Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ... от 9 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - Карельское УФАС России) по рассмотрению   дела   о   нарушении антимонопольного законодательства № 03-16/01-2017 на основании приказа Карельского УФАС России от 06 февраля 2017 года № 23 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Карелэнергоресурс» (<…>; далее также – ООО «Карелэнергоресурс», ресурсоснабжающая организация, Общество) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), выразившегося в нарушении нормативных сроков отключения горячего водоснабжения в многоквартирных жилых домах г. Пудожа в период проведения регламентных работ по окончании отопительного сезона 2015/2016 гг., руководствуясь частью 13 статьи 44 ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Карельское УФАС России поступило заявление Прокуратуры Пудожского района РК от 31 мая 2016 года № 07-02-2016 (вх. от 03 июня 2016 года № 2573) с жалобой на действия ООО «Карелэнергоресурс».

Обращение в Карельское УФАС России вызвано тем, что ООО «Карелэнергоресурс» прекратило 11 мая 2016 года в 12 час. 00 мин. подачу горячего водоснабжения не уведомив жителей г. Пудожа, направив уведомление в органы местного самоуправления и управляющим компаниям. По состоянию на 30 мая 2016 года подача горячего водоснабжения не возобновлена.

В данных действиях (бездействии) заявитель усматривает нарушение антимонопольного законодательства, просит принять меры по вышеуказанным фактам.

В соответствии с  пунктом 4 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по данной статье необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав иных лиц. Отсутствие одного из элементов состава данного правонарушения исключает возможность признания хозяйствующего субъекта нарушителем антимонопольного законодательства.

В силу части 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

В соответствии с анализом состояния конкуренции на рынке теплоснабжения в географических границах Пудожского городского поселения Республики Карелия за период 2015 – май 2016 года доля ООО «Карелэнергоресурс» составила 100 %.

Таким образом, в исследуемый период ООО «Карелэнергоресурс» в соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» занимает доминирующее положение на указанном рынке, так как его доля составила 100 %.

 

По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).

Согласно подпунктам «в» и «г» пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354), условиями предоставления коммунальных услуг потребителю являются, в том числе следующие: предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении №1.

Согласно пункту 4 приложения № 1 к Правилам № 354 услуга по горячему водоснабжению должна предоставляться бесперебойно в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).

В соответствии с пунктом 3.1.11 Гигиенических требований к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения (Изменения к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.4.2496-09), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07 апреля 2009 года № 20, в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.

Таким образом, ООО «Карелэнергоресурс» при производстве ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения вправе отключать потребителей от систем горячего водоснабжения на срок не более 14 суток.

 

Из документов, полученных в ходе рассмотрения заявления установлены следующие обстоятельства.

ООО «Карелэнергоресурс» отпускает тепловую энергию и теплоноситель через присоединенную сеть ООО «Управляющая компания ЖКХ», МУП «Пудожское ЖЭУ» (договор от 30 октября 2014 года № 565/12-ТС-2014 и от 15 сентября 2015 года                  № 936/09-ТС-2015).

На основании Приказа Министерства строительства, жилищно – коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 04 мая 2016 года № 119 ООО «Карелэнергоресурс» с 05 мая 2016 года закончило отопительный сезон на территории Пудожского муниципального района.

11 мая 2016 года на основании распоряжения от 10 мая 2016 года произведено отключение системы горячего водоснабжения, в связи с необходимостью проведения профилактических работ.

Письмами от 13 мая 2016 года № 240, от 16 мая 2016 года № 139 ООО «Управляющая компания ЖКХ», МУП «Пудожское ЖЭУ» уведомили ООО «Карелэнергоресурс» об отключении 12 мая 2016 года по требованию 48 мнегоквартирных домов, 13 мая 2016 года по требованию 30 многогоквартирных домов от наружных сетей отопления и горячего водоснабжения.

 16 мая 2016 года Общество приступило к проведению работ по гидравлическим испытаниям наружных сетей горячего водоснабжения, в ходе которых выявлено 11 прорывов, что свидетельствует о невозможности возобновления горячего водоснабжения, о чем были уведомлены администрация Пудожского муниципального района, Пудожского городского поселения, ООО «Управляющая компания ЖКХ», МУП «Пудожское ЖЭУ» (уведомление от 18 мая 2016 года № 01-01/2068/1).

Кроме того, в уведомлении ООО «Карелэнергоресурс» указало, что подача горячего водоснабжения возобновится ориентировочно не ранее 30 июня 2016 года после проведения ремонтных работ.

В письме от 23 июня 2016 года № 01-01/2802 ООО «Карелэнергоресурс» прекращение подачи горячего водоснабжения одновременно с прекращением отопительного сезона объясняет необходимостью не позднее двух недель по окончании отопительного сезона проведения испытаний тепловых сетей на прочность и плотность (пункт 6.2.13 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года № 115).

По состоянию на 15 июня 2016 года ООО «Карелэнергоресурс» не осуществлено возобновление услуги по горячему водоснабжению на территории Пудожского городского округа. Общество полагает, что управляющие организации, обслуживающие многоквартирные дома в г. Пудож и Пудожском муниципальном районе, в нарушение пункта 9.1.59 Правил № 115, не согласовали с теплоснабжающей организацией приемку внутренних сетей ГВС после проведения гидравлической промывки и опрессовки, ООО «Карелэнергоресурс», руководствуясь подпунктами 6.2.13, 9.1.59, 9.2.12, 6.2.8, 9.2.9, 9.2.10 Правил № 115 подключать системы отопления и горячего водоснабжения, не владея полной информацией о состоянии внутридомовых инженерных систем, прошедших промывку, а в открытых системах промывку и дезинфекцию не имеет права, что ставит под сомнение возможность установления конкретной даты возобновления потребителям г. Пудож горячего водоснабжения.

Однако, данное обстоятельство не освобождало ООО «Карелэнергоресурс» от своей обязанности предоставления коммунальной услуги в пределах своей ответственности. При этом, несмотря на то, что ресурсоснабжающей организации стало известно о перекрытии управляющей организацией внутридомовых систем горячего водоснабжения, возобновление подачи соответствующего коммунального ресурса возобновлено не было, а запланированный срок проведения соответствующих работ превышает 14 дней.

Таким образом, прекращение ООО «Карелэнергоресурс» подачи горячего водоснабжения населению на территории г. Пудожа свыше нормативного срока планово – профилактического ремонта не отвечает требованиям действующего законодательства и является незаконным, поскольку влечет ограничения прав добросовестных потребителей на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией РФ.

 При таких обстоятельствах Карельское УФАС России полагает, что в действиях Общества имеются признаки нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в нарушении нормативных сроков отключения горячего водоснабжения в многоквартирных жилых домах г. Пудожа в период проведения регламентных работ по окончании отопительного сезона 2015/2016 гг.

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

                                                                                                                        

  1. Назначить дело № 03-16/01-2017 к рассмотрению на 09 марта 2017 года в 15 часов 00 минут, по адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д.1А, каб. 518.
  1. Привлечь к участию в рассмотрении дела:

в качестве ответчика – ООО «Карелэнергоресурс» (<…>);

в качестве заявителя – Прокуратура Пудожского района РК <…>);

в качестве заинтересованных лиц - ООО «Управляющая компания ЖКХ» <…>), МУП «Пудожское ЖЭУ» (<…>).

  1. ООО «Карелэнергоресурс» надлежит в срок до 27 февраля 2017 года представить в адрес Карельского УФАС России:

сведения о дате и времени возобновления горячего водоснабжения (в случае если оно возобновлено) либо указание на то, что подача горячего водоснабжения на территории Пудожского городского поселения не восстановлена (с приложением подтверждающих документов, указанием причин);

письменные пояснения по обстоятельствам дела со ссылкой на нормативные правовые акты и приложением подтверждающих документов (за исключением ранее представленных); 

иные документы, а также сведения (информацию), имеющие отношение к рассматриваемому делу. 

  1. ООО «Управляющая компания ЖКХ», МУП «Пудожское ЖЭУ» надлежит в срок до 27 февраля 2017 года представить в адрес Карельского УФАС России:

           перечень многоквартирных жилых домов (с указанием адресов), которые были отключены от наружных сетей отопления и горячего водоснабжения в рассматриваемый период;

документы, подтверждающие проведение управляющими организациями работ по промывке и опрессовке внутридомовых инженерных сетей, а также документы, отражающие дату проведения указанных работ;

письменные пояснения по обстоятельствам дела со ссылкой на нормативные правовые акты и приложением подтверждающих документов;

иные документы, а также сведения (информацию), имеющие отношение к рассматриваемому делу.

  1. Явка представителя (-ей) ООО «Карелэнергоресурс», Прокуратуры Пудожского района РК, ООО «Управляющая компания ЖКХ», МУП «Пудожское ЖЭУ» (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна. При себе иметь документ, удостоверяющий личность и служебное положение.

 

В соответствии со статьей 43 ФЗ «О защите конкуренции», лица, участвующие в рассмотрении дела, вправе знакомиться с материалами дела, делать выписки из них

Связанные организации

Связанные организации не указаны