РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
11.07.2018
Управление:
Карельское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - в электроэнергетике
Номер дела:
№ №03-16/06-2017

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (сокращенное наименование – Карельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

 

***

 

 

- заместитель руководитель Карельского УФАС России, председатель комиссии;

***.

 

 

***

 

 

- начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии;

- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии,

 

 

рассмотрев дело №03-16/06-2017 по признакам нарушения ООО «Карелэнергоресурс» (ИНН 1001249017; ОГРН 1111001010108; зарегистрированное 20.09.2011; юридический адрес: ул. Зайцева, д.  67А, оф.10, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185000) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») в присутствии представителя ООО «Карелэнергоресурс» <> (доверенность от 20.02.2018 №767-18), в отсутствие представителей Прокуратуры Пудожского района, ООО Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» и МУП «Пудожское ЖЭУ», надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России поступило заявление Прокуратуры Пудожского района РК от 28.07.2017 №07-02-2017 (вх. от 02.08.2017 №3746) с жалобой на действия ООО «Карелэнергоресурс».

Обращение в Карельское УФАС России вызвано тем, что ООО «Карелэнергоресурс» в связи с проведением профилактических работ в периоды с 15.05.2017 по 28.05.2017 от котельной №1, с 29.05.2017 по 11.06.2017 от котельной №13, с 13.06.2017 от котельной №16, прекратило горячее водоснабжение потребителей г. Пудожа. В нарушение установленных нормативными документами сроков горячее водоснабжение не было восстановлено в г. Пудоже до сентября 2017 года.

В ходе рассмотрения заявления было установлено, что ООО «Карелэнергоресурс» является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей свою деятельность на основании Концессионного соглашения от 19.12.2016 в отношении объектов, являющихся собственностью Республики Карелия, Договора аренды имущества по теплоснабжению, заключенного с собственником имущества, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду, установленных Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам.

На основании договоров теплоснабжения, заключенных с ООО «Управляющая компания ЖКХ» (далее - ООО «УК ЖКХ», договор от 30.10.2014 № 565/12-ТС-2014) и МУП «Пудожское жилищно-эксплуатационное управление» (договор от 15.09.2015 №936/09-ТС-2015; далее - МУП «Пудожское ЖЭУ»), ООО «Карелэнергоресурс» осуществляет поставку тепловой энергии и теплоносителя в г. Пудоже.

05.05.2017 ООО «Карелэнергоресурс» согласовало График промывки и гидравлических испытаний системы ГВС многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «УК ЖКХ». Согласно данному графику предполагалось веерное отключение горячего водоснабжения от котельных.  В связи с чем и работы по промывке внутренних сетей горячего водоснабжения подлежали завершению по разным многоквартирным домам в разные сроки, в частности, последней предполагалась к выводу в остановку котельная №7 на период с 24.07.2017 по 06.08.2017, а, следовательно, и работы по промывке внутренних сетей горячего водоснабжения многоквартирных домов, подключенных от котельной №7, подлежали завершению до 06.08.2017.

03.04.2017 ООО «Карелэнергоресурс» и ООО «Пудожский водоканал» утвержден график вывода и остановки котельных г. Пудожа для проведения работ по подготовке оборудования котельных и наружных сетей горячего водоснабжения к ОЗП 2017-2018 годов. Согласно данному графику работы по промывке наружных сетей горячего водоснабжения от котельных №1, 10, 12 13, 16 г. Пудожа подлежали завершению максимально до 23.07.2017, а от котельной №7 к 06.08.2017.

14.03.2017 ООО «Карелэнергоресурс» направило в адрес ООО «УК ЖКХ» предписание о необходимости в срок не позднее 2-суток с момента окончания отопительного сезона произвести работы по отключению внутридомовых сетей всех потребителей от наружных тепловых сетей посредством запорной арматуры или установки заглушек с обязательным информированием о факте отключения ООО «Карелэнергоресурс».

17.05.2017 ООО «УК ЖКХ» уведомило ООО «Карелэнергоресурс» об отключении внутридомовых сетей потребителей г. Пудожа от наружных тепловых сетей котельной №1 посредством закрытия запорной арматуры для проведения регламентных работ.

29.05.2017 ООО «УК ЖКХ» уведомило ООО «Карелэнергоресурс» об отключении внутридомовых сетей потребителей г. Пудожа от наружных тепловых сетей котельной №13 посредством закрытия запорной арматуры для проведения регламентных работ.

13.06.2017 ООО «УК ЖКХ» уведомило ООО «Карелэнергоресурс» об отключении внутридомовых сетей потребителей г. Пудожа от наружных тепловых сетей котельной №16 посредством закрытия запорной арматуры для проведения регламентных работ.

Письмом от 29.05.2017 №01-01/1915 ООО «Карелэнергоресурс» уведомило ООО «УК ЖКХ», Администрацию Пудожского городского поселения и Прокуратуру Пудожского района Республики Карелия о возобновлении горячего водоснабжения потребителей котельной №1 г. Пудожа ориентировочно 02.06.2017 в связи с несвоевременным уведомлением ООО «УК ЖКХ» о закрытии запорной арматуры на границе балансовой принадлежности сетей ООО «Карелэнергоресурс».

ООО «Карелэнергоресурс», поясняя причины не возобновления в установленный нормативными документами срок горячего водоснабжения потребителям г. Пудожа, в письме от 16.08.2017 №01-01/3138 (вх. от 18.08.2017 №3967) указало на ненадлежащее исполнение ООО «УК ЖКХ» своих обязательств по договору, т.е. отсутствие подготовки потребителей (юридических и физических лиц) к приему ресурса горячего водоснабжения, что выражается в не проведении управляющей организацией в полном объеме регламентных работ по промывкам и опрессовкам внутридомовых систем горячего водоснабжения, с подписанием при участии представителей теплоснабжающей организации соответствующих актов.

02.06.2017 (исх. №08-01/1978) Общество направило в адрес ООО «УК ЖКХ» претензию о необходимости незамедлительной подготовки внутренних систем ГВС к подаче ресурса в многоквартирные дома, снабжение горячей водой которых осуществляется от котельной №1, а также предъявления к осмотру представителями ГСО результата промывок и гидравлических испытаний на прочность и плотность системы ГВС.

В свою очередь, ООО «УК ЖКХ» в претензии от 02.06.2017 №459, адресованной ООО «Карелэнергоресурс», указало на проведение последним в период с 15 по 29 мая 2017 года плановых работ по промывке магистральных трубопроводов системы ГВС от котельной №1 г. Пудожа, обратив внимание ООО «Карелэнергоресурс» на неисполнение ими намерения по возобновлению горячего водоснабжения многоквартирных домов от котельной №1 со 02.06.2017, на которое было указано в уведомлении от 29.05.2017 и сообщило о готовности к приему горячего водоснабжения в многоквартирных домах со свое стороны от котельной №1 г. Пудожа.

 Повторное уведомление о готовности к возобновлению горячего водоснабжения многоквартирных домов от котельной №1 г. Пудожа ООО «УК ЖКХ» направило в адрес ООО «Карелэнергоресурс» с письмом от 07.06.2017 №465.  В уведомлении также содержалось требование о незамедлительном возобновление подачи горячей воды в следующие многоквартирные дома: г. Пудож ул. Садовая, д.№9, 11, 23; ул. Комсомольская д. №8, 10; ул. К.Маркса д. №36, 6а, 38, 42, 52.

Вместе с тем 27.06.2017 ресурсоснабжающая организация вновь направила в адрес управляющей компании претензию с требованием о незамедлительной подготовке внутренних систем ГВС к подаче ресурса в многоквартирные дома, снабжение горячей водой которых осуществляется от котельной №1, а также предъявления к осмотру представителям ГСО результата промывок и гидравлических испытаний на прочность и плотность системы ГВС.

При этом из документов, предоставленных в материалы дела, следует, что работы по промывке систем ГВС управляющей компанией в вышеуказанных домах были проведены в основном в мае 2017 года и только в 4 домах - 22.06.2017.

Таким образом, на момент направления последней претензии (27.06.2017) управляющей компанией были проведены работы по промывке и гидравлическим испытаниям на прочность и плотность систем горячего водоснабжения вышеуказанных домов.

Аналогичным образом решался вопрос по восстановлению горячего водоснабжения многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «УК ЖКХ», от котельных №13, 10, 16.

Так, работы по промывке систем ГВС в многоквартирных домах, ГВС которых осуществляется от котельной №13, были выполнены до 28.06.2017 (включительно), т.е. до даты направления ООО «Карелэнергоресурс» последней претензии.

Работы по промывке сетей ГВС большей части многоквартирных домов, снабжение горячей водой которых осуществляется от котельной №10, были приняты ресурсоснабжающей организацией в мае - начале августа 2017 года, как и по ряду домов, снабжение которых осуществляется от котельной №16.

МУП «Пудожское ЖЭУ» выполнило свои обязательства по гидропневматической промывке внутридомовых сетей горячего водоснабжения жилых домов №69 «г» и №69 «в» по ул. Пионерской 20.07.2017 и 01.08.2017 соответственно, что подтверждается актами приемки объектов. При этом претензий в адрес МУП «Пудожское ЖЭУ» от ООО «Карелэнергоресурс» не поступало.

Вместе с тем письмом от 13.06.2017 №01-61/2084 ООО «Карелэнергоресурс» уведомило МУП «Пудожское ЖЭУ» о прекращении с 13.06.2017 подачи горячего водоснабжения жителям г. Пудожа от котельных №7, 16, 12 в связи с ограничением подачи электроэнергии в точках подключения котельных Пудожского района и г. Пудожа по причине финансовой задолженности со стороны ООО «Карелэнергоресурс» перед АО «ТНС энерго Карелия».

Из пояснений ООО «Карелэнергоресурс» следует, что по состоянию на 16.08.2017 (на момент подготовки ответа на запрос Карельского УФАС России) системы ГВС к приему ресурса горячего водоснабжения управляющей компанией в полном объеме не были подготовлены, что подтверждается, по мнению общества, отсутствием актов промывок и опрессовок систем ГВС по ряду многоквартирных домов, обслуживаемых ООО «УК ЖКХ».

ООО «Карелэнергоресурс» отметило, что в случае отсутствия 100% подготовки управляющими организациями потребителей г. Пудожа (юридических и физических лиц) к приему ресурса горячего водоснабжения, в соответствии с пунктами 6.2.13, 9.1.59, 9.2.12, 6.2.12, 6.2.8, 9.2.9, 9.2.10 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 №115 (далее – Правила №115), подключать системы отопления и горячего водоснабжения, не прошедшие промывку, а в открытых системах промывку и дезинфекцию, не допускается.

Возобновить поставку горячего водоснабжения для отдельных потребителей г. Пудожа по утверждению ООО «Карелэнергоресурс» технологически невозможно, поскольку малый водоразбор из системы вызовет технологические нарушения (перегрев) котельного оборудования. Начало поставки ГВС при отсутствии 100% качественной промывки сетей, вызовет перенос загрязнений из непромытых систем в промытые, тем самым, нарушив права добросовестных потребителей.

Вместе с тем, на момент возбуждения дела №03-16/06-2018 доказательств невозможности подключения отдельных потребителей г. Пудожа ООО «Карелэнергоресурс» не предоставило.

По результатам изучения вышеприведенных обстоятельств, а также положений нормативных правовых актов приказом Карельского УФАС России от 31.10.2017 №154 «О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» в отношении ООО «Карелэнергоресурс» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства №03-16/06-2017 по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 02.11.2017 «О назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства №03-16/06-2017» к рассмотрению дела в качестве ответчика было привлечено ООО «Карелэнергоресурс», в качестве заинтересованных лиц - ООО «УК ЖКХ» и МУП «Пудожское ЖЭУ».

Определениями от 05.12.2017, 30.01.2018, 27.03.2018 рассмотрение настоящего дела откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

Так, ООО «УК ЖКХ» во исполнение определения от 05.12.2017 в письме от 22.01.2018 №93 (вх. от 22.01.2018 №261) дополнительно пояснило, что график гидравлических испытаний и промывки ГВС многоквартирных домов, управление которыми осуществляет общество, был согласован ООО «Карелэнергоресурс» со значительно сокращенными сроками проведения указанных работ. При этом ООО «Карелэнергоресурс» не выполнялся график вывода в остановку котельных.

Кроме того, как уже отмечалось выше ООО «Карелэнергоресурс» предъявляло управляющей компании требование по повторным промывкам систем ГВС, что, по мнению ООО «УК ЖКХ», носило субъективный характер. Так, Общество предъявляло трудно выполнимое требование о проведении управляющей компанией гидравлических испытаний системы ГВС многоквартирных домов с давлением до 8 атм., что потребовало использования ручного гидравлического пресса, а с учетом протяженности трубопроводов, стало одной из причин длительности выполнения указанных работ. При этом ООО «УК ЖКХ» с учетом установленных коротких сроков по гидравлическим испытаниям было вынуждено проводить работы по промывке и гидравлическим испытаниям системы ГВС одновременно.

Все вышеперечисленные факторы повлекли за собой длительность проведения управляющей компанией требуемых работ.

При этом, как уже отмечалось выше и согласно сведениям, документам, предоставленным ООО «УК ЖКХ» с письмом от 24.11.2017 №1117 (вх. от 28.11.2017 №5532), работы по промывке систем ГВС многоквартирных домов, подключенных от котельной №1, были проведены в мае-июне 2017 года (последний акт подписан 22.06.2017), домов, подключенных от котельной №13 в июне 2017 года (последний акт подписан 28.06.2017). Работы по промывке систем ГВС 10 из 15 многоквартирных домов, подключенных к сетям котельной №16, были осуществлены в июле – августе 2017 года, в остальных 5 домах - в сентябре 2017 года.

В свою очередь, ООО «Карелэнергоресурс» в письме от 05.12.2017 №01-01/4420 (вх. №05.12.2017 №5640) отметило, что отключение котельных и горячего водоснабжения происходило по утвержденному графику, предусматривающему веерное отключение.

При этом, согласно предоставленному с письмом акту от 14.06.2017, в соответствии с распоряжением ООО «Карелэнергоресурс» от 09.06.2017 №16 ООО «Пудожский водоканал» остановило 09.06.2017 в 08 часов 00 минут теплоснабжение потребителей от котельных № 7, 8,9,10,12,13,16,17,18,19,23, расположенных в г. Пудоже.

Полное ограничение горячего водоснабжения потребителей ООО «Пудожский водоканал» осуществило в следующие даты: от котельной №1 - 15.05.2017, от котельной №13 - 29.05.2017, от котельной №16 - 13.06.2017, т.е. согласно утвержденному графику, а от котельных № 7, 10, 12 горячее водоснабжение было прекращено с 13.06.2017 в связи с введением на них режима ограничения электроснабжения до аварийной брони. При этом, согласно графику, котельная №10 должна была быть выведена в остановку 26.06.2017, котельная №12 – 10.07.2017, а котельная №7 - 24.07.2017.

Кроме того, на заседании комиссии по рассмотрению настоящего дела 30.01.2018  представитель ответчика вновь подтвердила позицию, изложенную ранее о причинах не возобновлении горячего водоснабжения многоквартирных домов г.Пудожа в установленный срок, связанную с нарушением срока проведения управляющими организациями работ по промывке и опрессовке (гидравлических испытаний) внутридомовых систем горячего водоснабжения в многоквартирных домах г. Пудожа, а также с подачей ООО «КАСКАД» холодной воды ненадлежащего качества.

Вместе с тем, отвечая на вопросы комиссии, представители Общества согласились с тем, что некоторые многоквартирные дома, горячее водоснабжение которых осуществляется, например, от котельной №1 и №13 были готовы к возобновлению горячего водоснабжения в июне-июле 2017 года.

Однако, в отношении котельной №1 представитель общества отметил, что еще в ноябре 2016 года было выдано предписание о необходимости проведения ремонтных работ. При этом в связи с поиском собственника и оформления всех необходимых документов Общество не могло осуществить запуск данной котельной до проведения на ней необходимых ремонтных работ. В подтверждение указанного с письмом от 22.03.2018 №01-01/1355 (вх. от 22.03.2018 №1362) ООО «Карелэнергоресурс» предоставило копию переписки с Главой Пудожского городского поселения и Прокуратурой Пудожского района по данному вопросу. Тем не менее проведение ремонтных работ на котельной №1 началось только в конце лета - осенью 2017 года, и несмотря на это работа котельной была возобновлена.

Кроме того, из пояснений представителя ООО «Карелэнергоресурс» Пушкарева Р.В. следовало, что при запуске котельной №13 в установленные сроки на сетях происходили прорывы, что потребовало проведения ремонтных работ, которые продлились примерно1-1,5 месяца. Так, в подтверждение указанного ООО «Карелэнергосерсурс» представило с письмом от 22.03.2018 №01-01/1355 (вх. от 22.03.2018 №1362) акты, из которых следует, что на объекте-котельная №13 г. Пудож в период с 29.05 по 16.06.2017 были проведены работы по техническому обслуживанию котельной (акт от 16.06.2017).

При этом в результате проведенных 02.06.2017 испытаний на плотность и прочность на одном из участков трубопровода от котельной №13 до камеры ТК-1 было обнаружено сквозное отверстие (акт от 06.06.2017 «О выявленных дефектах»), на которое 07.06.2017 был установлен бандаж (акт от 07.06.2017 «О выполненных работах»).

07.06.2017 проводились гидравлические испытания обратного трубопровода от котельной №13 до камеры ТК-1 участок испытания не прошел. 16.06.2017 (акт от 16.07.2017 «О выявленных дефектах») на данном участке был выявлен дефект. В период с 19 по 20.06.2017 на указанном участке трубопровода были проведены ремонтные работы (акт от 20.06.2017 «О выполненных работах»).

13.06.2017 на участке теплотрассы котельной №13 от камеры ТК-3 до дома №72 по ул. К. Маркса проведены гидравлические испытания, участок проверки не прошел. В итоге только через месяц 13.07.2017 было проведено обследование указанного участка, выявлен дефект (акт от 13.07.2017) и в период с 13 по 14.07.2017 выполнены ремонтные работы (акт от 14.07.2017).

В результате проведенных 15.06.2017 гидравлических испытаний на участке от камеры ТК-1 до камеры ТК-3 16.06.2017 был обнаружен разрыв по сварному шву. Сварочные работы на указанном участке проведены 14.07.2017 (почти через месяц после выявления дефекта, акт от 14.07.2017).

09.06.2017 не прошел испытания участок трубопровода теплотрассы ГВС котельной №13 от камеры ТК-3 до камеры ТК-6. Частичное вскрытие участка было проведено только в период с 18 по 20.07.2017, в ходе которого выявлено множество сквозных отверстий. Работы по замене поврежденных участков осуществлены в период с 21 по 25.07.2017.

26.07.2017 после повторного испытания указанного участка (25.07.2017) вновь выявлены множественные сквозные отверстия. 27.07.2017 проведены работы по частичной замене трубопровода.

При этом в письме от 23.04.2018 №01-01/1773 (вх. от 23.04.2018 №1934) ООО «Карелэнергоресурс», поясняя вышеуказанные в ряде случаев длительные сроки проведения ремонтных работ на участках теплотрассы, сообщило, что это было связано с постоянной занятостью бригады на других участках.

Вместе с тем, в конце июля начале августа 2017 года все работы на трубопроводе теплотрассы от котельной №13 были завершены, и котельная была готова к работе.

Однако, из объяснений представителя ООО «Карелэнергоресурс» следует, что после проведенных ремонтных работ горячее водоснабжение не было возобновлено на котельной №13, по причине введения АО «ТНС энерго Карелия» в отношении объектов ООО «Карелэнергоресурс» в г. Пудоже режима ограничения потребления электрической энергии до уровня аварийной брони, в том числе на объекте – котельная №13.

При этом, кроме переписки и ведения переговоров по графику оплаты задолженности Общества перед АО «ТНС энерго Карелия» за потребленную электрическую энергию иных мер ООО «Карелэнергоресурс» не предпринималось.

Кроме того, из актов согласования технологической и/или аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии по котельным г. Пудож №1, 7, 8, 9, 10, 13, 18, 19, предоставленных Обществом с письмом от 22.03.2018 №01-01/1355 (вх. от 22.03.2018 №1362), следует, что по всем указанным объектам величина аварийной и технологической брони согласована ПАО «МРСК Северо-запада» в сентябре 2016 года и в феврале 2017 года в нулевом значении.

Однако, из пояснений, предоставленных ответчиком с письмом от 23.04.2018 №01-01/1773 (вх. от 23.04.2018 №1934), дальнейшие меры для согласования технологической и аварийной брони на котельных г. Пудож обществом не предпринимались, поскольку по мнению ООО «Карелэнергоресурс» замечания ПАО «МРСК Северо-Запада», указанные в приложениях к актам, неправомерно адресованы к обществу.

Определением от 16.05.2018 в связи с принятием комиссией заключения об обстоятельствах настоящего дела, в соответствии с частью 3 статьи 481 Закона о защите конкуренции рассмотрение дела №03-16/06-2017 было отложено до 11 часов 00 минут 21.06.2018.

В соответствии с частью 5 статьи 481 ФЗ «О защите конкуренции» ООО «Карелэнергоресурс» в письме от 20.06.2018 №01-01/2704 (вх. от 20.06.2018 №2926), представили возражения (пояснения) по заключению  об обстоятельствах дела, в которых в основном изложены доводы, аналогичные ранее представленным в материалы дела, изученные и проанализированные комиссией.

Комиссия, рассмотрев документы и информацию по делу №03-16/06-2017, заслушав доводы, возражения и пояснения ответчика, установила следующее.

По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).

В соответствии с частью 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно- технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

Таким образом, являясь ресурсоснабжающей организацией ООО «Карелэнергоресурс» несет обязанность по обеспечению нормативного уровня и бесперебойного обеспечения предоставления коммунальных услуг населению путем их подачи до внутридомовых сетей многоквартирных домов Пудожского городского поселения, находящихся в ведении соответствующих управляющих компаний.

В пункте 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее – Правила №354), определено, что централизованные сети инженерно-технического обеспечения - это совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем). Из пункта 4 указанных правил следует, что под горячим водоснабжением понимается снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом, также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).

В соответствии с пунктом 4.12.3 ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 19.06.2000 №158-ст, оказание услуг по предоставлению потребителям горячей воды должно быть постоянным, за исключением времени перерывов для проведения ремонтных и профилактических работ и в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителей.

В подпункте «в» пункта 3 данных Правил №354 установлено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.

Согласно приложению №1 к Правилам №354 допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).

На основании пункта 1.3 СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 №20, данные санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.).

В пункте 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 предусмотрено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.

Таким образом, ООО «Карелэнергоресурс» при производстве ежегодных профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения вправе было отключать потребителей от систем горячего водоснабжения на срок не более 14 суток.

Из материалов дела №03-16/06-2017 следует, что ООО «Карелэнергоресурс» в связи с необходимостью проведения ежегодных профилактических работ системы горячего водоснабжения прекратило горячее водоснабжение многоквартирных домов Пудожского городского поселения от котельной №1 на период с 15.05.2017 по 28.05.2017, от котельной №13 - с 29.05.2017 по 11.06.2017, от котельной №16 с 13.06.2017 по 25.06.2017. При этом в соответствии с графиком (утв. 03.04.2017) отключение горячего водоснабжения должно было производиться от котельной № 10 на период с 26.06.2017 по 09.07.2017, от котельной №12 – с 10.07.2017 до 23.07.2017, от котельной №7 – с 24.07.2017 до 06.08.2017. Однако, согласно акту от 14.06.2017 прекращение горячего водоснабжения от указанных трех котельных (№10, 12, 7) произошло с 13.06.2017 по причине введения ограничения энергоснабжения.  Возобновление горячего водоснабжения многоквартирных домов г. Пудожа от всех котельных было осуществлено с 04.09.2017. Следовательно, нормативный срок отключения горячего водоснабжения для проведения профилактических и ремонтных работ нарушен.

Кроме того, ООО «Карелэнергоресурс» ссылаясь на пункты 6.2.13, 9.1.59, 9.2.12, 6.2.8, 9.2.9, 9.2.10 Правил № 115 полагает, что подключать системы отопления и горячего водоснабжения, не владея полной информацией о состоянии внутридомовых инженерных систем, прошедших промывку, а в открытых системах промывку и дезинфекцию не имеет права.

Между тем Правила №115 направлены на урегулирование вопросов, связанных с подготовкой тепловых энергоустановок к началу отопительного сезона, и не регулируют правоотношения по предоставлению коммунальных услуг.

Кроме того, согласно пункту 9.2.10 Правил №115 подключение систем горячего водоснабжения, не прошедших промывку, а в открытых системах - промывку и дезинфекцию, не допускается. Следовательно, отсутствие акта гидравлических испытаний (опрессовка) не является основанием не допуска к эксплуатации системы горячего водоснабжения дома.

В силу пункта 9.2.12. Правил № 115 испытания на прочность и плотность оборудования систем проводятся ежегодно после окончания отопительного сезона для выявления дефектов, а также перед началом отопительного периода после окончания ремонта.

Согласно пунктов 9.2.17, 9.2.18 Правил № 115 выявленные в процессе эксплуатации неисправности устраняются немедленно или, в зависимости от характера неисправности, в период текущего или капитального ремонта. Текущий ремонт систем теплопотребления производится не реже 1 раза в год, как правило, в летний период и заканчивается не позднее чем за 15 дней до начала отопительного сезона.

При этом, как отмечает ООО «УК ЖКХ» в своем письме от 23.08.2017 №755 (вх. от 29.08.2017 №4091), теплоснабжающая организация ООО «Карелэнергоресурс» требовала проведение гидравлических испытаний системы горячего водоснабжения, при которых система выдержит опрессовку на 8 атм. В многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «УК ЖКХ», система горячего водоснабжения не выдерживает опрессовку 6-7 атм.

Доведение давления до пробного (+5 атм к рабочему) грозит разрывом трубопроводов в квартирах и, как следствие, залитием жилых помещений, в связи с тем, что у многих собственников произведена замена квартирных металлических трубопроводов и гибкой подводки, не рассчитанных на данное давление, без согласования с управляющей организацией.

По утверждению ООО «УК ЖКХ» представителю теплоснабжающей организации предлагалось отразить в акте приемки объекта (гидравлические испытания) результаты по каждому пункту проведения испытаний (отразить рабочее давление в системе горячего водоснабжение, отразить давление, на котором система не выдержала испытаний), однако представитель теплоснабжающей организации отказался вносить такие данные в акты и принимать работы.

Кроме того, ООО «УК ЖКХ» неоднократно указывало представителям ресурсоснабжающей организации на то, что в действующих нормативных правовых актах предусмотрены гидравлические испытания (опрессовка) трубопроводов горячего водоснабжения, которые в многоквартирном доме делятся на магистральные и стояки ГВС. Однако ресурсоснабжающая организация осуществляет прием опрессовки только целого многоквартирного дома, что влечет за собой длительный процесс проведения работ (использование ручного пресса для накачки давления требует значительной физической силы и длительного процесса повышения давления в системе горячего водоснабжения).

Необходимо отметить, что по утверждению ООО «УК ЖКХ» все многоквартирные дома, управление которыми осуществляет общество, были готовы к приему горячего водоснабжения, т.к. по состоянию на 15.05.2017 аварий на сетях горячего водоснабжения в многоквартирных домах теплоснабжающей организацией зафиксировано не было.

Таким образом, прекращение подачи горячего водоснабжения в мае - июне 2017 года с прекращение отопительного сезона связывалось ресурсоснабжающей организацией с необходимостью не позднее двух недель по окончании отопительного сезона проведения испытаний тепловых сетей на прочность и плотность. При этом не проведение управляющими организациями работ по промывке и опрессовке внутридомовых систем горячего водоснабжения работ в установленный срок связывалось ООО «Карелэнергоресурс» с невозможностью подачи горячего водоснабжения в свои сети.

Однако, в ходе анализа предоставленных в материалы дела сведений и документов установлено, что внутридомовые системы многоквартирных домов, обслуживаемых ООО «УК ЖКХ», были исправны, никаких ремонтных работ на них не производилось, а, следовательно, многоквартирные дома были готовы к открытию задвижек (заглушек, вентилей) для горячего водоснабжения абонентов. Вместе с тем, ООО «Карелэнергоресурс» не возобновило подачу соответствующего коммунального ресурса в запланированный срок, и срок проведения соответствующих работ превысил 14 дней.

Кроме того, как отмечалось выше ООО «Карелэнергоресурс» предполагало веерное отключение котельных, что, по мнению комиссии, свидетельствует о возможности веерного возобновления горячего водоснабжения многоквартирных домов г. Пудожа.

Необходимо также отметить, что Прокуратура Пудожского района с письмами от 20.11.2017 №07-02-2017 (вх. от 24.11.2017 №5507), от 02.12.2017 №07-02-2017 (вх. от 25.12.2017 №5924), а также ООО «УК ЖКХ» с письмом от 22.01.2018 №93 (вх. от 22.01.2018 №261) предоставили в материалы настоящего дела копии решения Пудожского районного суда от 05.10.2017 и апелляционного определения Верховного суда Республики Карелия от 05.12.2017 (вступившие в законную силу), принятых по заявлению Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в отношении ООО «Карелэнергоресурс».

В рамках указанного дела судом Пудожского районного суда были рассмотрены и проанализированы вопросы и доводы ответчика, аналогичные вышеприведенным.

При этом суд посчитал необоснованными доводы ООО «Карелэнергоресурс» о том, что отсутствие проведенных промывок и гидравлических испытаний внутридомовых сетей повлекло невозможность подачи коммунального ресурса, поскольку данные действия управляющие организации могли совершить в течение 15 дней после окончания отопительного сезона, то есть по истечении допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды (с даты фактического прекращения подачи горячего водоснабжения). При этом, несмотря на это, подача горячего водоснабжения в 14-дневный срок возобновлена не была.

Кроме того, судом было установлено, что также подтверждается материалами настоящего дела, график вывода в остановку котельных г.Пудожа для проведения работ по подготовке оборудования котельных и наружных сетей горячего водоснабжения к ОЗП 2017 -2018 г.г., разработанный ООО «Карелэнергоресурс», не соблюдался и отключение горячего водоснабжения по ряду котельных было произведено одномоментно с окончанием отопительного сезона. Указанный факт не оспаривался и в судебном заседании представителем ответчика, пояснившим суду, что в летний период времени в связи с ограничением электроснабжения, введенного электросетевыми организациями, котельные предприятия не могли быть запущены в эксплуатацию.

Кроме того, суд отметил, что ООО «Карелэнергоресурс» не представлено категоричных доказательств того, что поставляемая исходная вода является эпидемиологически небезопасной для ее использования. В частности, превышение наличия железа, окисляемости, превышение по показателям мутность и цветность исходной воды, по мнению суда, не может являться единственным и безусловным основанием для прекращения горячего водоснабжения на всей территории Пудожского района. При этом суд отмечает, что на протяжении всего периода осуществления производственной деятельности ООО «Карелэнергоресурс» использовало указанную исходную воду аналогичного качества. При прекращении подачи коммунального ресурса в виде горячего водоснабжения ответчик ни органам местного самоуправления, ни управляющим организациям не сообщил о полном прекращении горячего водоснабжения по мотиву несоответствия качества исходной воды, согласовав графики веерного отключения многоквартирных жилых домов от горячего водоснабжения для проведения планово - профилактических мероприятий (указанный график опубликован в официальном печатном издании Пудожского района РК «Пудожский Вестник» от 20.04.2017 № 15).

Пудожский районный суд также отметил, что не могут служить основанием для прекращения горячего водоснабжения доводы об ограничении электроснабжения котельных, используемых в производственной деятельности предприятия, поскольку наличие какой-либо задолженности за потребленную электрическую энергию, является результатом хозяйственной деятельности предприятия и возникающие споры хозяйствующих субъектов должны быть разрешены ими самостоятельно, не в ущерб потребителям коммунального ресурса.

По этим же основаниям суд оставил без удовлетворения и доводы ответчика о прекращении горячего водоснабжения и отсутствие горячего водоснабжения в настоящее время ввиду аварийности здания котельной № 1 в г. Пудоже.

С учетом изложенного, суд посчитал, что прекращение ООО «Карелэнергоресурс» подачи горячего водоснабжения населению на территории г. Пудожа свыше нормативного срока планово-профилактического ремонта не отвечает требованиям действующего законодательства и является незаконным, поскольку влечет ограничения прав добросовестных потребителей на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией РФ.

Верховный суд Республики Карелия согласился с выводами Пудожского районного суда  и апелляционным определением оставил решение от 05.10.2017  в силе, а жалобу ООО «Карелэнергоресурс» без удовлетворения.

С учетом вышеизложенного необходимо отметить, что пунктом 4 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции»запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе действия (бездействие) такие как, экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по данной статье необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав других лиц.

В соответствии со статьей 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

В соответствии Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утвержден приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, далее – Порядок) был проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по теплоснабжению и составлен аналитический отчет №03-15/196/16, в котором сделаны следующие выводы:

 - временной интервал исследования определен 2016 год – 8 месяцев 2017 года;

- продуктовыми границами товарного рынка определенны услуги по теплоснабжению;

- географическими границами вышеуказанного рынка приняты административно-территориальные границы Пудожского городского поселения.

- доля ООО «Карелэнергоресурс» на указанном рынке составила 100 %.

Следовательно, в соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» ООО «Карелэнергоресурс» занимает доминирующее положение на рынке услуг по теплоснабжению.

При таких обстоятельствах комиссия полагает, что основания для освобождения ООО «Карелэнергоресрс» от исполнения обязанности по подаче коммунального ресурса отсутствовали. Внутридомовые системы многоквартирных домов, обслуживаемых ООО «УК ЖКХ» и МУП «Пудожское ЖЭУ», были исправны, никаких ремонтных работ на них не производилось, некоторые системы ГВС были промыты в установленные графиками срок, а, следовательно, многоквартирные дома были готовы к открытию задвижек (заглушек, вентилей) для подачи тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения абонентам. Вместе с тем, подача соответствующего коммунального ресурса возобновлена не была, а запланированный срок проведения соответствующих работ превысил 14 дней, что свидетельствует о наличии в действиях ООО «Карелэнергоресурс» нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Следует отметить, что по информации ООО «Карелэнергоресурс» в 2017 году выручка от оказания услуги по теплоснабжению в границах Пудожского городского поселения составила 96 903 347,68 рублей, а выручка за оказание Обществом услуги по горячему водоснабжению в Пудожском городском поселении за 2017 год составила 7 882 673,73 рубля, за период с 29.05.2017 по 04.09.2017 - 495 663,54 рубля. При этом общество отметило, что поступления на расчетный счет общества за горячее водоснабжение за июнь 2017 года происходили с 07 по 09.11.2017, за август – 08.12.2017, а по состоянию на 25.09.2017 денежных средств в оплату за ГВС в границах Пудожского городского поселения от населения не поступало.

Основания для прекращения рассмотрения настоящего дела, предусмотренные статьей 48 ФЗ «О защите конкуренции», отсутствуют. 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции» комиссия Карельского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ООО «Карелэнергоресурс», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по теплоснабжению в границах Пудожского городского поселения Республики Карелия нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в прекращении горячего водоснабжения в многоквартирных жилых домах г. Пудожа в период проведения регламентных работ в 2017 году по окончании отопительного сезона 2016/2017 гг. на срок, превышающий максимально допустимую продолжительность перерыва горячего водоснабжения.

2.  Предписания ООО «Карелэнергоресурс» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать, в связи с его прекращением.   

3.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии                                                                               ***

 

Члены Комиссии                                                                                            ***

 

                                                                                                                          ***

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражном суде Республики Карелия.