № 03-16/01-2017, в которых сообщило следующее.

 На территории г. Пудожа система теплоснабжения четырехтрубная, с отдельными тепловыми сетями горячего водоснабжения, где сетевая вода используется путем ее отбора их тепловой сети для удовлетворения нужд потребителей (открытая).

Причинами прекращения горячего водоснабжения жителей по окончании отопительного сезона (11 мая 2016 года) с учетом того, что работы по испытаниям на плотность и прочность систем ГВС проводились с 16 по 18 мая 2016 года, а систем теплоснабжения тепловых сетей 02 июня 2016 года, 07 июня 2016 года, 14 июня 2016 года послужило позднее информирование управляющими организациями о закрытии запорной арматуры внутридомовых сетей (15 мая 2017 года), что существенно отодвинуло сроки проведения ООО «Карелэнергоресурс» гидравлических испытаний сетей горячего водоснабжения.

Руководствуясь Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года № 115 (далее – Правила      № 115) и утвержденной ООО «Карелэнергоресурс» программой проведения гидропневматической промывки и гидравлических испытаний наружных тепловых сетей     г. Пудожа в 2016 году, по окончании отопительного периода 2015 – 2016 гг., Общество изначально начало проводить работы по гидравлическим испытаниям и промывкам сетей горячего водоснабжения и только затем работы по гидравлическим испытаниям и промывкам тепловых сетей отопления.

Таким образом, гидравлические испытания систем ГВС проводились в период с 16 по 18 мая 2016 года, а центрального отопления – в июне 2016 года.

ООО «Карелэнергоресурс» обратило внимание на то, что взаимодействие с управляющими организациями осуществляется в соответствии с условиями и требованиями Договоров.  

Теплоснабжающая организация полагает, что факт злоупотребления Обществом своим доминирующим положением не доказан, поскольку управляющие организации не выполнили со своей стороны комплекс мероприятий, предусмотренный Правилами          № 115, в связи с чем ООО «Карелэнергоресурс» не могло возобновить подачу тепловой энергии в систему отопления МКД.

06 июня 2017 года в ходе рассмотрения дела представители ООО «Карелэнергоресурс» поддержали доводы, изложенные в представленных в материалы дела письменных пояснениях. Нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ООО «Карелэнергоресурс» при отключении горячего водоснабжения в многоквартирных жилых домах г. Пудожа в период проведения регламентных работ по окончании отопительного сезона 2015/2016 гг. не усматривают.

Определением от 07 июня 2017 года дело № 03-16/01-2017 в связи с принятием Комиссией заключения об обстоятельствах настоящего дела, в соответствии с частью 3 статьи 481 ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрение дела № 03-16/01-2017 было отложено до 11 час. 00 мин. 26 июня 2017 года.

Телефонограммой от 26 июня 2017 года стороны были уведомлены о переносе времени и даты рассмотрения дела на 11 часов 00 минут 27 июня 2017 года в связи со служебной необходимостью.

В соответствии с частью 5 статьи 481 ФЗ «О защите конкуренции» ООО «Карелэнергоресурс» в письме от 27 июня 2017 года № 01-01/2310 (вх. от 27 июня 2017 года № 3100) предоставило возражения (пояснения) по заключению  об обстоятельствах дела, в которых изложены доводы, аналогичные ранее представленным в материалы дела, изученные и проанализированные Комиссией.

 

Комиссия, рассмотрев документы и информацию по делу № 03-16/01-2017, заслушав доводы, возражения и пояснения ответчика, приходит к следующему.

В соответствии с концессионным соглашением от 19 декабря 2016 года, заключенным Правительством Республики Карелия (концедент), ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» (балансодержатель) и ООО «Карелэнергоресурс» (концессионер), последнее обязуется за свой счет производить на объектах соглашения работы по реконструкции и модернизации, а также обязуется осуществлять производство, передачу и реализацию тепловой энергии и горячей воды потребителям, в том числе Пудожского района с использованием объектов соглашения.

Объекты соглашения являются собственностью Республики Карелия.

Кроме того, по договору аренды имущества от 26 августа 2016 года № 1440/09-А-2016, заключенному между ООО «Пудожский водоканал» и ООО «Карелэнергоресурс», последнему передано в аренду имущество для осуществления деятельности по теплоснабжению на территории Пудожского муниципального района.

ООО «Карелэнергоресурс» отпускает тепловую энергию и теплоноситель через присоединенную сеть ООО «Управляющая компания ЖКХ», МУП «Пудожское ЖЭУ» (договор от 30 октября 2014 года № 565/12-ТС-2014 и от 15 сентября 2015 года                  № 936/09-ТС-2015; далее – Договора).

Договорами урегулированы взаимоотношения ООО «Карелэнергоресурс» с управляющими организациями при эксплуатации сетей и систем теплоснабжения.

В силу пунктов 2.2.2 Договоров ООО «Карелэнергоресурс» в праве вводить ограничение или прекращение подачи тепловой энергии и теплоносителя в порядке и в случаях, установленных действующим законодательством РФ.

Пунктами 4.2, 4.3 Договоров определено, что включение тепловых сетей и систем теплоснабжения управляющих организаций в связи с началом отопительного периода осуществляется при наличии у управляющей организаций акта (паспорта) готовности к работе в отопительный период, актов промывки и гидравлических испытаний внутридомовых сетей, подписанных теплоснабжающей организацией; по окончании отопительного периода в течение 15 рабочих дней управляющая организация обязана предоставить в теплоснабжающую организацию для согласования план – график проведения промывок и гидравлических испытаний внутридомовых сетей.

Письмами от 11 апреля 2016 года № № 01-01/1401 и № 01-01/1400, адресованными главе администрации Пудожского муниципального района В.Н. Ересову, главе Пудожского городского поселения А.В. Ладыгину, ООО «Карелэнергоресурс» направляло уведомления о необходимости энергоснабжающей организации в соответствии с пунктами  6.2.13 и 6.2.14 Правил № 115 не позже, чем через две недели после окончания отопительного сезона провести испытания тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения на прочность и плотность для выявления и устранения дефектов.

Письмами от 12 апреля 2016 года (исх. № 01-01/1465, № 01-01/1465, № 01-01/1466, № 01-01/1466), адресованными управляющим организациям МУП «Пудожское ЖЭУ», ООО «Управляющая компания ЖКХ», ООО «Комсервис», а также администрации Пудожского муниципального района, жилищной инспекции РК, прокуратуре Пудожского района РК, ООО «Карелэнергоресурс» направило предписания о необходимости в срок не позднее 3-суток с момента окончания отопительного сезона произвести работы по отключению внутридомовых сетей всех потребителей от наружных тепловых сетей посредством закрытия запорной арматуры или (при ее отсутствии) установки заглушек.

Кроме того, в соответствии с вышеуказанными предписаниями ООО «Управляющая компания ЖКХ», МУП «Пудожское ЖЭУ» в срок до 15 мая 2016 года, а ООО «Комсервис» в срок до 30 мая 2016 года необходимо было предоставить в адрес ООО «Карелэнергоресурс» для согласования график промывок и проведения испытаний на прочность и плотность внутридомовых сетей теплопотребления и горячего водоснабжения.

ООО «Карелэнергоресурс» направляя в адрес управляющих организаций предписания руководствовалось подпунктами 6.2.13 и 6.2.14 Правил № 115, согласно которым в процессе эксплуатации все тепловые сети должны подвергаться испытаниям на прочность и плотность для выявления дефектов не позже, чем через две недели после окончания отопительного сезона, а также на пункт 9.2.10 Правил № 115 о проведении промывки систем ежегодно после окончания отопительного периода, пункт 5.1.6 Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, которым предусмотрено, что испытания на прочность и плотность оборудования систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения и центрального кондиционирования должны производиться ежегодно после окончания отопительного периода для выявления дефектов, а также перед началом отопительного периода после окончания ремонта.

С письмом от 22 апреля 2016 года № 01-01/1682 Обществом в адрес ООО «Управляющая компания ЖКХ», администраций Пудожского муниципального района и Пудожского городского поселения было направлено уведомление о том, что согласно Правил № 115 в г. Пудоже в течение 2 (двух) недель по окончании отопительного периода 2015/16 годов будут производиться работы по гидравлическим испытаниям наружных сетей горячего водоснабжения в связи с чем будет отключено горячее водоснабжение. В указанном уведомлении Общество просило управляющую организацию и администрации о своевременном уведомлении потребителей об отключении горячего водоснабжения.

На основании Приказа Министерства строительства, жилищно – коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 04 мая 2016 года № 119 ООО «Карелэнергоресурс» с 05 мая 2016 года закончило отопительный сезон на территории Пудожского муниципального района.

В письмах от 06 мая 2016 года (их. № 01-01/1900, № 01-01/1902) и 11 мая 2016 года (их. № 01-01/1944/2, № 01-01/1944/1, № 01-01/1944/4, № 01-01/1944/5) ООО «Карелэнергоресурс», адресованных МУП «Пудожское ЖЭУ», ООО «Управляющая компания ЖКХ», администрации Пудожского муниципального района, жилищной инспекции РК, прокуратуре Пудожского района РК, разъяснило требования пунктов 6.2.13 и 6.2.14 Правил № 115 о необходимости в течение 2 (двух) недель после окончания отопительного сезона провести испытания тепловых сетей на прочность и плотность для выявления и устранения возможных дефектов.

Кроме того, ООО «Карелэнергоресурс» в вышеуказанных уведомлениях требовало от МУП «Пудожское ЖЭУ», ООО «Управляющая компания ЖКХ» завершить работы по промывкам, опрессовкам и техническому обслуживанию теплопотребляющих установок ГВС (внутридомовых сетей ГВС) в срок до 19 мая 2016 года предоставить ООО «Карелэнергоресурс» акты выполненных работ для допуска внутридомовых систем ГВС к эксплуатации в системе централизованного ГВС, и указало, что невыполнение работ приведет к невозможности эксплуатации системы в связи с технической неготовностью, – как следствие, к срыву горячего водоснабжения по вине организации, обслуживающей сети потребителя.

Из акта от 11 мая 2016 года следует, что 11 мая 2016 года в 12 часов 30 минут ООО «Техмат» по распоряжению ООО «Карелэнергоресурс» от 10 мая 2016 года произвело отключение системы горячего водоснабжения от котельных № 1, № 7, № 10, № 12, № 13, № 16 г. Пудожа, в связи с необходимостью проведения профилактических работ.

Письмом от 13 мая 2016 года № 240 ООО «Управляющая компания ЖКХ» уведомило ООО «Карелэнергоресурс» об отключении 13 мая 2016 года потребителей теплопотребляющих установок ГВС (внутридомовых сетей ГВС) 48 многоквартирных домов от наружных сетей ГВС (вх. ресурсоснабжающей организации от 15 мая 2016 года № 3426).

Письмом 16 мая 2016 года № 139 МУП «Пудожское ЖЭУ» уведомило ООО «Карелэнергоресурс» об отключении 12 мая 2016 года 30 многоквартирных домов от наружных сетей отопления и горячего водоснабжения.

Письмом от 18 мая 2016 года № 01-01/2068/1 ООО «Карелэнергоресурс» уведомило администрации Пудожского муниципального района, Пудожского городского поселения, ООО «Управляющая компания ЖКХ», МУП «Пудожское ЖЭУ» о том, что после получения от управляющих организаций информации об отключении потребителей, с 16 мая 2016 года Общество приступило к проведению работ по гидравлическим испытаниям наружных сетей горячего водоснабжения.

Кроме того, в вышеуказанном письме ООО «Карелэнергоресурс» сообщало о том, что по итогам проведенных гидравлических испытаний на наружных сетях системы ГВС, установлены многочисленные неисправности трубопроводов систем, и учитывая характер повреждений, подача горячего водоснабжения возобновится ориентировочно не ранее 30 июня 2016 года после проведения ремонтных работ.

Письмом от 16 мая 2016 года № 140 МУП «Пудожское ЖЭУ» предоставило на согласование график промывки и испытаний на прочность и плотность внутридомового оборудования системы отопления и горячего водоснабжения МКД, в котором выполнение работ в отношении системы ГВС были установлены с 24 по 27 мая 2016 года, а в отношении системы отопления период июнь – июль 2016 года. 

Из представленного в материалы дела графика промывки и гидравлических испытаний системы ГВС МКД, обслуживаемых ООО «Управляющая компания ЖКХ» на 2016 год следует, что сроки проведения промывок и испытаний были назначены на 23 – 27 мая (3 дома), 30-31 мая (3 дома), остальные 40 домов на июнь 2016 года.

 Из представленного в материалы дела графика промывки и гидравлических испытаний системы отопления МКД, обслуживаемых ООО «Управляющая компания ЖКХ» на 2016 год следует, что сроки проведения промывок и испытаний были назначены на июль – август 2016. 

20 мая 2016 года ООО «Карелэнергоресурс» были согласованы графики промывок и гидравлических испытаний систем ГВС МКД, обслуживаемых МУП «Пудожское ЖЭУ», ООО «Управляющая компания ЖКХ», со сроками проведения работ, выходящими за пределы двух недельного срока после окончания отопительного сезона.

Актами о выполненных работах, о проведении испытаний на плотность и прочность, о проведении гидропневматической промывке от 01 июня 2016 года, 02 июня 2016 года, 03 июня 2016 года, 06 июня 2016 года, 07 июня 2016 года, 09 июня 2016 года, 10 июня 2016 года, 14 июня 2016 года зафиксированы факты устранения дефектов, проведения испытаний, промывка сети горячего водоснабжения от котельных № 7, № 13,         № 12, № 16.

Необходимо отметить, что горячее водоснабжение осуществлялось по сетям от котельных № 1, № 7, № 10, № 12, № 13, № 16.

Письмами от 30 июня 2016 года исх. № 01-01/3054, исх. № 01-01/3055, адресованными администрации Пудожского муниципального района, Пудожского городского поселения, МУП «Пудожское ЖЭУ», ООО «Управляющая компания ЖКХ» ресурсоснабжающей организацией были направлены уведомления об имеющейся технической возможности оборудования и сетей ГВС котельных № 7, № 10, № 12, № 16 обеспечить подачу горячей воды потребителям.

Кроме того, в данных письмах ООО «Карелэнергоресурс» указало, что связи с отсутствием подготовки внутридомовых сетей горячего водоснабжения г. Пудожа и на основании Правил № 115 подача горячей воды в г. Пудож от котельных № 7, № 10, № 12, № 16 будет возобновлена после полной готовности потребителей.

Письмами от 06 июля 2016 года № 371, от 07 июля 2016 года № 1074, от 20 июля 2016 года № 399, от 05 августа 2016 года № 419 ООО «Управляющая компания ЖКХ» просило ООО «Карелэнергоресурс» возобновить подачу горячего водоснабжения потребителям г. Пудожа от котельной № 10, № 16 в МКД по ул. Строителей, д. 15, по ул. Строителей д. 23; от котельной № 16 в МКД по ул. Строителей, д.19; от котельной № 7 в МКД по ул. Ленина, д. 53; от котельной № 10 в МКД по ул. Строителей, д. 14; от котельной № 10 в МКД по ул. Строителей, д. 17, по ул. Строителей д. 29.

Вместе с тем, Общество отказало ООО «Управляющая компания ЖКХ» в возобновлении подачи горячего водоснабжения потребителям ссылаясь на:

введение полного ограничения режима потребления электроэнергии в отношении котельной № 7 (письмо от 14 июля 2016 года № 01-01/3391);

в связи с малой подключенной нагрузкой ГВС МКД по ул. Строителей, д. 15, по ул. Строителей д. 23 (письмо от 04 июля 2016 года № 01-01/3138);

в связи с малой подключенной нагрузкой от котельной № 10 (письмо от 03 августа 2016 года № 01-01/3832).

30 августа 2016 года осуществлена подача ГВС потребителям г. Пудожа от котельных № 1, № 7, № 10, № 12, № 13, № 16, о чем составлен акт от 30 августа 2016 года о поэтапном включении тепловых установок в эксплуатацию.

 

Анализ предоставленных документов, положений нормативных правовых актов позволяет сделать следующие выводы. 

В соответствии с  пунктом 4 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по данной статье необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав иных лиц. Отсутствие одного из элементов состава данного правонарушения исключает возможность признания хозяйствующего субъекта нарушителем антимонопольного законодательства.

В силу части 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

В соответствии с анализом состояния конкуренции на рынке теплоснабжения в географических границах Пудожского городского поселения Республики Карелия за период 2015 – май 2016 года доля ООО «Карелэнергоресурс» составила 100 %.

Таким образом, в исследуемый период ООО «Карелэнергоресурс» в соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» занимает доминирующее положение на указанном рынке.

 

По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).

В соответствии с частью 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

Таким образом, являясь ресурсоснабжающей организацией ООО «Карелэнергоресурс» несет обязанность по обеспечению нормативного уровня и бесперебойного обеспечения предоставления коммунальных услуг населению путем их подачи до внутридомовых сетей многоквартирных домов Пудожского городского поселения, находящихся в ведении соответствующих управляющих компаний.

Согласно подпункту «в» пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354)  предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении №1.

Согласно пункту 4 приложения № 1 к Правилам № 354 услуга по горячему водоснабжению должна предоставляться бесперебойно в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).

В соответствии с пунктом 3.1.11 Гигиенических требований к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения (Изменения к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.4.2496-09), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07 апреля 2009 года № 20, в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.

С учетом требований, вышеприведенных норм ООО «Карелэнергоресурс» при производстве ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения вправе отключать потребителей от систем горячего водоснабжения на срок не более 14 суток.

Из материалов дела усматривается, что ООО «Карелэнергоресурс» в связи с необходимостью проведения испытания тепловых сетей на прочность и плотность для выявления и устранения возможных дефектов 11 мая 2017 года прекратило горячее водоснабжение многоквартирных домов Пудожского городского поселения. Возобновление горячего водоснабжения МКД было осуществлено 30 августа 2016 года.

Таким образом, ООО «Карелэнергоресурс» нарушило нормативный срок отключения горячего водоснабжения для проведения ремонтных работ.

 

Нарушение нормативных сроков путем их произвольного самостоятельного регулирования ресурсоснабжающей организацией недопустимо, поскольку влечет за собой нарушение прав потребителей-граждан на бесперебойное получение соответствующей коммунальной услуги надлежащего качества и необходимого объема.

Относительно довода ООО «Карелэнергоресурс» о невозможности возобновления подачи тепловой энергии в систему отопления многоквартирных домов до тех пор пока не будет выполнен комплекс мероприятий, предусмотренный Правилами № 115, управляющими компаниями, комиссия отмечает следующее.

ООО «Карелэнергоресурс» ссылаясь на пункты 6.2.13, 9.1.59, 9.2.12, 6.2.8, 9.2.9, 9.2.10 Правил № 115 полагает, что подключать системы отопления и горячего водоснабжения, не владея полной информацией о состоянии внутридомовых инженерных систем, прошедших промывку, а в открытых системах промывку и дезинфекцию не имеет права.

Между тем Правила №115 направлены на урегулирование вопросов, связанных с подготовкой тепловых энергоустановок к началу отопительного сезона, и не регулируют правоотношения по предоставлению коммунальных услуг.

Позиция ООО «Карелэнергоресурс» о том, что горячее водоснабжение оно вправе прекращать на сколь угодно длительный срок, основана на неверном толковании Правил № 354 и Правил № 115 в совокупности. Исполнение пунктов 6.2.13, 9.1.59, 9.2.12, 6.2.8, 9.2.9, 9.2.10 Правил № 115 не устраняет обязанность по исполнению требований Правил № 354 и СанПин 2.1.4.2496-09 в части соблюдения сроков отключения систем горячего водоснабжения для проведения ремонтных работ.

Кроме того, комиссия полагает, что ООО «Карелэнергоресурс», еще на стадии заключения договора не планировало соблюдать 14 дневный срок, предусмотренный Правилами № 354 и требований СанПиН 2.1.4.2496-09, поскольку пунктом 4.3 договора установило срок предоставления управляющими организациями для согласования плана – графика проведения промывок и гидравлических испытаний внутридомовых сетей сверх регламентированного (в течение 15 дней с момента окончания отопительного периода).

Необходимо также отметить, что ООО «Карелэнергоресурс» по заявкам управляющих компаний отказало в восстановлении горячего водоснабжения по причинам, не связанным с отсутствием сведений о выполненных работах по промывке и опрессовке внутридомовых систем ГВС.

Невыполнение ООО «Карелэнергоресурс» обязанности в части бесперебойного круглосуточного горячего водоснабжения в многоквартирных жилых домах г. Пудожа в период проведения регламентных работ по окончании отопительного сезона 2015/2016 гг., привело к нарушению прав и законных интересов конечных потребителей - граждан, имеющих право на бесперебойное круглосуточное предоставление коммунальных услуг.

Необходимо отметить, что решением Пудожского районного суда РК от 10 августа 2016 года, признанным законным и обоснованным апелляционным определением Верховного суда РК от 23 сентября 2016 года № 33-3644/2016, действия ООО «Карелэнергоресурс» по прекращению подачи горячего водоснабжения населению          г. Пудожа свыше нормативного срока планово – профилактического ремонта незаконными. Кроме того, суд обязал возобновить подачу горячего водоснабжения населению г. Пудожа.

При таких обстоятельствах Комиссия Карельское УФАС России по рассмотрению дела № 03-16/01-2017 приходит к выводу, что в действия ООО «Карелэнергоресурс» имеет место нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в нарушении нормативных сроков отключения горячего водоснабжения в многоквартирных жилых домах г. Пудожа в период проведения регламентных работ по окончании отопительного сезона 2015/2016 гг.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Карельского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1.         Признать в действиях ООО «Карелэнергоресурс» нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в прекращении горячего водоснабжения в многоквартирных жилых домах г. Пудожа в период проведения регламентных работ по окончании отопительного сезона 2015/2016 гг. на срок, превышающий максимально допустимую продолжительность перерыва горячего водоснабжения.

2.         Предписание ООО «Карелэнергоресурс» об устранении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать, в связи с его прекращением.

3.         Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны