Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ по делу №03-16/02-2015 в отношении ОАО... от 17 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

10 ноября 2015 года                                                                                  г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения оглашена 26 октября 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 10 ноября 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (сокращенное наименование – Карельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

<…>

- заместитель руководителя Карельского УФАС России, председатель комиссии;

<…>

-начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы   Карельского УФАС России, член комиссии;

<…>

 

 

 

-главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии,

рассмотрев дело №03-16/02-2015, возбужденное по признакам нарушения ОАО «ПКС – Тепловые сети» (пр. Ленина, 10 в, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185013) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), в присутствии представителя ОАО «ПКС-Тепловые сети» - З. (до перерыва; доверенность от <…>; копия в деле), представителя филиала «Карельский» ОАО «ТГК №1» (далее – ОАО «ТГК №1») – Д. (доверенность от <…>, копия в деле)

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России 20 ноября 2014 года (вх. №6043) поступило заявление ОАО «ТГК №1» от 14 ноября 2014 года №666-03/10 с жалобой на действия ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» (далее – ОАО «ПКС»), выразившиеся в непредставлении информации о заключенных договорах теплоснабжения с потребителями. 

В соответствии с частью 12 статьи 44 ФЗ «О защите конкуренции» приказом от 28 января 2015 года №22 было возбуждено настоящее дело по признакам нарушения ОАО «ПКС-Тепловые сети» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Необходимо отметить, что несмотря на тот факт, что заявление изначально было подано в отношении ОАО «ПКС» дело возбуждено в отношении ОАО «ПКС-Тепловые сети», так как на момент издания приказа о возбуждении дела (28 января 2015 года) произошла реорганизация общества (11 декабря 2014 года) в форме выделения двух обществ, в результате которой вопросы деятельности по теплоснабжению перешли к ОАО «ПКС-Тепловые сети».

Согласно определению от 28 января 2015 года «О назначении дела №03-16/02-2015 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению», рассмотрение настоящего дела было назначено на 11 часов 00 минут 26 февраля 2015 года. Рассмотрение дела состоялось в назначенное время, однако по ходатайству ответчика было отложено на 26 марта 2015 года (определение от 26 февраля 2015 года «Об отложении рассмотрения дела №03-16/02-2015 о нарушении антимонопольного законодательства»). В последующем, на заседании, состоявшемся 26 марта 2015 года, комиссией Карельского УФАС России было принято решение о приостановлении рассмотрения настоящего дела до вступления в законную силу решения по делу №А26-308/2015.

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 22 мая 2015 года исковые требования ОАО «ТГК №1» об обязании ОАО «ПКС-Тепловые сети» передать сведения о потребителях в системе теплоснабжения были удовлетворены частично.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в своем постановлении от 02 сентября 2015 года подтвердил правомерность выводов суда первой инстанции, оставив апелляционную жалобу ОАО «ПКС-Тепловые сети» без удовлетворения.

На основании изложенного, определением от 28 сентября 2015 года «О возобновлении рассмотрения дела №03-16/02-2015 о нарушении антимонопольного законодательства» рассмотрение настоящего дела было возобновлено и назначено к рассмотрению на 11 часов 00 минут 20 октября 2015 года.

Рассмотрение дела состоялось в назначенное время (до 26 октября 2015 года объявлялся перерыв). Представитель заявителя поддержала ранее заявленные требования, пояснив, что решение суда не исполнено, сведения о потребителях не предоставлены. В свою очередь, представить ответчика, поясняя сложившуюся с ОАО «ТГК №1» ситуацию, сообщила, что вменяемое ОАО «ПКС-Тепловые сети» нарушение связано с деятельностью общества по теплоснабжению, однако указанный вид деятельности не отнесен к сфере деятельности субъектов естественных монополий, что не позволяет квалифицировать действия по части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Исследовав и оценив все имеющиеся в деле документы, проанализировав нормативную правовую базу в сфере электроэнергетики, комиссия Карельского УФАС России приходит к следующему.  

Согласно статье 1 ФЗ «О защите конкуренции», целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. 

Для квалификации действий по статье 10 ФЗ «О защите конкуренции» должны быть доказаны как совершение хозяйствующим субъектом запрещенных действий, влекущих негативные последствия для конкуренции либо ущемление прав иных лиц, так и доминирующее положение указанного субъекта на соответствующем рынке.

Как следует из абзаца 3 пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года №30, также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 ФЗ «О защите конкуренции», и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147ФЗ «О естественных монополиях» (далее – ФЗ «О естественных монополиях») субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче тепловой энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

Таким образом, оказание услуг по передаче тепловой энергии является сферой деятельности естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги относится к субъектам естественной монополии и, соответственно, обязан соблюдать ограничения, установленные законодательством о защите конкуренции для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке соответствующего товара.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – ФЗ «О теплоснабжении).

В статье 2 ФЗ «О теплоснабжении определены основные понятия, в том числе следующие:

- теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);

- система теплоснабжения - совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями;

- теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);

- единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (далее - единая теплоснабжающая организация) - теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу норм статьи 15 ФЗ «О теплоснабжении» потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения (часть 1). При этом согласно части 2 указанной статьи в системе теплоснабжения определенная схемой теплоснабжения единая теплоснабжающая организация обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения.

Теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 15 ФЗ «О теплоснабжении»).

В части 7 статьи 15 ФЗ «О теплоснабжении» закреплено, что договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации.

В соответствии с частью 10 ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 августа 2012 года №808 утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (далее – Правила теплоснабжения), устанавливающие порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров.

Согласно пункту 113 Правил теплоснабжения организация при присвоении ей статуса единой теплоснабжающей организации направляет подписанные со своей стороны проекты договоров теплоснабжения потребителям, подключенным к системе теплоснабжения, и не направившим заявления о заключении договоров теплоснабжения.

Пунктом 114 Правил теплоснабжения предусмотрено, что для организации заключения договоров теплоснабжения лица, владеющие источниками тепловой энергии и тепловыми сетями, обязаны передавать единой теплоснабжающей организации сведения о потребителях в системе теплоснабжения.

Согласно решению Петрозаводского городского Совета депутатов тепловые сети города Петрозаводска были переданы в аренду ОАО «ПКС» (договор аренды имущества от 26 июля 2005 года). На основании постановления Главы самоуправления города Петрозаводска от 29 июля 2005 года №1865 функции обеспечения потребителей тепловой энергией были переданы в ОАО «Петрозаводские коммунальные системы».

Приказом ФСТ России от 16 апреля 2010 года №127-э ОАО «ПКС» включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль. В соответствии с приказом Карельского УФАС России от 14 марта 2006 года №10 ОАО «ПКС» включено также в Реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (по виду деятельности – передача пара и горячей воды (тепловой энергии) в географических границах г. Петрозаводска).

В 2014 году ОАО «ПКС» осуществляло свою деятельность, в том числе на основании тарифов на тепловую энергию и теплоноситель, утвержденных постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 12 декабря 2013 года №328.

Вместе с тем ООО «РКС-Холдинг», являясь единственным акционером ОАО «ПКС», своим решением реорганизовало ОАО «ПКС» в форме выделения из него двух хозяйственных обществ: ОАО «ПКС-Водоканал» и ОАО «ПКС-Тепловые сети». При этом имущество, права и обязанности ОАО «ПКС», связанные с осуществлением деятельности по производству и передаче пара и горячей воды (тепловой энергии) после реорганизации были переданы непосредственно ОАО «ПКС-Тепловые сети».

Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 17 декабря 2014 года №219 для ОАО «ПКС-Тепловые сети» также были утверждены тарифы на тепловую энергию и теплоноситель. С 01 февраля 2015 года тарифы на услуги по передача тепловой энергии и тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источников тепловой энергии ОАО «ПКС-Тепловые сети» были установлены постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 28 января 2015 года №2.

Исходя из вышеизложенного следует, что ОАО «ПКС-Тепловые сети», правопреемник ОАО «ПКС», является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии в границах присоединенных сетей.

В свою очередь в силу постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 25 октября 2014 года №4786 «Об утверждении схемы теплоснабжения города Петрозаводска (в границах Петрозаводского городского округа) на период до 2029 года и присвоении статуса единой теплоснабжающей организации» (далее – постановление Администрации) ОАО «ТГК №1» присвоен статус единой теплоснабжающей организации с зоной деятельности по всем системам теплоснабжения Петрозаводского городского округа.

Кроме того, в соответствии с этим же постановлением Администрации ОАО «ТГК №1» рекомендовано обеспечить заключение договоров теплоснабжения с потребителями тепловой энергии Петрозаводского городского округа с 01 января 2015 года.

Руководствуясь абзацем 2 пункта 114 Правил теплоснабжения, ОАО «ТГК №1» письмом от 03 октября 2014 года №564-03/10 обратилось в адрес ОАО «ПКС» с просьбой предоставить сведения о заключенных с потребителями договорах тепловой энергии в границах Петрозаводского городского округа.

В ответ на указанное обращение ОАО «ПКС» письмом от 29 октября 2014 года №105.01-1/204 отказало в предоставлении запрашиваемых сведений, ссылаясь на обжалование в суде общей юрисдикции постановления Администрации, которым ОАО «ТГК №1» присвоен статус единой теплоснабжающей организации.

В связи с указанным комиссия полагает, что на ОАО «ТГК №1», являющееся хозяйствующим субъектом, на который возложена обязанность по организации заключения договоров теплоснабжения с потребителями, со стороны ответчика были наложены неразумные ограничения реализации прав и обязанностей.

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению настоящего дела не принимает довод ответчика о том, что его действия по отказу ОАО «ТГК №1» в предоставлении сведений совершены не на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии и, соответственно, об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства по следующим основаниям.

Согласно Общероссийскому классификатору продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности 029-2007 рынок производства, передачи и распределения тепловой энергии относится к разделу Е «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», подразделу ЕА «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», классу 40 «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», подклассу 40.3 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)».

В силу постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 21 марта 2014 года ОАО «ПКС» было отнесено к перечню организаций, осуществляющих регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения. ОАО «ПКС-Тепловые сети» предоставляет услуги по выработке и транспортировке тепловой энергии от источника тепла к потребителю, обеспечивая теплоснабжение потребителей города Петрозаводска (на заседании комиссии представитель ответчика подтвердила наличие у общества как тепловых сетей, так и источников тепловой энергии).

Как упоминалось выше ОАО «ПКС-Тепловые сети» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии и на момент получения запроса имело заключенные договоры теплоснабжения с потребителями Петрозаводского городского округа.

Комиссия антимонопольного органа полагает, что ответчик, отказывая в предоставлении сведений о заключенных договорах теплоснабжения и, соответственно, о потребителях в системе теплоснабжения по запросу единой теплоснабжающей организации, злоупотребило своим доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии, так как располагал запрашиваемыми сведениями именно благодаря тому, что на протяжении длительного периода времени в рамках осуществления деятельности по теплоснабжению оказывал услуги по передаче тепловой энергии.

При рассмотренных обстоятельствах комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению настоящего дела приходит к выводу, что действия ОАО «ПКС-Тепловые сети» не могут быть признаны как совершенные в допустимых пределах и содержат состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Разрешая вопрос о выдаче предписания, комиссия руководствуется тем фактом, что на момент признания нарушения антимонопольного законодательства сведения, которые Арбитражный суд Республики Карелия решением от 22 мая 2015 года по делу №А26-308/2015 обязал в течение пяти дней с момента вступления в законную силу решения передать ОАО «ТГК №1», не переданы.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 2 статьи 48, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции» комиссия Карельского УФАС России

 

                                                           РЕШИЛА:

 

1.Признать в действиях ОАО «ПКС-Теплове сети» наличие нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в непредставлении ОАО «ТГК №1» сведений о потребителях в системе теплоснабжения, а именно:

в отношении юридических лиц:

-полного наименования организации-потребителя;

-места нахождения потребителя;

-места нахождения теплопотребляющих установок и места их подключения к системе теплоснабжения;

-часовых нагрузок Гкал/час (отопление, кондиционирование, вентиляция, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение);

-банковских реквизитов;

в отношении физических лиц:

-фамилии, имени и отчества потребителя;

-места жительства;

-площади отапливаемого занимаемого жилого (нежилого) помещения;

-количестве зарегистрированных граждан;

-сведений о наличии и типе установленных индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, дате и месте их установки (введения в эксплуатацию), дате опломбирования прибора учета организацией, осуществляющей последнюю поверку прибора учета, установленный срок проведения очередной поверки.

2.Выдать ОАО «ПКС-Тепловые сети» предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

3.Направить материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

ПРЕДПИСАНИЕ №03-16/02-2015/29

 

10 ноября 2015 года                                                                                               г. Петрозаводск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

<…>

-заместитель руководителя Карельского УФАС России, председатель Комиссии;

<…>

 

<…>

 

 

-начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;

-главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), на основании своего решения от 10 ноября 2015 года по делу №03-16/02-2015 о нарушении ОАО «ПКС-Тепловые сети» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в непредставлении ОАО «ТГК №1» сведений о потребителях в системе теплоснабжения

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ОАО «ПКС-Тепловые сети» в срок до 30 ноября 2015 года передать ОАО «ТГК №1» следующие сведения о потребителях в системе теплоснабжения:

 в отношении юридических лиц:

-полное наименование организации-потребителя;

-место нахождения потребителя;

-место нахождения теплопотребляющих установок и место их подключения к системе теплоснабжения;

-часовые нагрузки Гкал/час (отопление, кондиционирование, вентиляция, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение);

-банковские реквизиты;

в отношении физических лиц:

-фамилия, имя и отчество потребителя;

-место жительства;

-площадь отапливаемого занимаемого жилого (нежилого) помещения;

-количество зарегистрированных граждан;

-сведения о наличии и типе установленных индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, дате и месте их установки (введения в эксплуатацию), дате опломбирования прибора учета организацией, осуществляющей последнюю поверку прибора учета, установленный срок проведения очередной поверки.

 

 О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии

                   <…>

 

Члены Комиссии

             <…>

 

 

               <…>

 

             

 

 

            

          

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа

Связанные организации

Связанные организации не указаны